СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 10
1.3 Методические основы применения олимпиадных заданий в рамках уроков окружающего мира в начальных классах 17
1.4. Подходы к созданию методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира с целью развития познавательного интереса младших школьников 32
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Задачи и практическая методика апробации 39
2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации 40
2.3. Характеристика базы апробации 42
2.4. Ход и результаты апробации 45
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ГЛОССАРИЙ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ A 63
Актуальность проблемы исследования. Развитие познавательного интереса у младших школьников является одним из важнейших факторов успешности ребенка. Данная проблема всегда являлась актуальной, как в педагогике, так и в психологии, социологии. Изучением познавательного интереса занимались такие ученые как Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и др. Согласно Л. А. Венгеру, независимо от субъекта познавательный интерес дошкольников выполняет целый ряд функций: образовательную, развивающую и даже воспитательную [7]. Познавательный интерес понижается, но нужно его поддерживать, а могут помочь этому олимпиадные задания, которые расширяют кругозор, помогают ориентироваться в жизни, тем самым у младших школьников растет житейский опыт, следовательно можно рассмотреть это в рамках курса «Окружающий мир».
Использование на уроках окружающего мира олимпиадных заданий может повысить мотивацию учеников и их интерес к предмету, что способствует развитию познавательного интереса и как следствие - усвоению системы знаний и формированию ключевой компетенции – «умения учиться».
Анализ литературы позволил установить объективно существующие противоречия: между необходимостью использования олимпиадных заданий на уроках окружающего мира для развития познавательно интереса и недостаточно разработанными методическими рекомендациями по их применению.
Из этих противоречий возникает следующая проблема: какими должны быть методические рекомендации по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у младших школьников?
Тема исследования: «Создание методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса у младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: создание методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников будет проходить более успешно при разработке и систематическом использовании методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «познавательный интерес».
2. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у младших школьников.
3. Изучить методические основы использования олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальных классах.
4. Рассмотреть подходы к созданию методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе.
5. Апробировать методические рекомендации по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у младших школьников, сделать вывод о его эффективности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, систематизация; апробация, наблюдение.
Практическая значимость исследования: методические рекомендации по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса младших школьников способствуют расширению методического арсенала педагогов начальной ступени общеобразовательных школ, и студентов педагогических колледжей.
База исследования: МОУ «Бажикаевская СОШ» Аргаяшского района Чеялбинской области, 3 «а» класс в количестве 16 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Интерес к обучению, или познавательный интерес, по мнению Л. Д. Столяренко: «Избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности» [39, с. 134]. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [39, с.134].
С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес: «Избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [46, с. 203]. Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н.Ф. Добрынин.
Однако в науке есть толкования данного понятия, имеющие более широкий смысл. По мнению Н.Г. Морозовой, познавательный интерес: «Активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [34, с. 246].
М. Р. Битянова отмечала: «познавательный интерес относится к внутренним мотивам, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, потребность в активной и новой информации)» [5, с. 352].
Выделяют три основных этапа развития познавательного интереса: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределённости; устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возможен только в деятельности и прежде.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В данном аспекте познавательная мотивация выступает, не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможности для её формирования посредством специально организованных дидактических воздействий.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает её не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для активизации познавательной мотивации полезно применение методов и форм активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.
Другой путь развития познавательных интересов – усложнение познавательных задач. Для этого необходимо использовать предварительную подготовку к восприятию нового.
Также способствуют развитию познавательных интересов задачи на применение знаний и умений. С одной стороны, эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
К формированию стойкого познавательного интереса ведут следующие приёмы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность:
- составление плана ответа;
- составление вопроса товарищу;
- анализ и оценка ответа;
- обобщение сказанного;
- поиск иного способа решения задачи.
Успешность формирования познавательных интересов определяется наличием условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Решение этой задачи предполагает, что познавательная деятельность зависит как от учебных планов, так и от индивидуальных особенностей учеников. Соответственно, логично выделить два направления педагогической работы в данном аспекте.
На первом этапе происходит методическая работа с программой обучения, её содержательными и методическими компонентами. Второе направление – педагогическая работа с отдельными детьми, имеющими выраженные особенности в познавательной сфере. В этом случае педагог фиксирует для себя характер психологических трудностей ребёнка, определяет те педагогические трудности, которые возникают или могут потенциально возникнуть в связи с ними и описывает содержание и формы работы с данным ребёнком. По форме это может быть индивидуальная работа в рамках урока или в дополнительные часы в сочетании с консультированием и обучением родителей.
Следовательно, целью развивающей работы, в аспекте действия интереса к обучению, является создание социально психолого-педагогических условий для выработки самими учащимися стиля познавательной учебной деятельности.
По мнению М.Р. Битяновой, для действия интереса к обучению необходимо создать психолого-педагогические условия, позволяющие:
1. Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии.
3. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсации другими возможностями) [5].
Для достижения поставленной цели специалисты выделяют следующие направления работы:
- проведение цикла развивающих занятий-уроков с детьми;
- перенесение обретённых ребёнком свойств в учебную деятельность на уроке;
- ознакомление родителей с результатами работы детей и их достижениями с целью перенесения сформированных навыков в домашнюю среду, в другие виды деятельности.
Таким образом, интерес к обучению относится к внутренним мотивам, и представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающий действительности, характеризующуюся постоянным стремлением к познанию; познавательная мотивация, как устойчивая личностная черта, открывает возможности для формирования познавательной деятельности посредством специально организованных педагогических воздействий.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной период от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте у детей существуют значительные резервы развития. Их выявлением и эффективным использованием занимается возрастная и педагогическая психология. С момента поступления ребенка в школу под воздействием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, им приобретаются качества, которые свойственны взрослым людям. Это объясняется тем, что дети включаются в новую для них систему межличностных отношений и виды деятельности. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка в этот период становятся их устойчивость, продуктивность и произвольность [52].
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными и осознанными. Постепенно ребенок овладевает всеми психическими процессами, учится управлять памятью, вниманием, восприятием.
В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять. Как отмечают П.И.Пидкасистый [37] и другие исследователи, ребенок хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе нужна познавательная мотивация и познавательный интерес.
Познавательная деятельность младших школьников должна быть построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО [1]:
- личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметными, включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение.
С другой стороны, познавательная деятельность младших школьников направлена на формирование познавательного интереса. На каждом уроке применяются методы, средства и технологии обучения, максимально реализующие индивидуальные преимущества каждого отдельного ученика; формирующие его активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении; развивающие общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные [47].
Учёные педагоги, психологи для формирования познавательного интереса младших школьников в воспитательно-образовательном процессе выделяют факторы, влияющие на этот процесс.
Эти факторы можно разделить на пять групп:
- побудительные – любопытство, любознательность, стремление познать новое и др.;
- образовательные – представления, факты, законы, теории, методы науки и др.;
- организационные – методы, приёмы и способы работы учителя с учениками; социальные – родители, средства массовой информации и др.;
- психологические – возрастные особенности младших школьников, склонности, способности, воля и др.
Группа побудительных факторов направлена на решение ближайших задач младших школьников (получение хорошей отметки) и удовлетворение внезапных потребностей (удовлетворение любопытства).
К группе образовательных факторов принято относить: положения науки, законы, принципы, факты – все ведущие знания, используемые для выполнения познавательных задач, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности.
К группе организационных факторов, влияющих на формирование познавательного интереса младших школьников, относят:
- методы, приёмы и способы работы учителя с учениками;
- формы проведения урочных и внеурочных занятий.
Группа социальных факторов включает в себя: влияние родителей, средства массовой информации и так далее.
Группу психологических факторов условно делят на две подгруппы: мотивационную и личностную.
С учётом всех перечисленных выше факторов в дидактическом процессе происходит:
- формирование познавательной активности и мотивов познавательного интереса: любопытство, любознательность, стремление узнать что-то новое, нежелание получить плохую оценку и другое;
- осознание процесса обучения, заключающегося в выработке собственных взглядов и убеждений, потребности в самосовершенствовании, приложения волевых усилий в приобретении знаний;
- проведение урочных и внеурочных занятий: олимпиад разного ранга (городских, республиканских, российских), конференций, марафонов знаний по предмету способствует формированию познавательных действий и операций;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Учет вышеуказанных факторов при построении дидактического процесса является необходимым условием формирования познавательного интереса младших школьников [32].
Познавательный интерес признан одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание гуманно-личностного стиля взаимодействия учителя и учащихся, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Гуманно-личностный стиль укрепляет познавательный интерес и проявляется в различных формах в учебно-воспитательном процессе [34].
В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся, во-первых, задают вопросы учителю. Так как вопросы детей имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, то есть либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания. Во-вторых, стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения. В-третьих, свободно оперируют приобретенными научными знаниями. В-четвертых, стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за пределы программы.
В форме эмоциональных проявлений: мимики, жестов, возгласов, обмена впечатлениями с соседом, обостренности внимания, в позе полнейшей тишины и боязни нарушить её. Эмоциональные проявления связаны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенности в своих силах, во-вторых, с найденным рациональным способом решения задачи, с успехом деятельности, в-третьих, с определённым отношением к герою литературного произведения [23].
В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести её до логического конца, другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области знаний, деятельности ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности [5].
Учитель осуществляет руководство и управление воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образований. В задачи учителя входит стимулирование повышенного уровня заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, т. е. выполнение функции мотиватора.
Управление учителем формированием познавательного интереса младших школьников заключается в правильном стимулировании самостоятельных действий учащегося. Здесь имеется в виду не только методически грамотно выстроенный учителем воспитательно-образовательнвй процесс, направленный на формирование познавательного интереса школьников, а меры моральной поддержки учащихся, проявивших познавательную самостоятельность и активность на уроке, при выполнении домашнего задания, причем, о мерах поддержки (похвала, высокая оценка) в отношении учеников, самостоятельно справившихся с познавательным затруднениям [45].
Учитель «заражает» младших школьников желанием учиться, знаниями, требующими самостоятельной подготовки сообщения по тому или иному вопросу. Учитель заинтересовывает ученика проблемными и творческими заданиями, выполнением индивидуальных заданий и последующим выступлением перед группой или классом, что накладывает большую ответственность на учащегося и требует от него интенсивной и качественной самостоятельной подготовки. Такие качества могут помочь сформировать олимпиадные задания по окружающему миру, так как данный предмет охватывает множество областей для изучения.
Таким образом, курс «Окружающий мир» будет более действенным способом развития познавательного интереса для младших школьников.
Чтобы применять олимпиадные задания на уроках окружающего мира с целью развития познавательного интереса, учителю необходимо понимать основные требования к олимпиадам и их составлению.
При создании олимпиад педагоги должны опираться на ряд нормативных документов, определяющих проведение олимпиады младших школьников:
- Порядок проведения олимпиад школьников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 апреля 2014 г. N 267)
- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).
Содержание заданий олимпиады определяются:
- федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373).
При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии разработки и обсуждения.
Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются:
- отражение нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;
- отражение творческого характера соревнований;
- отражение общей культуры участников, их эрудированности.
Общие методические рекомендации по подготовке заданий и критерии их оценивания
В качестве олимпиадных заданий участникам могут быть предложены:
1. Тестовые задания. Этот тип вопросов может составлять около 70-90 процентов от общего числа заданий.
2. Вопросы открытого типа. Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.
3. Вопросы на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем вопросы на соотнесение). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.
4. Вопросы на объяснение содержания основных понятий. Этот тип задний может составлять около 5-10 процентом от общего числа заданий.
5. Задачи. Этот тип задний может составлять около 5-10 процентом от общего числа заданий.
Тестовые задания и задания на соотнесение положительно оцениваются в 1 балл только в случае совершенно правильного ответа участника. Любая ошибка, допущенная участником при ответе на вопросы этого типа, оценивается в 0 баллов.
При оценивании вопросов открытого типа и вопросов на объяснение основных понятий учитывается верно переданный участником смысл.
В основе оценки заданий «повышенной сложности» лежат те же принципы, но с учетом сложности заданий баллы увеличиваются. Например, тестовые задания и задания на соотнесение при правильном ответе оцениваются в 1 балл (при ошибке – 0 баллов). При оценке аналогичных заданий «повышенной сложности» при правильном ответе участнику выставляется 2 – 3 балла (при ошибке – 0) [23].
Олимпиадные задания возможно применять на уроках в начальной школе, так как с их помощью можно повысить уровень познавательного интереса младших школьников. Рассмотрим применение олимпиадных заданий на примере урока окружающего мира.
ФГОС включает в основные задачи реализации содержания предметных областей, таких как окружающий мир (обществознание, естествознание) [1].
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В данном случае, достаточное количество задач реализует ФГОС. Окружающий мир представляет собой широкий кругозор изучения материала в начальной школе. Поэтому олимпиадные задания можно использовать в разных областях курса «Окружающий мир» в начальной школе, тем самым повышая познавательный интерес младших школьников.
Отметим удобство использования олимпиадных заданий на уроках – их можно разработать к любой теме и на любом этапе урока.
Можно включать в работу такие задания как:
1 класс: Подчеркни родственников
Сын, студент, дедушка, девочка, папа, мама, мальчик, тётя, старик, ребёнок, дочь, юноша, брат, сестра, бабушка, внук, подросток, няня, внучка.
Подчеркни диких животных.
Петух баран ёжик лось кролик заяц
Зачеркни название лишнего месяца в каждом времени года.
Осень: сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.
Весна: февраль, март, апрель, май.
Растёт на клумбе. Подчеркнуть.
Астра укроп фикус ромашка дыня гладиолус
Допиши предложение.
У животных шерсть, а у птиц ______________ .
У паука ________ ног.
Мы живем на планете под названием ________________ .
Наша страна называется _____________________ .
Столица нашей Родины город ___________________ .
Птицы улетают в тёплые края. Подчеркни.
Дятел воробей ласточка кукушка сорока
Хвойные растения.
Липа ель берёза сосна сирень
Фрукты. Подчеркни.
Яблоко помидор слива черешня перец
Насекомые. Подчеркни.
Муравей стрекоза синица оса ящерица
Разукрась флаг России
|
|
|
|
|
|
2 класс.
Укажи, какая планета расположена ближе всех к Солнцу.
А) Земля
Б) Юпитер
В) Меркурий
Г) Марс
Что является моделью Земли? Подчеркни правильный ответ.
а) Карта. б) Глобус. в) План. ш) Карта.
Какое из этих имен – ласковое название лесного зверя? Подчеркни.
а) Сашка в) Колька б) Мишка г) Сережка
Вычеркни название лишнего месяца в каждом времени года.
Зима Весна Лето Осень
февраль апрель май сентябрь
декабрь май июнь ноябрь
ноябрь февраль август декабрь
январь март июль октябрь
Что делают осенью волки?
а) собираются в стаи и идут на юг
б) продолжают охотиться
в) ложатся в спячку
г) делают запасы
Подчеркни, что относится к неживой природе:
Солнце, трава, пенал, вода, черёмуха, гром, ящерица.
Запиши название животного, птицы, гриба, дерева, начинающихся с буквы С.
С ___________________
С____________________
С____________________
С____________________
Переставь буквы так, чтобы получились названия водоёмов.
О Р З О Е_____, Р Е М О _____, А Р К Е______
Какое из перечисленных животных впадает в спячку?
1) змея 2) тигр 3) крокодил
Найди в тексте ошибки и зачеркни их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белки и ежи делают запасы на зиму. Медведь и мышь засыпают до весны.
3 класс. Определите признаки живого:
а) движется, питается, размножается, растет, дышит;
б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
в) размножается, дышит, растет, питается, летает;
г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.
Подчеркни явления природы:
Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.
Как называется должность главы нашего государства_____________.
Назови три символа любого Государства
1)
2)
3)
К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы;
б) пресмыкающееся;
в) земноводные;
Допиши нужное слово
Самое глубокое озеро мира___________________________
Самый крупный остров России________________________
Вычеркни лишнее название в каждой строчке:
а) лягушка, ёж, хамелеон, уж;
б) лист, почва, стебель, плод, корень;
в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;
г) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;
д) Венера, Луна, Земля, Юпитер, Солнце.
ж) Россия, Франция, Москва, Германия.
В какой природной зоне существует взаимосвязь: голубика - лемминг - белая сова?
а) в степи б) в пустыне в) в лесу г) в тундре
Сколько океанов на нашей планете?
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
Каким видом транспорта является легковой автомобиль, принадлежащий семье?
а) личный;
б) общественный;
в) особого назначения.
4 класс. Допиши предложения.
Моё государство ___________ его столица ___________.
В конституции записаны __________и __________граждан.
К государственным символам относятся ____ , ____ , ____.
Подчеркни, когда начался ХХI век.
а) 1 января 2000 года б) 1 января 2001 года в) 1 января 2011 года
Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.
Марс, Париж, юг, Венера, запад, Меркурий, северо – запад, Киев, Земля, Новгород, юго – запад, Саратов.
1)_____________________________________________________
2)_____________________________________________________
3)_____________________________________________________
Моря какого океана не омывают Россию?
А) Индийского
Б) Тихого
В) Северного Ледовитого
Г) Атлантического
Найди лишнее в каждой строке и подчеркни.
1) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж.
2) лист, почва, стебель, плод, корень.
3) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.
4) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.
5) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.
Обозначьте цифрами последовательность стадий развития растений
проросток с развивающимися корешком
взрослое растение с плодами и семенами
семя
взрослое растение с цветками
проросток с развивающимися стеблем и листочками
В какой природной зоне относятся? Запиши.
а) растения низкорослые, с мелкими листьями ____________
б) растения имеют очень длинные корни _________________
в) расположены растения всех ярусов ___________________
г) сплошной травянистый растительный покров ___________
Что такое Конституция?
1) организация, которая следит за исполнением законов
2) все правила дорожного движения
3) главный закон страны
Когда закончилась Великая Отечественная война.
1) 1945;
2)1941;
3) 1917;
4) 1961.
Чем занимаются археологи
1) пишут исторические книги;
2) изучают исторические летописи;
3) находят и изучают древние предметы.
Таким образом, использование олимпиадных заданий - это эффективное средство формирования познавательного интереса, которое отличается простотой разработки, использования и подходит для применения на уроках окружающего мира.
Методические рекомендации - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. [ 41]
Для создания методических рекомендаций мы выделили основные этапы работы с ним.
Этапы создания методической рекомендаций:
Мы выделили 7 этапов работы над методическими рекомендациями по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира.
Первый этап «Подготовительный».
На данном этапе мы ознакомились с существующими Положениями о разработке методической продукции, проанализировали информацию и выделили для себя основные пункты для дальнейшей работы.
Второй этап «Целеполагание».
Содержанием работы на данном этапе стало определение темы и целей методических рекомендаций.
Деятельность разработчика заключается в том, что он определяет для себя цель методических рекомендаций. На данном этапе необходимо обосновать актуальность работы, и продумать ресурсное обеспечение методических рекомендаций.
Цель методических рекомендаций будет полностью зависеть от определения вида данной работы. Цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы рабочей программы;
- описание видов деятельности педагога и обучающихся;
- осуществление связи теории с практикой на занятиях;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.)
Третий этап «Планирование».
На данном этапе осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета.
На данном этапе особое внимание нужно уделить именно структуре методических рекомендаций, так как она будет зависеть от вида и цели вашей работы.
Структура методического продукта:
- обложка;
- титульный лист;
- выходные данные;
- аннотация;
- содержание;
- предисловие;
- методические рекомендации по использованию;
- материалы пособия (согласно содержанию);
- список использованных источников.
Пятый этап «Систематизация».
На данном этапе происходит сбор информации и решение промежуточных задач. Имеющиеся наработки по данному направлению преподаватель анализирует и систематизирует. Создает каждый раздел методических рекомендаций в соответствии с задуманным планом и структурой работы. Необходимо обратить внимание на логическое построение разделов методических рекомендаций.
Шестой этап «Оформление».
Методическая рекомендации разрабатываются в соответствии с единой системой требований к оформлению документации.
При составлении методических рекомендаций должны учитываться требования:
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Седьмой этап «Презентация».
Чтобы методические рекомендации не остались достоянием лишь составителей, необходимо организовать ее презентацию образовательным школам, студентам педагогических колледжей. Рецензенты (преподаватели техникума, колледжа, института) дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении следует вести дальнейшую работу.
По результатам теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы мы рассмотрели:
1. Познавательный интерес – это внутренние мотивы, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, потребность в активной и новой информации).
Нами определено три основных этапа развития познавательного интереса: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределённости; устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов.
Определены условия, позволяющие развивать познавательный интерес: Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсации другими возможностями).
2. Рассмотрены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников.
3. Рассмотрены методические основы разработки и применения олимпиадных заданий с целью развития познавательного интереса младших школьников:
- при создании олимпиадных заданий педагоги должны опираться на ряд нормативных документов, определяющих проведение олимпиады младших школьников;
- при подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, определяется характер заданий олимпиады.
4. Далее нами определены подходы к созданию методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира с целью развития познавательного интереса младших школьников. Рассмотрены этапы создания методической продукции, Структура методической разработки, которая включает: обложку; титульный лист; выходные данные; аннотацию; содержание; предисловие; методические рекомендации по использованию; материалы пособия; список использованных источников.
Апробация проводилась в МОУ «Бажикаевская СОШ» Аргаяшского района Челябинской области. Участие приняли обучающиеся 3 «а» класса, в количестве 16 человек.
Цель работы: повышение уровня познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе апробации были представлены следующие задачи:
1. Выявить у учащихся уровень сформированности познавательного интереса.
2. Подготовить методику отслеживания результатов для проведения апробации.
3. Провести апробацию на данном этапе в условиях класса.
Апробация проходила в естественных условиях уроков, в котором принимали участие 16 человек.
В период с 12.04.21 по 30.04.21 нами были проведены все планируемые уроки окружающего мира в рамках апробации по следующим темам:
1. Констатирующий этап.
2. Семейный бюджет.
3. Экономика и экология.
4. Обобщение по теме экономика.
5. Золотое кольцо России (3 урока).
6. Контрольный этап.
Порядок проведения уроков окружающего мира с использванием олимпиадных заданий представлен в технологической карте практической работы. На каждом уроке окружающего мира нами были внедрены олимпиадные задания, направленные на развитие познавательного интереса.
Таблица 1 – План практической деятельности в педагогической апробации, срок 12.04.21 – 30.04.21
|
Дата урока |
Тема урока |
Задача урока по апробации |
Методическое средство реализации задачи |
|
12.04 |
Констатирующий этап |
Выявление уровня сформированности познавательного интереса |
Диагностическая методика «Цветные лепестки» |
|
14.04 |
Семейный бюджет |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (6 вопросов облегченного уровня) |
|
16.04 |
Экономика и экология |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (7 заданий облегченного уровня) |
|
21.04 |
Обобщение по теме экономика |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (6 заданий разной сложности) |
|
23.04 |
Золотое кольцо России |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (4 задания разной сложности) |
|
28.04 |
Золотое кольцо России |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (5 заданий облегченного уровня) |
|
30.04 |
Золотое кольцо России |
Развитие познавательного интереса |
Олимпиадные задания (3 задания сложного уровня) |
|
30.04 |
Контрольный этап |
Выявление уровня сформированности познавательного интереса |
Диагностическая методика «Цветные лепестки» |
Для отслеживания результатов нами была разработана система критериев и уровней сформированности познавательного интереса обучающихся (по Г. И. Щукиной).
На основе критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Таблица 2 - Критерии оценивания познавательного интереса
|
Критерии |
Показатели |
Уровень |
|
Когнитивный |
наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность |
Высокий - характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. Средний - Ученик проявляет интерес к решению задачи, самостоятельно осуществляет поиск способов решения задачи. Низкий - У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи. |
|
Действенно - практический |
инициативность в познании, активная познавательная деятельность и настойчивость |
Высокий - в учебно-познавательной деятельности ученик инициативен, в случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения процесса. Средний – При возникновении сложностей, ребенок не теряет усидчивость и обращается к педагогу за помощью. Учащийся задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. Низкий - ученик не испытывает положительных эмоций; внимание не сосредоточено, частые отвлечения во время урока. |
|
Мотивационный |
принимает активную позицию на уроках, проявляет любознательность, положительное отношение к учебным предметам. |
Высокий - Свободное время посвящает предмету интереса, ученик эмоционально активен. Средний – интерес проявляется после систематических побуждений учителя. Низкий - полная бездеятельность, отказ в помощи. |
Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.
Для диагностики уровня познавательного интереса нами была выбрана методика «Цветные лепестки» (Приложение А).
Методика позволяет:
1) выявить главные мотивы учения детей;
2) выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.
Цель: выявление отношения ученика к изучаемым предметам.
Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.
– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).
Используя полоску ранжирования цветов, определяем насколько предмет интересен ребенку, выявляем уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
Характеристика базы апробации
Апробация проводилась в 3 «а» классе. Всего в классе 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек. Качество успеваемости среднее: на «5». Учатся 4 ученика, на «4» - 5, остальные ребята имеют «3». Атмосфера в классе доброжелательная и спокойная. Взаимоотношения в классе дружеские. К взрослым относятся с уважением, адекватно воспринимают критику в свой адрес, учитывают замечания и пожелания учителя. Коллектив существует третий год. Дети имеют положительный опыт коллективных взаимоотношений. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе. С классным руководителем сложились доверительные дружеские отношения. В классе преобладает в отношениях –доброжелательность, отзывчивость, чуткость.
Коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.
Интересы в классе самые разнообразные. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.
Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное.
В основном дети из благополучных полных семей. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты в семье, с детства.
Сформированность познавательного интереса находится на недостаточном уровне. Инициативу и активность проявляет только часть класса, подавляющее большинство нуждаются в уточняющих вопросах при решении заданий.
Классный руководитель уделяет внимание формированию познавательного интереса. Педагог создает благоприятную обстановку и благоприятный психологический климат в коллективе, а также принимает участие в координации усилий педагогов-предметников, родителей, влияющих на становление личности его воспитанников.
Деятельность классного руководителя является одним основных механизмов формирования познавательного интереса школьников.
Нами отмечено, что с помощью некоторых форм воспитательной работы классный руководитель формирует познавательный интерес. Рассмотрим некоторые их них.
1. Словесно-логические формы: педагог использует в работе беседы на разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции.
2. Образно-художественные формы: педагог в свой педагогической деятельности активно использует такие формы, как концерт, спектакль, праздник («Новый год», «Ученик года», «8 марта»).
3. Трудовые формы внеурочной работы: педагог использует в своей работе такие виды работ – от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, мероприятия как «Ниточка и иголочка», «Шпунтик и Винтик», «Книжная больница».
4. Игровые (досуговые) формы: педагог активно использует данные формы, часто проводит игры на уроках, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры часто являются познавательными, соревновательными, конкурсными.
Успех в работе классного руководителя реализуется благодаря принципу педагогической поддержки, классный руководитель верит в каждого ребенка и его возможности; оценивает не личность, а действия, поступки; видит ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявляет внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопится с выводами; помогает каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. Все вышесказанное благоприятно влияет на развитие познавательного интереса младшего школьник, но в связи с загруженностью не всегда появляется возможность контролировать развитие и формирование познавательного интереса.
Согласно плану, проведено 2 диагностических среза:
Констатирующий – 12.04.21
Контрольный – 30.04.21
Вся практическая работа между срезами – формирующий этап.
12.04.21 на констатирующем этапе нами проведена диагностика познавательного интереса младших школьников, по методике «Цветные лепестки»
На формирующем этапе мы использовали олимпиадные задания, которые внедряли на каждом уроке окружающего мира. (перечислить темы уроков, на которых применяли олимпиадные задания)
С 14.04.21 мы внедряли на уроках окружающего мира олимпиадные задания соответствующие теме урока.
30.04.21 был проведен контрольный этап диагностической методики «Цветные лепестки». Проделана работа по анализу и расчету результатов учеников 3 «а» класса.
Результаты констатирующего этапа работы приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты констатирующего среза (К1)
|
№ |
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационный |
Действенно-практический |
Выраженность в уровнях |
|
Учащиеся |
|||||
|
1 |
Арсен Г. |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
|
2 |
Валерия Б. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
|
3 |
Вероника Х. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
|
4 |
Ильнур М. |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
|
5 |
Аделия Г. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
6 |
Марина С. |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
|
7 |
Аделия М. |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
|
8 |
Анита М. |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
|
9 |
Айнур К. |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
|
10 |
Арина А. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
|
11 |
Динислам М. |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
|
12 |
Роберт А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
13 |
Вилина Х. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
|
14 |
Сергей С. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
|
15 |
Ринальд Я. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
|
16 |
Эльбрус Ш. |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
По результатам диагностики мы видим что, средний уровень развития познавательного интереса преобладает в данном классе, учеников с таким уровнем было выявлено 9 (56 %). Ученики проявляют интерес к решению задачи, самостоятельно осуществляют поиск способов решения задачи. При возникновении сложностей, дети не теряют усидчивость и обращаются к педагогу за помощью. Дети задают уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе детей к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у 3 учащихся (19 %). Данные дети характеризуются наличием инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Низкий уровень развития познавательного интереса диагностирован у 4 учащихся (25 %). У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи, а также проявляется отрицательные эмоции (гнев, раздражение). Учащиеся на данном этапе не задают познавательных вопросов и нуждаются в показе готовой модели решения задачи.
Срез на констатирующем этапе показал, что учащиеся имеют недостаточно развитый познавательный интерес.
В дальнейшем мы повышали уровень познавательного интереса с помощью применения олимпиадных заданий на уроках окружающего мира. В процессе применения олимпиадных заданий были выявлены наибольшие трудности в заданиях, где нужно было вписать один вариант ответа.
Наибольший интерес вызвали задания, где ученику нужно было выбрать из нескольких вариантов ответов, расставить варианты ответов в определенном порядке и творческие задания, где учащимся предлагалось раскрасить, дорисовать и т.д.
Контрольный этап – 30.04.21
В конце нашей совместной работы был проведен контрольный этап. Целью данного этапа являлось подведение итога сформированности познавательного интереса. Все результаты контрольного этапа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты контрольного среза (К2)
|
№ |
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационный |
Действенно-практический |
Выраженность в уровнях |
|
Учащиеся |
|||||
|
1 |
Арсен Г. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
|
2 |
Валерия Б. |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
|
3 |
Вероника Х. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
|
4 |
Ильнур М. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
5 |
Аделия Г. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
|
6 |
Марина С. |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
|
7 |
Аделия М. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
8 |
Анита М. |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
|
9 |
Айнур К. |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
|
10 |
Арина А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
11 |
Динислам М. |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
|
12 |
Роберт А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
13 |
Вилина Х. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Низкий |
|
14 |
Сергей С. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
|
15 |
Ринальд Я. |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
|
16 |
Эльбрус Ш. |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
По результатам контрольного этапа мы видим положительную динамику в развитии познавательного интереса, низкий уровень развития познавательного интереса был снижен на 19 %, и составляет 7 % обучающихся данного класса.
Высокий уровень развития познавательного интереса был повышен на 19 % и составил 37 %. Средний уровень развития познавательного интереса остался прежним, но за счет перехода детей из низкого уровня в средний уровень, и от перехода из среднего уровня в высокий уровень – улучшился.
Исходя из результатов контрольного этапа, дети заметно больше стали проявлять интерес при обучении, с удовольствием решали все задания и задачи, проявляя инициативу и активность. На уроках практически все дети взаимодействовали с педагогом, меньше отвлекались, проявляли настойчивость и упорство при выполнении всех заданий, данных учителем. При затруднении задавали активно вопросы, предлагали свои варианты ответа, аргументировали свою позицию.
Таким образом, можем сказать, что применение олимпиадных заданий на уроках окружающего мира – являются эффективным средством по развитию познавательного интереса младших школьников.
Сравнительные показатели сформированности познавательного интереса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительные показатели сформированности познавательного интереса на констатирующем и контрольном этапах
Результаты апробации показывают, что пособие способствуют формированию познавательного интереса учащихся.
Нами было проведено два среза в начале и конце апробации. На констатирующем этапе мы выяснили уровень познавательного интереса. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о необходимости создания олимпиадных заданий на уроке окружающего мира. Проведя конечный срез на контрольном этапе, мы доказали, что регулярное использование олимпиадных заданий существенно повышает уровень познавательного интереса младших школьников.
Во второй главе нашего исследования была проведена апробация. Апробация проводилась в МОУ «Бажикаевская СОШ» Аргаяшского района Челябинской области. Участие приняли обучающиеся 3 «а» класса, в количестве 16 человек.
Цель работы: повышение уровня познавательного интереса младших школьников, на уроках окружающего мира.
Апробация проходила в естественных условиях уроков, в период с 12.04.21 по 30.04.21, в которых принимали участие 16 человек.
На каждом уроке окружающего мира нами были внедрены олимпиадные задания, направленные на развитие познавательного интереса. Определен методический инструментарий отслеживания результатов апробации. Для отслеживания результатов нами была разработана система критериев и уровней сформированности познавательного интереса обучающихся (по Г. И. Щукиной).
На основе критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Для диагностики уровня познавательного интереса нами была выбрана методика «Цветные лепестки».
Характеристика базы апробации: апробация проводилась в 3 «а» классе. Всего в классе 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек. Качество успеваемости среднее: на «5». Учатся 4 ученика, на «4» - 5, остальные ребята имеют «3». Атмосфера в классе доброжелательная и спокойная. Взаимоотношения в классе дружеские. К взрослым относятся с уважением, адекватно воспринимают критику в свой адрес, учитывают замечания и пожелания учителя. Сформированность познавательного интереса находится на недостаточном уровне. Инициативу и активность проявляет только часть класса, подавляющее большинство нуждаются в уточняющих вопросах при решении заданий.
Классный руководитель уделяет внимание формированию познавательного интереса у младших школьников, но в связи с загруженностью это происходит не регулярно.
Согласно плану, проведено 2 диагностических среза. Вся практическая работа между срезами – формирующий этап. На формирующем этапе мы использовали олимпиадные задания, которые внедряли на каждом уроке окружающего мира.
На констатирующем этапе нами проведена диагностика познавательного интереса младших школьников, по методике «Цветные лепестки». По результатам диагностики мы видим что, средний уровень развития познавательного интереса преобладает в данном классе, учеников с таким уровнем было выявлено 9 (56 %). Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у 3 учащихся (19 %). Низкий уровень развития познавательного интереса диагностирован у 4 учащихся (25 %). Срез на констатирующем этапе показал, что учащиеся имеют недостаточно развитый познавательный интерес.
В дальнейшем мы повышали уровень познавательного интереса с помощью применения олимпиадных заданий на уроках окружающего мира.
В конце нашей работы был проведен контрольный этап. Целью данного этапа являлось подведение итога сформированности познавательного интереса. По результатам контрольного этапа мы видим положительную динамику в развитии познавательного интереса, низкий уровень развития познавательного интереса был снижен на 19 %, и составляет 7 % обучающихся данного класса. Высокий уровень развития познавательного интереса был повышен на 19 % и составил 37 %. Средний уровень развития познавательного интереса остался прежним, но за счет перехода детей из низкого уровня в средний уровень, и от перехода из среднего уровня в высокий уровень – улучшился.
Таким образом, можем сказать, что применение методических рекомендаций по разработке олимпиадных заданий на уроках окружающего мира является эффективным средством по развитию познавательного интереса младших школьников.
Познавательный интерес является основным условием для развития потребности учащихся в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Кроме того, благодаря своей познавательной деятельности, ребенок вступает в практические, эффективные отношения с окружающим миром, является условием его успешной социализации.
Интерес к знаниям – это самоценная сущность человека. Являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию личности в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая составляющие. Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося.
Одной из современных тенденций совершенствования процессов образования и воспитания является ориентация на активизацию деятельности самих школьников. По мнению ведущих педагогов и психологов, развитие у учеников потребности и способности к самопознанию, непрерывному образованию и самообразованию невозможно без развития у учащихся стойких познавательных интересов.
Таким образом, познавательный интерес, являясь своеобразным интересом, в целом является неотъемлемым качеством личности, направленным на овладение знаниями и методами познавательной деятельности.
Существуют условия, позволяющие развивать познавательный интерес:
1. Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии.
3. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсации другими возможностями).
В нашей работе мы рассматриваем развитие познавательного интереса с помощью применения олимпиадных заданий, для реализации этой цели мы рассмотрели методические основы разработки и применения олимпиадных заданий с целью развития познавательного интереса младших школьников:
- при создании олимпиадных заданий педагоги должны опираться на ряд нормативных документов, определяющих проведение олимпиадных заданий для младших школьников;
- при подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения;
Далее нами определены подходы к созданию методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира с целью развития познавательного интереса младших школьников. Рассмотрены этапы создания методических рекомендаций
Определена структура методических рекомендаций, которая включает: обложку; титульный лист; выходные данные; аннотацию; содержание; предисловие; методические рекомендации по использованию; материалы пособия; список использованных источников.
Во второй главе нашего исследования описана апробация методических рекомендаций по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Апробация проводилась в МОУ «Бажикаевская СОШ» Аргаяшского района Челябинской области. Апробация проходила в естественных условиях уроков, в период с 12.04.21 по 30.04.21, в которых принимали участие 16 человек.
На каждом уроке окружающего мира нами были внедрены олимпиадные задания, направленные на развитие познавательного интереса. Определен методический инструментарий отслеживания результатов апробации. Для отслеживания результатов нами была разработана система критериев и уровней сформированности познавательного интереса обучающихся (по Г. И. Щукиной). На основе критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Для диагностики уровня познавательного интереса нами была выбрана методика «Цветные лепестки».
Во второй главе исследования дана характеристика базы апробации, и проведена оценка деятельности классного руководитель по формированию познавательного интереса у младших школьников.
Проведено 2 диагностических среза и формирующий этап. На формирующем этапе мы использовали олимпиадные задания, которые внедряли на каждом уроке окружающего мира.
На констатирующем этапе нами проведена диагностика познавательного интереса младших школьников, по методике «Цветные лепестки». По результатам диагностики мы видим что, средний уровень развития познавательного интереса преобладает в данном классе, учеников с таким уровнем было выявлено 9 (56 %). Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у 3 учащихся (19 %). Низкий уровень развития познавательного интереса диагностирован у 4 учащихся (25 %). Срез на констатирующем этапе показал, что учащиеся имеют недостаточно развитый познавательный интерес.
В конце нашей совместной работы был проведен контрольный этап. Целью данного этапа являлось подведение итога сформированности познавательного интереса. По результатам контрольного этапа мы диагностировали положительную динамику в развитии познавательного интереса, низкий уровень развития познавательного интереса был снижен на 19 %, и составляет 7 % обучающихся данного класса. Высокий уровень развития познавательного интереса был повышен на 19 % и составил 37 %. Средний уровень развития познавательного интереса остался прежним, но за счет перехода детей из низкого уровня в средний уровень, и от перехода из среднего уровня в высокий уровень – улучшился.
Исходя из вышесказанного, можем сказать, что методические рекомендации по использованию олимпиадных заданий на уроках окружающего мира – эффективное средство по развитию познавательного интереса младших школьников.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
2. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
3. Познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Иные нормативные правовые акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». – Москва: Просвещение, 2011 – с. 33
Монографии, учебники, учебные пособия
Книги одного автора
2. Асмолова, А. Е. Виды универсальных учебных действий : Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Академия, 2010. – с. 338
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика : Учебник для вузов. / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - с. 345
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. – Санкт Петербург : Питер, 2011. – с. 444
5. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе. / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова. – Москва : Генезис, 2008. – с. 352
6. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1983. – с. 24
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : Педагогика-Пресс, 2001. - с. 352
8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте : практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – с. 343
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. - Санкт Петербург : СОЮЗ, 1997. - с. 96
10. Выготский, Л. C. Лекции по психологии : психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт Петербург : Союз, 1999. - с. 143
11. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. – Санкт Петербург : Книжный Дом, 2014. – с. 248
12. Ефремов, О. Ю. Педагогика : учеб. пособие для вузов / О. Ю. Ефремов. – Санкт Петербург : Питер, 2010. – с. 351
13. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования. - Москва : Педагогика, 1982. - с. 156
14. Зайцева, И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. / И. А. Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - с. 124
15. Ильясова, А. Н. Критерии развития познавательной активности и самостоятельности у младших школьников на уроках математики / А. Н. Ильясова // КПЖ. – 2016. – № 51-2. – с. 211-217.
16. Ильясова, А. Н. Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики / А. Н. Ильясова // КПЖ. – 2016. – № 2–1. - с. 123.
17. Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры / И. А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания. – 2014. – № 25. – с. 62-65.
18. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – с. 251
19. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. – № 9. – с. 10
20. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. – Москва : Профит Стайл, 2012. – с. 362
21. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2014. – № 2. – с. 3-6.
22. Лежнева, Н. В. Урок в личностно–ориентированном обучении : из опыта работы начальной школы / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2012. – № 1. – с. 14
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студ., обуч. по пед. спец. / Г. М. Коджаспирова. – Москва : КноРус, 2010. – с. 740
24. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1981. - с. 584
25. Леонтьев, А. Н. Основы теории деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2012. - с. 132.
26. Магомедрасулов, И. М. Развитие познавательной активности и проектных навыков у младших школьников на уроках и внеурочное время / И. М. Магомедрасулов // Науч. обозреватель. – 2016. – № 6. – с .44-47.
27. Маркова, А. К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. - Москва : Педагогика, 1986. - с. 191
28. Матюшевская, Н. В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся / Н. В. Матюшевская // Современные вопросы науки и образования. – Тамбов, 2012. – с. 88-91
29. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / А. М. Матюшкин. - Москва : Дрофа, 2001. - с. 306
30. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – с. 59-60
31. Мельникова, Н. М. Педагогические средства интеллектуального развития детей младшего школьного возраста / Н. М. Мельникова // Гуманитарные исследования. – 2013. - № 3 (47). - с. 56-57
32. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2008. - № 3. - с. 16-20
33. Моргун, В. Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся / Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Г. Г. Аракелова. - Москва : Просвещение, 1990. - с. 91-129
34. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - Москва : Знание, 2016. - с. 246
35. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – с. 6
36. Петровский, A. B. Быть личностью./ А. В. Петровский. - Москва : Политиздат, 1990. - с. 255
37. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теоретико-экспериментальные исследования./ П. И. Пидкасистый. - Москва : Педагогика, 1980. - с. 240
38. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования. / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 1988. - с. 412
39. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. - с. 134
40. Слатвинская, А. Н. Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности младших школьников // Развитие соврем. образования : теория, методика и практика. – 2016. – № 4. – с. 346-349
41. Пед. мастерство и пед. технологии / О. И. Тодыкова. – 2016. – № 2. – с.148-150
42. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь : Программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А Цукерман. – Москва : Московский центр качества образования, 2010. – с. 156
43. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – Москва : «Эксперимент», 2016. – с. 354
44. Шевердина, Н. А. Новые олимпиады для начальной школы / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – с. 219
45. Шидакова, К. И. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках информатики // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.–практ. конф. / К. И. Шидакова. – Уфа, 2016. – с. 227-230
46. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1988. - с. 203
47. Подласый, И. П. Педагогика : учебник по дисциплине «Педагогика и психология» для студ. вузов / И. П. Подласый. – Москва : Юрайт, 2010. – с. 574
Книги двух авторов
48. Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский. - 2000. - № 2. - с. 14-16.
49. Асмолов, А. Г. Культурно–историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – с. 16-24.
50. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – Санкт Петербург : КАРО, 2012. – с. 144
Книги трех авторов
51. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – с. 569
52. Филиппова, Н. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения // Творчество субъекта познания, общения и деятельности : сб. материалов Ставропольской сессии науч. шк. профессора В. С. Агапова / под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. – Ставрополь, 2015. – с. 168-170
Учебные пособия
53. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – с. 104
54. Загвязинский, В. И. Педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – Москва : Академия, 2011. – с. 400.
55. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. – Москва : Академия, 2014. – с. 240
56. Подласый, И. П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : Учебное пособие./ И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - с. 365
57. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2014. – с. 517
Методика «Цветные лепестки»
Цель: выявить познавательный интерес детей начальной школы, главные мотивы учения детей; выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.
Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).
Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.
– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам. Учитель списывает в лепестки названия предметов, которые изучают дети.
Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста, определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.