Современные инновационные технологии в образовании
Оценка 4.6

Современные инновационные технологии в образовании

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
26.02.2019
Современные инновационные технологии в образовании
Расторгуева Виктория Васильевна магистрант 1-го курса Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова РФ, г. Якутск Современные инновационные технологии в образовании Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: ● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); ● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); ● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»). Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. 2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. 3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: ● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);следует все же добавить:● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках). Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения. Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● портфолио достижений, ● портфолио – отчет,● портфолио – самооценка, ● портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую) Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: ● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ● ученик собирает материал; ● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя». Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. Ученик должен научиться: ● отбирать и оценивать информацию, ● точно определять цели, которые он хотел бы достичь, ● планировать свою деятельность, ● давать оценки и самооценки, ● отслеживать собственные ошибки и исправлять их. В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение. Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО 1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:● в контроле, в оценке результатов 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: ● в области развития определенных способностей учеников и педагогов, ● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей 3.По области педагогического применения:● в учебном процессе 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: ● в коллективном обучении - в индивидуальной, фронтальной, групповой форме,● в семейном обучении 5. По функциональным возможностям:● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.) 6. По способам осуществления:● систематические.
вика.docx
Расторгуева Виктория Васильевна магистрант 1­го курса Северо­Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова РФ, г. Якутск Современные инновационные технологии в образовании                   Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление  научно­исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания действительных инноваций. А именно: ● о   том,   как   нечто   может   быть   («открытие»),   и   о   том,   как   нечто   можно   сделать («изобретение»); ●  проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально­ технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо   действовать,   чтобы   получилось   то,   что   может   или   должно   быть («инновационный проект»); ●   образовательная   деятельность,   направленная   на   профессиональное   развитие субъектов   определенной   практики,   на   формирование   у   каждого   личного   знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»). Что   же   такое   сегодня   «инновационное   образование»?   —   Это   такое   образование, которое   способно   к   саморазвитию   и   которое   создает   условия   для   полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько   освоение   предметных   знаний,   сколько   развитие компетенций, адекватных современной бизнес­практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным   и   представленным   в   виде   мультимедийных   учебных материалов,   которые   передаются   с   помощью   современных   средств коммуникации. 2. Современные   методы   обучения   —   активные   методы   формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. 3. Современная   инфраструктура   обучения,   которая   включает   информационную, технологическую,   организационную   и   коммуникационную   составляющие, позволяющие   эффективно   использовать   преимущества   дистанционных   форм обучения.         Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1.   Информационно­коммуникационные   технологии   (ИКТ)   в   предметном обучении Внедрение   ИКТ   в   содержание   образовательного   процесса   подразумевает интеграцию   различных   предметных   областей   с   информатикой,   что   ведет   к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном   обществе   (в   его   профессиональном   аспекте).   Существенное   значение имеет   осознание   складывающейся   тенденции   процесса   информатизации   школы:   от освоения   школьниками   начальных   сведений   об   информатике   к   использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно­воспитательного процесса на базе применения   информационных   технологий.   В   результате   в   школьной   методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку   к   освоению   новых   информационных   технологий   в   будущей   трудовой деятельности.   Данное   направление   реализуется   посредством   включения   в   учебный план   новых   предметов,   направленных   на   изучение   информатики   и   ИКТ.   Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные   формы   дистанционного   образования,   существенно   повышает   мотивацию учеников   к   изучению   предметных   дисциплин,   особенно   с   использованием метода проектов; б)   информатизация   обучения   привлекательна   для   ученика   в   том,   что снимается   психологическое   напряжение   школьного   общения   путем   перехода   от субъективных   отношений   "учитель­ученик”   к   наиболее   объективным   отношениям "ученик­компьютер­учитель”,   повышается   эффективность   ученического   труда, увеличивается   доля   творческих   работ,   расширяется   возможность   в   получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна   для   учителя   тем,   что   позволяет   повысить   производительность   его труда, повышает общую информационную культуру учителя. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно­ориентированные   технологии ставят   в   центр   всей   школьной   обеспечение   комфортных, образовательной   системы   личность   ребенка, бесконфликтных   и   безопасных   условий   ее   развития,   реализации   ее   природных потенциалов.   Личность   ребенка   в   этой   технологии   не   только   субъект,   но   и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения   какой­либо   отвлеченной   цели.   Проявляется   в   освоении   учащимися индивидуальных   образовательных   программ   в   соответствии   с   их   возможностями   и потребностями. 3. Информационно ­ аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика   управления   качеством   обучения   позволяет   объективно,   беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития Анализ   и   диагностика   качества   обучения   каждого   учащегося   при   помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные   технологии   как   ведущий   механизм   формирования современного ученика Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно­массовых   мероприятиях   по   национальным   традициям,   театре,   центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так   и   новые.   Это   ­   самостоятельная   работа   с   помощью   учебной   книги,   игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения ­ система «малых групп» и др.   7. Психолого­педагогическое   сопровождение   внедрения   инновационных технологий в учебно­воспитательный процесс школы Предполагается   научно­педагогическое   обоснование   использования   тех   или   иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким   образом,   опыт   современной   российской   школы   располагает   широчайшим арсеналом   применения   педагогических   инноваций   в   процессе   обучения. Эффективность   их   применения   зависит   от   сложившихся   традиций   в общеобразовательном   учреждении,   способности   педагогического   коллектива воспринимать эти инновации, материально­технической базы учреждения. Новые   образовательные   стандарты   вводят новое   направление   оценочной деятельности –   оценку   личных   достижений. реализацией гуманистической парадигмы образования     Это   связано   с   и личностно­ ориентированного   подхода к   обучению.   Для   общества   становится   важным объективировать   личные  достижения   каждого   субъекта   образовательного   процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих   компонентов   личности:   мотивации   саморазвития,   формирования позитивных   ориентиров   в   структуре   Я­концепции,   развитие   самооценки,   волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая   динамику   индивидуальных   образовательных   достижений на протяжении всех лет обучения в школе.             В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио.   Это   способ фиксирования,   накопления   и   оценки   работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации   самовыражения   и   самореализации.   Портфолио   обеспечивает   перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность,   включающая   количественную   и   качественную   оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.                  Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: ● определенный   период   времени);   диагностическую   (фиксируются   изменения   и   рост   (динамика)   показателей   за   целеполагания   (поддерживает   образовательные ●   мотивационную   (поощряет   учащихся, цели,   сформулированные   стандартом); педагогов   и   родителей   к   взаимодействию   и   достижению   положительных ● результатов); ●  содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); обучения и воспитания от класса к классу);  развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития,  рейтинговую ( показывает диапазон и ● ● уровень навыков и умений);следует все же добавить: для   формирования   основ   квалиметрической   компетентности);  обучающую (создает условия   корректирующую ● ● (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках). Для   учащегося портфолио   –   это   организатор   его   учебной   деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте   учеником   следует   считать   любого   обучающегося,   а   учителем   – руководителя процесса обучения.        Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● ● портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)   портфолио   –   самооценка,     портфолио   достижений,     портфолио   –   отчет, ● ●  ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;  Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной   особенностью портфолио   является   его   личностно­ ориентированный характер: ● ученик собирает материал;  взаимооценка   рефлексивность.                     Важной   характеристикой технологии   портфолио   является   ее   Рефлексия   является   основным   механизмом   и   способом ●  в основе оценивания результатов лежит самооценка и ● самоаттестации   и   самоотчета. Рефлексия –   процесс   познания   на   основе самонаблюдения   своего   внутреннего   мира.   /Ананьев   Б.Г.   Человек   как   предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».                   Кроме   общеучебных   умений   собирать   и   анализировать   информацию, структурировать   и   представлять   ее,   портфолио   позволяет   выйти   на   развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. ●            Ученик должен научиться:   отбирать и оценивать информацию,  ●  точно определять цели, которые он хотел бы достичь,  давать оценки и самооценки,  ●  отслеживать собственные ошибки и исправлять их. ●  планировать свою деятельность,  ● В данном контексте мы рассматриваем портфолио как  один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает   возможности   важнейшей   стратегии   технологии   развития   критического мышления   и   современного   метода   оценки   и   дает   возможность   диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. Самым   лучшим   способом   познакомиться   с   технологией   портфолио   является   его практическое воплощение.          Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО 1.   По   отношению   к   структурным   элементам   образовательных   систем: контроле, в оценке результатов 2.   По   отношению   к   личностному   становлению   субъектов   образования:    области   развития   определенных   способностей   учеников   и   педагогов,   развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей 3.По области педагогического применения: 4.   По   типам   взаимодействия   участников   педагогического   процесса:  коллективном   обучении   ­   в   индивидуальной,   фронтальной,   групповой   форме,  в учебном процессе ● ●   в●   в●   в   сфере   в●   в● семейном обучении 5. По функциональным возможностям: средства, проекты, технологии и т.п.) 6. По способам осуществления: ●  систематические. ●  нововведения­продукты (педагогические

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019