Совершенствование техники чтения
Этапы работы:
1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.
2.Изучение опыта учителей по данной теме.
3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках.
4.Анализ и подведение итогов.
Проработав в школе учителем начальных классов 27 лет, я убедилась, что чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой ПОДГОТОВКОЙ В школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы. Взяв за основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконин - Давыдова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, я разработала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.Совершенствование техники чтения
Этапы работы:
1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.
2.Изучение опыта учителей по данной теме.
3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках.
4.Анализ и подведение итогов.
Проработав в школе учителем начальных классов 27 лет, я убедилась, что чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой ПОДГОТОВКОЙ В школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы. Взяв за основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконин - Давыдова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, я разработала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
тех чтения.doc
Совершенствование техники чтения
Этапы работы:
1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.
2.Изучение опыта учителей по данной теме.
3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках.
4.Анализ и подведение итогов.
на формирование навыков осознанного,
Проработав в школе учителем начальных классов 27 лет, я убедилась, что чтение
основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития
интеллектуального потенциала ребёнка.
Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело
первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый
черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать.
Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой ПОДГОТОВКОЙ В школе:
одни читают по слогам, другие бегло, а третьи не читают совсем. Телевидение,
компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам
интерес к чтению вообще, а затем к чтению определённой литературы. Взяв за
основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконин Давыдова, Ш.А.
Амонашвили, С.Н. Лысенковой, я разработала разнообразные формы обучения,
направленные
выразительного
правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые,
коллективные формы работы.
Опиралась в основном на технологию Л.В. Занкова и совершенствования
общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева. Цели обучения мне видятся
в следующем:
активизировать познавательную деятельность учащихся через уроки чтения;
развивать интерес к чтению;
прививать интерес к художественной литературе. Исходя из этого Поставила,
задачи:
Обучение детей оптимальному чтению (к концу 4 класса 120 с/м);
Учить умению работы с текстом и с книгой;
Расширять знания учащихся об окружающем мире;
Развивать речь, мышление учащихся, нравственноэстетические чувства и
художественный вкус.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ моего опыта являются следующие положения:
обучение должно идти впереди развития;
системность и целостность содержания учебного материала;
включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной
сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
Большую роль в становлении навыка чтения играет мотивация побуждает
ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам
начинает видеть в ней друга и собеседника. Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими
впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в
которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища,
его ответа, могут дать советы.
В своей практике не скуплюсь на похвалы. В 1 классе применяю и
материализованные поощрения: медальки «Лучший чтец», «Самому читающему»,
«Так держать».
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения, устной и
письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он
хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет
овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.
В результате входной диагностики в начале обучения в классе выявляются три
группы учащихся, чтение которых имеет свои особенности. Поэтому использую
чтение по подобию; для развития фонетического слуха и артикуляции провожу
речевую зарядку, используя пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки.
Развитие памяти и обработка выразительности чтения проводиться на стихах
детских поэтов. Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было
интересно. Чтобы каждый ребёнок 2530 минут на уроке был занят чтением и
читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям,
в выборочном чтении и др. видах чтения.
Проводя опрос, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось
сравнивать, доказывать. Ведь достаточно бывает одного вопроса, который побудит
детей к активной работе мысли.
Чтобы повысить интерес к чтению, кроме традиционных форм осуществляю еще
и использование элементов драматизации и театрализации, конкурсы на
лучшего чтеца и т.д.
Всё это способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся, развитию
индивидуальных способностей учащихся.
Работая над резервами обучения чтению, я пользуюсь рекомендациями В.Н.
Зайцева. Это ежеурочные пятиминутные чтения, советы родителям, дети которых
читают, неохотно, использовать режим щадящего чтения. Для стимулирования
домашнего чтения выборочно читаем в классе интересный эпизод из книги и др.
Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником с его
прежними достижениями. У всех ребят есть личный листок учёта скорости чтения.
В нём отмечается дата проведения проверки и количество слов, прочитанных в
минуту. При этом сравниваем с результатами, полученными через неделю, через
месяц. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.
Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы
организации познавательной деятельности, как фронтальная и индивидуальная. При
этом парная форма оказывает помощь в коррекции знаний учащихся.
Оценивая деятельность учащихся, я руководствуюсь в основном
«Требованиями к урокам чтения в начальных классах по программе 14, М.
Просвещение» 1992 г. Динамика этой деятельности такова: с первых уроков я знакомлю детей с
требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Нормы техники чтения
для начальной школы представлены в таблице.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов
расширенного обучения.
КлассыВходной контроль 1 полугодие 2 полугодие
1
2
3
4
30 (40)
50 (60)
70 (80)
90100 (100 110)
30 (40)
50(60)
70(80)
40 (50)
60 (70)
80 (90)
Проверку динамики чтения и его качества веду регулярно. Проверяя технику
чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои
мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной
четверти, полугодия, учебного года.
Мотивация детей моего класса к чтению очень слабая. Дома возникают проблемы
с чтением. Категорически отказываются читать, поэтому техника чтения
оставалась на том же уровне. Во 2 классе я начала использовать методику Зайцева
В. Н., а именно ежеурочные пятиминутные чтения. Пятиминутки разнообразны,
например, нужно дочитать до определенного слова Лии предложения, пересказать
о чем прочитали. Использую ежеурочные чтения в течении всего года во 2 классе.
Техника по классу увеличилась. (см. таблица 1).
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы
каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в
комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах
чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику
пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса,
который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими
качествами, как сознательность, беглость, правильность.
Работа над техникой чтения
1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.
2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение
слов, им интересно читать.
3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно,
эмоционально.
4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого
ребёнка.
5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения
перед всем классом. 6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать
картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить
загадку, пословицу, поговорки.
7. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни
животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям
будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме
того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес
к чтению залог высокой техники чтения.
8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто
случается перед контрольными работами по этим предметам.
9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
10.Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
11.Во 23 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и
обсуждать вместе.
12.Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было
отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших
текстов.
13.Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях,
рассказывают о том, как бы они поступили сами.
14.Чаще надо проводить выборочное чтение.
15.Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем
классом, колонками, парами, по одному.
16.Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
17.Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
18.Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето»
куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их
портреты, рисунки.
Упражнения для развития техники чтения
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к
какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы
избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я
поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений,
направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы,
собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ
разделила на 3 группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на
отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1. Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение жужжащее.
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки.
6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 57 слов с
постепенным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый
текст.
10.«Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь
успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики
показывают слово, где остановился учитель.
11.«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и
заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12.«Прыжки». Чтение через слово.
13.. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
14.«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова в предложении.
15.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком
(начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и
др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом
несколько раз.
17.«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты.
По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18.«Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова
закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к
кадру.
19.«Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20.«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами
«спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21.«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно
считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они
должны ответить после окончания работы.
22.«Сканирование». За 2030 секунд ученики «пробегают» глазами текст в
поисках важной информации. Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3. Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов.
Упражнение длится не более 30 секунд.
5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от
начала до конца.
7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 12 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
той же интонацией.
10.«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно
увеличивая темп и силу голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтениепение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст
стихотворения или небольшого рассказа.
13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его
настроение.
14.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему либо голосу (старушки, ребенка,
слона и др.).
15.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки
голосом мышки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям без слов автора.
18.Инсценирование.
19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится
заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым
«диктором».
20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между
детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает
короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются
для краткого пересказа. 9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12.«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети
должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов,
газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на
листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 23 человек
восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить
кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15.Распространение предложений. В 12 классах по вопросам учителя, в 34 –
самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место
действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 23 фразы (одни и те же).
Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает посвоему. Затем рассказы
зачитываются и определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Минисочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в
зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо
видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией,
разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков
подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его
успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию
выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда
одно и то же задание выполняется в течение 12 месяцев.
Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.
Банк заданий постоянно пополняется. В следующем учебном году начатая работа
будет продолжена. Начиная со 2го полугодия 3го класса все учащиеся имеют тетради для записей,
рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают
зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи
вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к
чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.
Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о
животных, стихи о своих семьях.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие
познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами
организации учебной деятельности:
Урокигра;
Уроквикторина;
Урокпутешествие;
Урокзачёт;
Уроктестирование;
Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3
классе– урок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов
“Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).
Использование межпредметных связей положительно сказывается на идейно
тематическом анализе произведения.
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению,
привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих
уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и
доступной по содержанию литературы.
В 4м классе активно работаем с детьми с книгой “Родничок” (сост. М.Барабанов,
Г.Губанов). дополнительно читаем рассказы Н.Носова, .Пришвина, сказки
А.С.Пушкина. На внеклассных занятиях провожу КВН по сказкам А.С.Пушкина,
конкурсы по русским народным сказкам, литературные игры по произведениям
Маршака, Михалкова и т.п.
Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских
собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:
Где ребёнок берёт книги?
Какую книгу читает он сейчас?
Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?
Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому
чтению, как привить интерес к книге:
читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
читайте перед сном.
Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы
организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.
Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4х классах
(взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком
пересказе, при чтении диалогов, стихотворений. Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над
большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у
каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его.
С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи
учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и
театрализации.
Результаты своей работы 3а 3,5 года привожу в таблице. Там мы видим учеников,
имеющих темп чтения ниже нормы (Карагеоргий Д., Анциферов А.), что
отражается на среднем темпе чтения по классу. Но, большая часть школьников
укладывается в нормы чтения. Есть дети, читающие выше нормы (Горева К.).
Анциферов А.
Горева Ксения
Карагеоргий Дм.
Костенко Иван
Кошелюк Ал.
Пестова Дарья
Фирсова Алена
Хамидова Парви
Хамидова Парво
Сред. темп по
кл.
Нормы техн. чт.
Конец 1
кл.
22
40
23
28
51
43
38
42
32
Начало 2
кл.
15
55
16
27
54
45
29
37
40
1 пол. 2
кл.
25
60
22
45
61
55
42
50
50
Конец 2
кл.
35
68
30
54
70
62
50
62
65
Начало 3
кл.
25
80
27
60
72
65
55
67
75
1 пол. 3
кл.
38
107
32
65
75
73
59
72
85
Конец 3
кл.
45
115
39
70
82
85
70
80
91
Начало 4
кл.
40
108
38
70
82
91
68
75
91
32
40
35
40
47
50
58
60
58
60
69
70
79
80
78
80
1 пол. 4
кл.
50
135
40
89
90
95
86
90
110
88
90
На графике мы видим, что линия среднего темпа по классу (синяя линия)
движется вверх, не стоит на одной точки, что говорит о положительной динамике в
чтении. В конце 4 класса линия среднего темпа класса практически сравнялась с
линией нормы чтения для начальных классов. Что приближает нас к достижению
цели, а именно к концу 4 класса достигнуть высоких результатов.
Упражнения для обучения чтения.
PАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ. Эту работу полезно начать с упражнений, развивающих речевой аппарат.
Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок,
чистоговорок, упражнений в чётком чтении образца, строфы.
Образцы скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка.
Саша шапкой сшиб шишку.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
От топота копыт пыль по полю летит.
Kроме чистоговорок и скороговорок, с целью выработки правильного
произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из
предложенного для работы в классе и дома текста.
Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами используют
отработку сочетаний гласных и согласных.
Начинают упражнения с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, И, э.
Учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем в
сочетаниях: а у, а о, ы И, Э а, и о и т.Д. Это упражнение развивает
подвижность речевого аппарата.
После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и
согласных: ба, 60, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви И т.Д.
Практически разминки на уроке проводятся таким образом: на доске
выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение
проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.
Далее проводится чтение различного рода сочетаний гласных, например: а о у и э, а
и у о э; согласные: з с ж, ш ж с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.
Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация,
портфель. В январе, в январе много снегу во дворе.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка
правильного чтения.
C этой целью даются для чтения на определённое время слова и словосочетания.
Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода,
водный; белый, бельё; родина, родной; сочетаний существительного с
прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем,
но с одинаковыми окончаниями: чистота частота, девушка дедушка, булка
белка).
Для упражнений используются разные части речи. Ошибки предупреждаются
рядом упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом,
громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано.
Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие
структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем: зелёный
зеленел зазеленела; бодрый ободрился приободрился; сельское хозяйство
хозяйственный сельскохозяйственный. Ошибочно прочитано может быть
непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение поясняется учителем.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших
абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и
способствуют расширению поля чтения учебника и вместе с тем улучшают память,
внимание.
Слова даются несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из
трёх, потом подключают два слова, постепенно доводя восприятие до 1012 знаков,
например: пришла зима; друг дружеский; сильный, смелый;
ученье
ученый
ученик
вьюга, метель, позёмка, буря.
Чтение вот лучшее учение.
«Пирамидку» строят из слов произведения, которое читалось (упражнение
вводится при проверке домашнего задания), или используется текст нового
рассказа (при подготовке его к чтению).
Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводится
упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри
сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст
рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром
темпе.
Разумеется, упражнения проводятся не часто формально, а с опорой на
смысловой анализ текста.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение
угадывать последующий текст.
С целью чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также
предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится
упражнение «губы».
Для развития языковой догадки с момента перехода к чтению связных текстов
вводится упражнение «УГАДАЙ» . Учитель раздаёт карточки с предложениями, в
которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, учитель
побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.
Мы с папой сегод... (ня) пош... (ли) в КИ... (но).
Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (56
букв) предназначено упражнение «ФОТОГЛАЗ». На прозрачной плёнке пишутся
столбцы четырёх , пяти и шестибуквенных слов, которые показываются по
одному; время предъявления каждого слова фиксируется. Для контроля после
каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такоето слово.
При этом названное слово в данном десятке может и отсутствовать.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в
зависимости от содержания) используется упражнение «БУКСИР». Учитель
громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее
намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же
текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются
изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и
структурной самого текста. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе
возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагается
упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном
режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с
чтением в слух.
Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.
Для развития внимания и его тренировки применяют и другие упражнения:
«СРАВНИ»
Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости
чтения). Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 12 раза в
неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают
эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение
активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в
том, что труд приносит успехи»;
чтение «СПРИНТ»
На максимальной скорости, читая про себя, требуются найти ответы на вопросы.
При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель
упражнения: тренировка в скорочтении.
Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать
начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к
ним возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность
проверяется по тексту правой стороны, которая отрывается.
Антиципация частей предложения:
Он сам во всём ... виновен
Дверь была... открыта, закрыта
Солнце уже ... взошло, зашло
Весь день шёл ... снег, дождь
Антиципация частей поговорок:
Сдал дело ... Лучше поздно ...
Тише едешь ... Мал золотник ...
Дал слово ... Семь раз отмерь ...
Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены
слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют
их в классе, участвуя в диалоге с товарищем.
Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она
обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.
Литература, изученная в процессе работы над темой:
1. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
3. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
4. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. 6. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
7. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых
зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.