Хотите, чтобы ваши дети
не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Значит, этот метод для вас.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
Суть его в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Цели использования метода:
«погружение», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали
участники событий (это формирует их ценностные установки)
способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот
или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
развитие компетентностей учащихся
Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции | Социальные компетенции |
Освоение методов анализа и критического мышления | Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе |
Виды кейсов:
обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение;
практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура кейса:
Ситуация;
Проблема;
Сюжет.
Источники кейсов:
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Преимущества кейс-метода:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Методы, интегрированные в кейс - технологию
- Моделирование - Построение модели ситуации;
- Мысленный эксперимент - Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования;
- Метод описания - Создание описания ситуации;
- Проблемный метод - Представление проблемы, лежащей в основе ситуации;
- Игровой метод - Представление вариантов поведения героев ситуации;
- «Мозговой штурм» - Генерирование идей относительно ситуации;
- Дискуссия - Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.
Задания, опирающиеся на позицию современного человека
Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме.
Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?
«2/3 российского населения находится за чертой бедности.
Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».
(Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
«Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.