Современный тандем: семья и школа.
Оценка 5

Современный тандем: семья и школа.

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа +2
25.09.2021
Современный тандем: семья и школа.
Семья и школа.docx

Современный тандем: семья и школа

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса.

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у детей базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Ступени реализации программы отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:

1.     Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни  имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2.     Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3.     Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

4.     Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.  

          Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями:

1.     Психолого-педагогическое просвещение родителей.

2.     Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

3.     Участие родителей в управлении  школой.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Их можно условно разбить на 4 группы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Родительские собрания можно также провести в виде нетрадиционной формы: родительские университеты, педагогическая конференция, родительский лекторий, семейная гостиная, аукцион, деловая игра, мастер-класс, ток-шоу, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум. (Краткая характеристика по слайдам). Меняется и тематика педагогического просвещения.

1.2 Нетрадиционные формы работы с родителями

1.     Родительские университеты

2.     Тренинги

3.     Групповая работа

4.     Тематические консультации.

5.     Родительские чтения.

Очень  интересной для нас формой работы с родителями является родительский тренинг. Родители детей начальных классов более восприимчивы к советам учителя, рекомендациям психолога, предложениям администрации школы.

Основной акцент в программе тренинга делается на воспитание компетентного родителя.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, который готов видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее изменить. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.      Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Цель программы тренинга: способствовать формированию компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, развития ребенка.

Задачи:

1. Повышение уровня социально-психологической и педагогической компетентности родителей.

2. Расширение возможностей понимания своего ребенка.

3. Улучшение понимания и оценки своих взаимоотношений с ребенком.

4. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

5. Самоисследование родительских позиций, преодоление стереотипов родительского поведения.

     Занятия проводит психолог, который имеет специальное для этого разрешение.

Структура программы тренинга:

Программа состоит из 4-х блоков:

1 блок "Мой ребенок": родители изучают личность ребенка, его возрастные и психологические особенности; особенности введения дисциплины по отношению к ребенку и виды родительской любви.

2 блок "Я сам": родители осознают себя, собственные психологические  особенности, которые могут приводить к семейным трудностям.

3 блок "Я как родитель": родители изучают свою эффективность как воспитателей.

4 блок "Родительская компетентность": выработка ресурсов для оптимизации воспитательной функции.

Программа рассчитана на 18 занятий с продолжительностью одного занятия – 1-1,5 часа.

1 класс – 5 занятий. Ознакомительное в сентябре, 4 занятия проводятся в конце каждой четверти.

2 класс – 4 занятия (в конце каждой четверти).

3 класс – 4 занятия  (в конце каждой четверти).

4 класс – 5 занятий. Проводятся в конце каждой четверти, итоговое занятие - в мае.

Структура занятий программы тренинга:

п/п

ЭТАПЫ

ВРЕМЯ (мин.)

ЗАДАЧИ

1.

Приветствие, обсуждение домашнего задания.

20 - 25

Включение в совместную деятельность.

Развитие межличностных связей в родительской группе.

Предоставление возможности высказаться каждому родителю, поделиться своими чувствами и переживаниями.

2.

Теоретическая часть.

15

Изложение в доступной форме  информации по теме занятия.

3.

Практическая часть.

25

Самодиагностика в доступной форме.

Отработка упражнений по теме занятия.

Предоставление возможности высказаться каждому родителю

4.

Завершение, выдача рекомендаций, памяток. Рефлексия.

20

Осознание нового опыта, полученного в процессе занятия.

Рефлексия.

5.

Домашнее задание.

5

Закрепление навыков, полученных на занятии.

 

             

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

·        дней творчества детей и их родителей;

·        открытых уроков и внеклассных мероприятий;

·        помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

·        шефской помощи.

         Внеклассные мероприятия – выезд в лес, спортивные соревнования, конкурсы чтецов, встречи с интересными людьми, праздники 9 Мая, Новый год, благотворительные акции, КВН, участие в организации исследовательских работ. Просмотр видеоматериалов.

         Укрепление материально-технической базы класса и школы – спонсорская помощь - ремонт, возможность создания архива видео и фотоматериалов.

         Шефская помощь заключается в работе над неблагополучными семьями и детьми. Родители осуществляют ее по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты.

Сотрудничество учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе. И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.

Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.


 

Современный тандем: семья и школа

Современный тандем: семья и школа

Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения

Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения

Тренинги 2. Групповая работа 3

Тренинги 2. Групповая работа 3

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье»

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье»

Проводятся в конце каждой четверти, итоговое занятие - в мае

Проводятся в конце каждой четверти, итоговое занятие - в мае

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: · дней творчества детей и их родителей; · открытых уроков и внеклассных мероприятий; ·…

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: · дней творчества детей и их родителей; · открытых уроков и внеклассных мероприятий; ·…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2021