Современные образовательные технологии: технология смешанного обучения
Оценка 4.6

Современные образовательные технологии: технология смешанного обучения

Оценка 4.6
Семинары
docx
преподавание
5 кл—11 кл
23.02.2024
Современные образовательные технологии: технология смешанного обучения
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология смешанного обучения как один из трендов современного образования.
Технологии смешанного обучения.docx

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология смешанного обучения как один из трендов современного образования.

А.В.Быкова

Мурманская область, г.Мурманск

Образование на современном этапе, пребывая в постоянном развитии, приспосабливается к изменениям внешней среды. В связи с этим образование можно считать важнейшим ресурсом современного общества.

Необходимость учета особенностей обучающихся, смена словесного способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, возможность проектирования процесса обучения способствуют возникновению современных образовательных технологий.

Любая образовательная технология предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся и основана на использовании таких форм, приемов, методов и средств передачи информации, которые позволят достичь гарантированных результатов обучения. Образовательные технологии разрабатываются и используются для повышения эффективности образовательного процесса, а также для профессионального развития педагога.

Среди основных характеристик современных образовательных технологий можно выделить следующие:

1.единство – взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса;

2.применяемость и воспроизводство многими педагогами;

3.регулируемость – возможность наблюдать, оценивать, корректировать и прогнозировать;

4.действенность – достижение целей и задач эффективного обучения.

Наиболее распространенными и часто используемыми технологиями современного образовательного процесса являются: технологии смешанного обучения, игровые технологии, модульные технологии, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления, кейс-технологии и другие.

В современный образовательный процесс всё интенсивнее внедряются информационные технологии, наблюдается отход от классической классно-урочной системы, отдается приоритет индивидуализации обучения. Более ценными качествами личности становятся: креативность, критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения, умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

Всё это приводит к появлению такого образовательного подхода, как смешанное обучение, в котором совмещается  взаимодействие учитель-ученик с онлайн-обучением. При этом предполагается  самостоятельный контроль обучающимся своего пути, времени и темпа обучения, а также объединение собственного опыта с учителем и онлайн. Следовательно, внедрение смешанного обучения позволяет объединить принципы традиционного процесса обучения с электронным обучением.

Модель смешанного обучения, таким образом, включает в себя самообразование, личное и интерактивное взаимодействие с учителем.

Процесс внедрения технологии смешанного обучения предполагает некоторые изменения в способах деятельности ученика и учителя. Ученик приобретает некоторую свободу, но при этом он делает сам выбор и несет ответственность за самостоятельно принятые решения и результаты. Учитель действует в новой для себя роли, он отходит от своей стандартной роли и становится своего рода посредником, наставником, путеводителем и личным вдохновителем. Организация процесса при этом может осуществляться в разных формах: урок в компьютерном классе, «1 ученик = 1 компьютер», «1 компьютер = группа учеников», деление на рабочие зоны или станции, самостоятельная работа за домашним компьютером.

Среди моделей технологии смешанного обучения можно выделить «перевернутый класс», ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель.

«Перевернутый класс». Суть данной модели заключается в самостоятельной домашней подготовке учеников по интернет-ресурсам и дальнейшая отработка и обсуждение в классе с учителем. Учитель заранее подготавливает ссылку на интернет-ресурс (это может быть мини-видеолекция, фрагмент видеофильма, электронная статья и прочее). Ученики дома просматривают заданные материалы, что позволяет им работать в удобном для них темпе, в удобное время. После чего, урочное время используется для совместной деятельности учителя и учеников для решения задач, дискуссий, экспериментов, создания мини-проектов и др.

Таким образом, взаимодействие учителя и ученика выходит на новый  уровень и позволяет повысить интерес к предмету, увеличить время на индивидуальное обучение, успевающие могут углубить свои знания, а отстающие наверстать упущенное.

«Ротация станций». Эта форма работы предполагает деление класса на 3-4 группы, каждая из которых работает в определенной зоне (станции): одна из зон – зона-онлайн (в сети), другая зона – зона работы с учителем и зона проектной работы. При работе с данной моделью обучения предполагается дифференцированная работа с классом: он должен быть поделен по уровням успеваемости на слабых, средних и сильных учеников. В ходе урока группы перемещаются с одной станции на другую. К концу урока каждая группа должна побывать во всех предложенных зонах.

Группа слабых учеников начинает свою работу, как правило, с зоны работы с учителем. Поскольку именно эта зона позволяет предоставить эффективную обратную связь. Здесь учитель может учитывать особенности группы, с которой он работает: помочь более слабым ученикам и уделить больше времени на вызванные затруднения и восполнить пробелы в знаниях.

Онлайн-зона позволяет развить навыки самостоятельной работы. Здесь ученики получают новую информацию, работают с тренажерами, проверяют и оценивают свои знания.

Зона работы в группе предполагает сотрудничество между всеми участниками группы, здесь формируются коммуникативные навыки каждого ученика. На этой станции ученикам предлагается возможность применения своих знаний на практике, например создание мини-проекта, мини-исследование, творческие задания и т.д.

«Ротация лабораторий». Данная форма более сложна в применении, для ее реализации требуется совместная работа учителей, работающих в параллели. В течение дня ученики посещают уроки по разным предметам в обычных классах, а один урок в конце проходит в компьютерном классе, где  индивидуально работают в сети-онлайн, где они могут либо знакомитсья с новой информацией, либо тренироваться в подготовленных учителями тренажерах.

«Гибкая модель». Эта форма одновременно самая сложная, но и самая эффективная. Для ее реализации необходимо, чтобы у каждого ученика был свой ноутбук или планшет. Также необходим отдельный класс, где каждый ученик мог бы работать со своим переносным устройством в свободное время.  Гибкая модель предполагает уже достаточно высокий уровень сформированности навыка самообразования, поэтому целесообразнее использовать эту форму в старших классах. Учитель предлагает ученикам определенные маршрутные листы, работа с которыми позволит решить поставленные на уроке задачи. При этом ученики могут свободно перемещаться, группироваться, двигаться в индивидуальном темпе и  при этом иметь гибкий график работы.

Подведем итог: технология смешанного обучения является одной из эффективных современных образовательных технологий, одной из активных форм обучения. Она способствует реализации системно - деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС. Однако, нельзя забывать о нормах работы с электронными ресурсами, строго контролировать и регулировать время работы обучающихся за компьютером/планшетом.

Литература:

 

1.       Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2.       Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. – с.8-10

3.       Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.

4.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5.       «Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. – Москва, 2016. 


 

6.      

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология смешанного обучения как один из трендов современного образования

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология смешанного обучения как один из трендов современного образования

В современный образовательный процесс всё интенсивнее внедряются информационные технологии, наблюдается отход от классической классно-урочной системы, отдается приоритет индивидуализации обучения

В современный образовательный процесс всё интенсивнее внедряются информационные технологии, наблюдается отход от классической классно-урочной системы, отдается приоритет индивидуализации обучения

Перевернутый класс ». Суть данной модели заключается в самостоятельной домашней подготовке учеников по интернет-ресурсам и дальнейшая отработка и обсуждение в классе с учителем

Перевернутый класс ». Суть данной модели заключается в самостоятельной домашней подготовке учеников по интернет-ресурсам и дальнейшая отработка и обсуждение в классе с учителем

Зона работы в группе предполагает сотрудничество между всеми участниками группы, здесь формируются коммуникативные навыки каждого ученика

Зона работы в группе предполагает сотрудничество между всеми участниками группы, здесь формируются коммуникативные навыки каждого ученика

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2024