СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗОВОЙ СТРУКТУРЫ ГРЕБКА

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы. В исследовании использовались следующие методы: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, антропометрия, расчетные методы, подводная фотоциклография, методы математической статистики. В эксперименте приняли участие 25 пловцов младшего школьного возраста, которые были разделены на две группы: контрольную (12 человек) и экспериментальную (13 человек). Плавательная подготовка всего исследуемого контингента перед началом эксперимента была на нулевом уровне.
Иконка файла материала 1345.doc
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ  НА  ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗОВОЙ СТРУКТУРЫ ГРЕБКА Введение.  Современное спортивное плавание  представляет собой комплекс   используемых новейших   средств   и   методов, высококвалифицированными специалистами с целью достижения высокого результата.   приемов   и   методик, При нынешней плотности результатов на первое место наряду с тактической, психологической и физической подготовками выходит и техническая подготовка, которая рассматривается как один из резервов дальнейшего повышения спортивных результатов (Д.Ф. Мосунов, 1992; В.А. Аикин, 1997; В.Н. Платонов 2000 и др.). Учитывая тот факт, что руки   являются   основным   движителем   в   кролевидных   способах   плавания,   возникает необходимость исследования внутренней структуры гребка и выявления предпосылок к ее рациональному   формированию.   До   настоящего   времени   отсутствует   единство   мнений относительно   фазовой   структуры   гребка   (В.Т.   Гринев,   1977;   Ю.И.   Костюк,   1981;   Л.П. Макаренко, 1983; Р.Б. Хальянд с соавт., 1986 и др.). Большинство исследований фазовой структуры гребка проведено на квалифицированных  пловцах, в то время как исследований структуры   гребка   у   новичков   проведено   крайне   мало   (С.П.   Шушаков,   1993;   А.И. Погребной, 1997; Е.Г. Магряничева, 1998). Все вышеизложенное и предопределило цель настоящего исследования – выявить особенности направленного воздейстия на фазовую структуру гребка и возможности ее корректировки. методы     Методы. В исследовании использовались следующие методы: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, антропометрия, расчетные методы, подводная фотоциклография,   В эксперименте приняли участие 25 пловцов младшего школьного возраста, которые были разделены на две группы: контрольную (12 человек) и экспериментальную (13 человек). Плавательная  подготовка всего  исследуемого  контингента перед началом эксперимента была на нулевом уровне. математической статистики.   Занятия в контрольной группе (КГ) проводились по общепринятой методике (7) с использованием упражнений стандартного характера. В занятия экспериментальной группы (ЭГ) помимо общепринятых упражнений водились упражнения с целью воздействия на отдельные фазы гребка: захват, подтягивание, отталкивание, завершение. В основе этих упражнений лежало  выполнение  опорного гребка с различными положениями  туловища (лежа на груди, на спине,  группировке), с различными положениями рук (впереди, внизу, у бедер), ног (фиксирование  на бортике, с партнером, с попеременными движениями).  С целью   достижения   наибольшего   эффекта   применяемых   упражнений   использовались лопатки   различной   площади:   большой,   средней,   малой.   Упражнения   выполнялись   с различной   интенсивностью   и     различном   объеме     соответствии   с   уровнем   подготовки занимающихся.   На   контрольных   занятиях   регистрировались   темп,   «шаг»,   скорость плавания.   С   целью   получения   наиболее   достоверной     информации   об   изменениях структуры   гребка   производили   подводную   фотосъемку:   первый   раз   –   после   овладения занимающимися способа кроль на груди, второй – через три года тренировочных занятий. Результаты   исследования.  Как   показали   результаты   исследования,   после прохождения   этапа   подготовки   у   исследуемых   обеих   групп   были   зарегистрированы изменения в структуре гребка. Однако эти изменения носили различный характер. Так, показатель продолжительности фазы захвата увеличился  у 45,4% пловцов обеих групп. Продолжительность   фазы   подтягивания   увеличилась   у   36,4%   мальчиков экспериментальной   группы,   в   то   время   как   72,7%   мальчиков   контрольной   группы   ее уменьшили.   Продолжительность   выполнения   фазы   отталкивания   повысили   36,4%спортсменов ЭГ, а тот же процент спортсменов КГ данный показатель снизил. Повышение продолжительности   фазы   завершения   было   зарегистрировано   у   81,9%   пловцов   КГ,   а   у 54,5% пловцов ЭГ – снижение этого показателя. Также изменилась и общая протяженность траектории   движения   кисти   при   выполнении   подводной   части   гребка   –   у   63,7% испытуемых ЭГ этот показатель повысился, в то время как в КГ этого не наблюдалось. В фазах  гребка  пространственные   показатели   также  изменились.   В  фазе  захвата  у  45,5% мальчиков  обеих групп протяженность траектории  стала  меньше. В фазе подтягивания 81,8% пловцов ЭГ и 45,4% пловцов КГ повысили данный показатель, однако 45,4% пловцов его   снизили.   В   фазе   отталкивания   72,7%   спортсменов   ЭГ   повысили   протяженность траектории движения кисти, а в КГ 72,7% спортсменов ее уменьшили. В фазе завершения протяженность траектории движения  кисти увеличилась у 45,4% исследуемых ЭГ и 63,6% исследуемых КГ. Скорость движения кисти, как пространственно­временной показатель, в фазе   захвата   снизилась   у   63,6%   пловцов   ЭГ   и   54,5%   КГ     по   сравнению   с   первым тестированием. В фазе подтягивания данный показатель повысили 63,6% спортсменов ЭГ и 45,4% спортсменов КГ. Скорость движения кисти в фазе отталкивания повысили 90,9% пловцов ЭГ,   то время как в КГ 81,8% пловцов ее снизили. В фазе завершения 54,5% мальчиков ЭГ повысили скорость движения кисти, в  то время как в КГ 72,7% мальчиков ее снизили. Средняя скорость движения кисти у 63,7% исследуемых ЭГ повысилась, а у 72,7% исследуемых КГ снизилась. Данные изменения, произошедшие в фазовой структуре гребка   исследуемых   обеих   групп,   предопределили   уровень   спортивного   результата   в экспериментальной группе – среднегрупповой показатель скорости плавания к окончанию третьего года подготовки был на 15% (р<0,05) выше, чем  контрольной. Обсуждение.  Таким образом, воздействие на внутреннюю структуру гребка путем   применения   специальных   упражнений   позволяет   изменить   основные   ее характеристики, добиваясь качественного выполнения подводной части гребка. Результаты исследования позволили установить, что, корректируя технику выполнения гребка в фазах подтягивания и отталкивания, являющихся основными, возможно   достаточно короткие сроки сформировать тот или иной вариант техники плавания у учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Кроме того применение в процессе совершенствования техники плавания упражнений, направленно воздействующих на отдельные фазы гребка и фазовую структуру и в целом, способствуют повышению спортивного результата и эффективной реализации скоростных возможностей юных пловцов. Литература. 1.   Аикин   В.А.   Общие   закономерности   дифференцированного   обучения биомеханическим   элементам   техники   плавания   в   возрасте   7­17   лет:   Автореф.   дисс… докт.пед.наук. –Омск. 1997. –47 с. 2.   Гринев   В.Т.   Экспериментальное   исследование   эффективности   гребка, методики оценки и совершенствования  техники спортивного плавания:  Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – М., 1997. – 22 с. 3.   Костюк   Ю.И.   Совершенствование   спортивно­технического   мастерства   в плавании на основе анализа движений пловцов и переноса навыка: Атореф. дисс.. канд. пед. наук. – Малаховка, 1981. – 21 с. 4. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288с. 5. Маряничева Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного озраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – Краснодар, 1998. – 156 с. 6.   Мосунов   Д.Ф.   Дидактические   основы   совершенствования   двигательных действий спортсмена (на примере плавания): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. – СПб, 1992.7.   Плавание:   Методические   рекомендации   (ученая   программа)   для   детско­ юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва/Ком. Российской Федерации по физической культуре. – М., 1993. – 234 с.