Создание творческой среды для развития одаренности.
Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории были заложены Л. С. Выготским ещё в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. В 30-е годы ХХ века немецкий психолог О. Зельц провел эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей. В то время господствовали три основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода — А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже — развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.
В рамках второго подхода
(У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое
истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе
обучения. Согласно этой теории, любое обучение является развивающим.
В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух
первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не
зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы
поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие
подготавливает и делает возможным процесс обучения; с другой стороны, обучение
стимулирует процесс развития.
Несколько другим путем
пошла исследовательская группа ученых во главе с Д.Б. Элькониным.
Система
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – это полное
научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса
начальной школы по математике, родному русскому языку, изобразительному
искусству, литературе, естествознанию.
Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления , то есть способности человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека.
В современной школе
подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет включения в
программы старших классов большого объема современных наук: математики, физики,
химии, экономики, истории, обществоведенья и т.д. Но у большинства детей,
которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты
предпосылки к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем,
что в традиционной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до сих
пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям элементарных
культурных навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному
человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире. Д.Б.Эльконин и
В.В.Давыдов предположили, что такое положение дел уже не соответствует ни
реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного развития, когда ребенок
стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за границы
непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике. В системе
Эльконина-Давыдова изначально заложено единство содержания, метода и развития.
Действительная реализация этого единства в практике заключается в определении
конкретных, психологически обоснованных и эстетически выверенных пропорций этих
составляющих в учебном процессе в соответствии с конечными и текущими задачами
определенного учебного курса. В основе учебного процесса РО лежит так
называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика
искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа.
В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности
объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем
самым он учится мыслить теоретически. Кроме того учебная деятельность в РО
представляет собой решение учениками системы учебных задач. “Родной русский
язык”, разработанный В.В.Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию
на основе достижений современной лингвистики русского языка. “Литература как
предмет эстетического цикла” Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской воспроизводит высокие
образцы культурного прочтения художественных текстов и общую логику
литературного творчества.
Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической
общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития
детей. Центральное положение теории РО, которое можно рассматривать как
психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший
школьник может оторваться от пут узкого житейского отношения к вещам и явлениям
и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный
ему опыт осмысления окружающей действительности.
Существует группа основных подходов в
практике развивающего обучения:
· Исследовательский
подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение
через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной
духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты
или то и другое.
· Коммуникативный или
дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится
автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При
реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать
чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
· Групповой
подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности
обсуждаются.
Важно уже в начале
урока создать «ситуацию на успех». Вот пример урока-диспута в 9 классе.
Тема: Молчалин и Чацкий - две жизненные позиции. Цель: научить
осознанно и доказательно высказывать свою точку зрения, отстаивать ее; привить
навыки умения выслушать оппонента и считаться с мнением других участников
спора.
Законы диспута.
1.Здесь нет наблюдающих! Каждый в классе – активный участник разговора.
2.Перешептывания, неуместные шутки запрещаются.
3.Острое, меткое слово приветствуется.
4.Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
5.Идея стоит спора! Спорь да не вздорь.
Правила ведения спора.
-Тактичность, искренность, откровенность, взаимная вежливость, самокритичность, принципиальность – вот лучшие качества участника диспута.
-Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из поражения ты извлечешь пользу для себя.
-Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, ты испытаешь удовольствие от борьбы.
-Спорь даже с глупцом. Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, четче определишь свою позицию.
Основные вопросы к диспуту.
1.Чацкий – победитель или побежденный?
2.Почему «Молчалины блаженствуют на свете»?
3.Моя жизненная позиция.
4.Актуальна ли пьеса в наши дни?
Для определения темы урока
можно также использовать исследовательский подход. Вот пример урока-следствия «Следствие ведут знатоки». Ребятам
была предложена проблемная ситуация: провести тщательное расследование по
определению слова-незнакомца. Именно с этим словом и была связана тема урока. В
качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие
работы.
Составьте ряды из четырёх
слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн в
причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в
корне
в) правописание приставок
Можно использовать любое
из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании
вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных
способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются
оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и
самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения:
максимальное общее развитие ума, чувств и воли детей.
Центральной проблемой развивающего обучения является проблема
соотношения обучения и развития. Бесспорно, обучение - всеобщая и необходимая
форма психического развития растущего человека, но, как справедливо отмечал
Л.С.Выготский, не всякое обучение развивает. Совершенствование современного
обучения в общеобразовательной
школе предполагает три направления:
I) оптимизацию содержания; для русского языка как учебной дисциплины - это, с одной стороны, усиление лингвистической обеспеченности системы развития речи, а с другой, - повышение уровня теоретических знаний с учетом возрастных особенностей детей;
2) выработку наиболее совершенных методов обучения, обеспечивающих интенсификацию Интеллектуального и личностного развития учащихся;
3) реализацию комплексного подхода к обучению в системе "обучение - развитие –воспитание.
Современная методическая мысль как раз и вдет по этим направлениям, сообразуясь со спецификой дисциплины и с задачами, поставленными перед школой эпохой НТР. Русский язык как учебная дисциплина передает учащимся в дидактических целях достижения отечественной лингвистической мысли и решает общую задачу обучения - закладывает систему знаний о русском (родном) языке, понятийный аппарат и знакомит с функциональными потенциями каждой языковой единицы. Вместе с тем, являясь средством познания и общения, родной язык содержит особые развивающие возможности, поскольку ни чем иным, как средствами родного языка формируется интеллектуальная, эмоциональная и нравственная основа растущей человеческой личности. Развивающее обучение предполагает также учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, которые признаны осознанно и целенаправленно интенсифицировать процесс интеллектуального, лингвистического и нравственного развития школьника, а значит, его гармонического развития.
Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик сможет реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических особенностей. Работа школы должна быть направлена на реализацию принципов обновления содержания образования и воспитания, которые должны обеспечить достижение результатов, соответствующих современным социальным ожиданиям. Одна из основных задач, я думаю, - создание такой образовательной среды, в которой ученик сможет научиться анализировать, интерпретировать, принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям, добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.
Концепция работы школы основана, прежде всего, на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, и одаренных в первую очередь. Ведь именно одаренные дети, прежде всего, теряют свой потенциал от класса к классу, изо дня в день. Образовательная деятельность, опираясь на возможности каждого, должна быть, выстроена индивидуально и развиваться постоянно. Для того, чтобы каждый ученик мог чувствовать себя комфортно в школе необходимо создать ему определенные условия: организационные, психологические, информационные, методические. Центральное место отводится условиям, обеспечивающим возможность развития одаренности. И первым условием являются педагогические кадры. Педагога должны отличать высокий профессионализм, стремление к самообразованию и повышению своей квалификации, глубокое владение психолого-педагогическими знаниями, интерес к инновациям, широкое применение современных педагогических технологий. Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, которое способствует развитию познавательных интересов, стимулирует любознательность и создает условия, в которых ребенок развивает свои способности и проявляет одаренность.
Второе условие - творческая образовательная среда. Учебно-воспитательный процесс должен быть организован с использованием современных педагогических технологий. Нужно стремимся использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня, что я и делаю регулярно в своей работе. Мои ученики – участники Всероссийских заочных конкурсов «Познание и творчество», «Интеллект – экспресс», «Олимпус», «Русский медвежонок», школьных, муниципальных, региональных и республиканский олимпиад и различных конкурсов. Дополнительное образование позволяет реализовать индивидуальные интересы одаренных учащихся, которые невозможно реализовать в рамках традиционных учебных предметов.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – неотъемлемая составляющая работы с одаренными учащимися. Следует уделять большое внимание психологической диагностике интересов и склонностей учащихся, особенностей мышления и эмоционально-личностной сферы.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии, которая включает четыре главных аспекта.
1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.
2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.
3. Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе.
4. Внеклассная работа со школьниками.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми таковы: максимальное разнообразие предоставленных возможностей для
развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы обучения одаренных учащихся - методы творческого характера (проблемные, поисковые, исследовательские), которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Развитие одарённого ребёнка происходит в несколько этапов и выводит его на качественно новый уровень развития. Первый этап представляют 5-6 классы. Основа – интеллектуальное развитие школьников. Второй этап представляют 7-8-9классы. Основа – развитие исследовательской деятельности. Вся подготовительная работа готовит учащихся любого класса к третьему этапу - выступлению в НОУ. Основа – самовыражение учащихся. Формы работы разные. 1.Создание презентаций, творческих работ 2.Реферативная деятельность. 3.Метод проектов 4.Исследовательская деятельность. 5. Научное общество учащихся. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя, это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в простом находить необычное. Реферативная деятельность способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства как истории, так и современности по изучаемой проблеме. Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения языка), обработать, и полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Исследовательская деятельность-это первая ступенька для подготовки к НОУ. Это более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.
Сегодня проблема
обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями
быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного
образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области
знаний.
Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной
творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные)
факторы и микро- (индивидуальные) факторы, совершенно непредсказуемые и
зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от
творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она
обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности,
указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи
перед системой образования.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный
с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика
одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования
(по уровню интеллекта, памяти и т. д.) просто неосуществима. Дело
не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом
свойстве одаренности как системного и развивающегося качества
психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.
Вместо одномоментного отбора одаренных детей следует направлять усилия
на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе
образования по специальным программам (в системе дополнительного
образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях
общеобразовательной школы). При этом необходимо предельно снизить вероятность
ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка
как по положительному, так и по отрицательному критерию:
поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда
являются свидетельством одаренности, то и низкие значения
еще не становятся доказательством ее отсутствия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.