Мастер-класс «Интерактивные
технологии обучения на уроках
географии и биологии как средства
формирования коммуникативной
компетентности школьников»
Автор: Фролова Нина
Васильевна
Учитель географии и
биологии
МКОУ Горбатовская СШ
Серафимовичского района
Волгоградской области
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Цель:
• Продемонстрировать
использование
практическое
интерактивных методов обучения
в преподавании географии.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
2
Цель: •Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Постановка задач:
что
Сегодня в конце моего
выступления Вы сможете:
•объяснить,
интерактивное обучение;
•видеть возможности применения
интерактивных
различных
методов и приёмов
на своих
уроках.
такое
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
3
Постановка задач:Сегодня в конце моего выступления Вы сможете: •объяснить, что такое интерактивное обучение;•видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов на своих уроках.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Актуальность:
Программа модернизации
российского образования
выдвигает задачу более
широкого применения
активных методов обучения
и воспитания, реально
отражающих социальные ,
экономические и
политические процессы
общественной жизни.
• Выпускник школы должен
уметь применять
полученные в школе знания
и умения в реальных
жизненных ситуациях.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
4
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные , экономические и политические процессы общественной жизни. •Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
• В последние годы в
педагогике
часто
используется
понятие
«интерактивные методы
обучения».
Интерактивные методы
обучения построены на
постоянном
взаимодействии
участников
образовательного
процесса между собой
или
техническими
средствами обучения.
с
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
5
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
6
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
В процессе преподавания
географии я использую различные
интерактивные методы и приёмы.
Цель данных педагогических
приёмов:
•- дать ученикам возможность
думать;
• -делать, выбирать и учиться
самостоятельно.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
7
В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы. Цель данных педагогических приёмов:•- дать ученикам возможность думать;• -делать, выбирать и учиться самостоятельно.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
8
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Особенности, характеризующие
интерактивное обучение:
•
включенность каждого ученика в
решение творческих задач не в
конце, а
в начале процесса
усвоения
предметного
нового
содержания;
• оптимизация
познавательной
деятельности и межличностных
отношений,
к
механизмов
становлению
саморегуляции
и
личности учащегося;
поведения
ведущая
• более продуктивное, чем ранее,
овладение
мотивированное
операционно-техническими
средствами
выполнения
деятельности;
новой
• наличие
рефлексивной
составляющей как учебной, так и
педагогической деятельности.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
9
Особенности, характеризующие интерактивное обучение:•включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;•оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;•более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности;•наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Интерактивное обучение
решает одновременно три
задачи:
1. Конкретно-
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
познавательную задачу,
которая связана с
непосредственной учебной
ситуацией;
2. Коммуникативно-
развивающую, в процессе
которой вырабатываются
основные навыки общения
внутри и за пределами
данной группы;
3. Социально-
ориентационную,
воспитывающую гражданские
качества, необходимые для
адекватной социализации
индивида в сообществе.
10
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Решение этих задач на учебном
занятии с использованием методов
интерактивного обучения проходит
шесть этапов:
• Подготовительный этап;
•
этап
–
постановка
этап
I
проблемной ситуации;
II
учебных групп;
III
–
учебной
учащихся в группе;
IV
групповых решений;
этап
этап
–
•
•
•
– формирование
организация
деятельности
презентация
• V
этап
прошедшего занятия.
–
рефлексия
•
http://aida.ucoz.ru
11
Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
I этап – постановка
проблемной ситуации.
Ученик
«Распределение
На подготовительном
этапе
выявляется субъектный опыт
учащегося.
любого
возраста начинает учебу не с
«чистого листа», он уже имеет
свой жизненный опыт, знания,
интересы, направленность.
Так, например, при работе по теме
тепла»
урока
учащиеся
что
температура воздуха с высотой
о
понижается,
чём
свидетельствуют
заснеженные
Противоречие,
вершины
гор.
поставленное
занятии,
заключалось в том, что чем дальше
от поверхности, тем ближе к
солнцу и значит должно быть
теплее.
устанавливают,
на
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
12
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
II этап – формирование
учебных групп.
Организованное распределение
происходит с учетом психологических
особенностей учащихся и
дидактических целей урока:
•на столах заранее раскладываются
карточки с фамилиями и именами
учащихся, которые должны образовать
учебную микрогруппу;
•при входе в класс учитель сам раздает
учащимся цветные карточки,
которые являются пропускным
билетом к тому или иному учебному
столу;
•учащиеся уже знают, что на столе с
литерой «А» находятся задания
легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами
делают выбор, в какой группе они
хотели бы работать.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
13
II этап – формирование учебных групп.Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока:•на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;•при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;•учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся заданиялегче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
III этап – организация
учебной деятельности
учащихся в группе
усвоение учебной
задачи,
стоящей перед группой; процесс
поиска (обсуждения) лучшего
решения; суммирование мнений
и подведение итогов групповой
работы;
презентацию
группового
решения
поставленной задачи в рамках,
определенных
педагогом.
нестандартная
Только
постановка
проблемы
вынуждает школьников искать
помощи
друга,
обмениваться точками зрения -
так формируется общее мнение
группы.
друг
у
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
14
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Для реализации интерактивного
обучения на данном этапе я
использую многообразные технологии:
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
15
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
16
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Параллельно с работой над
непосредственным учебным заданием
продолжается формирование
благоприятной коммуникативной
среды: выработка правил кооперации,
сотрудничества, которые
способствуют, а не мешают поиску
общего решения.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
17
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
IV этап – презентация
группового решения
решения
Организация следующего
IV этапа – презентация
группового
–
зависит от задуманного
построения всего занятия.
•Презентация
решений
может проходить в одной
из форм:
•- устное сообщение;
•-
структурно-логических
схем;
•- заполнение таблиц и пр.
представление
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
18
IV этап – презентация группового решенияОрганизация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. •Презентация решений может проходить в одной из форм:•- устное сообщение;•- представление структурно-логических схем;•- заполнение таблиц и пр.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
V этап – рефлексия
прошедшего занятия.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
19
• Этап презентации групповых решений сменяется
исключительным по своей значимости V этапом,
который можно определить как отличительную
особенность интерактивного обучения, - рефлексией
прошедшего занятия.
быть
следующими.
Вопросы могут
• Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал
себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто
берет на себя руководящую роль в группе? Что
испытывает человек, которому не дают высказаться?
Что помогает и что мешает общей работе? Какова
должна быть помощь учителя и т. д.
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Результативность опыта
Учебный год
Количество
обучающихся
Успеваемость
по предмету в
детей
%
Количество
обучающихся
успевающих на «4 и 5»
Качество
знаний,
%
2012
2013
2013
2014
2014
2015
58
49
52
100
100
100
41
38
39
71
78
75
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
20
Результативность опыта
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Динамика контрольных работ за 2014-2015 уч.год.(6-11 классы)
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
21
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Победители олимпиад и
конкурсов
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
22
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Синквейн
(от
• Синквейн
фр. cinquains,
англ. cinquain) —
пятистрочная
стихотворная форма, возникшая в США в
начале XX века под влиянием японской
поэзии.
• Ряд методистов полагает, что синквейны
полезны в качестве инструмента для
синтезирования сложной информации, в
качестве среза оценки понятийного и
словарного
учащихся.
багажа
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
23
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
ТЕМА урока «Внутренние
воды Африки. Реки»
1. ВОДЫ;
2. ВНУТРЕННИЕ, РАЗНООБРАЗНЫЕ;
3. ОКАЗЫВАЮТ, ТЕКУТ,
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ;
4. БЕЗ ВОДЫ НЕТ ЖИЗНИ;
5. РЕКИ.
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
24
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Метод "Fishbone"
Fishbone
для
предлагается
информация
систематизации
Учащимся
(текст,
видеофильм, лекция ) проблемного содержания и
этого
схема
материала.
На
записывается
формулировка проблемы, а на нижней - факты,
подтверждающие,
проблема
может
существует.
проводиться индивидуально или по группам.
Важным этапом станет презентация заполненной
схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь
проблем, их комплексный характер.
(исследование)
что
данная
верхней
"косточке"
Работа
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
25
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
26
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
Метод «Кластер»
несколькими
Представлен
классический
видами:
(для закрепления
кластер
материала),
учебного
бумажный кластер, кластер с
нумерацией слов.
кластер:
Бумажный
получают
обучающиеся
ними
задание,
со
находятся
словами, нужно выбрать из
них только те,
которые
относятся к изучаемой теме
и
(наклеить)
вокруг ключевого слова.
разложить
перед
карточки
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
27
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
28
«Современный урок. Этап «Домашнее задание»
• Таким
образом,
использования
учебное
взаимодействие, построенное на
основе
методов
обучения,
интерактивного
навыков
способствует
что
совместной
обеспечивает
развитие
коммуникативной компетентности.
развитию
работы,
29.04.17
http://aida.ucoz.ru
29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.