Городской фестиваль педагогического мастерства - это значимое событие в жизни города, это творческий импульс для всех педагогов, бесконечный поиск путей совершенствования своего мастерства, его филигранная отточка. Фестиваль ещё раз доказывает, что профессионализм должен быть востребован и является самым ценным достоянием цивилизованного общества.
Участники фестиваля – личности, на мой взгляд, склонные к парадоксальным и нестандартным решениям. Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно идти вперёд, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества.
Современные методы на уроках истории и обществознания – использование кейс-технологий
слушатели вместе с ведущим рассмотрят сущность понятия «кейс-технология» как современного метода обучения, а также познакомятся с использованием кейс-метода на уроках истории и обществознания.
Содержательные вопросы вебинара:
1. «Кейс-метод» и «кейс-технология»: сущность понятий.
2. Классификация кейс-технологий.
3. Метод инцидента. Метод разбора деловой корреспонденции. Метод ситуационного анализа.
4. Структурированные и неструктурированные кейсы. Первооткрывательские кейсы.
5. Структура и содержание кейса. Обучение на основе конкретной ситуации.
6. Методы, интегрированные в кейс-метод (моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, проблемный метод, метод классификации, дискуссия).
Когда и где зародился метод Case Study? В 1924 г. в США в Школе бизнеса Гарвардского
университета. В нашей стране стали применять в высшей школе и на курсах
подготовки и переподготовки кадров в 80-е гг. Значительно позже данный метод
вошел и в среднюю школу.
При изучении каких наук он используется?
Первоначально при изучении экономики, а затем
при изучении математики, медицины, юриспруденции и др. наук. В школьной
практике применяется на уроках экономики, права, обществознания. Вопрос о
целесообразности его использования на уроках истории остается открытым. Ответ
на него постараемся дать ниже.
В чем образовательный потенциал данного метода?
Как кратко выразить сущность данного метода?
Метод ситуационного анализа (cese study method)
состоит в том, что обучающийся, ознакомившись с описанием представленной
проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и
представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми».
«…учебный материал подается обучаемым в виде
микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской
и творческой деятельности по разработке решений».
Чем обусловлено развитие различных навыков при использовании данной
технологии?
Каковы подходы к конструированию технологии?
Условия эффективности учебного процесса на основе этой технологии:
Этапы: Выделяют следующие основные этапы
создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор
необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE,
экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию ссылка скрыта
Особенности метода:
Каковы требования к кейсу? Так как
технология зародилась в недрах экономического образования, следует обратить
внимание на базовые требования к кейсу
1. Соответствовать четко поставленной цели создания
2. Иметь соответствующий уровень трудности
3. Развивать аналитическое мышление
4. Провоцировать дискуссию
5. Иметь несколько решений
6. Представлять собой единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию
7. Включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы
Что такое «мертвые» и «живые» кейсы?
«Некоторые ученые считают, что кейсы бывают
«мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кейсы, в которых
содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс,
необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск
дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и
оставаться актуальным длительное время».
На основе каких материалов составляются кейсы?
1. Проблемных реальных ситуаций
2. Исторических фактов
3. Литературных источников
Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?
Этапы:
1. Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)
2. Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений
3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы)
Форматы дискуссии:
1. Учитель – ученик «Перекрестный допрос»Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.
2. Учитель – ученик. «Адвокат» Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.
3. Учитель-ученик. «Гипотетический формат» Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.
4. Учащийся- учащийся: конфронтация и/или кооперация В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
5. Учащийся- учащийся: «Играть роль» Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
6. Учитель- класс: «Безмолвный формат»Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).
На каком этапе образовательного процесса целесообразно использовать
кейсы?
На различных этапах образовательного процесса:
на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
Каковы структура и форма представления кейса?
Структура: Как правило, кейс состоит
из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу
Форма представления: Нет
определенного стандарта представления CASE. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких
предложений до множества страниц. Виды представления: печатный, мультимедиа,
видео, включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более
наглядным для учеников. В последнее время все популярнее становится мультимедиа
презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые
проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем
информацию, представленную, например, в фильме.
Как работать с информацией кейса?
Каков алгоритм урока с использованием кейсовой технологии?
1. Подготовительный
этап Педагог подготавливает ситуацию,
дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе
предмета, задачи урока
2. Ознакомительный этап На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое
обсуждение реальной ситуации
1. Введение в ситуацию
2. Описание ситуации
3. Информационный материал
4. Глоссарий
3. Основной (аналитический) этап
1. Вступительное слово учителя
2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)
3. Алгоритм работы в группе:
1. шаг. Распределение ролей в группе: «координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения; «секретарь», фиксирующий результаты работы группы; «шкипер», представляющий проект.
2. шаг. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).
5. шаг. Выработка решений проблемы.
6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.
7. шаг. Подготовка доклада.
8. шаг. Аргументированный краткий доклад.
4. Итоговый этап
1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)
2. Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации
3. Оценивание учителем учащихся
Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.
Вернемся к вопросу о
целесообразности применения данной технологии в обучении истории. Аргументы
«за» и «против» представим в виде таблицы:
За Кейсовая технология трактуется как разновидность исслед-х технологий, занявших заметное место в изучении истории Изучение истории базируется на работе с источниками Источниками для составления кейсов являются не только проблемные реальные ситуации, но и исторические факты и произведения литературы разных видов и жанров Этапы работы по данной технологии, форматы дискуссии, структура и формы представления кейса соответствуют современным подходам к школьному историческому обрзованию Алгоритм урока с использ-м кейсовой технологии вполне сопоставим с алгоритмами уроков по другим технологиям, используемым в процессе изучения истории Кейс- метод – «это деловая игра в миниатюре», а игровые технологии прочно вошли в арсенал средств изучения истории. |
Против Проблемная ситуация кейса строится на основе реальной жизни Традиционно сущность данного метода видится в том, что обучающийся знакомится с описанием организационной проблемы Кейс должен быть актуальным на сегодняшний день Он не должен устаревать слишком быстро. «Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку «это было уже давно» |
Очевидно, что
аргументы «за» перевешивают аргументы «против». Кроме того, последние не
бесспорны, особенно это касается тезиса «кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними
происходит неактивно, поскольку «это было уже давно».
«кейсы» не могут заменить изучение нового материала, теорию, лекции. Их подготовка и методика отработки требуют много времени. Задания выполняются непросто, что может отпугнуть от них некоторых обучающихся.
Применение
кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения обществознании
и истории. Кейс-метод развивает познавательные интересы, творческие способности
обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации,
характеризующей различные проблемные ситуации.
Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.