Современный урок технологии: проблемы и перспективы
Уровень благосостояния нашего общества на современном этапе развития в огромной степени зависит от уровня освоения различных, в том числе и высокоэффективных технологий. Современная жизнь предъявляет к выпускнику жёсткие требования. Сегодня востребован активно думающий, целеустремленный, креативный человек, способный творчески подходить к решению задач, а самое главное свободно ориентирующийся в большом потоке информации, умеющий преобразовывать и использовать ее в своих жизненных целях, человек, обладающий установкой на рациональное использование времени и проектирование своего будущего.
Время безудержно стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Смартфоны, айфоны, ноутбуки, нетбуки, планшеты, паутина - интернет. Нужен ли в школе предмет, который некоторые еще по старинке называют «Труд», а сейчас именуемый «Технология»? Надо ли девочкам – будущим хозяйкам уметь готовить вкусную и полезную еду, если в супермаркетах полным-полно полуфабрикатов, а мальчикам – будущим мужьям - учиться работать различным инструментом, если просто можно вызвать на дом умелого гастарбайтера? Может, не тратить время на этот «ненужный» предмет, а освободившиеся часы отдать, к примеру, информатике или иностранным языкам?
Но что думают об уроках технологии сами учащиеся? На вопрос: «Нужен ли урок технологии в школьной программе?» 99% из них отвечают, примерно, так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе, так как они дают знания по ведению домашнего хозяйства, умение готовить пищу, шить одежду, разрабатывать интерьер квартиры, воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Сама атмосфера уроков сближает, сплачивает девочек. Да и просто уроки технологии – это уроки творчества.
Часто можно слышать, что нынешние школьники не хотят ничего делать своими руками. Отчасти это так, но я с уверенностью могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». По мнению пяти- и шестиклассников, «неинтересный» урок, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь».
Почему девочкам так нравятся уроки кулинарии? Потому что на них можно
узнать много «интересного и полезного», заниматься всевозможной деятельностью, выполнять привлекательные задания, ведь «учитель не заставляет», работать сообща, в одной команде, и получить быстрый результат - приготовленное блюдо можно съесть и оценить, а также сразу же применить полученные знания и умения в жизнь - приготовить завтрак или обед для родителей дома и в любое время.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основу которого положена новая идеология обучения и воспитания школьников. Принципиальным отличием новых стандартов стала ориентация не на содержание образования, а на результаты. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса, предполагающий учителю по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации стандартов образования. Ученик становится главным «действующим героем» на уроке, он «не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». И задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Творческая активность является активизирующим фактором развития лучших качеств личности. По моему мнению, процесс формирования знаний и умений должен происходить в атмосфере творческого поиска и в созидательной деятельности. «Если не творчески, то зачем?» Умение заинтересовать учащихся – вот одна из основных задач учителя перед каждым уроком. Чтобы добиться этого, необходимо подбирать задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Научно доказано, что развитие творческих способностей ребёнка возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. В современной школе необходимо использовать такие методы и приёмы обучения, при которых ученик не просто пассивно получает готовые знания, а учится самостоятельно их добывать и применять.
Как же организовать урок, чтобы ученик сам находил, сам искал, сам решал… Как повысить познавательную деятельность учащихся на уроке?
Рассмотрим следующую статистику:
Человек запоминает:
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Значит, необходимо использовать активные методы, при которых учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, т.е. находятся в равных правах.
Активных и интерактивных методов обучения, применяемых на уроках технологии достаточно много. Это – и метод проектов, и создание проблемных ситуаций, и исследовательские методы; и работы в группах; и обучение с применением ИКТ.
Метод проектов является основным из методов, применяемых на уроках технологии. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.
Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.
Проблемная ситуация может возникнуть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Такие проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Например, тема "Раскрой фартука", 5 класс. В начале урока проверена готовность: выкройки (лекала), ткань, булавки и т.д. В ходе беседы выясняется, что у некоторых обучающихся есть некоторый опыт раскроя из ткани и пошива одежды для кукол, у всех - из начальной школы - вырезание деталей из бумаги по шаблону. Предлагается приступить к раскрою самостоятельно, ведь шаблон - та же выкройка, бумага - ткань. У них возникнет некоторое замешательство, ситуация может развернуться так: некоторые пойдут на риск и уже будут готовы раскладывать на ткани выкройку, другие будут очень осторожны и выскажут мысль о том, что если они неправильно вырежут, то испортят ткань. Значит, возникает проблема - необходимо изучение нового материала – раскрой поясного изделия. В процессе этого объяснения необходимо убедить учащихся о необходимости строго соблюдать правила раскроя, предъявить им готовый образец неверного расположения выкроек на ткани. Например, ткань расположена вниз рисунком или поперек, или неправильное расположение кармана или раскроена только половина пояса и др.
Или, например, тема "Моделирование горловины", 6 класс. Я утверждаю, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке - основе, то мы не сможем надеть ее через голову. При этом демонстрируется заранее отшитый образец на одной из обучающихся. Что делать? Обучающиеся предлагают выполнить застежку на пуговицы, на тесьму-"молния", заново построить выкройку, вырез сделать глубже ножницами, вырез сделать глубже и шире на выкройке и т.д. Последнее высказывание - сигнал для изучения новой темы. Проверяем гипотезы, отвергаем неверные, объясняем почему.
В основе исследовательского урока заложена организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор. Примером, может служить тема «Материаловедение», когда возникает вопрос: Какой материал можно использовать для изготовления фартука. Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства. Поэтому прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения. «Я предлагаю совершить путешествие в мир тканей и не просто путешествие, а научно – исследовательскую экспедицию с целью изучения и систематизации особенностей тканей. Для путешествия необходимо распределить обязанности. Я, например, буду руководителем экспедиции, а вы – моими коллегами – «научными сотрудниками». Мы разделим научных сотрудников на 3 группы – «творческие лаборатории», т. к. у нас 3 темы исследования: 1.Хлопчатобумажные. 2. Льняные. 3. Ткани полотняного переплетения». Каждая лаборатория получает свою дидактическую карту с заданием, которое к концу путешествия необходимо выполнить.(1 этап- экскурсия в прошлое, 2 этап- изучение свойств , используя органолептические методы, заполнение таблицы, 3 этап- обобщение полученных данных). Главные представители лабораторий должны распределить обязанности по способностям в соответствии с маршрутом и выполнить отчёт по теме.
Работа в группах – метод, дающий ученикам больше возможностей для их взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнительном анализе работы.
На уроках
кулинарных работ наиболее целесообразной формой организации труда и является
бригадная (групповая форма), при которой коллективная работа
учащихся сочетается с индивидуальной. Каждый член бригады выполняет
часть общей работы. Это воспитывает чувство коллективизма,
выявляет индивидуальные способности, наклонности и задатки, интересы
к профессиям взрослых. Количество бригад и число участников в них зависит
от общего количества обучающихся в классе и от числа мест для тепловой
обработки продуктов и от количества ингредиентов, входящих в состав блюда. Обычно
бригада составляется из четырёх — шести человек. На первом уроке по кулинарии
ученикам даю возможность распределиться на бригады с учётом их личных
склонностей. В каждой бригаде есть три выборные должности: бригадир, его
заместитель и санитар. Бригадир (заместитель бригадира) имеет список членов
бригады, где отмечает выполняемые ими по скользящему графику работы, распределяет
между членами бригады продукты, которые необходимо принести к следующему
занятию. Санитар следит за выполнением членами бригады санитарно-гигиенических
норм: вымыты ли с мылом руки перед приготовлением пищи, одета ли спецодежда
(фартук и косынка).
График предусматривает чередование работ, выполняемых членами бригады. Здесь
применяю элементы ролевой игры, когда обучающиеся выполняют работу в рамках
определённой профессии. При этом они знакомятся с обязанностями, объёмом знаний
и умений специалиста этой профессии. Виды работ, выполняемых на каждом занятии,
в основном повторяются и могут быть обозначены названием какой-либо профессии,
например:
•младший повар
•старший повар
•сервировщик
•мойщик посуды
После приготовления блюд, их оформления и сервировки стола проводится дегустация. Девочкам очень нравятся практические работы по кулинарии.
И конечно, современный урок невозможен без использования информационных технологий, когда в качестве источников информации мы широко применяем электронные средства, мультимедийные презентации, видео по каждой теме программы. Это дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране, фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения; а также глобальную сеть Интернет. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, электронных учебников. Применение компьютера на уроках технологии стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.
К сожалению, сегодня «Технология» живет по остаточному принципу, в старших классах перестает быть базовой единицей учебного плана. В результате мы теряем возможность формирования навыков преобразовательной деятельности. Для сравнения в Китае, который удивляет нас не только результатами спортивных олимпиад, но и темпами экономического роста, технологии отводится 3 часа с 3 по 9 класс, и 144 часа с 10 по 12 класс; в Европейских странах: Англии, Франции, Нидерландах- «Технология и дизайн» - ведущий предмет.
Уроки технологии сегодня — единственные уроки, где ребята создают собственные продукты, которые для них личностно значимы.
Уроки технологии нужны и важны, когда многие современные дети растут в неполных семьях, в семьях, где родители заняты до позднего вечера на работе. Кто их научит вести хозяйства, если не учителя технологии. И потом есть данные, что 10 лет спустя от школьных знаний остается лишь 7 процентов в голове. А вот приобретенные умения остаются с нами на всю жизнь.
Еще одна важная проблема в том, что для существования нашего предмета нужны материальные вложения. Без материальной поддержки от государства нашему предмету придется очень трудно. Ведь оборудование для мастерских должно быть современным и безопасным. Гимназист не почувствует никакой радости труда, если у него вместо современного оборудования будет старый утюг, тупые ножницы, или швейная машина с ручным приводом. Наоборот, это может отвратить ребенка от уроков технологии. Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость, от которой приходится лечить. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть и должны быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Да, нашим детям куда проще виртуально сшить платье, смастерить стул или приготовить виртуальный обед.
Мастерские должны быть оснащены на современном уровне, и тогда и дети, и родители почувствуют интерес к технологии.
Подлинная эффективность уроков технологии, в том, насколько глубоко происходящее на уроке проникло в душу ребёнка, стало импульсом и началом его деятельной активности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.