СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
педагогпсихолог: Юдина О.Н.
1 слайд
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, в
процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально
личностного развития и воспитания дошкольников.
2 слайд
Социальноличностное развитие дошкольника, то есть формирование
отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов
и потребностей, становление его самопознания, – процесс довольно сложный,
требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во
взаимодействии ребенка с окружающим миром.
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому
стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для
ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему
наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с
окружающим – с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие
педагогические технологии, в том числе социоигровая.
3слайд
Что же такое социоигровая технология? Сам термин «социоигровой
стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась
статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где
автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики (Е.Е.
Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с
детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин
«социоигровая») и одновременно в каждой из них.
4 слайд
Один из авторов социоигровой технологии В. М. Букатов говорит: «У
социоигровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы
сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех
участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом
стиле…» 5 слайд
Социоигровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах,
позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать
возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших
проблем.
Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов
такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает
место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом
развивают).
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка
как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной
деятельности.
6 слайд
В рамках данной технологии перед педагогами ставятся такие
задачи:
помочь детям научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,
творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у
детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой,
с взрослым.
7 слайд
Общение детей в рамках данной технологии необходимо
организовывать в три этапа:
на первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети
учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается
собственная речь);
на втором этапе общение является целью – ребенок на практике
осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы
выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, то есть через
общение педагог обучает дошкольников.
Сущность социоигровой технологии подразумевает свободу действий,
свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой
технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не
должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой
обстановке общаются. Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных
правилах и условиях:
8 слайд
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще
называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и
развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в
пары и тройки, в старшем — по 56 детей. В таких группах есть естественная,
как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе
компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть
интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других.
Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих
возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.
Одним из непременных условий социоигровой технологии является
постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между
компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не
«другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно
менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера,
темперамента, поведения.
9 слайд
2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность,
а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети
выбирают сами и он должен постоянно меняться.
10 слайд
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой
мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют
с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на
полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
11 слайд
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы
детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для
всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с
помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое
задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
12 слайд 5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов
деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это
дает положительный результат в области коммуникации, эмоциональноволевой
сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по
сравнению с традиционным обучением,
способствует речевому,
познавательному, художественноэстетическому, социальному, физическому
развитию. Обучение происходит в игровой форме.
13 слайд
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип: «За 133 зайцами
погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он
мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только ктото
больше, ктото меньше.
Социоигровая технология строится на разных игровых заданиях для
детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 14 слайд
игрызадания для рабочего настроя;
игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения
которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей
друг с другом;
игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них
доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественноисполнительский результат.
15 слайд
Можно выделить следующие плюсы социоигрового стиля педагога:
отношение «ребенок – сверстники», педагог является равноправным
партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;
дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными
исполнителями указаний педагога;
дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры,
обсуждают проблему, находят пути ее решения;
дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль
слушающих);
общение детей происходит внутри микрогруппы и между микро
группами;
дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей,
а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и
нерешительность.
Таким образом, применение социоигровой технологии способствует
реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического
здоровья, формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у
дошкольников, а также позволяет повысить уровень познавательных и
творческих способностей у дошкольников.
Литература:
1. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных
умений у старших дошкольников. – М.: Издательство «Логос», 2012. – 190 с.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.:
Владос, 2013. – 56 с.
3. Букатов В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П. Возвращение к таланту. –
Красноярск, 2010. – 78 с.
4. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы дошкольного образования. –
М.: «Сфера», 2012. – 177 с.
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.