«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Оценка 4.8

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
биология +1
8 кл
29.04.2017
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Школьная неделя биологии и географии проводилась с целью повышения профессиональной компетентности учителя в рамках плана методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Задачи предметной недели: - совершенствовать профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий; - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам; - выявление обучающихся, обладающих творческими способностями. - развивать смекалку, воображение, умение работать в группе и паре. По итогам недели наиболее активные её участники были награждены грамотами. В работе недели приняли участие учащиеся 2-11 классов
Публикация является частью публикации:
Документ Microsoft Word.doc
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»   Домашняя самостоятельная работа учеников ­ важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее   цель   ­   расширить   и   углубить   знания,   умения,   полученные   на   уроках,   предотвратить   их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников.      Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности   школьники   формируют   определённое   отношение   к   учению.   Здесь   огромную   роль играет   научная   и   познавательная   содержательность   учебного   материала,   его   связь   с   жизнью   и практикой.   Самое   важное   в   домашних   заданиях   –   организация   поисковой   познавательной деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная   работа   ученика   дома   приводит   к   тому,   что   процесс   учения   его   не   отягощает,   он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.    Домашнее задание как метод обучения Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной, прежде всего тем, что протекает   без   непосредственного   руководства   учителя,   хотя   и   по   его   указаниям.   Ученик   сам определяет   время   выполнения   задания,   выбирает   наиболее   приемлемый   для   него   ритм   и   темп работы.   Работая   самостоятельно   в   домашних   условиях,   которые   значительно   отличаются   от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более   увлекательной;   дома   нет   коллектива,   который   благотворно   влияет   на   создание   рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество. Также домашняя работа, являясь дополнением и продолжением работы на уроке, способствует углублению и упрочнению знаний учащихся и прежде всего приучению их к самостоятельному мышлению и умению применять полученные знания, самостоятельно, творчески выполнять данные ему   задания.   Наряду   с   этим   домашняя   работа   играет   очень   важную   воспитательную   роль: формирует   их   волю   и   характер,   чувство   ответственности   за   порученное   дело,   вырабатывает аккуратность, усидчивость; развивает систематичность и точность, инициативу, изобретательность, укрепляет   веру   в   свои   силы,   воспитывает   положительное   отношение   к   труду.   Необходимость домашней   работы   учащихся   обусловлена   не   столько   решением   чисто   дидактических   задач (закрепление   знаний,   совершенствование   умений   и   навыков),   сколько   задачам   формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Главное назначение домашнего задания:  воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;  овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;  формирование   умения   добывать   необходимую   информацию   из   различных   справочников, пособий, словарей;  формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). Учебная   и   воспитательная   эффективность   домашней   работы   обеспечиваются   только   при соблюдении   нескольких   существенных   условий,   а   именно   применения   многообразных   форм домашних заданий, рационального определения на уроке объема этой работы, соответствующей организации ее выполнения и должного контроля. Домашние задания по своему содержанию включают в себя:  усвоение изучаемого материала по учебнику;  выполнение письменных заданий по географии;  выполнение творческих работ;  подготовку докладов по изучаемому материалу;  проведение наблюдений по биологии, географии;  изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д. Не   стоит   забывать,   что   в   домашней   учебной   работе   обучающихся   имеются   существенные недостатки:  Во­первых, многие школьники при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.   Во­вторых, недочетом домашней работы многих обучающихся является неумение организовать свое   рабочее   время,   отсутствие   твердо   установленного   режима,   связанного   с   выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.   В­третьих,   выполнение   письменных   заданий   многими   школьниками   осуществляется   без предварительного   усвоения   теоретического   материала,   на   котором   основаны   эти   задания. Вследствие   этого   обучающиеся   допускают   существенные   недочеты   и   ошибки   в   выполняемых заданиях.  Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую­то довольно сложную тему. Вторая функция домашнего задания ­ это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания   знать   как   можно   больше   по   предмету   или   по   теме.   В   этом   случае   колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания. Третья   функция   домашнего   задания   ­   развитие   самостоятельности   ученика,   его   усидчивости   и ответственности за выполняемое учебное задание. Домашняя   работа   ­   это   самостоятельная   учебная   работа   без   непосредственного   руководства   и помощи   учителя.   Поэтому   формирование   самостоятельности   в   учебно­познавательной деятельности   ­   одна   из   ведущих   функций   домашней   работы.   Особенно   важно   то,   что самостоятельность   в   учебно­познавательной   деятельности   является   условием   формирования самостоятельности как черт активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать   творческому   отношению   к   делу   ­   одна   из   задач   домашней   учебной   работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке   о   предмете   изучения   всё,   что   вы   знаете,   ­   под   лавиной   знаний   могут   быть   погребены пытливость   и   любознательность».   С   пытливости,   любознательности,   интереса   и   начинается творчество.   Поэтому   функция:   развитие   самостоятельности   мышления   путём   выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна. Наконец,   домашняя   работа   должна   быть   средством   сближения   обучения   и   самообразования. Действительно,   овладение   общими   учебными   умениями   и   навыками,   развитие   интереса   к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности ­ всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию ­ это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших,   но   и   в   самом   младшем   школьном   возрасте.   Многозначность   роли   домашней   учебной работы,   значительность   её   функций   обуславливают   её   необходимость   как   органической   части единого учебно­воспитательного процесса в школе. По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:  подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;   направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;   способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;   направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;   способствующие   развитию   самостоятельности   мышления   путем   выполнения   индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.  Особым   видом   являются   задания   творческого   характера   (написание   изложений,   сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).  По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы:   работа   над   текстом   учебника   и   различными   дополнительными   источниками   информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);   выполнение упражнений и решение задач;   выполнение письменных работ;   заполнение рабочих тетрадей на печатной основе;   написание рефератов и докладов;   изготовление наглядных пособий, макетов и т.д. В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:  индивидуальная;  групповая;  творческая;  дифференцированная;  одна на весь класс;  составление домашней работы для соседа по парте. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом   случае   учителю   легко   проверить   уровень   усвоенных   знаний   конкретного   ученика.   Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При   выполнении   групповой   учебной   домашней   работы  группа   учащихся   выполняет   какое­то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Почвы» школьникам   предлагается   собрать   материал   о   различных   типах   почв,   одна   группа   узнаёт   о черноземах,  их  свойствах,  плодородии,  другие группы  о  др.  типах  почв,  а затем  на уроке  эти сведения обобщаются. Например, изучая темы: «Животный мир», «Охрана органического мира» предлагаются следующие вопросы проектов и сообщений: «Значение диких животных в природе и жизни человека прежде и теперь», «Охрана фауны в России», «Заповедники Русской равнины», «Защита   почвенных   ресурсов   Русской   равнины   от   процессов   эрозии»,   «Глобальные   изменения климата»   и   т.д.   Такие   формы   заданий   на   дом   желательно   применять   в   каждом   курсе.   Это способствует   тому,   что   учащиеся   учатся   самостоятельно   работать   с   дополнительными источниками информации, каждый вживается в роль учёного. Также он решает, как будет раскрыта тема,   в   какой   форме   и   что   для   этого   необходимо.   В   данной   форме   заданий   существует межпредметная связь. В разных возрастных группах необходимо подобные задания усложнять и углублять. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. Дифференцированная домашняя работа ­ такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так   и   на   «слабого»   ученика.   Основой   дифференцированного   подхода   на   этом   этапе   является организация   самостоятельной   работы   младших   школьников,   которая   реализуется   посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий:  домашняя работа  может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.        1. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например, разное количество задач.        2. Задания, включающие несколько вариантов с правом выбора любого из них: «Дома выполнить один из номеров по выбору: №... или № ... на с. ...». Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать решение с более легкого, а потом переходить к более сложным упражнениям.  Для «слабых» учащихся могут быть даны карточки: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.      Одна на весь класс ­ самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических   средств   не   стоит   торопиться,   так   как   в   ходе   их   выполнения   у   учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. Составление   домашней   работы   для   соседа   по   парте  ­   инновационный   вид   домашней   работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Творческую домашнюю работу  необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Основные цели творческих домашних заданий:  Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.   Научить выделять главное из общей информации.  Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.   Сформировать ораторские навыки.   Воспитание эстетической культуры.   Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.  Норма творческих домашних заданий: одно задание в месяц на учащегося. Шестиклассники   могут   составить   «Путешествие   капельки»   при   изучении   темы   «Гидросфера», «Круговорот   песчинки»   при   изучении   темы   «Литосфера»   и   др.   Семиклассники   справляются   с путешествием по разным материкам, по параллелям и т. п. Среди прочих заданий особый интерес вызывают   сочинения   различных   жанров:   сочинение­путешествие,   сочинение­исследование, сочинение­сказка, сочинение ­ фэнтэзи. «Путешествие» может быть по какой­либо географической стране, речной долине, горным хребтам и т. д. При изучении темы «Геологическое летоисчисление» домашнее   задание   заключается   в   написании   путешествия   в   любую   из   эр   геологического летоисчисления   на   «машине   времени».   Можно   использовать   сочинение   ­   сказки,   где   учащиеся выступают в роли писателей­сказочников, разрабатывают свой сюжет, определённое содержание своего   произведения.   Данные   задание   формируют   абстрактное   мышление   и   пространственное воображение.   Учащиеся   переносятся   мысленно   в   новую,   таинственную   окружающую   среду, стараются   проникнуться   духом   географических   исследований   как   например,   «Парк   юрского периода», «Кайнозой – эра появления человека» и др.        Следующая форма задания на дом, которое учащиеся выполняют с особым увлечением – это составление и разработка собственных   кроссвордов, маршрутов путешествий и загадок. Каждый ученик старается составить задание оригинальнее, чем у других, приводят новые факты, проявляют фантазию и любознательность. Подобную форму особенно целесообразно использовать на уроках обобщающего повторения по любым темам и разделам. Это особенно важно для тех ребят, которые скрывают   свои   возможности   под   маской   скромности   и   безразличия.   Работу   такого   ребёнка необходимо одобрить, похвалить.           Необычное задание, которое можно предложить в 8 классе – это стихотворения ­синквейны по географии. Это вид  работы может применяться в любой теме раздела. Это задание является своего рода   открытием.   Открытием   своих   внутренних   резервов   и   лирических   способностей.   Ребёнок проявляет   себя   в   качестве   поэта   и   старается   оригинально,   необычно   выразить   свои   мысли. Практически все учащиеся выполняют домашнее задание с удовольствием, потому что каждый ребёнок по­своему талантлив и способен. Данному типу задания можно дать следующее название: «Я лиру посвятил» или «Стихи мои в ряду других...».       Заинтересовывает учащихся и такое творческое задание, как составление и разработка тестов. Такая   работа   заставляет   ученика   размышлять   над   материалом,   сопоставлять,   анализировать. Учащиеся   учатся   поддерживать   научный   разговор,   отстаивая   при   этом   свою   точку   зрения. Достигает данные цели творческое задание – разработка своего собственного решения проблемы. Задания   проблемного   характера,   где   раскрывается   логика   решения   учебной   или   реальной проблемы, связаны с доказательными личными суждениями. Темы задания различны: составление плана   предотвращения   катастрофы,   зкологические   проблемы   Байкала,   Волги,   Кубани,   Азова, Черного моря;   открытое письмо по определённой проблеме – сохранение уникального Лесного озера,   Ромашковой   поляны   ­   и   др.   Задания   сложные,   на   установление   причинно­следственных связей   и   разработку   долгосрочных   прогнозов   например,   при   изучении   глобальных   проблем. Предложить   собственный   план   решения   проблемы   под   силу   каждому   многим   учащимся. Методика работы с домашним заданием Организация   домашней   учебной   работы   ­   часть   общей   проблемы   совершенствования   учебно­ воспитательного   процесса   в   школе.   Содержание,   характер,   функции   домашнего   задания   нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения  урока. Именно на уроке создаются   условия   для   успешного   выполнения   домашнего   задания.   Многие   компоненты,   этапы урока   непосредственно   связаны   с   последующим   выполнением   домашнего   задания:   проверка домашнего   задания,   задавание   уроков   на   дом,   самостоятельная   работа   учеников   на   уроке, непосредственно   связанная   с   содержанием   домашнего   задания.   Сочетание   этих   компонентов должно   быть   таким,   чтобы   на   уроке   в   школе   ученик   полностью   подготовился   к   выполнению домашнего  задания,  чтобы урок и  последующая  самостоятельная  учебная  работа  были  единым процессом. Домашняя   работа   учащихся   ­   важнейшее   средство   усвоения   и   закрепления   знаний,   умений   и навыков. Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно   эффективной   организации   учебного   процесса   должно   обязательно   подкрепляться последующим   обдумыванием,   применением   нового   знания,   увязыванием   нового   со   старым,   его творческой   переработкой.   И   если   первичное   восприятие   и   закрепление   знаний   может   быть фронтальным,   то   последующая   работа   должна   быть   индивидуальной,   самостоятельной,   в   том объёме   и   темпе,   которые   необходимы   каждому   ученику   для   полного   и   прочного   усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От успешности приготовления домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.  Категорически не допускается перегружать учащихся домашним заданием.  Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах: В 5 ­ 6 классах ­ до 2,5 часов; В 7 классе ­ до 3 часов; В 8 ­ 11 классах ­ до 4 часов. Увеличение нагрузки влияет на: нервно­психические нарушения, утомляемость, сопровождаемую иммунными   и   гормональными   дисфункциями,   снижение   сопротивляемости   болезням,   частоту нарушений зрения и осанки,  патологию органов пищеварения,  переход уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья в хронические. Домашнее задание должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых.  Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум­максимум»   ­   обязательные   для   всех   и   рассчитанные   на   учеников,   интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.  Учитывая,   что   формирование   у   школьников   положительного   отношения   к   учению   в   процессе выполнения   домашних   заданий   является   важнейшей   задачей   учителя   в   любом   классе,   можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:   стараться заботиться о многообразии домашних заданий, стремиться к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;   задавать на дом только тогда, когда есть уверенность, что сможете выделить время на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывать о домашнем задании;   не считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное задание;   на   уроке   использовать   любую   возможность   для   самостоятельной   деятельности   школьников, удостовериться,   все   ли   учащиеся   поняли,   в   чем   заключается   их   домашнее   задание,   не   давать задание на дом по звонку или после звонка, сообщать задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.   на уроке учить школьников технике и методам учения, на дом давать задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.   использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.   с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.  И, наконец, самое важное ­ учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью  имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и  навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают  уверенность в себе. Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь  воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей,  то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика. Такая проверка  домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только  аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был  выполнить. Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу. Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий. Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы   и   контроля   за   ее   выполнением   развивать   мыслительную   деятельность   обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены  нестандартные формы проверки   домашнего   задания,   способствующие   развитию   пытливости,   любознательности, творческому отношению к делу. Именно   поэтому   сейчас   учителя   приходят   к  инновационным   методам   проверки.   К   таким методам относятся: Постановка   неожиданных   вопросов.   Неожиданный   вопрос,   заданный   учителем,   представляет собой вопрос, который сформулирован немного по­другому, нежели задания после параграфа. Если дети   внимательно   отнеслись   к   выполнению   домашнего   упражнения,   то   им   не   составит   труда ответить на него. Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и   готовят  устную   рецензию   на   него,   отмечают   достоинства   и   недостатки   ответа,   дополняют   и расширяют его. Диктант   на   основе   домашнего   упражнения.   учитель   может   подготовить   выборочный географический диктант, графический диктант, диктант с группировкой. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты. Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников. Проверка с помощью новых компьютерных технологий. Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.     Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся   обобщают   сказанное,   заполняя   карту   ответа   товарища,   выставляя   в   ней   плюсы   или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания. «Блиц ­ опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй ­ третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ ­ несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который   не   соответствует   теме   или   недостаточно   корректен.   Каждый   ученик   имеет   право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии. Как   вариант   для   проверки   домашнего   задания   или   на   обобщающем   уроке   можно   предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей. «Верю­   не   верю»­  этот   прием   можно   использовать   на   любом   этапе   урока.   Каждый   вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.  «Да­нет»­ это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что­либо (предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»­«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг   поиска.   Преимуществами   приема   является   то,   что   он   учит   систематизировать   известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать   вопросы.   В   старших   классах   к   составлению   вопросов   привлекаются   учащиеся. Главное   в   этом   приеме­   научить   вырабатывать   стратегию   поиска,   а   не   забрасывать   учителя бесчисленным количеством вопросов. «Диктант   для   «шпиона».  Этот   методический   прием   позволяет   развивать   зрительную   память, тренирует   внимание   и   ответственность   за  конечный   результат.   Он   хорошо  работает   на   уроках географии. Класс поделен на несколько команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).  «Интеллектуальная разминка»­ это 2­3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки­ настроить ребенка на работу. Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»­ легко, «Т»­ трудно, «С»­ сомнение, сделанные учеником   дома  на   полях  тетради  во  время   выполнения   домашнего   задания)   помогает   учителю быстро   увидеть   проблемы   каждого   ученика   до   начала   урока,   а   ученика   учит   рефлексии.   В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем. «Найди ошибку». Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый,   то   успешные   поиски   ошибки,   сдобренные   похвалой   и   восхищением   учителя,   позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки,   которые   нужно   найти,   или   раздаются   тексты,   в   которых   явно   искажена   информация, запутаны   определения,   героям   приписываются   чужие   мысли   и   поступки,   даются   неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок. Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная ­ чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет. «Пинг­понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему   заданию.   В   этой   игре  можно   задействовать   небольшой   яркий   мяч.   Ученик   говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы. Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает   ему   вопрос.   Звучит   ответ   и   мяч   возвращается   к   первому   ученику.   Учитель   оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы. «Рыцарский турнир».  Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы   должны   быть   сжатыми,   ответы­   короткие   и   по   существу.   Рефери   может   снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя. «Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе   все   большее   количество   учащихся.   Алгоритм   этого   приема   можно   кратко   описать   так: Слово­ предложение­ вопрос­ ответ. Вариант   1.  Учитель   показывает   на   ученика   и   говорит:   «Слово!»   Тот   говорит   слово,   которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него. Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных логических предложений.   «Светофор».  Очень   простой,   но   эффективный   методический   прием.   Подготовив   материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор­ это длинная полоска картона   (длиной   9   см,   шириной­   4   см),   с   одной   стороны   оклеена   красной   бумагой,   с   другой­ зеленой.   «Работает»   светофор   очень   просто:   при   проведении   устного   опроса   все   ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона­ готов отвечать, красная­ не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь­ не хочешь­ надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую ­ будь добр, отвечай. При   проведении   устного   опроса   можно   сделать   так:   пригласить   двух   ­   трех   (не   обязательно сильных,   но   ответственных)   учеников   к   доске   и   поручить   им   роль   помощников   учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (­) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во­первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили  хорошо,  а  к  чему  следует  обратиться  еще  раз.  Во­вторых,  помощники  сдают учителю таблицы,   в   которых   уже   подытожено   количество   правильных   ответов,   и   учитель   честно   и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос. «Тренировка   памяти   и   внимательности».  Это   достаточно   интересный   прием,   он   особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно   читали  домашний   параграф.   Учитель   дает  ученикам   лист,  на  котором  посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст   сверху   и   снизу   имеющейся   фразы,   или   попытаться   выразить   его   устно­   что   же   должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться. «Узнай меня».  На уроке географии можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения. Прием «Учебный диалог с автором учебника»  ­ прекрасное средство, которое ставит ученика в   позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием   позволяет   диалогу   стать   средством   обучения   и   обратной   связи,   в   результате   которого решаются   учебные   задачи   и   проблемы,   прием   учит   анализировать,   сравнивать,   спорить   или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь. «Цепочка слов»  позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам,   а в качестве жюри выступают 2­3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей. «Экипаж»­ класс делится на 4­5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1­й помощник,   2­й   помощник,   боцман,   матросы.   На   подготовку   отводится   4­5минут,   а   затем проводится   опрос   по   жребию­   кому   достанется   вопрос,   тот   и   отвечает,   оценка   ставится   всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается   «Доверие»,   в   данном   случае   команда   освобождается   от   ответа   и   все   получают положительное оценки.         Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:   Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;   Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;   Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;    Ученик   учится   правильно   формулировать   вопросы,   предлагая   возможные   ответы,   то   есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;   Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).                Необходимо  отметить,  что  перечисленные  выше  способы  проверки домашнего  задания  на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически. Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал   домашних заданий. Ведь учитель  даёт знания,   прежде всего для того, чтобы воспитать  человека, личность  творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы учителю самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Нельзя   забывать   о   том,   что   требованием   времени   является   воспитание   инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу ­ одна из задач домашней учебной работы.      Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно­воспитательного процесса в школе. Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя ­ задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы. Наряду с этим в сегодняшней методике домашнего задания существует   целый   ряд   вопросов,   касающихся   повышения   её   эффективности   и   качества.   Этим объясняется   актуальность   темы.   Без   тщательно   продуманной,   регулярно   и   систематически выполняемой   домашней   работы   невозможно   достичь   высокого   качества   обучения.   Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес. Список использованной литературы 1.Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.­ М., Педагогика, 1998.  2. Древелов Х. и др. Домашние задания: Книга для учителя: Пер. с немецкого – М., 1989  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. – М., 1989  4. Зотов К.Л. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1988.­144с. 5. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.­ Ростов­н/Д, Учитель, 2004г 6. Махмутов М.И. Современный урок. 2­е издание – М., 1985  7. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого (электронный ресурс) http://www.coolreferat.com/Педагогическая_деятельность_Л._Н._Толстого  8. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М.: Наука, 1979.­96с.

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»

«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017