Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)
Оценка 4.7

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
20.06.2017
Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)
Разработка современного урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: Русский костюм родного края". По программе Б.М. Неменского. Тип: урок «открытия» нового знания. Вид: декоративно-прикладное искусство Цель урока: Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
Русский костюм переделать.doc
Разработка современного урока по изобразительному искусству  в 5 классе «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» Тип: урок «открытия» нового знания Вид: декоративно­прикладное искусство Цель урока: Воспитание культуры личности, формирование интереса к  искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и  самопознания.  Задачи урока:  1. Образовательные.  Познакомить учащихся с традиционным русским костюмом родного края,   учить видеть и выделять характерные элементы орнамента в костюмах.  2. Развивающие.  Развитие учебно­познавательной и информационно ­ коммуникативной  компетенции: уметь отличать разные костюмы Белгородской области, уметь  находить нужную информацию и пользоваться ей. Способствовать  проявлению аккуратности в работе, развитию художественного вкуса и  совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма. 3. Воспитательные.  Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и  патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Воспитание национального  самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к  регионально – культурным ценностям. Формирование универсальных учебных действий: Личностные: действие смыслообразования ­ установление учащимися, связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив ­ организация  выставки работ декоративно ­ прикладного искусства, цель ­  изображение изящных русских народных костюмов); действие нравственно­этической ориентации — умения выделять  нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с  принятыми этическими принципами. Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом  конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных  характеристик; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения; воспитание волевой саморегуляции. Познавательные; сформированность основ художественной культуры, в том числе на  материале народный костюм родного края, эстетического отношения к  миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных  способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умения  структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска; логические действия ­  развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения;  установление причинно ­ следственных связей; постановка и решение  проблем ­ формулирование проблемы и самостоятельное создание  способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,  интегрироваться в группу сверстников и продуктивно  взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Методы обучения: По источнику полученных знаний: наглядные (иллюстрация, демонстрация),  словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядно­слуховой (слушание  музыки), практические (рисунок народного костюма).  По виду  деятельности учащихся: репродуктивные (ответы на вопросы учителя),  объяснительно ­ иллюстративные (рассказ, беседа), частично­поисковые  (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя),  проблемные (постановка проблемы и поиск решений). Методы  стимулирования и мотивации познавательной деятельности: методы  формирования познавательного интереса. Материалы и оборудование к уроку: Для учителя: образцы русских народных элементов одежды с орнаментами,  русская народная музыка, изображения русских народных костюмов,  подготовленный ватман с фоном для коллективной работы, стихи,  презентация «Русский народный костюм», компьютер, проектор, загадки,  кроссворд, частушки. Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски, ножницы, клей. I. Организационный момент.  Ход урока Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности  детей к уроку. Вводное слово учителя для создания определённого  эмоционального настроя.  У нас с вами сегодня немного необычный урок, но поскольку урок – это  совместное творчество учителя и учеников, то я прошу вас поддержать  меня и провести этот урок совместно и интересно. Я могу рассчитывать на  вашу поддержку? (ответы детей) II. Проверка домашнего задания. Образцы (иллюстрации, картинки)  русских народных костюмов. III. Актуализация опорных знаний. (презентация «Русский народный костюм») “Красна девица идёт, Словно павушка плывёт, На ней русский сарафан, Лента алая в косе». Учитель. О каком образе говорится в этих строках? Дети. В этих строках говорится о русской девушке. В них еще упоминается об элементах русского народного костюма: русский сарафан, алая лента. IV. Изучение нового материала. Учитель. С давних времен люди стремятся украсить все, что их  окружает:  предметы быта, одежду, посуду. Если вещей коснулась рука художника или  народного умельца, они становится произведением искусства. Наше русское  искусство и декоративно­прикладное искусство в частности – могучий  источник красоты, доброты и счастья.  Нам, россиянам, русского костюма  Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. Русский народный костюм ­ это свидетельство прочной связи с  культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей  эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского  костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах,  понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров,  способствуют развитию творческих способностей в создании собственных  моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские  костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в  театральных постановках и т.д. В Белгородской области оказался  практически  весь спектр видов  костюма сложившегося в России. Учитель. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда.  Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа,  накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент  культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.  Крестьянки Юга предпочитали Поверх рубах понёвы надевать, Узором по подолу украшались,  Но юбки было принято считать Нарядом женским, Девушки носили  По верх рубахи фартук иль армяк,  На совершеннолетие им шили  Понёвы – юбки, вот бывало как! На Севере кокошник надевали,                        Расшитые узорами венцы,                        На Юге кики им предпочитали                        А к юбкам пришивали бубенцы. В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех  форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к  климатическим условиям, а также служили для передачи определённой  информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа  женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат  рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого  является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый  регион России создал свой неповторимый вариант костюма. На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно  выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их  составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и  понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми  частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока),  передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные  украшения. (элементы одежды и орнаменты представлены на доске) Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть  некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских  комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности.  Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.      Важным свойством народной одежды является  многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один  ­ нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.                                               «на люди», то рубаха Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая                                                                                                     Вариант костюма с понёвой  шилась из 4­х полотнищ домотканого льняного холста.  Красно­чёрная вышивка покрывала геометрическим  орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой  располагалась по передней стороне низа рубах, проходила  по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и  широкой. Дома она заменяла Белгородская область, Борисовский район,                      платье. Если село Никитское (Курская губерния).                        женщина Середина XIX века.                                              выходила                                                           дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Понёву  шили   из   клетчатой   шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.  Понева была одеждой замужних женщин,   в   обрядовых   песнях   ее   называли   «вечным   хомутом»,   «бабьей кабалой». В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько  предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину.  Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без  них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача. Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым  был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»),   «кичка», «сорока».   Вариант костюма с сарафаном Комплекс одежды с сарафаном  Грайворонский район                Рубаха Вейделевский  район, с Белый Колодезь   А это сарафанный комплекс Грайворонского района. Рубаха  вышита красным растительным орнаментом. Сарафан с фигурным вырезом, из чёрной домотканой шерсти. Низ и верх сарафан отделан бархатом, атласными  лентами с текстильным рисунком. Этот вид сарафана имел оформление,  называемое “ со штохаом ”то есть с “выложенными ”на груди прямоугольные  вставки. Сарафан подпоясан большим красным кушаком с вышитым  орнаментом и махрами внизу. Как вы думайте, это будничный вид одежды или праздничный? Ответы детей.  Учитель. Конечно, это праздничный вид одежды. Его называли “уложенный”  “воскресенским”. Учитель. А эти сарафаны Яковлевского и Прохоровского района. Давайте их  сравним и найдём отличия. Ответы детей. Сарафан Яковлевского района назывался глухой  туникообразный, косоклинный сарафан. Прохоровского, выглядит как  сарафан – платье, сшит из фабричной ткани и назывался “саяном” Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.  Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между  ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были  неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты  впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из  более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более  плотного (суконные).  Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным  вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха­ косоворотка).                                                  Сарафанный комплекс                                      Сарафанный комплекс       Сарафан косоклинный                                 Шебекинского района                                       Яковлевского района          Ивнянский район, с. Меловое Орнамент ­ музыка, которую можно видеть. В   традиционном   представлении   русского   народа   мир   является упорядоченным: все имеет свой смысл. Геометрический   ромб   –   главная,   наиболее   устойчивая   фигура   в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков­славян имел форму круга. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались  как лучи  солнца.  В процессе  эволюции  ромба  в Белгородской области   возникли   множественные   его   варианты.   Один   из   них   «репей»   ­ гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Вторым по степени распространенности элементом белгородского узора считается   крест.   Техника   вышивания   крестом   и   сегодня   бытует   в   нашем регионе. «Крест» являлся символом мужчины, находящегося среди божества. Геометрический   и   растительный   орнаменты   –   наиболее   часто встречающиеся виды орнамента в Белгородской области. Белгородские   мастерицы   использовали   в   качестве   главных   мотивов вышивки ромбы, розетки, треугольники – так называемые «мышачьи ступки». Такими узорами мастерицы­вышивальщицы украшали свою одежду (рубахи, фартуки,  юбки,  сарафаны, головные  уборы),  а также  предметы  домашнего быта (наволочки, рушники, утирки, скатерти, наличники, подзорники). Физкультминутка Когда красками рисую.       Кажется, что побывал            И в море,                                  И в небе,                                  И в лесу я.                                Где я только не бывал!           Что, я видел, рисовал!            Сейчас, мы с вами поработаем с необычный кроссворд, где ответами будут  служит угадывание загадок. Отгадать загадки. По вертикали: 1. Дуйся не дуйся, Через голову суйся, Попляши день­деньской И пойдёшь на покой. (Рубаха)  2.Надену ­ ободом сведёт, Сойму – змей упадёт. Тепла не даёт. А без него холодно. (Пояс) 2 1 1 2 3 3 3. Два Котика, А четыре хвостика. (Лапти) По горизонтали: 1.Пляшу по горнице С работою моей, Чем больше верчусь.  Тем больше толстею (Веретено) 2. С одного бока ­ лес, С другого ­ поле. ( Шуба) 3.Сижу верхом, Не знаю на ком,  Знакомца встречу –  Соскочу , привечу. (Шапка) Сейчас хранителями костюмов являются в основном участницы фольклорных  ансамблей. Среди представленных образцов костюмы подлинные, а также  реконструированные по старинным образцам. Ансамбль народной музыки «Пересек» под  руководством фольклориста­исследователя  Ивана Карачарова создан в 1986 году. Он объединил молодых и талантливых Песенно­инструментальный ансамбль «Балалаечка»      Cоздан в 1990 году. Руководит коллективом замечательный музыкант,  заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис  Александрович Горюнов, знаток русских народных инструментов. А, сейчас, мы с вами попробуем создать коллективную работу с участием  людей в народных костюмах. У вас на столах находятся образцы орнаментов, которые используются  в  русских костюмах Белгородчины. На доске элементы одежды, которые входят в комплекс русского народного  костюма (рубаха, сарафан, понева, передник, головные уборы – «кичка»,  «сорока»). Также подготовленный фон, где мы с вами создадим народные  гулянья людей в народных костюмах. V этап. Творческая деятельность под руководством учителя.  Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и  развиваются художественные знания, умения и навыки. Построение рисунка. Создание формы (учащиеся самостоятельно рисуют образ человека в  народном костюме). Построение рисунка (согласно замыслу учащиеся намечают фигуру человека,  прорисовывают костюм, а потом прописывают детали (в основе  геометрический орнамента). На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая  работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления,  технику выполнения дети выбирают сами: цветной строй народного костюма,  использование отделки (цветная тесьма, кружево) Во время практической работы учитель следит за работой учащихся и  оказывает индивидуальную помощь. VI. Итог урока. По окончании работы учащиеся вырезают свои костюмы и приклеивают на  общий подготовленный ватман с изображением природы или уголка деревни.  Проводится анализ и обсуждение работ.  Правильность выполнения Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный  ансамбль Аккуратность исполнения Небольшой опрос об элементах и комплексах народного костюма  Белгородчины..  ­ Что вы нового узнали о русском народном костюме? Какой комплекс  одежды вам больше понравился: поневный или сарафанный? Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы  на доске: (слайд) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Карточки для проведения рефлексии. Рефлексия. Выразить своё эмоциональное состояние. Пропеть частушки.

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)

Современный урок по изобразительному искусству 	на тему: «РУССКИЙ КОСТЮМ РОДНОГО КРАЯ» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017