Создание творческой среды для развития одаренности.
Оценка 4.7

Создание творческой среды для развития одаренности.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
02.05.2020
Создание творческой среды для развития одаренности.
Создание творческой среды для развития одаренности..doc

 

Создание творческой среды для развития одаренности.

 

Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                 Два мира есть у человека:

                                                                                 Один, который нас творил,

                                                                                 Другой, который мы от века

                                                                                 Творим по мере наших сил.

                                                                                                   Н. Заболоцкий

      

    Развивающее обучение -  направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории  были заложены Л. С. Выготским  ещё в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.   В 30-е годы ХХ века немецкий психолог О. Зельц провел эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей. В то время господствовали три основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода — А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже — развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.

   В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. Согласно этой теории, любое обучение является развивающим.
  В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения; с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития.

   Несколько другим путем пошла исследовательская группа ученых во главе с Д.Б. Элькониным.
   Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному русскому языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию.

   Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления , то есть способности  человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека.

   В современной школе подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет включения в программы старших классов большого объема современных наук: математики, физики, химии, экономики, истории, обществоведенья и т.д. Но у большинства детей, которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям элементарных культурных навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире. Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов предположили, что такое положение дел уже не соответствует ни реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного развития, когда ребенок стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за границы непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике. В системе Эльконина-Давыдова изначально заложено единство содержания, метода и развития. Действительная реализация этого единства в практике заключается в определении конкретных, психологически обоснованных и эстетически выверенных пропорций этих составляющих в учебном процессе в соответствии с конечными и текущими задачами определенного учебного курса. В основе учебного процесса РО лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Кроме того учебная деятельность в РО представляет собой решение учениками системы учебных задач. “Родной русский язык”, разработанный В.В.Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистики русского языка. “Литература как предмет эстетического цикла” Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской воспроизводит высокие образцы культурного прочтения художественных текстов и общую логику литературного творчества.
   Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории РО, которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший школьник может оторваться от пут узкого житейского отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности.

   Существует   группа основных подходов в практике развивающего обучения:
·  Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
· Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
·  Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Вот пример урока-диспута в 9 классе. Тема: Молчалин и Чацкий -  две жизненные позиции. Цель: научить осознанно и доказательно высказывать свою точку зрения, отстаивать ее;  привить навыки умения выслушать оппонента и  считаться с мнением других участников спора. 

Законы диспута.

 1.Здесь нет наблюдающих! Каждый в классе – активный участник разговора.

2.Перешептывания, неуместные шутки запрещаются.

3.Острое, меткое слово приветствуется.

4.Говори, что думаешь; думай, что говоришь.

5.Идея стоит спора! Спорь да не вздорь.

Правила ведения спора.

-Тактичность, искренность, откровенность, взаимная вежливость, самокритичность, принципиальность – вот лучшие качества участника диспута.

-Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит…   Но из поражения ты извлечешь пользу для себя.

-Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, ты испытаешь удовольствие от борьбы.

-Спорь даже с глупцом. Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, четче определишь свою позицию.

Основные вопросы к диспуту.

1.Чацкий – победитель или побежденный?

2.Почему «Молчалины блаженствуют на свете»?

3.Моя жизненная позиция.

4.Актуальна ли пьеса в наши дни?

   Для определения темы урока можно также использовать исследовательский подход. Вот пример  урока-следствия «Следствие ведут знатоки».  Ребятам была предложена проблемная ситуация: провести тщательное расследование по определению слова-незнакомца. Именно с этим словом и была связана тема урока. В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы.
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн  в причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в корне
в) правописание приставок
Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие ума, чувств и воли детей.
   Центральной проблемой развивающего обучения является проблема соотношения обучения и развития. Бесспорно, обучение - всеобщая и необходимая форма психического развития растущего человека, но, как справедливо отмечал Л.С.Выготский, не всякое обучение развивает. Совершенствование современного обучения в общеобразовательной школе предполагает три направления:

 I) оптимизацию содержания; для русского языка как учебной дисциплины - это, с одной стороны, усиление лингвистической обеспеченности системы развития речи, а с другой, - повышение уровня теоретических знаний с учетом возрастных особенностей детей;

2) выработку наиболее совершенных методов обучения, обеспечивающих интенсификацию Интеллектуального и личностного развития учащихся;

3) реализацию комплексного подхода к обучению в системе "обучение - развитие –воспитание.

  Современная методическая мысль как раз и вдет по этим направлениям, сообразуясь со спецификой дисциплины и с задачами, поставленными перед школой эпохой НТР.   Русский язык как учебная дисциплина передает учащимся в дидактических целях достижения отечественной лингвистической мысли и решает общую задачу обучения - закладывает систему знаний о русском (родном) языке, понятийный аппарат и знакомит с функциональными потенциями каждой языковой единицы. Вместе с тем, являясь средством познания и общения, родной язык содержит особые развивающие возможности, поскольку ни чем иным, как средствами родного языка формируется интеллектуальная, эмоциональная и нравственная основа растущей человеческой личности. Развивающее обучение предполагает также учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, которые признаны осознанно и целенаправленно интенсифицировать процесс интеллектуального, лингвистического и нравственного развития школьника, а значит, его гармонического развития.

    Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик  сможет  реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических особенностей.  Работа школы должна быть направлена на реализацию принципов обновления содержания  образования и воспитания, которые должны обеспечить достижение результатов, соответствующих современным социальным ожиданиям.  Одна из основных задач, я думаю, -  создание такой образовательной среды, в которой ученик сможет научиться анализировать, интерпретировать, принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям, добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.

Концепция работы школы основана, прежде всего, на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, и одаренных в первую очередь. Ведь именно одаренные дети, прежде всего, теряют свой потенциал от класса к классу, изо дня в день.  Образовательная  деятельность,  опираясь на  возможности  каждого,  должна быть, выстроена индивидуально и развиваться постоянно. Для того, чтобы каждый ученик мог чувствовать себя комфортно в школе необходимо  создать ему определенные условия: организационные, психологические, информационные,  методические. Центральное место отводится условиям, обеспечивающим возможность развития одаренности. И первым условием  являются педагогические кадры. Педагога должны отличать высокий профессионализм, стремление к самообразованию и повышению своей квалификации, глубокое владение психолого-педагогическими знаниями, интерес к инновациям, широкое применение современных педагогических технологий. Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, которое способствует развитию познавательных интересов, стимулирует любознательность и создает условия, в которых ребенок развивает свои способности и проявляет одаренность.

Второе условие - творческая образовательная среда. Учебно-воспитательный процесс должен быть  организован  с использованием современных педагогических технологий. Нужно  стремимся  использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня, что я и делаю регулярно в своей работе. Мои ученики – участники Всероссийских заочных конкурсов «Познание и творчество», «Интеллект – экспресс», «Олимпус», «Русский медвежонок», школьных, муниципальных, региональных и республиканский олимпиад и различных конкурсов.   Дополнительное образование позволяет реализовать  индивидуальные интересы одаренных учащихся, которые невозможно реализовать в рамках  традиционных учебных предметов.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – неотъемлемая составляющая работы с одаренными учащимися. Следует  уделять большое внимание психологической диагностике интересов и склонностей учащихся, особенностей мышления и эмоционально-личностной сферы.

   Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии, которая  включает четыре главных аспекта.

1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.

2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.

3. Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе.

4. Внеклассная работа со школьниками. 

   Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми  таковы:  максимальное разнообразие предоставленных возможностей для

развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

   Методы обучения одаренных учащихся - методы творческого характера  (проблемные, поисковые, исследовательские), которые  имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.                                                                                                                                                 Развитие одарённого ребёнка происходит в несколько этапов и выводит его на качественно новый уровень развития. Первый этап представляют 5-6 классы. Основа – интеллектуальное развитие школьников. Второй этап представляют 7-8-9классы. Основа – развитие исследовательской деятельности.  Вся подготовительная работа готовит учащихся любого класса к третьему этапу - выступлению в НОУ. Основа – самовыражение учащихся.                                                                                                                                                                                                                                        Формы работы разные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          1.Создание презентаций, творческих работ                                                                                                                                                                                                                                               2.Реферативная деятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                3.Метод проектов                                                                                                                                                                                                                                                                              4.Исследовательская деятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                              5. Научное общество учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                              Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя, это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.  Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в простом находить необычное.                                                                                                                                                                             Реферативная деятельность способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства как истории, так и современности по изучаемой проблеме.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения языка), обработать, и полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Исследовательская деятельность-это первая ступенька для подготовки к НОУ. Это более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.                                                                                  

     Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
     Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) факторы и микро- (индивидуальные) факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
    Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т. д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Вместо одномоментного отбора одаренных детей следует направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы). При этом необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия.

 

 

 

 

 


Создание творческой среды для развития одаренности

Создание творческой среды для развития одаренности

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления , то есть способности человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления , то есть способности человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью

Существует группа основных подходов в практике развивающего обучения: ·

Существует группа основных подходов в практике развивающего обучения: ·

В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы

В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы

Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика

Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика

Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении,…

Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении,…

Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся

Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся

Создание творческой среды для развития одаренности.

Создание творческой среды для развития одаренности.