В данной статье раскрывается суть понятия "образовательные технологии". Более подробно рассматриваются следующие современные образовательные технологии: проблемное обучение, метод проектов, технология критического мышления, кейс - метод, групповая форма организации учебной деятельности. Понятия раскрываются с учетом личного опыта автора - учителя математики МБОУ "СШ № 15" г. Глазова Барминой Светланы Леонидовны.
Современные образовательные технологии
Под образовательной технологией будем понимать комплекс, состоящий из:
Некоторого представления планируемых результатов обучения;
Средств диагностики текущего состояния обучаемых;
Набора моделей обучения;
Критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Рассмотрим следующие образовательные технологии:
Проблемное обучение;
Технология критического мышления;
Метод проектов.
Групповая форма работы;
«CASE» технология;
Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и
преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно
– поисковой деятельности учащихся.
Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные
задачи, побуждая искать пути и средства для их решения. Проблема сама прокладывает путь
к новым знаниям и способам действия.
Сущность проблемного обучения составляют:
Организация учителем проблемных ситуаций в учебнопознавательной
работе учащихся;
Управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и
способов действий путем решения проблемных задач.
Цель технологии критического мышления состоит в развитии мыслительных
навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные
решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать
различные стороны явлений). Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из
трех этапов 6 стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Стадии
Методические приемы
I стадия
Вызов
(пробуждение
имеющихся
знаний интереса к
получению новой
информации)
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая
атака. Ключевые
термины.
Свободное письменное
задание.
Таблица «ЗХУ».
Плюсминусвопрос.
Верные и неверные
Деятельность
учителя
выступает в
качестве
проводника,
заставляя
учащихся
размышлять.
внимательно
выслушивает
их ответы
Деятельность
учащихся
актуализирует
и обобщает
имеющиеся
знания по
данной теме
или проблеме;
задает
вопросы, на
которые хотелII стадия
Осмысление
содержания
(получение новой
информации)
утверждения
Корзина идей
Кластер
Ключевые термины
Инсертсистема
маркировки текста.
«Знаю хочу узнать
узнал» маркировочная
таблица.
Чтение с остановками.
Бортовые журналы.
Таблица «Кто? Что?
Когда? Где? Почему?»
Таблица «тонких» и
«толстых» вопросов.
« Дерево предсказаний».
«Шесть шляп
мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и
трехчастный дневник»
III стадия
Рефлексия
(осмысление,
рождение нового
знания)
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
бы получить
ответ
получает
новую
информацию;
осмысливает
ее;
соотносит с
уже
имеющимися
знаниями.
соотносит
«новую»
информацию
со «старой»;
используя
задания,
полученные на
стадии
осмысления
обобщает
полученную
информацию;
поддерживает
у обучающихся
активность
выступает в
роли
консультанта
возвращает
учащихся к
первоначальны
м записям –
предположени
ям.
вносит
изменения,
дополнения.
даёт
творческие,
исследователь
ские или
практические
задания на
основе
изученной
информации
Образовательные результаты технологии критического мышления:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности,
при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (57 учащихся) для
совместного выполнения учебного задания.
Принципы групповой работы:
класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех
либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер»,
«спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена
мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы правильное,
продуманное комплектование групп. При комплектовании групп нужно учитывать уровень
учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Учеников можно
объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности
(гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из
сильных, либо из средних и даже слабых учеников (хотя группа, состоящая только из
слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше
всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные
условия для взаимодействия и сотрудничества. В группу должны подбираться учащиеся,
между которыми сложились отношения доброжелательности, только в этом случае
возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются
тревожность и страх.
Групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к
учителю. Можно выделить следующие функции учителя:
комплектование групп;
комментарии к заданиям для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как
единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает
внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.К преимуществам групповой работы относятся:
грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и
физического здоровья учащегося;
групповая работа формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для
развития личности;
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности
и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную
позицию;
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда
значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся
индивидуально.
Суть «CASE» технологии заключается в создании и комплектации специально
разработанных учебнометодических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче
(пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно
методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций,
формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования
алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны
быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное
ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на
уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих по самой своей сути.
Работа по кейс технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные
действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно;
работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.
Любой CASE дает возможность преподавателю использовать его на различных
этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов
обучения. В последнем случае ученики должны проанализировать кейс и принести учителю
отчет с ответами на поставленные вопросы.«Кейс – метод» развивает следующие навыки:
Аналитические (умение классифицировать, выделять существенную и
несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить
пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично);
Практические навыки (формирование на практике навыков использования теории,
методов и принципов);
Творческие навыки (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти
логическим путем);
Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих,
защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет);
Социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные
социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать
дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя);
Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения
других и своего собственного).
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на
интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Эта
технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по самой своей сути.
Учебные цели метода проектов: развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов всегда предполагает, вопервых, решение какойто проблемы,
и, вовторых, направлен на получение результата. Результаты выполненных
проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом:
Поисковый (поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта,
планирование проектной деятельности по этапам, сбор, изучение и
обработка информации по теме проекта);
Конструкторский (поиск оптимального решения задачи проекта,
исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна,
выбор технологии изготовления);
Технологический (составление плана практической реализации
проекта, подбор необходимых материалов, выполнение
запланированных технологических операций, текущий контролькачества, внесение при необходимости изменений в конструкцию и
технологию);
Заключительный (оценка качества выполнения проекта, анализ
результатов выполнения проекта, изучение возможностей
использования результатов проектирования).
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников. Учитель при этом выполняет следующие
функции: помогает ученикам в поисках источника информации; сам является источником
информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную
связь.