Современность и саморазвитие профессиональных качеств
Заиченко А.А. педагог-психолог МБОУДО ЦДОД,
Лысенко Н.В., методист МБОУДО ЦДОД,
Степанова Т.А., старший методист МБОУДО ЦДОД.
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта — это путь самый горький.
Конфуций
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.
ЧТО ТАКОЕ САМОРАЗВИТИЕ???
Саморазвитие - это самосовершенствование,
беспрерывная работа над собой,
выработка личностных качеств
самореализация.
Человек – это саморазвивающаяся система, способность к саморазвитию дана ему от природы. Но те задатки, данные человеку от природы необходимо непрерывно развивать, преумножать, важна беспрерывная работа над собой.
Сегодня на педсовете мы с вами будем говорить не просто о саморазвитии в целом, а о профессиональном саморазвитии педагога.
Т.о., давайте определим понятие «профессиональное саморазвитие».
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ???
Профессиональное саморазвитие – непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные аспекты профессионального саморазвития личности:
- стремление к личностному росту (самый главный аспект). Личность педагога - это его самый главный рабочий инструмент. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач, стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков;
- целеполагание. Педагог должен формулировать личностно-значимые цели, именно от этого будет зависеть дальнейшая перспектива личности педагога;
- временной фактор. Реализация задуманного требует времени, усидчивости, терпения;
- самодисциплина. Объективный, осознанный подход к решению задач, реальная оценка своих действий и результатов.
На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так выделяют 2 группы факторов:
КАКИЕ???
1. Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость,
навыки согласованного взаимодействия,
мотивация достижений,
мотивация саморазвития,
открытость новому опыту,
наличие социального интеллекта,
поведенческая гибкость.
2. Факторы, препятствующие саморазвитию педагога:
отсутствие ответственности,
способности к самопознанию,
личностная тревожность и страх новизны,
наличие психологических защит,
барьеры, создаваемые другими людьми.
Известно, что саморазвитие включает в себя такое направление работы над собой как самообразование.
ЧТО ТАКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ???
Самообразование - это целенаправленный и, определенным образом, организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ самообразование для профессиональной компетентности педагога????
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;
- соответствие педагога требованиям общества и государства.
КАКИЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ СУЩЕСТВУЮТ???
1. Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.
2. Реализация психолого-педагогической поддержки, представляющей собой систему социально-психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания. Основные направления психолого-педагогической поддержки – психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.
3. Курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, предметные комиссии, вебинары, семинары для молодых педагогов, конференции, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее, представляющие собой эффективный и действенный способ профессионального саморазвития педагога.
4. Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.
Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его творческой личности, выход на новый профессиональный уровень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.