Создание «Ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его творческого потенциала
Оценка 4.6

Создание «Ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его творческого потенциала

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
математика
5 кл—9 кл
16.11.2023
Создание «Ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его  творческого потенциала
Отчет о практических достижениях.docx

Отчет о практических достижениях

учителя математики МБОУ СШ № 3

Тема: Создание «ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его творческого потенциала

                                  Успех меняет человека. Он делает его уверенным в себе, придает ему достоинство и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал ранее.

                       Джой Бразерс (американский психолог и публицист)

 

 

 

Я педагог в третьем поколении. Мой дед был словесником, а мама учителем биологии, но так сложилось, что почти всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Приходя к ней на работу, я замечала, с какой теплотой и уважением к ней относились дети и родители. Как и те и другие при случайной встрече спустя годы, искренне радовались и делились новостями. Это предавало сил и уверенность , что она все правильно делает, даже в самые непростые годы. Чтобы быть педагогом важно не просто закончить институт, но и научиться понимать детей, вдумчиво относиться к каждому своему действию, слову, прогнозировать наперед результат , быть эмоционально устойчивым человеком, потому что учитель это и воспитатель и наставник и помощник и друг.

Для взрослого человека чья-то заслуженная похвала, одобрение его деятельности придает силы для дальнейшей работы, окрыляет, являясь стимулом для развития. Для ребенка чувство успешности особенно важно, это позволяет стать более уверенным в своих силах и получить дополнительный толчок к дальнейшей деятельности.

      Национальный Проект «Образование» ставит перед педагогами такие цели:

- обеспечить всем обучающимся конкурентноспособное образование, которое бы подтверждалось такими международными рейтингами , как   PISA  ,  TIMSS,

- воспитывать гармонично- развитую личность.

Очевидно, что устаревшая авторитарная система обучения и воспитания не может обеспечить достижение этих целей, так как не смотря на немногочисленные плюсы (дисциплина, четкость процессов),  минусов все таки больше. Среди них: неуверенность в себе, страх совершить ошибку, безынициативность, замкнутость, плохие коммуникативные навыки у учеников.

К тому же, в  возрасте с 10 до  15 лет начинается , по мнению психологов, самый трудный период в жизни человека. Это переходный период. Он отличается эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, перепадами настроения. Дети начинают чрезмерно критично относиться к своей внешности, своим успехам или неуспехам, сравнивать себя с другими, становятся крайне не уверенными в себе. ,Прежние приоритеты, в том числе и учеба, отходят на второй план. На первый план выходит межличностное общение со сверстниками, самопознание и самовосприятие себя через это общение. И от того, как он пройдет этот период, во многом зависит его дальнейшая жизнь.

Поэтому очень важно найти такой метод обучения и воспитания, при которой сохраняется высокая мотивация и познавательная деятельность. А мы, взрослые, должны поддерживать детей в этот нелегкий период, создавать фундамент для адекватной самооценки, что обязательно скажется на успеваемости.

 Для меня таким методом стал «метод создания ситуации успеха».  Он очень органичен и интуитивен, только в том случае, если педагог сам способен на позитивное мышление. К нему я пришла как родитель , интуитивно, читая различные статьи по психологии. Затем уже целенаправленно стала интересоваться работами педагогов- психологов, педагогов- новаторов. Так же очень полезны советы и примеры практикующих педагогов , которые делятся своим опытом на просторах интернета., вебинары, видеоролики, мастер- классы и рекомендации . Очень важно так же проводить анализ  своих действий, достижений и ощибок.

Вот некоторые цитаты педагогов- новаторов, основоположников Метода ситуации успеха, которые мне особенно близки

Педагогика для всех: «Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, если не вырабатывается у человека внутренняя самостоятельность … главное — не результат конкретного урока, а сам характер общения, степень доверительности, желание помочь..»  Симон .Львович.Соловейчик.-российский преподаватель- теоретик

 

 

Педагогическая проза Виктор,Федорович,Шаталов: «Отметка — не цель. Оценка — очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».-он предлагал идти от целого к частному, уйти от зубрежки к пониманию предмета. Учеба, как картина, разбита на кусочки которые берут  по отдельности.. но при сложении сложится ли картина? Именно так преподают сейчас в школе.

 

 

-»Ситуация успеха» (эмоциональная поддержка, система малых успехов, скрытое инструктирование) Август. Соломонович. Белкина:  «Если ребенка лишить веры в будущее, то трудно надеяться на его светлое будущее»-доктор педнаук.

 

 

-школа радости Василий. Александрович. Сухомлинского: «методы обучения должны вызывать интерес, а учебное заведение стать школой радости»-считал ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования

 

-Уроки оптимизма Мартин. Зелигмана : «… именно в переходный период они (дети) теряют значительную долю оптимизма и легче поддаются страху и депрессии»-американский психолог-основатель позитивной психологии

 

Изучая работы этих великих людей и в поисках своей методики обучения и воспитания, я пришла к выводу, что именно  «Ситуация успеха»  мне ближе всего. На уроках стараюсь выполнять следующие задачи:

 

Задачи:

-создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого

учащегося;

-воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с

наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения,

настойчивости и трудолюбия;

-управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся проявить свои

способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий

потенциал;

-на фоне успеха формировать новые, более сильные мотивы деятельности,

меняющие уровни самооценки, самоуважения.

-определять эффективность применяемой методики на основе результатов деятельности

 

 

Главная идея моей работы – добиться повышения качества образования и поддержание высокой мотивации к обучению детей  через переживание ситуации успеха, через педагогический оптимизм. Если это присуще учителю ,то и дети начинаю позитивно мыслить ,верить в себя и добиваться успеха.

Какие же приемы я применяю?

1  Снятие страха-помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих («Мы все пробуем и ищем, только  так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках инаходят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами  проходили».)

2 Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. (У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».)

 3  Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности- Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.(«Возможно, лучше всего начать с…»«Выполняя работу, не забудьте  о…»)

4 Внесение мотива- показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. (Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…)

5 Персональная исключительность- Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.(«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…»)

6  Высокая оценка детали- Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.( Больше всего мне в твоей работе понравилось…»«Наивысшей похвалы заслуживает эта  часть твоей работы».)

 

Что еще можно использовать?

Для поддержания интереса к предмету можно использовать:

      1   доброжелательное требование выполнения домашней работы( журнал выполнения д/з, где нет минусов, ребенку дается возможность исправить , принести на следующий урок)

      2   начало урока с устного счета с взаимопроверкой или самопроверкой, можно использовать диктанты, элементарные примеры, примеры с ошибками, ребусы, загадки, мини викторины, чтобы запустить мыслительный процесс,

      3   использовать игровой момент

      4   работа в группах ( парах, мини- группах, где не страшно проявлять инициативу или уточнить непонятный  момент,)

      5   использование обучающих видеороликов с интересными фактами ,

      6   использование компьютерных презентаций,

      7   выполнение творческих домашних заданий( кроссворды, ребусы, стихи, сказки)

      8 использование обучающих интернет- платформ (SKYSMART, Учи.ру)

      9  решение разноуровненых  олимпиад на платформах

      10   создание ситуации сотрудничества, где учитель выполняет роль ФАСИЛИТАТОРА-( облегчитель)- т.е помощника, друга, консультанта.

 

 

Вот конкретные задания, которые можно применить на уроках:

Использование « Ситуации успеха» важно применять в подростковом возрасте, когда закладывается основа самовосприятия, самооценки, самостоятельности и когда подросток излишне критично относится к себе и своим способностям. Диапазон профессиональной педагогической деятельности распространяется не только на уроки, но и на внеурочную деятельность, где закладывается основа  адекватного коммуницирования со сверстниками, способность преодолевать и принимать вызовы и неудачи, способности поддержать кого-то при необходимости.

Устаревшая модель авторитарного господства учителя на уроке уходит в прошлое. При создании «ситуации успеха» учитель является помощником, другом, консультантом, организатором, значительно улучшается микроклимат на уроке , появляется атмосфера сотрудничества и ребенок не испытывает стресс, а ,значит уходит страх перед неудачей и неуверенность в себе, продуктивность его деятельности возрастает, раскрывается его творческий потенциал.

Результативность :

Весь воспитательно - образовательный процесс я стараюсь строить на личностно- ориентированном подходе, применяя методы создания ситуации успеха, учитывая психологические особенности. Создаю атмосферу доброжелательности , где ребенку проще раскрыться и проявить себя и свои способности, не критикую, а направляю.

Результатом такой работы является устойчивый процент качества знаний, увеличение количества детей, желающих участвовать в олимпиадах на платформе Сириус, для детей со слабым уровнем подготовки предлагаю такие платформы, как Солнечный свет, Патриот, Компэду, Конкурсита, что тоже способствует заинтересованности предметом и развитием познавательной деятельности. Детям очень нравится участвовать в математических викторинах, выполнять творческие работы.

Дети раскрываются, перестают бояться участвовать в различных классных или школьных делах, преодолевают чувство скованности при выступлениях, лучше идут на контакт, проявляют инициативу. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя умным и успешным., а для этого нужно отмечать новые достижения каждого ребенка, сравнивать ни с кем-то, а с самим собой, поднимая его самооценку.

Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных детей», стараюсь создавать условия для их принятия сверстниками.

 В классе сформирован доверительный стиль общения : ребенок- ребенок, ребенок- учитель, учитель- родитель.

Для создания и поддержания положительного взаимодействия с родителями использую такие приемы, как родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, проведение совместных праздников, мастер- классы от родителей, совместные походы на природу, поездки и экскурсии.

Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов постоянного повышения уровня профессиональной компетенции.

Этому способствуют

-самообразование( изучаю различные новинки в сфере методики преподавания, дидактики, психологии),

-регулярные курсы повышения квалификации,

-использую опыт педагогов


 

Отчет о практических достижениях учителя математики

Отчет о практических достижениях учителя математики

На первый план выходит межличностное общение со сверстниками, самопознание и самовосприятие себя через это общение

На первый план выходит межличностное общение со сверстниками, самопознание и самовосприятие себя через это общение

Василий. Александрович. Сухомлинского: « методы обучения должны вызывать интерес, а учебное заведение стать школой радости»- считал ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы…

Василий. Александрович. Сухомлинского: « методы обучения должны вызывать интерес, а учебное заведение стать школой радости»- считал ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы…

Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей

Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей

Вот конкретные задания, которые можно применить на уроках:

Вот конкретные задания, которые можно применить на уроках:

Создание «Ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его творческого потенциала

Создание «Ситуации успеха» на уроках математики, как средство развития познавательных качеств личности ребенка и его  творческого потенциала

Использование « Ситуации успеха» важно применять в подростковом возрасте, когда закладывается основа самовосприятия, самооценки, самостоятельности и когда подросток излишне критично относится к себе и своим…

Использование « Ситуации успеха» важно применять в подростковом возрасте, когда закладывается основа самовосприятия, самооценки, самостоятельности и когда подросток излишне критично относится к себе и своим…

Создаю атмосферу доброжелательности , где ребенку проще раскрыться и проявить себя и свои способности, не критикую, а направляю

Создаю атмосферу доброжелательности , где ребенку проще раскрыться и проявить себя и свои способности, не критикую, а направляю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023