Современные образовательные технологии

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье раскрывается суть понятия "образовательные технологии". Более подробно рассматриваются следующие современные образовательные технологии: проблемное обучение, метод проектов, технология критического мышления, кейс - метод, групповая форма организации учебной деятельности. Понятия раскрываются с учетом личного опыта автора - учителя математики МБОУ "СШ № 15" г. Глазова Барминой Светланы Леонидовны.
Иконка файла материала Образовательные технологии.docx
Современные образовательные технологии Под образовательной технологией будем понимать комплекс, состоящий из:  Некоторого представления планируемых результатов обучения;  Средств диагностики текущего состояния обучаемых;  Набора моделей обучения;  Критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Рассмотрим следующие образовательные технологии:  Проблемное обучение;  Технология критического мышления;    Метод проектов. Групповая форма работы;  «CASE» ­ технология; Проблемное   обучение  –   это   система   методов,   приемов,   правил   учения   и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно – поисковой деятельности учащихся. Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства для их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Сущность проблемного обучения составляют:  Организация   учителем   проблемных   ситуаций   в   учебно­познавательной работе учащихся;  Управление   их   поисковой   деятельностью   по   усвоению   новых   знаний   и способов действий путем решения проблемных задач. Цель  технологии   критического   мышления  состоит   в   развитии   мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения,   работать   с   информацией,   выделять   главное   и   второстепенное,   анализировать различные стороны явлений). Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов 6 стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Стадии Методические приемы I стадия   Вызов (пробуждение  имеющихся  знаний интереса к получению новой  информации)  Парная мозговая атака.   Групповая мозговая  атака. Ключевые  термины.  Свободное письменное  задание.  Таблица «З­Х­У».  Плюс­минус­вопрос.  Верные и неверные    Деятельность учителя выступает   в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. внимательно выслушивает их ответы   Деятельность учащихся актуализирует и обобщает  имеющиеся  знания по  данной теме  или проблеме; задает  вопросы, на  которые хотелII стадия Осмысление  содержания (получение новой  информации) утверждения  Корзина идей  Кластер   Ключевые термины  Инсерт­система   маркировки текста. «Знаю ­ хочу узнать ­  узнал» ­ маркировочная  таблица.  Чтение с остановками.   Бортовые журналы.  Таблица «Кто? Что?  Когда? Где? Почему?»  Таблица «тонких» и  «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп  мышления».    Приём «Кубик»  «Двухчастный и  трехчастный дневник» III стадия   Рефлексия (осмысление,  рождение нового  знания)  Синквейн  Эссе  Дискуссия   Круглый стол  «РАФТ» бы получить  ответ получает  новую  информацию; осмысливает  ее; соотносит  с  уже  имеющимися  знаниями. соотносит  «новую»  информацию  со «старой»;  используя  задания,  полученные на стадии  осмысления обобщает  полученную  информацию;           поддерживает   у обучающихся активность выступает в  роли  консультанта возвращает   учащихся к  первоначальны м записям –  предположени ям.  вносит  изменения,  дополнения. даёт  творческие,  исследователь ские или  практические  задания на  основе  изученной  информации Образовательные результаты технологии критического мышления: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным  потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;            вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к  окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая  мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при   которой   на   базе   класса   создаются   небольшие   рабочие   группы   (5­7   учащихся)   для совместного выполнения учебного задания. Принципы групповой работы:       класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек; каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное; внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.); процесс   выполнения   задания   в   группе   осуществляется   на   основе   обмена мнениями, оценками; выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Одно из важных условий эффективной организации групповой работы ­ правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп нужно учитывать  уровень учебных   успехов   учащихся   и   характер   межличностных   отношений.   Учеников   можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные   группы)   учебных   успехов.   Гомогенные   группы   могут   состоять   либо   из сильных, либо из средних и даже слабых учеников (хотя группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего   осуществляется   в   гетерогенной   группе,   где   и   создаются   более   благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. В группу должны подбираться учащиеся, между   которыми   сложились   отношения   доброжелательности,   только   в   этом   случае возникает   психологическая   атмосфера   взаимопонимания   и   взаимопомощи,   снимаются тревожность и страх.  Групповая форма  обучения  учащихся  на уроке предъявляет высокие  требования к учителю. Можно выделить следующие функции учителя:      комплектование групп; комментарии к заданиям для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; после   отчета   групп   о   выполненном   задании   учитель   делает   выводы,   обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.К преимуществам групповой работы относятся:  грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;       групповая работа формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в   результате   общения   достигается   взаимопонимание,   столь   необходимое   для развития личности; учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию; у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею; улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению; результаты   совместной   работы   учащихся   в   группах,   как   правило,   всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально.  Суть «CASE» ­ технологии заключается в создании и комплектации специально  разработанных учебно­методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно­ методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций,  формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования  алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны  быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное  ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к использованию (на  уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,  творческих по самой своей сути. Работа по кейс ­ технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные  действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно;  работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия. Любой CASE дает возможность преподавателю использовать его на различных  этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов  обучения. В последнем случае ученики должны проанализировать кейс и принести учителю отчет с ответами на поставленные вопросы.«Кейс – метод»  развивает следующие навыки:  Аналитические (умение классифицировать, выделять существенную и  несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично);  Практические навыки (формирование на практике навыков использования теории,  методов и принципов);  Творческие навыки (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти  логическим путем);  Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих,  защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет);  Социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные  социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать  дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя);  Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения  других и своего собственного). Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на  интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Эта  технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Учебные цели метода проектов: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  мышления.  Метод проектов всегда предполагает, во­первых, решение какой­то проблемы, и, во­вторых, направлен на получение результата. Результаты выполненных  проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом:  Поисковый (поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта,  планирование проектной деятельности по этапам, сбор, изучение и  обработка информации по теме проекта);  Конструкторский (поиск оптимального решения задачи проекта,  исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна,  выбор технологии изготовления);  Технологический (составление плана практической реализации  проекта, подбор необходимых материалов, выполнение  запланированных технологических операций, текущий контролькачества, внесение при необходимости изменений в конструкцию и  технологию); Заключительный (оценка качества выполнения проекта, анализ   результатов выполнения проекта, изучение возможностей  использования результатов проектирования). Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя   готовых   знаний   он   превращается   в   организатора   познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учитель при этом выполняет следующие функции: помогает ученикам в поисках источника информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.