СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология смешанного обучения как один из трендов современного образования.
А.В.Быкова
Мурманская область, г.Мурманск
Образование на современном этапе, пребывая в постоянном развитии, приспосабливается к изменениям внешней среды. В связи с этим образование можно считать важнейшим ресурсом современного общества.
Необходимость учета особенностей обучающихся, смена словесного способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, возможность проектирования процесса обучения способствуют возникновению современных образовательных технологий.
Любая образовательная технология предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся и основана на использовании таких форм, приемов, методов и средств передачи информации, которые позволят достичь гарантированных результатов обучения. Образовательные технологии разрабатываются и используются для повышения эффективности образовательного процесса, а также для профессионального развития педагога.
Среди основных характеристик современных образовательных технологий можно выделить следующие:
1.единство – взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса;
2.применяемость и воспроизводство многими педагогами;
3.регулируемость – возможность наблюдать, оценивать, корректировать и прогнозировать;
4.действенность – достижение целей и задач эффективного обучения.
Наиболее распространенными и часто используемыми технологиями современного образовательного процесса являются: технологии смешанного обучения, игровые технологии, модульные технологии, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления, кейс-технологии и другие.
В современный образовательный процесс всё интенсивнее внедряются информационные технологии, наблюдается отход от классической классно-урочной системы, отдается приоритет индивидуализации обучения. Более ценными качествами личности становятся: креативность, критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения, умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
Всё это приводит к появлению такого образовательного подхода, как смешанное обучение, в котором совмещается взаимодействие учитель-ученик с онлайн-обучением. При этом предполагается самостоятельный контроль обучающимся своего пути, времени и темпа обучения, а также объединение собственного опыта с учителем и онлайн. Следовательно, внедрение смешанного обучения позволяет объединить принципы традиционного процесса обучения с электронным обучением.
Модель смешанного обучения, таким образом, включает в себя самообразование, личное и интерактивное взаимодействие с учителем.
Процесс внедрения технологии смешанного обучения предполагает некоторые изменения в способах деятельности ученика и учителя. Ученик приобретает некоторую свободу, но при этом он делает сам выбор и несет ответственность за самостоятельно принятые решения и результаты. Учитель действует в новой для себя роли, он отходит от своей стандартной роли и становится своего рода посредником, наставником, путеводителем и личным вдохновителем. Организация процесса при этом может осуществляться в разных формах: урок в компьютерном классе, «1 ученик = 1 компьютер», «1 компьютер = группа учеников», деление на рабочие зоны или станции, самостоятельная работа за домашним компьютером.
Среди моделей технологии смешанного обучения можно выделить «перевернутый класс», ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель.
«Перевернутый класс». Суть данной модели заключается в самостоятельной домашней подготовке учеников по интернет-ресурсам и дальнейшая отработка и обсуждение в классе с учителем. Учитель заранее подготавливает ссылку на интернет-ресурс (это может быть мини-видеолекция, фрагмент видеофильма, электронная статья и прочее). Ученики дома просматривают заданные материалы, что позволяет им работать в удобном для них темпе, в удобное время. После чего, урочное время используется для совместной деятельности учителя и учеников для решения задач, дискуссий, экспериментов, создания мини-проектов и др.
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика выходит на новый уровень и позволяет повысить интерес к предмету, увеличить время на индивидуальное обучение, успевающие могут углубить свои знания, а отстающие наверстать упущенное.
«Ротация станций». Эта форма работы предполагает деление класса на 3-4 группы, каждая из которых работает в определенной зоне (станции): одна из зон – зона-онлайн (в сети), другая зона – зона работы с учителем и зона проектной работы. При работе с данной моделью обучения предполагается дифференцированная работа с классом: он должен быть поделен по уровням успеваемости на слабых, средних и сильных учеников. В ходе урока группы перемещаются с одной станции на другую. К концу урока каждая группа должна побывать во всех предложенных зонах.
Группа слабых учеников начинает свою работу, как правило, с зоны работы с учителем. Поскольку именно эта зона позволяет предоставить эффективную обратную связь. Здесь учитель может учитывать особенности группы, с которой он работает: помочь более слабым ученикам и уделить больше времени на вызванные затруднения и восполнить пробелы в знаниях.
Онлайн-зона позволяет развить навыки самостоятельной работы. Здесь ученики получают новую информацию, работают с тренажерами, проверяют и оценивают свои знания.
Зона работы в группе предполагает сотрудничество между всеми участниками группы, здесь формируются коммуникативные навыки каждого ученика. На этой станции ученикам предлагается возможность применения своих знаний на практике, например создание мини-проекта, мини-исследование, творческие задания и т.д.
«Ротация лабораторий». Данная форма более сложна в применении, для ее реализации требуется совместная работа учителей, работающих в параллели. В течение дня ученики посещают уроки по разным предметам в обычных классах, а один урок в конце проходит в компьютерном классе, где индивидуально работают в сети-онлайн, где они могут либо знакомитсья с новой информацией, либо тренироваться в подготовленных учителями тренажерах.
«Гибкая модель». Эта форма одновременно самая сложная, но и самая эффективная. Для ее реализации необходимо, чтобы у каждого ученика был свой ноутбук или планшет. Также необходим отдельный класс, где каждый ученик мог бы работать со своим переносным устройством в свободное время. Гибкая модель предполагает уже достаточно высокий уровень сформированности навыка самообразования, поэтому целесообразнее использовать эту форму в старших классах. Учитель предлагает ученикам определенные маршрутные листы, работа с которыми позволит решить поставленные на уроке задачи. При этом ученики могут свободно перемещаться, группироваться, двигаться в индивидуальном темпе и при этом иметь гибкий график работы.
Подведем итог: технология смешанного обучения является одной из эффективных современных образовательных технологий, одной из активных форм обучения. Она способствует реализации системно - деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС. Однако, нельзя забывать о нормах работы с электронными ресурсами, строго контролировать и регулировать время работы обучающихся за компьютером/планшетом.
Литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. – с.8-10
3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. «Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. – Москва, 2016.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.