СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ -
ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Часто в нашей повседневной жизни приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять свой кругозор.
Почему это происходит? Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и используемые методы обучения? Какова роль учителя? Как создать условия, при которых обучение станет успешным?
Ответы на эти вопросы учитель ищет перед каждым уроком и находит их в создании ситуации успеха. К.Д. Ушинский считал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению». А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение. Без ощущения успеха у ребенка пропадает желание учиться. Мы не всегда умеем вовремя поддержать тревожных, неуверенных в себе учащихся.
Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека: без самоутверждения человеческая жизнь становится бессмысленной. Очень важно, чтобы это состояние стало привычным для формирующейся личности.
Мы не должны допустить, чтобы среди обучающихся были неудачники: школьники, не добившиеся успеха в учебе, обладающие комплексом неполноценности, низкой самооценкой, неверием в свои силы, низким уровнем мотивации. Ребенку необходимо помочь добиться успеха в учебной деятельности, это позволит снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Школьника надо убедить, что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже своих товарищей, поэтому, «трудно» не значит «невозможно». Создание ситуации успеха на уроках математики оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
Исследования показывают, что дети быстрее и лучше усваивают те предметы, которые им более интересны. Значит, первостепенная роль на
уроках математики должна принадлежать тем приемам и методам, которые создают ситуацию успеха.
Успех в математике – успех в любом деле, успех в жизни! Редко, кто, имея хорошие знания, терпит неуспех в жизни.
Целью моей работы является обоснование необходимости создания ситуации успеха на уроках для повышения качества знаний учащихся по математике. Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:
- изучить проблему создания ситуации успеха в теории и на практике;
- повысить мотивацию учащихся к обучению с помощью различных методов и приемов по созданию ситуации успеха на уроке, приводящих к повышению качества знаний.
Опыт по созданию ситуации успеха на уроках математики в 5- 9 классах
На уроках математики в 5 – 9-х классах использую следующие ситуации успеха:
Успех гарантирован лишь тому, кто прилагает усилия. Для одного ребенка ожидание успеха привычно, для другого эпизодично, для третьего единично. В основном, эти учащиеся уверены в себе, исполнительны, активны; хорошие и отличные отметки воспринимают спокойно. Секрет их надежности - в постоянном ощущении радости. Радость - будничная, но зато постоянная. Это именно те дети, которым не нужна помощь. Но у некоторых учащихся уверенность превращается в самоуверенность. Для такого рода школьников хорошее влияние оказывает педагогический прием: «Холодный душ». Учитель, видя, что радость сбывшихся надежд стала привычной, потеряла свою остроту - за небрежное оформление задания ставит «тройку». И учащемуся приходится пересматривать свое отношение к учебе.
Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания, это результат продуманной подготовленной деятельности учителя. Основные приемы: «Даю шанс», «Исповедь», «Эмоциональное поглаживание», «Анонсирование». Например: - «Исповедь» или «Когда учитель плачет» можно применять, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
- «Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.
- «Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности.
- Прием «Анонсирование» учитель может применить, когда хочет предупредить о предстоящей самостоятельной или контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.
Радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовлена учителем или быть спонтанной. Радость – это эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Это радость за тех, кого уважают, в успехах которых видят общий престиж. В таких ситуациях проявляется сплоченность, забота о других.
Используемые приемы:
- «Ты так высоко взлетел». Слово учителя рождает усилие, усилие рождает мысль, а мысль – знания и ответное чувство признания.
- «Обмен ролями». Этот прием дает возможность выставить скрытый потенциал интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей учащихся (в форме деловой игры).
- «Следуй за нами» нужен для того, чтобы помочь слабому учащемуся, с помощью одноклассников или друзей, усвоить тот учебный материал, где были проблемы.
Познание опирается на самообразование, на самопознание. Используемый прием «Эврика» основан на том, что учитель создает условия таким образом, что ребенок неожиданно для себя приходит к открытию, раскрывающему для него ранние возможности. Задача учителя заметить это открытие и поддержать ребенка, поставив перед ним новые серьезные задачи, вдохновив на их решение.
Методические приемы, используемые на разных этапах урока математики.
Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять прием «эмоциональное поглаживание» и быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу». Нужно дать понять учащимся, что вы верите в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи, вызывая у них энтузиазм с помощью признаний его достоинств и поощрения.
Я как учитель-практик на каждом этапе урока применяю различные методические приемы создания ситуации успеха.
В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими). Например, в 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений.
Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». Вот примеры вопросов в 6 классе по теме «Делимость чисел»:
· Какое число является делителем любого числа?
· Делится ли 555 на 3?
· Назовите наименьшее простое число.
· Число 31 – простое?
· Сколько человек в 3-х квартетах?
· Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», можно удивить учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, можно подвести учеников к теме «Теорема Виета».
Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому при доказательстве я даю краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, при доказательстве теоремы о площади треугольника (площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне) план доказательства может быть таким:
1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.
2. Доказать равенство треугольников АВС и МСВ.
3. Сделать вывод о равенстве площадей этих треугольников.
4. Найти площадь треугольника АВС как половину площади параллелограмма АСМВ. Сделать вывод.
План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты, что приводит к уверенности.
В 5-х и 6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»).
Например, задание: расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название металла, который горит:
Й 0,35+0,392
Г 5-4,573
М 3,087-2,84
А 2,174-1,9
И 0,72+0,004
Н 1,5-1,028
При проведении самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Есть такие школьники, которые очень медлительны и не успевают по времени выполнить работу. В этом случае успешным оказывается прием «Даю шанс». Учащиеся после уроков дописывают работу, но с выполнением дополнительного задания, чтобы находиться с остальными учащимися в равных условиях.
При организации домашнего задания часто учащиеся выполняют творческие работы: составляют кроссворды, ребусы, сочиняют стихи и сказки, обычно они выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой отметкой и похвалой.
Для активизации познавательной активности учащихся использую прием «Заражение» (выбирается ученик, как пример для подражания, на которого учащимся захотелось бы быть похожим).
Заключение
· Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека, «только успех поддерживает интерес ученика к учению».
· Успех связан с чувством радости, а ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
· Радость успеха и то, что лежит в основе его ожидания, отличается у детей разного возраста.
· При создании ситуации успеха необходимо учитывать его гуманистические принципы; придерживаться последовательных этапов создания ситуации успеха в учебной деятельности.
· В зависимости от типа ситуации успеха, необходимо использовать различные приемы их создания.
· С помощью различных методов и приёмов создания ситуации успеха повышается мотивация учащихся к обучению.
· Создание ситуации успеха на уроках математики оказывает влияние не только на настроение учащихся и качество обучения, но и на формирование личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.