Данная презентация может быть использована при проведении методических семинаров в организациях СПО. План работы:
1 Контент современного урока: целеполагание, планирование результатов и проектирование деятельности. Методист ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
2 Подходы к конструированию урока, составлению технологической карты урока, занятия. Методист ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Современные подходы в
формировании общих
компетенций
у обучающихся СПО
Единый методический день
3 мая 2018 года
План работы
современного
• Контент
целеполагание,
результатов
деятельности.
и
урока:
планирование
проектирование
• Подходы к конструированию урока,
составлению технологической карты
урока, занятия.
Методист ГБПОУ СО «КаменскУральский
педагогический колледж»
Т В Чащина
Урок (учебное занятие) это
в
по
Некоторый
опыт
личности,
своей
столкнувшейся
жизнедеятельности с проблемой, часто с
ошибочными
ее
действиями
разрешению («извлек уроки»)
Основной
компонент
обучения,
содержание которого определено целями
образования (ГОСЗУН, ФГОС ОК, ПК)
Обеспечивает подготовку к выполнению
тех или иных функций общественной
жизни, обеспечивает развитие личности
обучающегося
Основные положения, которым должен
соответствовать урок
•
•
•
•
•
•
•
•
учитель систематически обучает обучающихся осуществлять рефлексивное
действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить
причины затруднений и т.п.)
учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и
адресовать вопросы
учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит работать по правилу и творчески
на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольнооценочной
деятельности у обучающихся)
учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого
обучающегося,
учитель специально планирует коммуникативные задачи урока
учитель принимает и поощряет выражаемую обучающимся собственную
позицию
стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, психологического комфорта
Главное условие организации урока –
системно деятельностный подход
Целе
полага
ние
Плани
рование
Организация+
деятельность
Анализ
контроль
Структура урока деятельностного
типа
Начало
Основная часть
Итог
Актуализац
ия знаний
Проблема
Цель
Усвоение знаний
и развитие
универсальных
учебных
действий, ОК,
ПК
Результат
Оценка
Рефлексия
Перспектива
Учебная ситуация
• Учебная ситуация – структурная единица учебной
деятельности
• Учебная ситуация должна создавать условия,
провоцирующие действия обучающихся
• В учебной ситуации обучающиеся с помощью учителя
обнаруживают предмет учебного действия, исследуют
его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его (переформулируют, предлагают свое
описание), запоминают
Успех урока
- разработка и реализация
дидактической цели урока
Цель
• Предвосхищаемый результат деятельности,
предметная проекция будущего. (А.В.
Хуторской)
• Это идеальное представление о результате
деятельности, формирующееся в сознании
субъекта в процессе взаимодействия с
окружающей действительностью.
• Это образ желаемого результата, который
хотят получить к определенному моменту
времени.
ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ
Результат
• это опыт человека как совокупность
сформированных интеллектуальных,
личностных, поведенческих качеств,
знаний и умений, позволяющих ему
адекватно действовать на основе этих
знаний в любой ситуации.
Педагогические цели и задачи урока
образуют многоуровневую систему,
включающую:
Стратегические цели
образования
Изложены в ФЗ «Об
образовании в РФ», в ФГОС
Общие и частные цели
обучения
Дидактические цели
урока
Конкретные задачи
урока
Изложены в ППССЗ, в
документах, отражающих
специфику (РП, ТК)
Связаны с ключевым смыслом
урока
Целеполагание
процесс выявления целей и задач
субъектов деятельности
(преподавателя и обучающихся), их
предъявления друг другу,
согласования и достижения.
Должно быть субъектным и
соответствовать планируемому
результату.
Цель это то, к чему стремятся,
что надо осуществить
Цели должны быть:
• реальны, достижимы, конкретны,
контролируемы
• сформулированы продуктивно, «от
обучающегося», с прогнозированием
образовательного результата
• соотносимы с типом и содержанием
урока
• личностно ориентированы
ТИПЫ УРОКОВ
–
1)Вводный урок: мотивация учебной
деятельности
образное
представление о содержании учебной
ее
темы,
изучения – осмысление социальной и
практической
рефлексия
стратегии и
тактике
значимости
ТИПЫ УРОКОВ
нового
2) Урок изучения и первичного
учебного
закрепления
материала: мотивация – актуализация
личностного опыта обучающихся –
организация восприятия – организация
осмысления изученного – первичная
проверка понимания – организация
первичного закрепления – анализ
рефлексия
ТИПЫ УРОКОВ
ведущих
3) Урок закрепления знаний и способов
учебной деятельности: мотивация –
актуализация
–
упражнение в применении знаний в
стандартной и частичноизмененной
самостоятельное
ситуациях
применение
знаний – контроль и
самоконтроль – коррекция рефлексия
знаний
–
ТИПЫ УРОКОВ
4) Урок комплексного применения
знаний и способов
деятельности:
мотивация – актуализация системы
знаний и способов деятельности –
самостоятельное применение знаний в
сходной и новой учебной ситуации –
самоконтроль и контроль – коррекция
рефлексия
ТИПЫ УРОКОВ
–
анализ
5) Урок обобщения и систематизации
знаний и способов деятельности:
содержания
мотивация
учебного материала
выделение
главного в учебном материале –
(как получение нового
обобщение
–
и
знания)
установление внутри и межпредметных
связей рефлексия
систематизация
–
ТИПЫ УРОКОВ
6) Урок контроля, оценки и
коррекции знаний и способов
деятельности: мотивация –
самостоятельное выполнение
контрольных заданий –
самоконтроль – контроль – анализ,
оценка – коррекция рефлексия
Урок «открытия» нового знания
• Деятельностная цель: формирование у
обучающихся умений построения и
реализации новых знаний (понятий,
способов действий и пр)
• Содержательная цель : расширение
понятийной базы за счет включения в нее
новых элементов, содержания и способов
деятельности
Урок общеметодологической
направленности
• Деятельностная цель: формирование у
обучающихся деятельностных способностей
к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания
• Содержательная цель: построение
обобщенных деятельностных норм и
выявление теоретических основ развития
содержательнометодических линий курсов
Урок
развивающего контроля
• Деятельностная цель: формирование у
обучающихся умений к осуществлению
контрольной функции
• Содержательная цель: контроль и
самоконтроль изученных понятий,
алгоритмов, способов деятельности и
пр.
Подходы к определению
целей и задач урока
• ФГОС СПО
–задачи
результат( ОК, ПК, знать, уметь)
цель
• ФГОС СОО –цель планируемые
результаты (Л, М, П)
• При
формулировке
целей
в
результаты
субъектной позиции обучающихся
определяются
Планируемые результаты и
задачи изучения темы
• ФГОС СОО
• ФГОС СПО
• Традиционный подход3 группы задач (В, Р, О):
Обучающие (дидактические) задачи ориентированы на предметные результаты,
формулируются с учетом содержания урока, уровня обученности (уровень
усвоения знаний: узнавание, репродукция, применение знаний в знакомой
ситуации, в измененной и новой ситуациях ; уровень сформированности
навыков
синтетический,
варьирующий этапы)
ознакомительный,
аналитический,
и
умений:
Развивающие задачи формулируются с учетом уровня развития обучающихся,
степени сформированности учебной деятельности, с учетом содержания урока
• СДП –триединая задача, НО конкретизированная на отдельные задачи на
каждом этапе урока
Планируемые результаты
изучения темы
• ФГОС СОО – личностные,
метапредметные, предметные
• ФГОС СПО уметь, знать, ОК, ПК
Словаориентиры для
определения целей урока
• Обучение систематизации….в процессе…
• Формирование умений решать проблемные
ситуации….формирование критериев оценки, способности
к независимой оценке (самооценке)….посредством….
• Обучение способу решения задач….в ходе….
• Развитие умений выявлять общее и особенное…через…..
• Освоение методов решения профессиональных задач,
способов оценки их эффективности и качества при…..
• Отработка навыков поиска (анализа и оценки)
информации, необходимой для постановки и решения
задач ( в т ч профессиональных), профессионального
(личностного) развития посредством….
Словаориентиры
для определения целей урока
• Формирование умений работать(взаимодействовать ) в
коллективе и команде…..при…
• Развитие умений планировать профессиональную деятельность
с соблюдением регулирующих ее правовых норм….через….
• Развитие умений планировать деятельность на основе целей,
результатов при изучении….
• Обеспечение развития у обучающихся умений планировать
свою деятельность, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения…посредством…
• Обеспечение осознания обучающимися практической
значимости учебного материала и ценности совместной
деятельности….в ходе….
Словаориентиры
для определения целей урока
• Развитие умений эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности по изучению…
• Развитие умений формулировать и аргументировать
свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, в том числе в
ситуации столкновения интересов в процессе….
• Развитие умений адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных
задач и для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей..
Словаориентиры для
определения целей
• Организация деятельности обучающихся по
изучению и первичному закреплению фактов,
понятий, правил, законов, положений … и др.,
способов действий (перечисляются конкретные
специальные (предметные) умения)…
• Организация применения обучающимися знаний и
способов действий (указываются конкретные знания
и умения) в разнообразных ситуациях…
• Организация деятельности обучающихся по
самостоятельному применению знаний в
разнообразных ситуациях…
Словаориентиры
для определения целей
• Повторение…, определение, знакомство..,
описание…, обеспечение…, закрепление…,
систематизация…..
• Развитие…., формирование умений…, расширение…,
раскрытие….
• Формирование идей, взглядов, убеждений, качеств
личности…
• Формирование опыта…..
ЦЕЛИ:
ОК+У,З; ПК+У,З; Л+П; М+П; Л+М
Словаориентиры для определения
планируемых результатов
Предметные:
• Ориентируются в наиболее общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как
основах формирования культуры гражданина и будущего
специалиста в процессе….
• Применяют техники и приемы эффективного общения при….
• Переводят(со словарем) иностранные тексты
профессиональной направленности в ходе….
• Применяют математические методы для решения
профессиональных задач;
• Осуществляют отбор обучающих программ в соответствии с
возрастом и уровнем психического развития обучающихся
Словаориентиры для определения
планируемых результатов
Метапредметные:
• Умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
• Умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• Владеют навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способны и готовы к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
• Демонстрируют готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умеют ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
Словаориентиры для определения
планируемых результатов
• Проявляют устойчивый интерес к своей будущей профессии в
процессе…
• Определяют методы решения профессиональных задач,
оценивают их эффективность и качество посредством…..
• Осуществляют поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для……..
• Умеют работать в коллективе и команде при изучении…..
• Демонстрируют способность самостоятельно определять задачи
изучения (профессионального и личностного развития) в
процессе….
• Планируют профессиональную деятельность с учетом ее целей,
содержания, используемых технологий посредством….
• Аргументируют, строят обоснование….с соблюдением правовых
норм……
Словаориентиры для определения
планируемых результатов
Ведут (оформляют) документацию, обеспечивающую обучение
по образовательным программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционноразвивающего образования;
Определяют цели и задачи, планируют работу с родителями,
лицами, их заменяющими (уроки, занятия) посредством…
Организуют подготовку и проведение праздников и развлечений
для детей раннего и дошкольного возраста в рамках…
Проявляют готовность проводить мероприятия по физическому
воспитанию детей дошкольного возраста посредством…..
Проявляют способность мотивировать обучающихся, родителей
(лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях
при….
Оценивают процесс и результаты деятельности занимающихся
на занятии через…..
Организационные формы обучения
на современном уроке
Центральным компонентом становится
диалоговое взаимодействие субъектов
педагогического процесса
Алгоритм подготовки и анализа урока
Этап проектирования
Этап диагностики Этап
прогнозирования
Проигрывание
преподавателем возможных
событий на уроке
(прогнозирование
результатов, вид учебного
занятия, основные методы,
виды совместной
деятельности на каждом
этапе, способы изучения
темы)
Составление сценария
учебного занятия как
системы деятельности
преподавателя и обучаемых
(плана, ТК, конструкта)
Самоанализ предыдущего
занятия (реализация цели,
достижение результата,
эффективность приемов и
методов, распределение
времени, полнота
содержания, виды
деятельности, контроля и
самоконтроля)
Определение конкретных
условий проведения
следующего занятия
(уровень мотивации,
интересов, способностей и
возможностей группы,
гигиенические и
дидактические условия)
Планирование (тема планируемый
результат цель (обобщенная или
конкретная)– план (Зачем?
Почему? Что это? Какими
признаками обладает? Как? Каким
образом? С помощью чего?) –
отбор содержания урока (с учетом
типологических (кинестетики,
визуалы, аудиалы, дигиталы),
возрастных особенностей,
особенностей поведенческих
реакций (манипулятивные
действия: провоцирование
защитных реакций,
замешательства и дезориентации,
игра на нетерпеливость, на чувстве
безысходности, убаюкивание,
формирование впечатления, что
партнер настроен на
сотрудничество) – обратная связь
Особенности разработки
ТК урока
• Технологическая карта урока это
новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных
курсов в школе и возможность
достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Структура технологической карты:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее
изучение;
• планируемые результаты (предметные, личностные,
метапредметные, ОК, ПК);
• межпредметные связи и особенности организации
пространства (формы работы и ресурсы);
• этапы изучения темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат,
даются практические задания на отработку
материала и диагностические задания на проверку
его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения
планируемых результатов.
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Технологическая карта с дидактической структурой урока
• Ф. И. О. педагога: .................................
• УД (ОГСЭ, ОУД, ПМ): ..............................................
•
Группа: ..................................................
• Тип урока: ............................................
• Изучаемая тема:
Дидактическа
я структура
урока*
Деятельност
ь
обучающихс
я
Деятельност
ь педагога
Планируемые результаты
Предметные
УУД, ОК, ПК
Задания для
обучающихс
я,
выполнение
которых
приведет к
достижению
планируемы
х
результатов
Технологическая карта с методической
структурой урока
Дидакт
ическа
я
структ
ура
урока
Методическая структура урока
Методы
обучения
Форма
деятельн
ости
Средства
обучения
Методич
еские
приемы и
их
содержан
ие
Призна
ки
решени
я
дидакт
ически
х задач
Способы
организац
ии
деятельн
ости
Технологическая карта урока
Тема урока:
Группа:
Цель:
Тип урока
Опорные
понятия, термины
и
Задачи:
Воспитательные ..
Развивающие..
Образовательные..
Форма урока
новые
Межпредметные связи
Формы контроля
Оснащение урока
Этап
урока
Деятел
ьность
препода
вателя
Деятел
ьность
обучаю
щихся
Формир
уемые
УУД,
ОК, ПК
Исполь
зуемые
методы
,
приемы
,
формы
Результ
ат
взаимо
действи
я
(сотруд
ничеств
а)
План анализа (самоанализа) уроков в рамках
деятельностного подхода
• Дата проведения
• Группа
• Учебная дисциплина
• Тема урока
• Тип урока (колво часов на изучение данной темы, место темы
в содержании программы)
• Планируемый результат изучения темы (на уровне ОК, ПК,
УУД, ЗУН)
• Цель урока
• Задачи изучения темы (на уровне воспитательных,
развивающих, обучающих)
• Форма организации
• Межпредметные, внутрипредметные связи, связь с учебной,
производственной практикой
Анализ урока (фрагмента урока)
Образовател
ьные задачи
этапа
Название
этапа (с
учетом
типа урока
названия
этапов
разные)
Планируем
ый
результат
(на уровне
ОК, ПК,
УУД, ЗУН)
Характерист
ика
результата
(что
продемонст
рировали
обучающиес
я)
Предлагаем
ое
содержание
(что
предлагалос
ь педагогом:
условия
выполнения
образо
вательных
задач этапа,
методы и
приемы
обучения)
Практическая работа в группах
Обсудить подходы к конструированию
урока (занятия) с учетом современных
подходов в формировании общих
компетенций
у обучающихся СПО
Профессиональные
затруднения педагогов
Пути разрешения
Пути разрешения
обозначенных
затруднений
посредством ресурсов
ОО
обозначенных
затруднений
посредством
ресурсов
конкретного
педагога