Современные инновационные технологии в образовании
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
26.02.2019
Расторгуева Виктория Васильевна
магистрант 1-го курса Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова
РФ, г. Якутск
Современные инновационные технологии в образовании
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);следует все же добавить:● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений, ● портфолио – отчет,● портфолио – самооценка, ● портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ● ученик собирает материал; ● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Ученик должен научиться: ● отбирать и оценивать информацию, ● точно определять цели, которые он хотел бы достичь, ● планировать свою деятельность, ● давать оценки и самооценки, ● отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:● в контроле, в оценке результатов
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: ● в области развития определенных способностей учеников и педагогов, ● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей
3.По области педагогического применения:● в учебном процессе
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: ● в коллективном обучении - в индивидуальной, фронтальной, групповой форме,● в семейном обучении
5. По функциональным возможностям:● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.)
6. По способам осуществления:● систематические.
вика.docx
Расторгуева Виктория Васильевна
магистрант 1го курса СевероВосточного Федерального университета им. М.К.
Аммосова
РФ, г. Якутск
Современные инновационные технологии в образовании
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает
систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление
научноисследовательская деятельность, направленная на получение нового знания
действительных инноваций. А именно:
●
о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать
(«изобретение»);
●
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально
технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях
необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть
(«инновационный проект»);
●
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие
субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания
(опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился
в практике («реализация»).
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование,
которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного
развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование —
это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех
взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не
столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций,
адекватных современной бизнеспрактике. Это содержание должно быть хорошо
структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных
материалов,
которые передаются с помощью современных средств
коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования
компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в
учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную,
технологическую, организационную и коммуникационную составляющие,
позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм
обучения.
Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает
интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к
информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в
современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение
имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от
освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию
компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а
затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования,
осуществления коренной перестройки всего учебновоспитательного процесса на базе
применения информационных технологий. В результате в школьной методической
системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют
подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой
деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт
применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая
различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию
учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода
проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что
снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от
субъективных отношений "учительученик” к наиболее объективным отношениям
"учениккомпьютеручитель”, повышается эффективность ученического труда,
увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении
дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается
целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания
привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его
труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной
обеспечение комфортных,
образовательной системы личность ребенка,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством
достижения какойлибо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися
индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и
потребностями.
3. Информационно аналитическое обеспечение учебного процесса и управление
качеством образования школьника
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая
методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно
проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели,
школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания
любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи
тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования
современного ученика
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в
виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в
культурномассовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах
детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы,
так и новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра,
оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических
средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения
система «малых групп» и др.
7. Психологопедагогическое сопровождение внедрения инновационных
технологий в учебновоспитательный процесс школы
Предполагается научнопедагогическое обоснование использования тех или иных
инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими
специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим
арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в
общеобразовательном учреждении,
способности педагогического коллектива
воспринимать эти инновации, материальнотехнической базы учреждения.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений.
реализацией гуманистической
парадигмы образования
Это
связано
с
и личностно
ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным
объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса:
ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие
следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования
позитивных ориентиров в структуре Яконцепции, развитие самооценки, волевой
регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на
протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки
выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ,
результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в
различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма
фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос
«педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не
умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его
интегративность,
включающая количественную и качественную оценки,
предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания,
и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном
процессе:
●
определенный период времени);
диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за
целеполагания (поддерживает образовательные
●
мотивационную (поощряет учащихся,
цели, сформулированные стандартом);
педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных
●
результатов);
●
содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
обучения и воспитания от класса к классу);
развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития,
рейтинговую ( показывает диапазон и
●
●
уровень навыков и умений);следует все же добавить:
для формирования основ квалиметрической компетентности);
обучающую (создает условия
корректирующую
●
●
(стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для
учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном
контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем –
руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
●
●
портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но
при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)
портфолио – самооценка,
портфолио достижений,
портфолио – отчет,
●
●
ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно
ориентированный характер:
●
ученик собирает материал;
взаимооценка
рефлексивность.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее
Рефлексия является основным механизмом и способом
●
в основе оценивания результатов лежит самооценка и
●
самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе
самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет
познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию,
структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие
интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
●
Ученик должен научиться:
отбирать и оценивать информацию,
●
точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
давать оценки и самооценки,
●
отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
●
планировать свою деятельность,
●
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее
соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он
сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического
мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать
сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его
практическое воплощение.
Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:
контроле, в оценке результатов
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования:
области развития определенных способностей учеников и педагогов,
развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей
3.По области педагогического применения:
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса:
коллективном обучении в индивидуальной, фронтальной, групповой форме,
в учебном процессе
●
●
в●
в●
в сфере
в●
в●
семейном обучении
5. По функциональным возможностям:
средства, проекты, технологии и т.п.)
6. По способам осуществления:
●
систематические.
●
нововведенияпродукты (педагогические
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Современные инновационные технологии в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.