В данной статье раскрывается суть понятия "образовательные технологии". Более подробно рассматриваются следующие современные образовательные технологии: проблемное обучение, метод проектов, технология критического мышления, кейс - метод, групповая форма организации учебной деятельности. Понятия раскрываются с учетом личного опыта автора - учителя математики МБОУ "СШ № 15" г. Глазова Барминой Светланы Леонидовны.
Образовательные технологии.docx
Современные образовательные технологии
Под образовательной технологией будем понимать комплекс, состоящий из:
Некоторого представления планируемых результатов обучения;
Средств диагностики текущего состояния обучаемых;
Набора моделей обучения;
Критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Рассмотрим следующие образовательные технологии:
Проблемное обучение;
Технология критического мышления;
Метод проектов.
Групповая форма работы;
«CASE» технология;
Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и
преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно
– поисковой деятельности учащихся.
Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные
задачи, побуждая искать пути и средства для их решения. Проблема сама прокладывает путь
к новым знаниям и способам действия.
Сущность проблемного обучения составляют:
Организация учителем проблемных ситуаций в учебнопознавательной
работе учащихся;
Управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и
способов действий путем решения проблемных задач.
Цель технологии критического мышления состоит в развитии мыслительных
навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные
решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать
различные стороны явлений). Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из
трех этапов 6 стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Стадии
Методические приемы
I стадия
Вызов
(пробуждение
имеющихся
знаний интереса к
получению новой
информации)
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая
атака. Ключевые
термины.
Свободное письменное
задание.
Таблица «ЗХУ».
Плюсминусвопрос.
Верные и неверные
Деятельность
учителя
выступает в
качестве
проводника,
заставляя
учащихся
размышлять.
внимательно
выслушивает
их ответы
Деятельность
учащихся
актуализирует
и обобщает
имеющиеся
знания по
данной теме
или проблеме;
задает
вопросы, на
которые хотел II стадия
Осмысление
содержания
(получение новой
информации)
утверждения
Корзина идей
Кластер
Ключевые термины
Инсертсистема
маркировки текста.
«Знаю хочу узнать
узнал» маркировочная
таблица.
Чтение с остановками.
Бортовые журналы.
Таблица «Кто? Что?
Когда? Где? Почему?»
Таблица «тонких» и
«толстых» вопросов.
« Дерево предсказаний».
«Шесть шляп
мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и
трехчастный дневник»
III стадия
Рефлексия
(осмысление,
рождение нового
знания)
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
бы получить
ответ
получает
новую
информацию;
осмысливает
ее;
соотносит с
уже
имеющимися
знаниями.
соотносит
«новую»
информацию
со «старой»;
используя
задания,
полученные на
стадии
осмысления
обобщает
полученную
информацию;
поддерживает
у обучающихся
активность
выступает в
роли
консультанта
возвращает
учащихся к
первоначальны
м записям –
предположени
ям.
вносит
изменения,
дополнения.
даёт
творческие,
исследователь
ские или
практические
задания на
основе
изученной
информации
Образовательные результаты технологии критического мышления:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности,
при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (57 учащихся) для
совместного выполнения учебного задания.
Принципы групповой работы:
класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех
либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер»,
«спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена
мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы правильное,
продуманное комплектование групп. При комплектовании групп нужно учитывать уровень
учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Учеников можно
объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности
(гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из
сильных, либо из средних и даже слабых учеников (хотя группа, состоящая только из
слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше
всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные
условия для взаимодействия и сотрудничества. В группу должны подбираться учащиеся,
между которыми сложились отношения доброжелательности, только в этом случае
возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются
тревожность и страх.
Групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к
учителю. Можно выделить следующие функции учителя:
комплектование групп;
комментарии к заданиям для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как
единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает
внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся. К преимуществам групповой работы относятся:
грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и
физического здоровья учащегося;
групповая работа формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для
развития личности;
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности
и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную
позицию;
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда
значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся
индивидуально.
Суть «CASE» технологии заключается в создании и комплектации специально
разработанных учебнометодических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче
(пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно
методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций,
формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования
алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны
быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное
ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на
уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих по самой своей сути.
Работа по кейс технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные
действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно;
работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.
Любой CASE дает возможность преподавателю использовать его на различных
этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов
обучения. В последнем случае ученики должны проанализировать кейс и принести учителю
отчет с ответами на поставленные вопросы. «Кейс – метод» развивает следующие навыки:
Аналитические (умение классифицировать, выделять существенную и
несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить
пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично);
Практические навыки (формирование на практике навыков использования теории,
методов и принципов);
Творческие навыки (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти
логическим путем);
Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих,
защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет);
Социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные
социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать
дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя);
Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения
других и своего собственного).
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на
интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Эта
технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по самой своей сути.
Учебные цели метода проектов: развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов всегда предполагает, вопервых, решение какойто проблемы,
и, вовторых, направлен на получение результата. Результаты выполненных
проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом:
Поисковый (поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта,
планирование проектной деятельности по этапам, сбор, изучение и
обработка информации по теме проекта);
Конструкторский (поиск оптимального решения задачи проекта,
исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна,
выбор технологии изготовления);
Технологический (составление плана практической реализации
проекта, подбор необходимых материалов, выполнение
запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение при необходимости изменений в конструкцию и
технологию);
Заключительный (оценка качества выполнения проекта, анализ
результатов выполнения проекта, изучение возможностей
использования результатов проектирования).
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников. Учитель при этом выполняет следующие
функции: помогает ученикам в поисках источника информации; сам является источником
информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную
связь.
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.