«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.01.2019
Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях дополнительного образования. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство.
В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, новогодний концерт для воспитанников детс¬кого дома, выпуск газеты кружка для родителей, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров ( к различным праздникам, в том числе- «День Победы»), экологическая экспедиция по очистке территории двора, 2 корпуса школы, кабинета, поздравление и изготовление открыток для пожилых людей к их празднику, поиск героев, чьи имена и подвиги не известны в нашем городе («Мы наследники Победы»)— любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребёнку участие в деле, у него есть возмож¬ность только мотивировать ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги») — запрещено.
Социальное творчество в кружках дополнительного образования.doc
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования
и во внеурочной деятельности»
из опыта работы Нестеренко Н. М.
педагога дополнительного образования,
руководителя Образцовой шоугруппы
«Поющие Звёзды».
г. Джанкой, Республика Крым
МОУ лицей «МОК №2»
Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности;
созидательный процесс, направленный на преобразование и создание
качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество детей — это добровольное посильное участие
детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений,
преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой ребенко,
поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной
ответственностью перед группой сверстников,
об
щественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества,
могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений
между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации,
общественной поддержки представителей социально незащищённых слоев
населения, защиты и развития культурной и природной среды су
ществования
д.
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности
воспитательных результатов первого уровня
(приобретение
кружковцами социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы.
педагогом,
общества
т.
и
На достижение в социальном творчестве детей формирования позитивных
отношений ребенка к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом) нацелена форма коллективного творческого дела
(сокращённо — КТД).
В условиях общеобразовательного учреждения социальная
направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего
индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений,
успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает
пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и
познавательную активность, реализовывать свои личностные качества,
демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются
невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает
содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в
сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на
"незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
Еще одна отличительная черта социальной направленности
детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в
этой сфере ребята, обучающиеся в кружках, получают возможность
индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают
поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст
"ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в
процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в
равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным
школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия
школьника как "троечника" или "трудного".
Эмоциональная насыщенность еще одна особенность развития детей в
условиях дополнительного образования.
Ее важность объясняется
необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где
преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний
может привести к подавлению эмоциональнообразного восприятия мира,
столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам
как средство формирования целостной картины мира.
Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу
расширяет культурное пространство.
В контексте социального творчества социальная проба — это
инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных
взрослыми. Концерт для ветеранов, новогодний концерт для воспитанников
детского дома, выпуск газеты кружка для родителей, подготовка и рассылка
праздничных открыток для пенсионеров ( к различным праздникам, в том
числе «День Победы»), экологическая экспедиция по очистке территории
двора, 2 корпуса школы, кабинета, поздравление и изготовление открыток
для пожилых людей к их празднику, поиск героев, чьи имена и подвиги не
известны в нашем городе («Мы наследники Победы»)— любое общественно
полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет
принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать
ребёнку участие в деле, у него есть возможность только мотивировать
ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального
мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в
своём прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги»)
— запрещено.
Добиваться того, чтобы КТД (коллективные творческие дела)
превратилось в традицию кружка, педагог начинает постепенно, шаг за шагом.
1. й шаг. Делаем жизнь интереснее. Сначала руководитель кружка
придумывает и организовывает интересные для ребят дела. Тем самым
она формирует у них мнение, что внеурочная жизнь детей может быть
чрезвычайно привлекательной, а кроме того, формирует привычку к
тому, что в кружке должно всегда происходить чтото интересное.
2. й шаг. Ищем помощников. Время от времени для организации того или
иного дела педагог просит когото из ребят ей помочь, мотивируя это
тем, что у неё не хватает или сил, или времени, или фантазии. Сначала
она обращается персонально, втайне от ребят, и приглашает, как
правило, дружащих между собой одноклассников. После блестяще про
ведённого мероприятия педагог раскрывает «тайну» и при всех
благодарит своих помощников. Она просит всех поблагодарить этих
ребят. Им аплодируют, они смущаются, но им это, безусловно,
нравится. Затем она всё чаще открыто обращается к детям за помощью
— и... её помощники «выстраиваются в очередь». Занимаясь совместной
с кружковцами подготовкой того или иного дела, педагог старается
отдавать им творческую или организационную часть работы: придумать
вопросы к викторине, раздавать пособие…. Затем, если требуется,
вместе с ними доводит всё до ума. И обязательно после каждого
проведённого дела руководитель собирает своих помощников для того,
чтобы вместе с ними обсудить: что у них получились, что не
получилось, как и каких ошибок можно было избежать.
3. й шаг. Привлекаем ребят к планированию. На следующий год педагог
уже привлекает свой кружок к планированию основных
внутрикружковых дел на год. Теперь ребята знают: то, что происходит в
кружке, происходит во многом по их инициативе. Это, в свою очередь,
даёт руководителю кружка возможность предложить организовать
наиболее интересные для ребят дела их главным инициаторам. 4. й шаг. Оказываем помощь. Теперь уже настаёт очередь педагога быть
помощником детей в организации, проведении и анализе выбранных ими
дел. Основную же роль здесь играют они сами. Постепенно в классе
устанавливается традиция: часть общих дел организует руководитель,
попрежнему привлекая к этому одного двух помощников (например,
настроить видеоаппаратуру к началу занятия), а часть организуют сами
ребята, привлекая в качестве помощника педагога(например,
организовать совместный анализ проведённого ими концерта или
мероприятия).
Очень хорошо, если руководители кружков, педагоги дополнительного
образования проводили бы беседы и диспуты на такие темы:
Как я помогаю дома близким?
Нужна ли помощь твоим близким от тебя?
Мои обязанности дома.
Хороший ли я помощник по дому?
Хороший ли я хозяин в своем доме?\
Сколько стоит хлеб?
Что можно купить на 50 рублей?
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления
коллективных творческих дел? Это позитивная активность детей, причём не
зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере
чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а
«мы провели, решили, сделали»).
Для
создания ситуации успеха в кружках нужно использовать
гуманистическую направленность образовательного процесса с
использованием личностно ориентированного, индивидуального подхода во
взаимодействии с кружковцами и предполагает создание условий,
направленных на раскрытие и развитие способностей ребенка, его позитивную
самореализацию.
Творчество рассмотрено как деятельность включенная в
социокультурную среду ребенка, в которой он самореализуется на основании
общественных и личностных установок, где результатом становится как
созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
«Социальное творчество в кружках дополнительного образования и во внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.