"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"
Оценка 4.6

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2017
"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"
Введение……………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретический анализ современного состояния и основных тенденций развития преступности несовершеннолетних 1.1. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………… 7 1.2. Детерминанты проявления преступного поведения несовершеннолетних……………………………………………………… 15 1.3. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в России…………………………………………… 23 Глава II. Экспериментальные основы исследования основных тенденций развития преступности несовершеннолетних 2.1. Комплекс методик диагностики склонности к преступному поведению несовершеннолетних ……………………………………….. 34 2.2. Коррекционно-развивающая программа по снижению криминальной мотивации несовершеннолетних ….…………………… 42 Заключение…………………………………………………………………. 46 Список литературы………………………………………………………… 49 Приложения
Бондаренко Людмилы.doc
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский  государственный педагогический институт» Факультет заочного обучения Кафедра воспитания, социализации и развития личности КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Методы психологического мониторинга, оценка риска и ресурсов психологического и социального развития несовершеннолетних» Тема: «Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних» Студентка 4 курса группы 4 ППДП факультета заочного обучения специальность: 050407.65 Педагогика и  психология девиантного поведения     Бондаренко Людмилы Анатольевны Научный руководитель:  к.пед.н., доцент кафедры воспитания,  социализации и развития  личности Катилевская Юлия Александровна Оценка «__________________» 2 Ставрополь, 2016 3 Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 Глава  I.   Теоретический   анализ  современного   состояния   и   основных тенденций развития преступности несовершеннолетних 1.1.  Психологическая   характеристика   личности   несовершеннолетних   Детерминанты   проявления   преступного   поведения правонарушителей………………………………………………………… 7 1.2. несовершеннолетних……………………………………………………… 15 1.3.  Современное   состояние   и   тенденции   преступности несовершеннолетних в России…………………………………………… 23 Глава  II.   Экспериментальные   основы  исследования   основных  Комплекс   методик   диагностики   склонности   к   преступному тенденций развития преступности несовершеннолетних 2.1. поведению несовершеннолетних ……………………………………….. 2.2.  Коррекционно­развивающая   программа   по   снижению 34 криминальной мотивации несовершеннолетних ….…………………… 42 Заключение…………………………………………………………………. 46 Список литературы………………………………………………………… 49 Приложения 4 Введение Актуальность   исследования.  В   последнее   время   в   структуре преступности   резко   обозначилась   проблема   преступлений,   совершаемых несовершеннолетними   лицами.   Темпы   роста   их   участия   в   противоправных действиях   стали   опережать   взрослую   часть   преступников.   Разумеется, многочисленные   проблемы   современного   общества   не   могли   не   оказать сильного   влияния   и   на   несовершеннолетних,   которые   в   социальном   и экономическом плане находятся в положении «слабейших» членов общества. В условиях обострившихся социальных проблем, связанных с падением жизненного   уровня,   углубляющимся   расслоением   общества,   распадом системы   трудоустройства,   низким   финансовым   обеспечением образовательных   и   спортивно­оздоровительных   учреждений,   подростки   все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Рост подростковой преступности зафиксирован практически во всех регионах страны. При этом, самым   тревожным   является   то,   что   наряду   с   увеличением   традиционных видов   преступлений   (кражи,   разбои,   грабежи,   умышленное   причинение тяжкого вреда здоровью), увеличивается число убийств и покушений на них, все чаще проявляются организованные формы преступности, т.е. те явления, которые   считались   не   характерными   для   несовершеннолетнего   возраста. Процессы развития подростковой преступности, к сожалению, в ближайшей перспективе   будут   в   значительной   мере   определять   воспроизводство преступности в целом. Среди   факторов,   создающих   эти   тенденции,   следует   выделить   также увеличение   числа   несовершеннолетних,   оказавшихся   без   надлежащего родительского попечения, находящихся в зоне криминального влияния внутри семьи или ближайшего бытового окружения, а также в сфере досуга. 5 В работах отечественных криминологов А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Н.И.   Ветрова,   А.И.   Долговой,   В.П.   Емельянова,   В.Д.   Ермакова,   Е.С. Жигарева, В.Г. Козюля, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лишвинова, В.В. Литвинова, В.В.   Лунеева,   А.И.   Миллера,   Г.М.   Миньковского,   В.В.   Панкратова,   В.П. Ревина, А.Б. Сахарова и др. рассматривались криминологические проблемы борьбы   с   преступностью   несовершеннолетних.   Однако   эти   работы   были посвящены криминальной ситуации прошлых лет. Сложившаяся   в   последние   годы   в   России   криминогенная   обстановка имеет   качественно   новую   характеристику,   как   по   масштабам   преступных проявлений, так и по степени их негативного влияния на основополагающие процессы   жизнедеятельности   граждан,   общества   и   государства,   требует научного осмысления и криминологического исследования. Большинство   прикладных   исследований   в   области   противоправного поведения несовершеннолетних лиц таких авторов, как М.Л. Алемаскин, З.А. Астемиров,   А.А.   Бодолев,   Л.И.   Божович,   Л.М.   Зюбина,   И.С.   Кон,   А.И. Кочетов, Э.Г. Костяшкин, В.И. Куфаев, Н.Д. Левитов, Н.Ф. Маслова, Т.П. Медведев,   И.А.   Невский,   А.Р.   Ратинов,   Л.Г.   Согатовская   и   др.   также относятся   к   советскому   периоду.   Поэтому   обращение   к   названной   выше проблеме   в  нынешних   реалиях   функционирования   российского   общества   с присущими   именно   в   данный   период   исторического   развития   государства чертами и особенностями преступности несовершеннолетних является, на наш взгляд, актуальным и научно значимым исследованием. Исходя   из   этого,  целью   исследования  является   теоретическое осмысление   и   конкретизация   основных   тенденций   развития   преступности несовершеннолетних в условиях современного общества. Объектом   исследования  являются   особенности   личности несовершеннолетних   правонарушителей,   а   его  предметом   –  современные тенденции развития преступности несовершеннолетних. 6 В соответствии с целью, объектом и предметом было сформулировано теоретическое предположение, ставшее гипотезой исследования – к основным тенденциям   развития   преступности   несовершеннолетних   в   условиях современного общества относятся: ­ высокий удельный вес совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений;    ­   расширение   сферы   криминальных   интересов   несовершеннолетних: сохранение преимущественно корыстной и насильственной направленности;   ­   повышение   криминальной   самостоятельности   и   инициативности несовершеннолетних преступников;    ­   устойчивый   рост   показателей   повторной   преступности несовершеннолетних;  ­  феминизация преступности несовершеннолетних;    ­ увеличение   доли   несовершеннолетних преступников, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.  Для   доказательства   выдвинутого   предположения   были   поставлены следующие задачи исследования: 1. Осуществить   теоретический   анализ   качеств   личности несовершеннолетних правонарушителей. 2. Определить   основные   детерминанты  проявления   преступного поведения несовершеннолетними. 3. Теоретически   систематизировать   основные   тенденции   развития преступности несовершеннолетних в условиях современного общества.  4. Структурировать   комплекс   методик  диагностики   склонности   к преступному поведению несовершеннолетних. 5. Составить  коррекционно­развивающую   программу   по   снижению криминальной мотивации несовершеннолетних. Теоретико­методологическую основу исследования составили:  ­  криминологические исследования преступности несовершеннолетних, выполненные   А.И.   Долговой,   Т.М.   Дроздовым,   В.Д.   Ермаковым,   Г.И. 7 Забрянским,   М.С.   Крутером,   Э.Б.   Мельниковой,   Г.М.   Миньковским,   В.А. Плешаковым,   А.А.   Примаченок,   В.П.   Ревиным,   В.Я.   Рыбальской,   С.Л. Сибиряковым, И.Г. Скурту, Н.И. Трофимовым и др. ­   методология   структурно­функционального   анализа   социальных процессов   в   трудах   Э.Дюркгейма,   Р.Мертона,   А.Коэна,   Э.Сазерленда, Н.Смелзера,   Э.Шура,   а   также   российских   учёных   В.С.Афанасьева, Я.И.Гилинского, Г.М.Миньковского.   ­   концепции   личности   несовершеннолетних   правонарушителей  П.Г. Бельского, Л.И. Божович, Г.Г. Бочкарева, Г.М. Миньковского. В   работе   применялись  методы  теоретического   анализа социологической,   криминологической   и   психологической   литературы, направленные на детальное изучение исследуемой проблемы; анализа работ отечественных и зарубежных ученых. Курсовая   работа   состоит   из   введения,   двух   глав,   содержащих   5 параграфов,   заключения,   списка   литературы,   приложений.   Общий   объем работы – 52 страницы. Список литературы включает 37 источников. 8 Глава  I. Теоретический анализ современного состояния и основных тенденций развития преступности несовершеннолетних Психологическая   характеристика   личности   несовершеннолетних правонарушителей Личность – носитель правовых, нравственных, эстетических норм своего общества.  Эти   нормы   можно   выполнять,  бороться   за   них   или,  наоборот, нарушать [24]. Специалисты­психологи делают вывод о том,  что психическое развитие детей   происходит   неравномерно.  В   нем   наблюдаются   периоды   медленных, постепенных изменений,  когда ребенок на протяжении длительного времени сохраняет одни и те же основные черты психического облика. В   соответствии   же   с   возрастной   периодизацией,   предложенной   В.Л. Васильевым, все несовершеннолетние делятся на шесть возрастных групп: 1. Первая группа, относящаяся к младенческому возрасту (от момента рождения до одного года), не рассматривается. 2. Следственной и судебной практике известны редкие случаи допроса детей второй возрастной группы, относящейся к раннему детству (от одного года   до   трех   лет).   Допросы   таких   детей   в   ряде   случаев   целесообразно заменить   беседой   или   опросом   малолетнего   с   целью   быстрого   получения информации о личности преступника и т. п. 3.  При   допросе   несовершеннолетних   третьей   группы,  представляющей дошкольный возраст  (от  3  до  7  лет),  следует учитывать,  что эти дети при восприятии   действительности   плохо   разбираются   в   причинных   связях, сложное   событие   воспринимают   не   целиком,  При воспроизведении наблюдавшегося события дети этой группы более подробно  а   фрагментарно. 9 описывают   второстепенные   его   стороны,  дополняют   фантазией   увиденное, легко поддаются влиянию старших в силу большой внушаемости.  С такими детьми   следует  проводить   беседу   в  игровой  форме,  попросить  что­нибудь изобразить [9]. Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет.  В этом возрасте ребенку легче что­либо узнать  (в смысле  —  опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Но следует отметить, что не у всех детей данной группы развито воображение.  М.М.  Коченов и Н.Р.  Осипова, наоборот,  что   повышенная   склонность   к   фантазированию   у  считают, малолетних свидетелей встречается не очень часто, так как воображение – это способность   представлять   отсутствующий   или   реально   не   существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им [11]. Содержание и продуктивность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, его также следует учитывать, оценивая показания малолетнего свидетеля. 4.  При   допросах   детей   четвертой   возрастной   группы  –  младшего школьного   возраста  (от  7  до  11  лет)   —  отмечаются   навыки   осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирования системы взаимосвязанных   понятий,  а   также   появляется   практический   опыт общественных отношений и морального поведения.  В период между  7  и  10 годами у детей происходят глубокие изменения в сознании, мышлении и речи, заметно   обогащается   словарный   состав,  появляется   способность   с   учетом приобретенного   опыта   объяснения   происходящих   событий,  формируются навыки   последовательного,  логически   стройного   их   изложения   с   большей детализацией. Воображение становится реалистичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя подростки до 14 лет не способны логически восстановить событие,  выделить в нем главное. В этом возрасте, примерно 8 ­ 10 лет, в разговоре с ними можно апеллировать к их 10 чувству   долга,   к   осознанию   того,   что   человек   должен   быть   честным, правдивым. Дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии   отличить   главное   от   второстепенного,   а   отсутствие   жизненного опыта   склонны   дополнять   воображением.   Они   хорошо   воспринимают предметы   и   события,   которые   им   близки   и   их   интересуют.   Об   этих наблюдениях они могут дать объективную информацию в случае хорошего психологического контакта с ними при умелом допросе. 5. У детей пятой возрастной группы – подростковой (от 11 до 15 лет) при допросе отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми. Но могут возникать различные противоречия, между мировоззрением подростка и следователя, между сформированностью правосознания.   Для   этого   возраста   порой   характерны   излишняя самоуверенность   и   самолюбие,   неуравновешенность   поведения,   некоторая склонность к фантазии. Дети этой группы могут дать неправильные показания под влиянием взрослых. Следственной и судебной практике известны случаи, когда подросток, присутствуя при беседе взрослых, обсуждающих преступное событие, воспринимал от них неправильную версию и впоследствии излагал ее на допросе как свое собственное мнение. Следует отметить, что многие на допросе   хотят   показаться   более   сильными,   уверенными,   чем   они   есть   на самом деле [17]. Исследования   показывают,   что   для   многих   несовершеннолетних, вставших на преступный путь, характерна деформация социальных позиций, присущих   их   возрасту:   отсутствие   или   утрата   социальных   позиций, одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в негативных малых группах, и повышение значимости последних. Социальную среду   несовершеннолетних   преступников   отличает   не   только   наличие   или отсутствие отсталых взглядов и «конфликта норм», но и другие моменты: 1) негативные позиции семьи и особенно ­ близких друзей; 11 2) нахождение в условиях отрицательного влияния микросреды, которая оправдывает   различные   преступные   деяния,   не   принимая   меры   по   их разоблачению; 3)   отсутствие   страха   осуждающей   позиции   общественного   мнения   за совершение преступного деяния и др. В   связи   с   этим   положительный   эффект   борьбы   с   преступностью несовершеннолетних   может   быть   достигнут   только   в   результате   точной криминологической диагностики личности и среды и одновременно принятия мер как в отношении среды, так и личности; интенсивного воздействия на криминогенную среду и личность; высокой нравственной и правовой культуры соответствующего воздействия. Специфику   поведения   подростков   во   многом   помогают   объяснить присущие   им   стереотипы   поведения   или   подростковые   реакции,   которые выявил   и   описал   А.Е.   Личко:   реакция   эмансипации,   реакция   увлечения   – хобби­реакция,  реакция группирования,  реакция отказа,  реакция оппозиции, реакция имитации, отрицательная реакция имитации, реакция компенсации, реакция   гиперкомпенсации.   Значительную   роль   в   формировании отклоняющегося   поведения   несовершеннолетних   (дефектов   социализации) играют некоторые особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная,   даже   максимальная   готовность   к   патологическому, асоциальному   реагированию   на   неблагоприятные   условия   у   подростков   с акцентуациями характера. 6. У несовершеннолетних шестой возрастной группы (15­18 лет) в целом действуют   психические   закономерности,   характерные   уже   для   взрослого человека,   однако   у   некоторых   юношей   и   девушек   этого   возраста   могут отмечаться   неправильные   нравственные   оценки   наряду   с   повышенным стремлением к независимости [24]. 12 Многочисленные   исследования,   проводимые   зарубежными   и отечественными специалистами, позволили составить общий психологический портрет     личности   несовершеннолетнего   правонарушителя,   с   помощью которого можно выделить его основные характерные черты. Это лица, трудно адаптирующиеся   к   общественным   устоям   и   правилам,   уверенные   в собственном   превосходстве   над   окружающими   и   испытывающие   желание получить признание, славу или, наоборот, чувствующие себя очень одиноко в этом мире. У большинства  правонарушителей  исследователи, например, С. Лейман, обнаруживают расстройства личности с высоким уровнем косвенной агрессии;   механизм   реализации   преступного   поведения,   как   правило, включает   психопатическую   самоактуализацию   и   развивается   по   схемам: утрата   связей   с   обществом   ­   оппозиция   обществу   ­   переживание общественного давления; фрустрация ­ желание лидерства «вопреки» ­ месть обществу за отвержение [24]. Личность правонарушителя характеризуется сочетанием истерических и эксплозивных   черт,   высоким   уровнем   невротизма   и   фрустрированностью, приводящей   к   прорыву   барьера   социальной   адаптации,   выраженной диссоциальностью;   физической   агрессией   (более   характерной   для   лиц, совершающих   преступления   против   личности,   убийства,   изнасилования). Обнаруживают   высокий   уровень   притязаний,   завышенную   или   заниженную самооценку.   Следует   отметить,   что   центральным   звеном   в   формировании личности   несовершеннолетнего   правонарушителя   является   мотивация преступного поведения. Для   того, несовершеннолетними   правонарушителями,  чтобы   осуществлять   эффективную   работу   с  необходимо   изучить   их  В   настоящее   время   в   психологической, типологию.  криминологической литературе   разработано   множество   классификаций   несовершеннолетних правонарушителей,  в   основу   которых   могут   быть   положены   отдельные 13 психологические понятия и категории,  не отражающие динамику изменений всей   личности, поставленных задач.  имеющие   первостепенное   значение   для   разрешения В.Т.  Лашко выделяет среди осужденных несовершеннолетних основные структурные типы характеров: чувствительный, агрессивный и лицемерный. В основе   данной   классификации   лежит   представление   о   том,  что психологической   основой   преступного   поведения   является   преобладание процесса   возбуждения   над   торможением,  импульсивность,  безволие   и   т.п. Впервые предложил классифицировать подростков­правонарушителей исходя из мотивации антиобщественного поведения П.П. Вельский. Он разделил их на следующие группы:  1.  Активно   стремящиеся   удовлетворить   элементарные   и   низменные потребности;  2. Поддающиеся в силу слабоволия и внушаемости подстрекательству;  3. Мечтатели;  4. Морально и умственно дефективные;  5. Действующие под влиянием истерии или психопатии. Л.И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп   правонарушителей,   у   которых   имеется   разное   соотношение антиобщественных   наклонностей   и   нравственных   стремлений.   Если подросток,   совершивший   бесчестный   поступок,   испытывает   угрызения совести,   то   можно   предположить,   что   его   действие   было   мотивировано сильной   потребностью   примитивного,   общественно­отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение ­ воздержаться от бесчестного поведения. Основываясь на концепции П.Г. Бельского, взглядах Л.И. Божович, Г.Г. Бочкаревой   выделяет   три   группы   несовершеннолетних   правонарушителей. Следует   сказать,   что   в   основу   этой   классификации   положен   главный   и 14 существенный   признак   —   соотношение   нравственных   мотивов   с непосредственно действующими примитивными потребностями, с чем связаны и   характерные   для   этих   соотношений   переживания,   т.е.   структура мотивационной сферы несовершеннолетних [6,7]. 1.   Тип   «раскаивающиеся».   Нравственная   тенденция   имела   место,   но оказалась нереализованной у данных несовершеннолетних, и это выразилось в чувстве   неудовлетворенности   собой.   Если   это   так,   то   преступления, сопровождающиеся   раскаянием,   угрызениями   совести,   свидетельствуют   о доминировании   в   мотивационной   сфере   таких   подростков   элементарных потребностей при имеющихся нравственных побуждениях. 2. Тип «бесконфликтные». Анализ асоциальных и аморальных мотивов «бесконфликтных»   правонарушителей   показывает   наличие   у   них   сильных примитивных   потребностей.   Правонарушители   не   испытывают   угрызений совести. Совершив преступление, они опасаются только наказания; если же преступление остается нераскрытым, они удовлетворены этим. Согласно идее Л.И. Божович можно предположить, что этим переживаниям в мотивационной сфере   соответствует,   с   одной   стороны,   наличие   достаточно   настойчивых примитивных потребностей и стремлений, с другой ­ отсутствие нравственных побуждений,   способных   вступить   в   конфликт   с   первыми.   У   некоторых подростков этой группы общественно отрицательные потребности могут быть и   не   очень   сильно   выраженными,   но   слабость   нравственных   тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам, в которых они часто являются соучастниками [6].  3. Тип «циники» в отличие от других типов характеризуется не только слабостью   нравственных   мотивов,   но   и   наличием   аморальных   убеждений. Подростки   сознательно   противопоставляют   себя   моральным   требованиям общества.   У   них   не   только   отсутствует   конфликт   между   примитивными потребностями и моральными побуждениями, но их правонарушения находят 15 поддержку   в   их   антиморальных   убеждениях.   Сильно   развитые антиобщественные потребности они удовлетворяют, следуя своей циничной «морали»,   которая   позволяет   им   с   легкостью   идти   на   преступление. Правонарушителей   этой   группы   мы   условно   назвали   «циниками».   В мотивационной сфере «циников» также нет конфликта между моральными и примитивными потребностями, поэтому в каком­то смысле «циники» ­ это разновидность «бесконфликтных». Абсолютно   с   других   позиций   классифицирует   несовершеннолетних правонарушителей   Г.М.   Миньковский.   В   основу   классификации   им   были положены черты общей направленности личности. Он выделяет четыре типа правонарушителей, для которых общественно опасное деяние является [24]:  1. Случайным (коллизионным), противоречащим общей направленности личности;  2.   Возможным   с   учетом   общей   неустойчивости   личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;  3.   Результатом   общей   отрицательной   ориентации   личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта   действий   при   наличии   подстрекательства,   определенного   образца криминального поведения других;  4. Результатом преступной установки личности, активного поиска повода и   ситуации   для   преступления,   соответствующей   системы   антисоциальных оценок и отношений. Данная   классификация   достаточно   четко   и   конкретно   определяет основные   варианты   направленности   личности   правонарушителя   и   хорошо показывает   процесс   формирования   определенных   психологических особенностей личности подростков. Б.Н.   Алмазов   и   Л.А.   Грищенко,   сравнивая   и   анализируя   психолого­ педагогическую и нравственно­правовую стороны категорий отклоняющегося 16 поведения и проступка несовершеннолетних, предлагают разделить их на 3 категории:   1)   несовершеннолетние   преступники,   нарушившие   закон   в возрасте, обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не   подлежат   уголовной   ответственности   по   возрасту;   3)   остальные несовершеннолетние,   проступки   которых   не   выходят   за   рамки   шалости. Следует   отметить,   что   различные   типологии   преступников   могут   быть достаточно   успешно   применимы   и   в   административной   и   в   уголовной практике органов внутренних дел [10]. Таким   образом,   характеризуя   личность   несовершеннолетних правонарушителей,   можно   выделить   следующие   особенности:   трудная адаптированность   к  общественным  правилам,  желание  получить  признание, высокий   уровень   косвенной   агрессии,   психопатическая   самоактуализация, сочетание истерических и эксплозивных черт, высокий уровень невротизма и фрустрированности, высокий уровень физической агрессии, высокий уровень притязаний, завышенная или заниженная самооценка, мотивация преступного поведения. В психологической науке и криминологии существует множество разнообразных   классификаций   несовершеннолетних   правонарушителей. Наиболее распространенными являются классификации несовершеннолетних правонарушителей по следующим критериям: уровень преобладания процесса возбуждения над торможением, импульсивность, безволие; уровень мотивации антиобщественного поведения; соотношение антиобщественных наклонностей и   нравственных   стремлений;   соотношение   нравственных   мотивов   с непосредственно   действующими   примитивными   потребностями;   общая направленность личности. 17 1.2. Детерминанты   проявления   преступного   поведения несовершеннолетних Методологией познания причин и условий преступности и преступлений служат   законы   детерминизма,  единства   и   борьбы   противоположностей, системности,  историзма.  Детерминанта  (от лат. determinare –  определять) –  который   определяет   появление   другого   фактора, фактор,  именуемого последствием [1]. При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно   говорят   о   совокупности   внешних   условий   и   внутренних   причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно,  в   каждом   конкретном   случае   имеет   место   уникальное сочетание   факторов.  Тем   не   менее,   можно   определить   некоторые   общие тенденции   в   формировании   делинквентного   поведения. преступного   поведения   по   содержанию   всегда   социальны:  Детерминанты  социально­ психологические, социально­экономические, правовые и др. П.  Кутер   указывает   на   то,  что   многие   законопослушные   люди   имеют агрессивно­криминальные   импульсы, конкретных   действиях,  но   проецируются   на   других   людей,  которые   не   реализуются   ими   в  например, совершающих   правонарушения.   Вследствие   данных   проективных   процессов правонарушения   могут   чрезмерно   строго   оцениваться   и   несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности. Важным признаком делинквентного поведения можно считать высокую степень   тяжести   социальных   последствий,   которые   выделяются   рядом авторов (Н.В. Вострокнутов, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич и др.). Теоретический   анализ   литературы   показывает,   что   преступный   путь   в основном   выбирают   несовершеннолетние,   которые   не   имеют   легальной возможности   для   самореализации   в   условиях   сложившейся   социальной иерархии,   чья   индивидуальность   подавляется,   а   фрустрирующая   энергия 18 блокируется.   Несовершеннолетние   не   считают   общепринятые   нормы социального порядка естественными и справедливыми. Наиболее общую схему генезиса отклоняющегося поведения предложил А.И.   Миллер,   который   считает,   что   первоисточником   антиобщественного поведения выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих   неприсобленность   подростков   к   конкретным   условиям социально   полезной   деятельности.   В   результате   возникает   десоциализация личности, которая неразрывно связана с деморализацией личности [21]. Большинство   исследований   противоправного   поведения   подростков придерживаются многофакторной структуры генезиса девиантного поведения (М.А. Алемаскин, Л.М. Голубева, В.А. Татенко и др.). Теоретический   анализ   психологической   и   юридической   литературы позволяет   представить   следующие   детерминанты   криминальной   мотивации несовершеннолетних правонарушителей. 1.   Биологические   и   индивидуально­психофизиологические  Преступление   как   любое   другое   поведение   человека детерминанты. происходит в результате взаимодействия наследственности, нейрофизиологии и  факторов  окружения.  Чезаре   Ломброзо,  специалист   в  области  генетико­ биологической   криминологии,   утверждал,   что   существуют   «прирожденные преступники»,   физически   отличающиеся   от   обычных   людей   и   имеющие склонности   к   асоциальным   поступкам.   Данная   теория   неоднократно пересматривалась. Н. Смелзер выделил три подхода к решению этой сложной проблемы: биологический, психологический и социологический [8]. Сущность биологического   подхода   состоит   в   следующем:   прирожденный   преступник имеет   склонность   к   преступному   поведению,   он   родился   вором   и   ничего другого делать не умеет. В рамках этого подхода Ч. Ломброзо утверждал, что преступники   ­   это   результат   деградации   к   более   ранним   ступеням человеческой   эволюции.   Он   назвал   такие   внешние   черты   прирожденного 19 преступника,   как   выступающая   нижняя   челюсть,   реденькая   бородка   и пониженная чувствительность к боли [8].  С точки зрения В.В. Старикова, в теории «уголовной психодинамики» преступник   в   своих   поступках   руководствуется   не   рассудком,   а   только эмоциями,   преступник   –   это   психопатическая   личность,   которая обнаруживает отклонения от нормы, но не является ни психически больным, ни слабоумным. Генетическое   объяснение   причин   преступности   состоит   в   том,   что некоторые   преступники   имеют   хромосомы   типа   XYY,   тогда   как   обычные мужчины – хромосомы типа XY, а обычные женщины – хромосомы типа XX. Люди с хромосомами типа XYY имеют пугающую внешность, высокий рост и иногда   являются   тяжёлыми   психопатами   [14].   Их   исследования   и   другие работы подтвердили связь этих факторов с преступлением, но, по мнению К. Бартола, сомнительная методология часто мешала определить, является ли эта   связь   причинной   [14].   Ханс   Дж.   Айзенк   предполагал,   что   преступное поведение   является   результатом   взаимодействия   между   определенными условиями окружения и свойствами нервной системы. Он предполагал, что нейротизм   и   эмоциональность   усиливают   привычки,   которые   в   некоторых случаях   могут   быть   асоциальными.   Следует   отметить,   что   патологии внутриутробного развития ребенка на фоне экологического неблагополучия или   наследственных   факторов,   специфика   высшей   нервной   деятельности, подростковый   кризис   также   оказывают   существенное   влияние   на биологические   мотивации   удовлетворения   потребностей,   ухудшение психосоматического   здоровья   современных   подростков, особенности несовершеннолетних.   возрастные В отечественной криминологии преобладает точка зрения, суть которой довольно   точно   выразил   В.П.   Емельянов:   «Только   определённый   состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов даёт 20 реакцию, называемую преступлением… причина преступности — это синтез различных   явлений   социального   и   биологического   свойства…».   При   этом, хотя и признаётся определённая роль биологических факторов в преступном поведении человека, основная роль отводится не им, а социальной среде. Современная криминология не признаёт понятия «преступной личности», но   учитывает   наличие   определяемых   биологическими   особенностями индивидуальных склонностей, которые, в свою очередь, могут способствовать или препятствовать воздействию негативных факторов общественной жизни, формирующих человека как биосоциальное существо. В   науке   нет   единого   мнения   по   поводу   того,   какие   личностные особенности   следует   считать   аномальными.   О.Д.   Ситковская   считает,   что аномалиями называют «ярко выраженные акцентуации характера, длящиеся депрессивные состояния, зависимость от наркотиков, алкоголя, азартных игр и   т.   п.»,   психическое   расстройство,   которое   «не   носит   патологического характера,   то   есть   не   является   болезнью»,   расстройства   и   акцентуации характера,   влечений   и   привычек   (психопатии,   клептомания,   сексуальные перверсии   и   т.  д.)   и   даже,  по   мнению   Н.Г.  Иванова,   «все   те   психические процессы,   которые   характеризуются   дисбалансом   сил   возбуждения   и торможения» [21]. Аномальные личные особенности, как правило, носят не врождённый, а приобретённый  характер (хотя формирование некоторых из них и может быть связано с наследственностью); они играют важную, но не определяющую роль в формировании личности и поведении человека.  2. Социальные детерминанты.  Следует отметить, что социально­экономический кризис в России (рост безработицы,   экономические   изменения)   также   способствует   росту криминального поведения, в том числе в детской и подростковой возрастных группах.   Уличное   хулиганство   младших   школьников   (кражи,   аферы   возле телефонных   автоматов,   вымогательство)   сочетается   с   употреблением 21 наркотических   веществ   и   алкоголя,   бродяжничеством.   Очевидно,   что   в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом периоде. У подростков, склонных к бродяжничеству, происходит деформация «Я­концепции». О.Ю. Юрков считает, что раннее бродяжничество оказывает негативное влияние   на   процесс   формирования   субъектных   свойств   личности, определяющих   выбор   жизненного   пути   личности   в   обществе,   что   может явиться   препятствием   встраивания   этой   личности   в   активную   трудовую деятельность и способствовать включению ее в маргинальные слои населения, а впоследствии сформировать криминальное поведение [37]. У   Мертона   основным   источником   девиантного   поведения   признается социальное   неравенство.   Именно   социальное   неравенство,   по   мнению   Д.В. Ольшанского, порождает экстремистские формы поведения, в том числе и акты криминального насилия [26]. Акцент делается не на противоречии между общественными целями и законными   средствами   их   достижения,   а   на   противоречии   между относительно   равномерно   растущими   потребностями   развивающегося общества и неравными возможностями их удовлетворения. Основные   причины   мотивационных   конфликтов,   вытесненных   в подсознание,   определяются   в   настоящее   время   не   инстинктивными,   а социальными   факторами.   Жесткое   регулирование   каналов   социальной мобильности   и   блокировка   социальных   связей   способствует   превращению психической энергии в социальную энергию, все это приводит к усилению «системного   напряжения»,   и,   как   следствие,   количество   преступлений увеличивается,   латентно   может   сформироваться   новая   социальная стратификация   и   переписывается   сценарий   социально­ролевых   интеракций [26]. 22 3.   Социально­психологические   детерминанты.  Данные   факторы тесно  связаны  с  процессами  социализации  индивидов  в  группах,  то  есть  в ближайшем   окружении   и,   прежде   всего,   в   семье.   Существенную   роль   в происхождении криминального поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию способствуют асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими. Возникает   фрустрация   детской   потребности   в   нежной   заботе   и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или   недостаточно   заботливая   мать),   что   в   свою   очередь   вызывает   ранние травматические   переживания   ребенка.   Применение   физической   или психологической   силы   в   семье   (например,   чрезмерное   или   постоянное применение   наказаний);   недостаточное   влияние   отца   (например,   при   его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания; острая травма   (болезнь,   смерть   родителя,   насилие,   развод)   с   фиксацией   на травматических обстоятельствах; потворствование ребенку в выполнении его желаний;   недостаточная   требовательность   родителей,   их   неспособность выдвигать   последовательно   возрастающие   требования   или   добиваться   их выполнения;   чрезмерная   стимуляция   ребенка   —   слишком   интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [31]. На   формирование   криминального   поведения   несовершеннолетних правонарушителей   влияет   смена   родителей   (опекунов);   хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий   отец   избивает   мать);   нежелательные   личностные   особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);   усвоение   ребенком   через   научение   в   семье   или   в   группе делинквентных ценностей (явных или скрытых). 23 Согласно   криминологическим   исследованиям,   судимость   одного   из членов   семьи   увеличивает   вероятность   совершения   преступления   другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4­5 раз. В результате подобной трансформации группового сознания в микросо­ циальной   среде   консервируются   преступные   ценности   и   стандарты криминального поведения. Следует   отметить,   что   одной   из   предпосылок   возникновения криминального   поведения   несовершеннолетних   является   социально­ педагогическая   запущенность,  которая   согласно   концепции   Р.В.  Овчаровой формирует   объектную   позицию.   Она   считает,   что   разработанные   А.В. Петровским, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейном социально­психологические концепции   развития   личности   как   социогенеза   позволяют   по­новому осмыслить   методологические   подходы   к   пониманию   социопатогенеза личности, то есть девиаций социального развития ребенка, в том числе его социально­педагогической   запущенности.   Социальная   среда   ­   не   просто внешнее условие, а подлинный источник развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности   человеческого   рода   и   которыми   отдельный   индивид   может овладеть   в   процессе   своего   развития.   Социально­запущенные   учащиеся   не только   плохо   учатся   и   оказывают   сопротивление   воспитательным воздействиям,   но   и   характеризуются   глубоким   отчуждением   от   семьи   и   влиянием   асоциальных   криминогенных   групп, школы, социальными отклонениями» [25].   серьезными Следует   отметить,   что   явления   социальной   и   педагогической запущенности   рассматриваются   изолированно,   тогда   как   в   реальной   жизни развитие   личности,   а   следовательно   и   его   дисгармонии,   обусловлено взаимодействием   различных   факторов,   а   сами   аспекты   запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. 24 Таким   образом,   противоправные,   хулиганские   действия   в   поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами дефектов правовой социализации: 1. Социально­педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет   себя   неправильно   в   силу   своей   невоспитанности,   отсутствия   у   него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным   воспитанием,   сформированностью   у   него   негативных стереотипов поведения.  2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным  неблагополучием   семейных психологическим микроклиматом   в   семье,   систематическими   учебными   неуспехами, отрицательным   взаимоотношений,   несложившимися   взаимоотношениями   со   сверстниками   в   классе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.  3. Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства.  4.   Отсутствием   условий   для   самовыражения,   разумного   проявления внешней   и   внутренней   активности;   незанятостью   полезными   видами деятельности,   отсутствием   позитивных   и   значимых   социальных   и   личных жизненных целей и планов.  5.   Безнадзорностью,   отрицательным   влиянием   окружающей   среды   и развивающейся   на   этой   основе   социально­психологической   дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные [33]. К основным криминогенным детерминантам убийств, причинения вреда здоровью и хулиганства следует отнести: изменение системы ценности, в том числе   ориентацию   значительной   части   населения   на   любые   средства достижения   жизненно   важных   целей;   утрата   многими   подростками   личной 25 перспективы, крах их надежд, неблагоприятные материальные и жилищные условия, постоянное состояние тревоги и безысходности, провоцирующие на агрессивную   «разрядку»,   жесткое   обращение   с   детьми;   широкая распространенность мнения среди отдельных групп населения о допустимости насильственных действий, стереотипы агрессивно­насильственного поведения в   конфликтных   ситуациях,   интенсивность   распространения   алкоголя   и наркотических   веществ,   обусловливающие   раскрепощенность   действий подростков; виктимное поведение потерпевшего; влияние преступной среды; криминальное   «заражение»,   вовлечение   несовершеннолетних   в   преступную деятельность   взрослыми   преступниками;   провоцирующие   конфликтную ситуацию   взаимоотношения   в   семье,   ближайшем   окружении   (оскорбления, ссоры, скандалы, драки, издевательства) [1]. 1.3. Современное   состояние   и   тенденции   преступности несовершеннолетних в России Преступность   несовершеннолетних   является   одной   из   наиболее актуальных   проблем   науки   криминологии   и   деятельности правоохранительных   органов   на   протяжении   многих   лет.   Преступность несовершеннолетних   представляет   собой   совокупность   преступных   деяний, совершенных лицами в возрасте 14 – 17 лет на определенной территории за определенный промежуток времени. Как отметила Н.Е. Медведева, «характер криминологической ситуации во   многом   предопределен   уровнем   подростковой   преступности   на   фоне общего  социально­экономического  положения  в стране,  в  рамках которого перед правоохранительными органами возникают непосредственные задачи по противодействию их противоправному поведению. Важно также отметить, что состояние   и   характер   преступной   активности   несовершеннолетних составляют одну из основ для воспроизводства преступности в целом» [19]. 26 По мнению других авторов, преступность данного вида отражает социальную ситуацию   в   стране,   показывает   выраженность   негативных   процессов, происходящих   в   государстве,   остроту   противоречий,   вызывающих   рост криминальных настроений [12]. Г.И. Забрянский указал, что «преступность несовершеннолетних   более   чувствительна,   чем   преступность   других возрастных групп к экономическим, социальным, идеологическим, социально­ демографическим и другим процессам, происходящим в обществе. Она чутко реагирует   на   отставание   социального   контроля   над   преступностью   от   ее современных тенденций»[12]. По мнению К.В. Ображиева удельный вес подростковой преступности в структуре преступности в целом сравнительно невелик, однако недооценивать ее   опасность   неверно,   так   как   помимо   существенного   материального   и физического   вреда   она   причиняет   целый   ряд   деструктивных   социальных последствий,   имеющих   выраженный   криминогенный   характер.   Во­первых, подростковая преступность является мощным источником самодетерминации преступности   как   таковой.   Криминальная   зараженность   сегодняшних несовершеннолетних   продуцирует   преступность   лиц   молодого   возраста, транслирует негативный криминальный опыт в будущее, который по законам социального   обучения   вновь   «возвращается»   завтрашним   подросткам   в качестве «социального наследия» предыдущих поколений. Не стоит забывать и о том, что несовершеннолетние преступники являются социальной базой организованной   и   рецидивной   преступности.   Во­вторых,   преступность несовершеннолетних   способствует   распространению   криминального   образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде, ведет к ее криминальному заражению. В­третьих, подростковая преступность причиняет вред   личностному   развитию   самого   несовершеннолетнего   преступника, способствуя   тем   самым   продолжению   криминальной   деятельности несовершеннолетнего   [23].   С   учетом   вышеизложенного,   преступность 27 несовершеннолетних   следует   рассматривать   в   качестве   одной   из   наиболее серьезных   и   значимых   социально­правовых   проблем   современного российского общества. Приступая   к   анализу состояния   преступности   несовершеннолетних, следует   отметить,   что   наиболее   заметной   тенденцией   рассматриваемого сегмента преступности является существенное сокращение его абсолютных и относительных количественных показателей. В первую очередь, обращает на себя   внимание   резкое   снижение   количества   зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии (в 2008 г. – 107 890, в 2009 г. – 94 720, в 2010 г. – 78 548, в 2011 г. – 71 910, в 2012 г. – 64 270,  в 2013 г. – 67 225, в 2014  г. – 59 240). Так, с 2008 г.  по  2014 г. абсолютное число этих преступлений сократилось на 45,1 %, т.е. чуть ли не в два   раза.   Столь   резкое   снижение   абсолютных   показателей   регистрации преступлений,   совершаемых   несовершеннолетними,   во   многом   объясняется сокращением общей численности подростков уголовно наказуемого возраста, проживающих   в   России.   Так,   только   за   пять   лет   (с   2010   г.   по   2014   г.) численность населения России в возрасте от 14 до 17 лет сократилась на 11,9 %   (с   5 976 548   до   5 267 535),   что   закономерным   образом   отразилось   и   на показателях подростковой преступности. Учитывая это обстоятельство, для целей   криминологического   анализа   предпочтительнее   использовать относительные   показатели,   в   частности,   коэффициент   преступности несовершеннолетних,   рассчитываемый   на   100   тыс.   человек   населения   в возрасте  14–17  лет  (в  сравнении   с  абсолютными   данными   этот  показатель является   более   информативным,   поскольку   в   нем   учено   сокращение численности несовершеннолетних в стране). Необходимо учитывать, что преступления несовершеннолетних обладают достаточно   высокой   латентностью,   поэтому   статистические   данные   о преступности несовершеннолетних не могут отразить в полной мере размеры

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"

"Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017