Современные приемы работы на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Современные приемы работы на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
Семинары
doc
преподавание
1 кл—4 кл
18.09.2023
Современные приемы работы на уроках в начальной школе
Приемы
Современные приемы работы на уроках в начальной школе.doc

Современные приемы работы на уроках в начальной школе.

 

В контексте современных тенденций изменения общественной жизни, новых социально-экономических условий особую актуальность приобрели требования к личности, выраженные в спектре компетенций, где одними из главных становятся – активная жизненная позиция, стремление к творческому преобразованию действительности, способность решать задачи нестандартно, находить альтернативные пути решения.

Изменение ценностных ориентаций общества привело к изменению образовательной парадигмы, где результатами обучения стали не только предметные знания, умения и навыки, но комплекс метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Так, отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их ориентация на результат обучения.  Применительно к учебному процессу это означает, что на всех этапах (от планирования до итогового контроля) учебный процесс должен  ориентироваться на развитие личности учащихся на основе овладения ими обобщенными способами деятельности. Другими словами, учебный процесс ориентируется на становление универсальных учебных действий.

Достижение планируемых результатов как предметных, так и метапредметных не происходит автоматически. Необходима специальная организация образовательной деятельности. В контексте чего актуальность приобретают вопросы современной методики обучения в начальной школе, поиск актуальных методик, технологий, приемов обучения, отвечающих системно-деятельностному подходу и способствующих достижению новых образовательных результатов, заявленных во ФГОС НОО.

Целью данного выступления является представление практического опыта использования современных приемов обучения в контексте федеральных образовательных стандартов на уровне начального общего образования.

 

Характеристика приемов с позиции «современности».

В теоретической литературе дается несколько определений понятия прием обучения. Преимущественно прием обучения рассматривают как структурный элемент метода, образовательной технологии, способ взаимодействия педагога и учащихся, направленный на достижение учебно-воспитательных целей.

Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения.

Правильный выбор приема обучения обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Какие приемы можно считать современными?

Современные приемы обучения отличаются:

- направленностью на достижение предметных и метапредметных результатов;

- активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся;

- интерактивностью, организацией субъектного взаимодействия, где учащийся субъект получения знаний;

- мотивационной составляющей, современные приемы вызывают интерес к учебной деятельности, мотивируют на активное участие в ней;

- направленностью на игровую деятельность, через которую реализуется образовательный компонент.

Современные приемы обучения основаны на системно-деятельностном подходе, развивающем обучении.

В связи, с чем актуальными, современными приемами обучения являются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧ), активных методов обучения, рефлексивных технологий, технологии формирующего оценивания, игровых технологий, технологии проблемного обучения, технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) .

Так, для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Такие приемы, как «Добро в ладошках»,  «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

 

Прием «Поздоровайся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

 

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

 

Прием «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 

Прием «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

 

Для выяснения целей, ожиданий и опасений

Можно использовать такие приемы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий»,«Солнышко и туча», «Песочные часы», «Вместе построим дом», которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

 

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

 по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

 

Прием «Вместе мы построим дом»

Цель: Ученики самостоятельно  формулируют свои ожидания, узнают ожидания других, наблюдают за учебным процессом.

Участники мероприятия описывают свои ожидания на листиках – брёвнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома, как только ожидание исполняется, брёвнышко перемещается  на свободное в макете  дома место. Если к концу урока дом построен, то учитель правильно организовал учебный процесс.

 

Прием «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
 

Прием «Список покупок»

Участники определяют  предпочитаемые  цели работы.

Учащиеся составляют что-то  в виде  «списка покупок»,в котором записано всё то, что хотят  сделать на уроке и изучить.

 

Прием « Песочные часы»

Учитель ставит поочереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: « Скажи, что ты хочешь  научиться делать на  данном уроке?»

 

На стадии вызова опираемся на пословицу, «доброе начало полдела откачало». У  учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме.

Прием «Отсроченная отгадка» - Педагог представляет яркий, необычный материал (факт, комментарий, видеофрагмент, статистические данные, иллюстрация) учащимся с предложением ответить на вопрос: «Что будем изучать на уроке?». Учащиеся высказывают предположения. Учитель предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока.

Прием «Верные и неверные утверждения».  Детям  предлагается поиграть в игру «Верите ли вы, что…». 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.  3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

 

Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Приём “Шаг за шагом”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.

 

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующие приемы представления нового материала:

Прием «Корзина идей» (Педагог объявляет тему урока. На доске изображена корзина. Учащимся предлагается вспомнить все, что они знают по теме урока, и определить, что возьмут с собой на занятие, положив в корзину.),

 Прием «Составление кластера» - Прием представляет работу с информацией, представление ее через определенную схему – «гроздь», где от главного ключевого компонента идут составляющие, второстепенные

 

На этапе закрепления полученных знаний используются такие приемы как:

         «Ручеек»,

         «Ульи»,

         «Карусель»,

         «Ромашка Блума»,

         «Мозайка»,

         «Толстые и тонкие вопросы»

         «Пустое кресло»,

         «Разлетевшиеся шары»,

         «Грамматическая эстафета»,

         «Ромашка», «Узнай себя,

         «Я работаю волшебником»,

         «Тонкие и толстые вопросы»,

         «Мини интервью»,

 

Так, навыки устного счета учащихся начальной школы можно тренировать приемом «Карусель», прием «Ручеек» позволяет закреплять правописание словарных слов. Прием «Ульи» употреблялся в том случае, когда необходимо освоить предметный материал большого объема, а дробление его на части, изучение в учебных группах было целесообразным – на уроках окружающего мира.

Ручеек

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Ульи

Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы. Выбирается Главная Пчела, которая будет контролировать работу группы. Затем обсуждаются результаты, вырабатывается общий продукт деятельности в каждой группе. Главные Пчелы перелетают на другой цветок, т.е. переходят в другую группу и проверяют ее работу. Проверяется и обсуждается общий продукт деятельности.

Карусель

Класс образует два круга – внешний и внутренний, чтобы участники лицом друг к другу попарно.  У учащихся внутреннего круга карточка с заданием. Участники внешнего круга выполняют задание. По сигналу учителя учащиеся внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Учащиеся выполняют задание с новым партнером, передвигаются по сигналу.

Ромашка Блума

Лепестки ромашки – вопросы разных типов: простые, уточняющие, практические, оценочные, творческие, объясняющие. Прием предполагает работу с текстом. Учащиеся читают текст, формулируют по нему вопросы разных типов.

 

«Пустое кресло»

На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?».

Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие

 

«Разлетевшиеся шары»

На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар  и прикрепляют его к слову.

 

Грамматическая эстафета

На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.

 Учащиеся  делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму.

Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

 

Ромашка (цветик-семицветик)

На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.

Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.

 

«Узнай себя»

Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода  и т.д.

 

«Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

 

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.

 

Мини-интервью

Работа в парах. В каждой паре «журналист»  задает вопросы своему «герою».

 

 

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Автобусная остановка», «Ищем клад», «Живые буквы», «Инсерт»

Метод «Автобусная остановка»

 Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

 Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.


Прием «Ищем клад»

Этап урока: проработка содержания темы.

Количество участников: весь класс.

Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.

Продолжительность проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.

Прием «Живые буквы». Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой  анализ слова.

 

На этапе контроля усвоения знаний можно применить такие приемы как: «Диаграмма», «Оценочная шкала», «Лови ошибку».

«Диаграмма» - После пробного учебного действия, учащиеся проводят самопроверку по образцу. Учитель организует диалог по выявлению допущенных ошибок и их классификации. Результат проверки (количество учащихся, допустивших ошибки) заносятся в диаграмму. На основе анализа информации в диаграмме формулируют собственную цель деятельности.

«Оценочная шкала» - Учащиеся, выполнив работу, оценивают её по шкале: всё верно - есть ошибки - всё неправильно. Коллективно определяют какие действия – критерии необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной учебной задачи. Каждый критерий учащиеся оценивают по шкале и определяют места своих затруднений: не умею, делаю с ошибками.


Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные приемы как: «Ресторан», «Комплименты», «Телеграмма», «Синквейн», фразеологизм. Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.


Прием «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

 

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

 

Данные приемы соответствуют возрастным особенностям учащихся, способствуют формированию метапредметных результатов: коммуникативных умений, так как большинство из них предполагает активное взаимодействие, высказывание своей позиции, что требует выстраивание связного текста, рассуждения; регулятивных умений – организовывать собственную деятельность, оценивать результаты работы и проводить рефлексию; познавательных умений – анализировать, систематизировать, классифицировать информацию, представлять материал в другой модальности.

При выборе приема обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень умений и навыков учащихся. Применение приема должно иметь цель, направленность на предметный и метапредметный результат. Педагогу необходимо определять место приема в уроке, исходя из его особенностей.

Помните. На уроке используйте не более трех различных приемов ТРКМ.

Таким образом, использование современных приемов обучения в условиях введения ФГОС НОО должно носить целенаправленный, системный характер.

 

 

 

 

Литература:

1.   Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - Москва [и др.] : Питер, 2019. - 254 с.

2.   Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя / А.А. Гин. – 13 изд. -  М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013. – 112 с.

3.   Крылова, О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе : учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с.

4.   Тютькова И.А. Педагогический тезаурус : учебное справочное пособие / И.А. Тютькова – М., 2016 – с. 96.

5.   Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13–17.

6.   Чарнецкая, Ж. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД / Ж. Чарнецкая // Управление начальной школой. – 2019. – № 7. – С. 68–73.


Современные приемы работы на уроках в начальной школе

Современные приемы работы на уроках в начальной школе

Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения

Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения

Прием «Поздоровайся глазами»

Прием «Поздоровайся глазами»

Участники: все обучающиеся. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу

Участники: все обучающиеся. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу

Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения

Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения

Прием «Корзина идей» (Педагог объявляет тему урока

Прием «Корзина идей» (Педагог объявляет тему урока

Ульи Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы

Ульи Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы

На ней выделена часть слова (например, заехать)

На ней выделена часть слова (например, заехать)

Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал

Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал

Прием «Ресторан» Цель : Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока

Прием «Ресторан» Цель : Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока

Литература: 1. Вергелес,

Литература: 1. Вергелес,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2023