Современные подходы к организации внутрисадовского контроля
Недбальская И.В., заместитель директора по УВР МБДОУ «ЦРР – детский сад № 17»
Слайд 2
1. Нормативные документы об организации контроля
1. В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ (письмо от 11 июня 1998 г. № 33).
Ообразовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.
В документе подчеркивается следующее.
Инспекционный контроль — это:
· проверка результатов деятельности образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;
· система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.
Внутренний контроль осуществляется руководителями образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.
Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.
Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.
Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
2. В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего.
3. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 сентября 1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно - контрольной деятельности»
5. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным - образовательным программам дошкольного образования
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
2. Внутрисадовский контроль. Формы и методы.
Слайд 3
Внутрисадовский контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности ДОУ внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности ДОУ. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности ДОУ.
Слайд 4
ДОУ – это сложное высокоорганизованное учреждение и для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть направлен на изучение различных вопросов жизнедеятельности ДОУ с применением различных форм и методов.
Слайд 5
ВСК организуется в целях:
· координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;
· предупреждения возможных ошибок;
· оказания необходимой помощи педагогу.
Слайд 6
Принципы ВСК:
1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.
Слайд 7
Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВСК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.
Решение этих задач возможно через планирование работы ДОУ и организации ВСК.
При этом мы должны обязательно определить:
· содержание и объём контроля;
· методы, формы организации ВСК;
· распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;
· установление сроков контроля и др.;
· как будут оформлены результаты контроля;
· где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения
Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее.
Слайд 8
Объектами ВСК являются: учебно-воспитательный процесс, психологическое состояние коллектива, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.
В условиях реализации ФГОС ДО:
- Качество результатов реализации Программы.
- Качество условий реализации Программы.
Контролируя организацию учебно-воспитательного процесса мы устанавливаем:
– соответствие выполнения учебных программ и планов ФГОС ДО;
– продуктивность работы педагогов;
– качество кружковой деятельности.
– проводим оценку индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 9
При организации контроля изучаем:
– уровень воспитанности;
– здоровье и физическую подготовку воспитанников;
– качество и количество общесадовских мероприятий.
Слайд 10
Методическая работа контролируется по направлениям работы с педагогами в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, программно-методическим обеспечением, организацией экспериментальной и исследовательской деятельности.
Слайд 11
Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера.
Слайд 12
Качественно организовать
образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий
охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического
обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень
важно решать, каким способом удобнее его осуществлять.
А значит важно определить виды и формы контроля.
Слайд 13 (теория)
Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.
по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;
по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;
по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;
по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;
по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;
по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;
по объекту: персональный, классно-обобщающий (обобщающий по группе), предметно-обобщающий (обобщающий по области), тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.
Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.
Мы знаем, что ВСК – по совокупности вопросов (объёму и охвату) может быть: комплексный и тематический;
Фронтальный контроль – это проверка нормируемой деятельности.
При организации комплексного контроля |
осуществляя тематический контроль |
проверяем состояние одного или нескольких объектов. |
проверяем состояние одного из элементов объекта. |
Слайд 14
Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления
v оценка индивидуального развития детей,
v качество работы воспитателя, педагога,
v качество работы кружков, проведения индивидуальных занятий,
v соблюдение техники безопасности и т.д.
По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.
Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом:
v методическая работа,
v учебно-воспитательная работа,
v кружковая деятельность,
v научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.
v или отдельного подразделения ДОУ (группы, пункта, службы). Так, например, если КП ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности.
Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется при аттестации.
Слайд 15
ВСК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.
Предупредительный |
Диагностический |
Повторный |
организуя его, мы выявляем состояния для предотвращения нарушения. |
способствует изучению и установлению |
проводится для оценки состояния после коррекции объекта |
Слайд 16
По периодичности проведения контроль может быть:
входной (в начале учебного года за курс предыдущего);
предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в
выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);
текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие);
промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах);
итоговый (экзамены в выпускных классах - 9-е, 11-е классы, результаты работы ОУ за год).
Входной организуется в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия. |
Целевой по проверке отдельных направлений. |
Итоговый может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВСК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития ДОУ, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями. |
Отсроченный проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников) |
5. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.
Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, — это плановость и гласность контроля.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно, из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Обычно:
Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.
Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения
Слайд 17
Основные формы контроля, используемые в ДОУ.
Форма контроля – это способ организации контроля.
самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);
взаимоконтроль (взаимообучение равных);
административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация;
коллективный контроль;
внешний контроль.
Слайд 18
Есть группа методов, позволяющая определить способы ВСК по статусу проверяющих. Это:
Внешняя экспертиза – |
Административный контроль – осуществляют представители администрации |
Общественно-профессиональный |
Самоконтроль – это право педагога работать на доверии. «Сертификат доверия». |
Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВСК определяется Положением о внутрисадовском контроле.
В приложении к письму Минобразования России от 11.06.98 г. № 33 п.13 сказано: «Внутренний контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».
Слайд 19
В условиях демократизации администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:
– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.
Ответственность по организации и проведению ВСК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.
Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: профсоюзного комитета и членов совета ДОУ.
На самоконтроле работают педагоги, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительной дисциплины, т.е. это педагоги, работающие на доверии.
Слайд 20
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного педагога, группы педагогов, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий (обобщающий по группе), предметно-обобщающий (обобщающий по области), тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий.
Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число педагогов, различные направления работы ДОУ, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей ДОУ и педагогов.
Слайд 21
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности педагога персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование коллектива воспитанников в группе в процессе образовательной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность педагогов, работающих в одной группе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей воспитанников, динамика развития воспитанников по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельной области в одной группе, или в параллели, или в целом в ДОУ. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители педагогических работников.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных педагогов и разных групп, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких образовательных областей в одной или нескольких группах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
Слайд 22
Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
наблюдение (посещение занятий, различных мероприятий);
анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);
беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);
изучение документации (работа с планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);
анкетирование (способ исследования путем опроса);
хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);
Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.
Факт изобилия документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Можно вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
Применение во ВСК социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы ДОУ, рационального использования времени занятий, для выявления причин перегрузки.
Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют информацию об особенностях определенных воспитателей, их п системах, способах проявления педагогического творчества.
Таким образом, выбор форм и методов ВСК определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, педагогов.
Слайд 23
Остановимся на одном из разделов ВСК образовательной деятельности – «Методическая работа»
Слайд 24
Методическая работа в ДОУ является одним из основных видов деятельности руководства и педагогического коллектива. Главными ее задачами являются:
- совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов занятий;
- повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава;
- совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.
Слайд 25
В условиях реализации ФГОС ДО детский сад стал открытым для общества, предъявляющего высокие требования к деятельности воспитателя.
А потому в ДОУ применяются различные формы контроля как фактора стимулирования педагогов. В Положении об оплате труда работников ДОУ оговорены условия материального стимулирования работников, чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников.
Перечень критериев и показателей для распределения поощрительных выплат работникам МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17»
из стимулирующей части фонда оплаты труда за результативность и эффективность работы
Моральное стимулирование осуществляется по итогам различных конкурсов.
Материальное стимулирование способствует активизации желания воспитателей принимать участие в профессиональной деятельности, т.е. повысить качество работы.
Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.
План работы ДОУ в этом направлении представлен:
– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников ДОУ.
Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.
Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации деятельности воспитателей на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.
Опыт работы показывает, что эффективность внутрисадовского контроля возрастает, если он отражается в еженедельных планах работы ДОУ, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью ДОУ. Каждую неделю на совещании или педчасе мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в методкабинете в пятницу.
В планировании ВСК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.
Слайд 26
Для организации ВСК нами разработаны локальные документы:
· Положение о внутрисадовском контроле.
· Положение о внутрисадовском мониторинге.
· Положение об оплате.
· Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
· Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии с ФГОС ДО
· План внутрисадовского контроля.
· Циклограммы контроля.
· Графики ВСК.
· Памятки.
· Инструкции.
Слайд 27
Проверки осуществляем в следующей последовательности:
· Обоснование проверки.
· Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).
· Организация сбора информации о состоянии объекта.
· Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.
· Определение рекомендаций.
· Принятие управленческих решений.
· Определение сроков последующего контроля.
· Обсуждение итогов в коллективе.
Слайд 28
Важным моментом в организации ВСК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:
Формы подведения итогов контроля:
· аналитическая справка;
· приказ;
· методические рекомендации;
· индивидуальные рекомендации.
С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.
Слайд 29
Итоги контроля рассматриваем на:
· педсовете;
· совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;
· педчасах;.
· Проводим индивидуальное собеседование.
Слайд 30
Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутрисадовского контроля. А именно:
· Система работы с педагогами по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.
· Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.
· Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.
Слайд 31
· Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.
· Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.