Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Детсад
05.03.2018
данная тема актуальна в связи с введением ФГОСТ. Отлаженная работа учителя-логопеда и воспитателя способствует снижению нарушений в речевом развитии.Так же к процессу взаимодействия активно должны подключаться и другие специалисты садика: педагог-психолог,инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.Только тогда работа будет эффективна.
совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя октябрь 2017 год.docx
Совместная деятельность учителялогопеда и воспитателя.
Е.В.Гаврилова, учительлогопед. г.Далматово
Тема совместная деятельность учителялогопеда и воспитателя в
образовательном процессе совсем не нова. Но на наш взгляд она не потеряла
своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с ФГОСТ ДОО и новым
законом об Образовании.
Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первой
ступенью образования.
На современном этапе развития дошкольного образования большое
внимание уделяется созданию условий для успешного перехода воспитанника
с дошкольной ступени на школьную. Одна из проблем, затрудняющих данный
процесс, связана с отсутствием конструктивного взаимодействия педагогов и
специалистов ДОО.
Процесс взаимодействия в условиях современного ДОО должен быть
отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимание интересов
и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание
совместных программ для оптимизации развития воспитанника).
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного
образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать
речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников
педагогического процесса.
В нашем ДОУ функционирует логопункт. Коррекцию речи осуществляет
была
учительлогопед,
более эффективной, к этому процессу активно подключаются педагоги
работа
чтобы
эта
но Учреждения. Взаимодействие учителялогопеда со специалистами ДОУ
осуществляется в следующем:
1. Учительлогопед и педагогпсихолог (психологическая диагностика,
психологическая коррекция, определение психологической нагрузки,
подготовка консилиумов);
2. Учительлогопед и воспитатель (педагогическая диагностика,
составление и реализация индивидуальных программ развития,
реализация образовательных программ, участие в ПмПКонсилиумах);
3. Учительлогопед и музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре(реализация возрастных и индивидуальных
особенностей детей в различных видах деятельности).
Совместная деятельность учителялогопеда и воспитателя особенно важна
в ДОО, т.к. каждый из нас знает, насколько эффективной может быть работа в
команде, если все её участники понимают свои задачи, оценивают
возможности и нацелены на результат.
Совместная деятельность учителялогопеда и воспитателя организуется в
соответствии
следующими
целями:
со
– повышение эффективности коррекционнообразовательной работы;
– оптимизация организационных аспектов коррекционнопедагогической
деятельности учителялогопеда и воспитателей,
на воспитанника.
Работа учителялогопеда в общеобразовательном дошкольном учреждении
по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается
от работы учителялогопеда речевых групп. Это связано в первую очередь с
тем, что учительлогопед на логопункте встраивается в общеобразовательный
процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых группах.
Работа учителялогопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для
работы логопунктов, то учительлогопед в своей работе должен опираться и
владеть современными технологиями. Отсутствуют требования к организации совместной деятельности учителялогопеда и воспитателей в нормативных
документах и методической литературе. Нет четкого деления функций между
воспитателем и учителемлогопедом. Невозможно взаимопосещение занятий
лишены
учителемлогопедом
специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми,
Воспитатели
воспитателем.
и
и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты
коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
Совместная коррекционная работа в нашем ДОУ предусматривает решение
следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Взаимосвязь между учителемлогопедом и воспитателем строим по
следующим направлениям работы:
1. Диагностическая работа (воспитатель сообщает учителюлогопеду
результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах
деятельности; историю его раннего речевого развития и условия
общего
семейного
диагностику
проводит
воспитания;
развития.Учительлогопед проводит ежегодное комплексное
логопедическое обследование всех детей).
2. Коррекционная работа (Воспитатель осуществляет контроль за речью
детей во время НОД и во время режимных моментов; занимается
развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по
автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию
грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и
слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для
оптимизации коррекционного процесса.Учительлогопед оказывает
воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой
работы по развитию речи). 3. Профилактическая работа (профилактическая работа в ДОУ
необходима дошкольникам для естественного и своевременного
развития речи. Основная цель этой работы создание воспитателями
такой предметной среды, которая способствовала бы максимально
полному раскрытию потенциальных речевых возможностей
воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Организация развивающей предметнопространственной среды, а также
повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования
речевых недостатков составляют основное содержание деятельности
Учитель
воспитателя в рамках профилактического направления.
логопед отслеживает соответствие развивающей предметно
пространственной среды возрастным потребностям детей, дает
рекомендации воспитателям по ее обогащению.
В нашем дошкольном учреждении учителямилогопедами разработан:
логопедический всеобуч для педагогов «Учимся говорить правильно». Цель:
установить сотрудничество учителялогопеда и педагогов ДОУ в вопросах
коррекции развития речи детей. Задачи: 1.Повысить педагогическую
грамотность среди педагогов. 2.Обучить методам и приемам по коррекции
звукопроизношения. Участники: педагоги Учреждения, воспитанники,
родители. Формы организации : консультация, круглый стол, семинар
мастеркласс.
практикум,
воспитателя,
защита
опыта
Представленная система взаимодействия учителялогопеда и воспитателя
в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на
повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно
ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.
Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по
преодолению речевых дефектов может явиться только совместная,
взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения. Новые требования, которые введены закондательством в понимании
работы учителялогопеда на современном этапеэто перестроить свою
деятельность со знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к
организации собственной работы.
В этих изменяющихся условиях нам учителямлогопедам дошкольного
образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в
широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
Недавно в своей работе стала использовать такую форму работы как —
Лэпбук. Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в
виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук — это такая самодельная книжка —
раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными
деталями. В ней собирается материал по какойто определенной теме. При
этом готовый лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап
работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе
работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями
делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки
и другой материал для игр. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены
игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш], но и
задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза,
просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком
способствует обогащению словарного запаса,
развитию мышления,
зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.