«Современные формы организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию».

  • Разработки курсов
  • rtf
  • 26.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В данной работе описываются формы организации внеурочных занятий.В работе представлены формы организации внеурочных занятий по истории и обществознанию.
Иконка файла материала Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию..rtf
«Современные формы внеурочной деятельности  по истории и обществознанию». Выполнила  Тяжелова М.Г., учитель истории и обществознания МБОУ «Юркинская ООШ» Введение Требования   рыночной   экономики   и   информационное   общество   назвали смыслом и целью образования  развитие личности школьника, а стратегической задачей   образовательной   политики   ­   стимулирование   его   активности.   Для реализации   поставленных   целей   и   задач   разработан   федеральный государственный   образовательный   стандарт   (ФГОС).   Отличительной особенностью стандарта второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная   (внеучебная)   деятельность   учащихся –   это  деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного   организуемая   участниками учебного   (образовательного)   плана, образовательного   процесса,   отличная   от   урочной   системы   обучения: экскурсии,   кружки,   секции,   круглые   столы,   конференции,   диспуты,   КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования   и   т.д.;   занятия   по   направлениям   внеучебной   деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.  Любая из этих форм обладает  достаточно большим воспитательным потенциалом,  она раскрывает   перспективы   для   определения   собственной   образовательной траектории учащихся. [10]Направления внеурочной  деятельности  спортивно­оздоровительное,   духовно­нравственное,   социальное,   общеинтеллектуальное,   общекультурное В   книге   «Школа   для   двадцать   первого   века.   Приоритеты реформирования   образования»   американский   педагог   Филлип   С.   Шлехти, ссылаясь   на   опрос   многих   бизнесменов,   работодателей,   школьных функционеров,   подчёркивает,   что   на   вопрос   «Что   вы   хотите   от   школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как   учиться,   как   достигать   цели,   если   он   знает,   как   учиться   в   школе,   как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую   информацию,   чтобы   решить   те   или   иные   проблемы,   как использовать   самые   разнообразные   источники   информации   для   решения   то   ему   легче   будет   повысить   квалификацию,   или проблем, переквалифицироваться,   получать   любые   необходимые   дополнительные знания. Поэтому каждый учитель стремится  пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания.  По глубокому убеждению  Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой   ситуации   и   даже   получат   дипломы,   но   не   будут   уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не   смогут   рассчитывать   на   успех   в   информационном   обществе   двадцать первого века. 21. Возможности  внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Внеурочная   деятельность   представляет   собой   систематический интенсивный   творческий   поиск   форм   и   способов   совместной жизнедеятельности,   взаимодоверие   и   продуктивное   сотрудничество, взаимоуважение   обеих   сторон.   При   этом   внеурочная   деятельность     как   бы «открывает»   школу,   создает   условия   для   позитивного   сотворчества   в педагогическом   процессе   школьных   учителей,   учащихся,   их   родителей, работников детских внешкольных организаций и других учреждений. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей,   но   и   создавать   условия   для   формирования   творческой,   социально­ успешной личности. Она  образует систему, в которой возможно оптимальное решение   проблемы   индивидуализации   и   дифференциации   обучения   как средства эффективного развития личности ребенка. 2. Классификация внеурочной деятельности. Широкие   возможности   внеурочных   занятий   в   развитии,   обучении   и воспитании   школьников   качественно   реализуются   лишь   при   системной организации   данных   занятий.   Основные   компоненты   системы   внеурочных занятий   позволяют   выделить   множество   форм   этих   занятий, классифицированных по признакам:  по   характеру   основных   педагогических   целей   (в   плане доминирования   цели):   воспитательные,   образовательные,   развивающие, комбинированные;  по   направлению   деятельности   (в   плане   доминирования направления):   мировоззренческие,   трудовые,   познавательные,   этические, эстетические; 3 по   количественному   охвату   школьников:   массовые   (вечера, викторины,   КВН,   конкурсы   и   т.п.);   групповые   (кружки,   объединения, экскурсии,  музеи   и   т.п.);   индивидуальные   (работа   над   моделью,  творческие задания и т.п.);  по   временным   показателям:   циклические   (кружки   и   т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.);  по   характеру   познавательной   деятельности:   творческие, репродуктивного плана, комбинированные;  по   отношению   к   учебной   деятельности:   по   циклу   учебных предметов;   проводимые   с   опорой   на   содержание   учебных   дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;  по   циклам   учебных   предметов:     гуманитарно­эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.);  по   возрастным   особенностям:   для   отдельных   групп   школьников (старшие,   средние,   младшие),   для   отдельных   классов   (параллелей),   для смешанных групп школьников;   по   контингенту   учащихся:   с   успешно   обучающимися,   со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные;  по   характеру   содержания:   узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные;  по характеру работы: практические, творческие, комбинированные. Данная   классификация   позволяет   учителю   творчески,   с   учетом объективных   условий   и   субъективных   возможностей   выбрать   для   работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 3.  Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений. Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов   и   специалистов   различного   профиля,   а   также   использование материально­технических   ресурсов   внешкольных   учреждений   и   учреждений 4дополнительного   образования     для   эффективного   общего   и   специального развития школьников. 4.   Современные   формы   внеурочной   деятельности   по   истории   и обществознанию 4.1.Использование краеведческого материала.              Клуб    «История и современность родного края». В   настоящее   время   школьное   историческое   краеведение   занимает большое   место   в   образовании   и   воспитании   школьников.   Рост   интереса молодежи   к   прошлому   своей   страны,   народным   традициям,   памятникам истории   и   культуры   значительно   усилил   роль   краеведения   в   учебной   и внеурочной  работе. В эту работу обучающиеся вовлекаются на основе свободного выбора вида   занятий.   Внеурочная   работа   историко­краеведческого   характера базируется   на   тесной   связи   обучения,   воспитания   и   образования   с   жизнью. Устанавливая   взаимосвязь   учебной   и   внеурочной   историко­краеведческой работы,   учитель,   для   более   глубокого   изучения   местной   истории,   широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Кроме того, краеведческий материал,   как   более   близкий   и   знакомый,   усиливает   конкретность   и наглядность   восприятия   учащимися   исторического   процесса   и   оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий   и   показывается,   как   они   преломлялись   в   данной   конкретной местности,   это   приобретает   особое   воспитательное   и   образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по   местной   истории,   работу   с   документальными   материалами   архива,   запись вещественными   памятниками   музея, воспоминаний   и   др.   Формы   внеурочной   работы   находятся   в   тесной   подготовку   рефератов, взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в 5конференции. кружке   часто   выносятся   на   общественные   вечера, Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. 4.2. Историко­краеведческий кружок.    Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко­краеведческом кружке.  Высокая   оценка   кружковой   работы   неслучайна.   Именно   кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеурочной работы.  Школьный   кружок   базируется   на   знаниях,   полученных   учащимися   на уроках.   Он   дает   возможность   организовать   систематические   занятия   по определенной   программе   и   с   постоянным   составом.   Работа   в   кружке превращает   учащихся   в   активных   помощников   учителя,   как   в   проведении внеклассных   мероприятий,   так   и   уроков.   Успех   работы   кружка   зависит   от умения, желания, инициативы  и знаний его руководителя. Работа историко­ краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:  теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).  практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Основным   методом   работы   кружка   является   самостоятельная деятельность   учащихся.   Каждый   член   кружка   с   учетом   индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской   деятельности:   составлять   библиографию,   аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами,   записывать   воспоминания,   собирать   краеведческий   материал, пользоваться логическими приемами. Одной из важнейших задач кружка является сбор местных краеведческих материалов   для   последующего   использования   их   в   учебно­воспитательной работе в школе.  64.3. Школьный краеведческий музей. Углубленная   постоянная   и   систематическая   историко­краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко­краеведческих музеев. Организация школьного музея ­ одна из лучших форм общественно­полезной работы юных краеведов­историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей.  Основными   задачами   музея   являются:   поиск   и   сбор   материала краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов,  материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно­воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно­исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы   Великой   Отечественной   войны.   Такие   музеи   позволяют   проводить большую поисково­исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи   многопрофильного   или   комплексного   характера.   Эти   музеи   создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов.  4.4. Внеурочная деятельность  на базе муниципальных музеев. Одной   из   форм   организации   внеурочной   деятельности.   Занятия   ведут работники   музея.   Обучающиеся   знакомятся   с     тематическим   принципом экспозиций, учатся работе с экспонатами, обучаются ведению экскурсий и т.д. Это достаточно продуктивная организация внеурочной деятельности. 4.5. Внеурочная деятельность на базе социологических и социальных учреждений. 7Это форма работы актуальна для уроков обществознания. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке данных социологических опросов и т.д. 4.6 Внеурочная деятельность на базе архивов. Обучающиеся   знакомятся   со   структурой   учреждения,   принимают участие   в   обработке   архивных   запросов,   изучают   вопросы   истории   родного края и т.д. 4.7. Историко­краеведческий вечер    Задача историко­краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными   пением, средствами   искусства   (художественным   чтением,   музыкой, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся  эмоционально   воспринять   значение,   смысл   и   содержание   исторического события, факта, явления. 4.8. Предметные олимпиады             Важной  частью   внеурочной  работы  по     истории  или   обществознанию   олимпиадам.   Они   позволяют   активизировать является   подготовка   к   творческие   и   познавательные   способности   учащихся,   выявить   талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации. 4.9. Экскурсия, как форма внеурочной деятельности. Одной   из   форм   организации     внеурочной   деятельности     являются историко­краеведческие экскурсии. Они могут быть заочные с использованием сети   Интернет.     Изучаемый   на   уроках   материал   дополняется   конкретными наблюдениями   на   экскурсиях,   которые   помогают   выработать   правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события.  84.10. Метод проектов, как форма внеурочной деятельности Одним из видов организации внеурочной деятельности   является работа над проектами. (Этот вид деятельности может использован как на уроке, так и вне урока.)  Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:   самостоятельно   и   охотно   приобретают   недостающие   знания   из разных   источников;   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские  умения (умения   выявления   проблем,   сбора   информации,   наблюдения,   проведения эксперимента,   анализа,   построения   гипотез,   общения);   развивают   системное мышление.  4.11. Метод дебатов, как форма внеурочной деятельности.  Проведение   подготовки   и   соревнований   по   методу   «Дебаты»   среди обучающихся   содействует   становлению   нового   поколения   гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.   Дебаты  — интеллектуальное  соревнование,  развивающее   умение активно   отстаивать   свои   взгляды   и   суждения.   Наиболее   подходит   для проведения   урочных   и   внеурочных   занятий   в   старших   классах.   Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую   последовательность   действий:   подготовка   к   игре,   игра,   анализ игры.  9Заключение Таким образом, организация   внеурочной   работы в школе может быть организована     в   разных   формах.   Она       является   одним   из   источников обогащения   учащихся   знаниями   по   истории,  воспитания   любви   к   предмету, способствует   формированию   гражданственных   понятий   и   навыков.   Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого обучающегося. Внеурочная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма   молодого   поколения,   в   идейно­политическом   воспитании обучающихся.  Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от уроков время и охватывает   учащихся   разных   классов   или   части   класса.   Она   не   ограничена временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность 10особенно привлекательной. Дети  выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей,   желаний.   Каждый   имеет   возможность   проявить   свои   лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеурочную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает   в   основном   познавательная   деятельность,   то   во   внеурочной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеурочной  работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих   целей   обучения.   Существенным   образом   меняются   ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и обучающихся они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей.  Но     главное   достоинство   внеурочной   работы   в   сравнении   с   классно­ урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения, она   удовлетворяет     важнейшие   потребности   обучающегося:   потребности   в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь   самостоятельной   частью   учебно­воспитательного   процесса, внеурочная  работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что   обеспечивает   реализацию   воспитательных   и   развивающих   функций   в полной мере.      И,   наконец,   внеурочная   деятельность   направлена   на   развитие       воспитательных результатов:   приобретение учащимися социального опыта;   формирование   положительного   отношения   к   базовым   общественным ценностям;   приобретение   школьниками   опыта   самостоятельного   общественного действия.   11Приложение №1. [9] Примеры заданий для учащихся 5 класса: I тур – Имитация исторического источника.  При  создании  такого «документа»  ребёнок становится на  место  персонажа, смотрит на мир глазами человека древности, пытается понять его «изнутри». Примерные темы: «Дневник купца», «Отчёт послов, прибывших из Вавилона в Китай в 184 г. до н.э.», «Письмо спартанца из Афин» и т.д. Исторические   сочинения.   Такие   задания   лучше   давать   более   сильным ученикам,   склонным   к   академическим   исследованиям.   Примерные   темы: «Воспитание   и   образование   детей   в   Древнем   мире»,   «История   костюма», «Прогулки по Риму» и т.д. II  тур   включает   в   себя   решение   исторических   задач,   которые   требуют различных навыков (чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычисления и.т.д.) 12Задание №1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом: Александр Македонский 1.Организация библиотеки глиняных книг Ашшурбанипал Константин Октавиан Август Соломон Хаммурапи Царевич Гаутама Цинь Ши Хуанди Юлий Цезарь Задание №2. Решите задачи А, Б, В А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки 2. Создание древнейших законов 3. Строительство самой длинной стены 4.Создание новой религии ­ буддизма 5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме 6.Захват единоличной власти в Риме 7.Военный поход В Индию 8.Разрешение христианам открыто молиться 9.Установление империи бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394 г. император  Феодосий I запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? В. Рим был основан в 753 г. до н.э.. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т.е. до первого упоминания Москвы в летописях. 13Задание № 3.Исправьте ошибки в тесте. Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории  человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из  стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса.  Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую  библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всём Китае,  особыми клинописными знаками. Задание №4. Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы: Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём  городе:  Наше государство является школой Эллады, и каждый из нас может с  лёгкостью проявит свою личность в самых различных жизненных условиях. 1. В каком городе жил Перикл? 2. Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? 3. Каким образом жители этого города могли проявит себя?       Задание   №5.   Соотнесите   имена   богов   Древней   Греции   с   именами   богов Древнего Рима: Арес Афродита Гера Гермес Деметра Дионис Зевс Приложение №2. Игра «Дебаты» Венера Либер Марс Меркурий Церера Юнона Юпитер 14Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную   третью   сторону,   судей,   в   том,   что   ваши   аргументы   лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.  Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.    Подготовка к игре.  Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса).   В   «Дебатах»   она   формулируется   в   виде   утверждения,   например: «Технический   прогресс   ведет   к   гибели   цивилизации».   При   подборе   темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:  провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;   быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;   иметь четкую формулировку;   стимулировать исследовательскую работу;   иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.  Обобщенно   структура   подготовительного   этапа   может   быть   представлена следующим образом.  Работа с информацией по теме:   активизация знаний учащихся (мозговой штурм);   поиск информации с использованием различных источников;   систематизация полученного материала;  составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.  Формирование общих и специальных умений и навыков:   формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;   построение стратегии отрицающей стороны;  15 умение правильно формулировать вопросы;   овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;   овладение   навыками   эффективной   работы   в   группе,   аутотренинга   и релаксации.  Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать   определения   каждому   понятию   в   тезисе,   составить   кейсы   (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для   каждой   стороны   продумывается   стратегия   отрицания,   то   есть составляются   контраргументы   на   возможные   аргументы   оппонентов,   и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.    Игра. Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм­ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.  5. Список литературы 1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. ­ М.: ВЛАДОС. 2. Гузеев,   В.В.   Педагогическая   техника   в   контексте   образовательной технологии / В.В. Гузеев, orenipk.ru  3. Зайцев   В.Н.   Тенденции   комбинированного   урока   /   В.Н.   Зайцев.   ­М.   : Профессиональная библиотечка учителя.  Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам 4. /  В.И.  Казаренков. –  Ростов н/Д. :  Из­во   Ростовского   педагогического университета. 5. Кузнецов   В.И.   Принципы   активной   педагогики   /   В.И.   Кузнецов.   –   М.: Просвещение. 6. Концепция духовно­нравственного воспитания. 7. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение. 168.  Оконь В. сайт didaktika.ru     9 .Уткина Э.В. Школьные олимпиады.­ М.:Айрис­пресс, 2009.      10. ФГОС ООО;                   17