Жарая М.В.
«Создание системы учительского роста на основе независимой оценки
профессиональных компетенций»;
1. ВИДЕООБРАЩЕНИЕ: В. Путин о создании общенациональной системы
профессионального роста учителей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: В. Путин о создании
общенациональной системы профессионального роста учителей
2.
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА. Проект. Версия от 23
мая 2016
Поручение Президента (Госсовет 23 декабря 2015 г.)
1. Правительству Российской Федерации:
г) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на
установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями,
подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных
организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях,
предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Система учительских должностей, Единая Федеральная Оценка (ЕФО),
Аттестация, Оценка учителя, Использование результатов оценки, Этапы введения НСУР (национальная
стратегия устойчивого развития). ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Малеванов Евгений Юрьевич, к.пед.н., директор Института управления образованием РАО, ректор
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования».
3. Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию
младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет
высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не
только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными
знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психологопедагогической науки. Он
должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе
непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на
изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психологопедагогическими
требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что
современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной
педагогической деятельности.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может
осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю
детей младшего школьного возраста;
система педагогической культуры учителя
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это
компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие
профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ
педагогической деятельности. Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:
понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как
«школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности,
сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
(конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность,
эмоциональность и т. д.);
понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести
(взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями»
индивидуальное и групповое общение с родителями).
Третье направление система педагогической культуры учителя – состоит из пяти
компонентов:
1. Перцептивный компонент умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения
детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на
уроке и во внеурочной деятельности.
3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной
деятельности.
4. Инновационный компонент потребность в инновационной деятельности, в обновлении
профессионального опыта, педагогический поиск.
5. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной
сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.
Требования к структуре личности учителя начальных классов
Требования к
личности учителя
как современному
специалисту
ь
т
с
о
н
т
н
е
т
е
п
м
о
к
ь
т
с
о
н
ь
л
а
т
н
е
м
а
д
н
у
ф
Специфические требования к педагогу
начальных классов
понимание места начального образования
в системе непрерывного образования
знание возрастных особенностей
детей
понимание значимости и умение
работать с семьей
Компоненты
системы
педагогической
культуры учителя
перцептивный
коммуникативн
ый
конструктивны
й
инновационны
й
рефлексивный Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность
занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам
учителя начальной школы.
Примером другого подхода к оценке профессиональной подготовленности учителя начальной
школы может служить разработанная в рамках психологии система показателей готовности к
профессиональной педагогической деятельности (Г. И. Вергелес, А. И. Раев и др.).
Первый показатель – умение решать профессиональнопедагогические задачи.
Профессиональнопедагогические задачи, которые постоянно решает учитель в своей практической
деятельности могут быть двух видов.
Решение задач первого вида опирается на общий уровень образовательной подготовки учителя,
широту и глубину его общеобразовательного и культурного уровня (например, определение соотношения
программного и дополнительного материала в содержании урока, выбор стиля общения с детьми в
конкретной ситуации, выделение и учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в
реальном педагогическом воздействии и т. п.).
Решение задач второго вида предполагает реализацию его профессиональных знаний и умений
(например, выявление причин неуспеваемости учащихся и их преодоление, подготовка и проведение
различных форм внеклассной воспитательной работы, родительских собраний и т.п.).
Второй показатель профессиональной готовности учителя – сформированность основных
функций педагогической деятельности.
Диагностическая и прогностическая функции предполагают возможность учителя достаточно
объективно определить количественные и качественные характеристики педагогического проце5сса и его
объектов, на основании чего можно предвидеть возможные результаты педагогического воздействия и
их последствия.
Организаторская и конструктивно проектировочная функции направлены на построение
учителем своей профессиональной деятельности и деятельности обучаемых. Учитель организует свою
собственную деятельность, деятельность каждого ученика, работу класса в целом, помощь и поддержку
родителей учащихся. Он постоянно определяет цели, содержание, структуру своих действий на каждом
уроке, в каждой теме в соответствии с диагностикой и прогнозом применительно к конкретным условия.
Информационная функция состоит в отборе, адаптации и передаче информации учащимся в
соответствии с конкретными образовательными условиями. Эта функция позволяет обеспечить усвоение
социального опыта последующими поколениями.
Коммуникативная функция предполагает построение общения учителя с учащимися и их
родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной
направленности такого общения. Общение учителя должно оптимально обеспечивать условия для
умственного и нравственного развития детей и совершенствования собственной деятельности учителя.
Исследовательская функция учителя направлена на наиболее полное и адекватное отражение им
постоянно изменяющихся условий педагогической деятельности. В современном педагогическом
процессе часто и динамично меняется учебная информация, сами обучаемые, средства и способы
обучения, поэтому учитель постоянно оказывается в позиции исследователя меняющегося мира.
Третий показатель профессиональной готовности специалиста в области начального образования
– это сформированность профессионально – значимых свойств личности. К таким наиболее значимым свойствам относят компетентность и способность к
педагогическому общению.
Понятие компетентность в данной системе включает:
владение содержанием учебных дисциплин (целенаправленность и широта владения
информацией, ее соответствие уровню современной наука);
владение современными теориями обучения (соответствие используемых технологий целям и
содержанию обучения, а также возможностям обучаемых и обучающего);
знание и учет реальных факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности
(возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, сложившаяся система отношений,
особенности конкретной ситуации т. д.).
Способность к педагогическому общению предполагает:
соответствие содержания и формы изложения материала возможностям и интересам аудитории,
личности самого учителя и т.д.;
педагогическую наблюдательность и эмпатию, которые обеспечивают адекватность действий в
постоянно меняющихся условиях, установление необходимых контактов и т. п.
степень соответствия используемых выразительных средств особенностям педагогической
ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.)
Показатели готовности к профессиональной
педагогической деятельности
Сформированность
основных функций
диагностическ
ая
информацион
ная
прогностическ
ая
коммуникатив
ная
организаторск
ая
исследовательс
кая
конструктивно
-
проектировоч
контрольно-
оценочная
Сформированно
сть
профессиональн
о-значимых
свойств
Ь
Т
С
О
Н
Т
Н
Е
Т
Е
П
М
О
К
ю
и
н
е
щ
б
о
у
м
о
к
с
е
ч
и
г
о
г
а
д
е
п
к
ь
т
с
о
н
б
о
с
о
п
с
На основании разработанной системы критериев могут быть выделены показатели педагогической
компетентности учителя, что позволяет разработать основы для диагностики этой важнейшей
характеристики профессиональной деятельности учителя.
I. Критерии профессиональной компетентности
учителя начальных классов
Профессиональная компетентность учителя интегративная система профессионально
значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального
образования, мак и на основе практического опыта,
обеспечивающих высокий уровень
Уровень решать
профессиональн
опедагогические
задачи
у
к
в
о
т
о
г
д
о
п
ю
у
н
ь
л
е
т
а
в
о
з
а
р
б
о
е
щ
б
о
а
н
я
с
е
и
щ
ю
а
р
и
п
о
у
к
в
о
т
о
г
д
о
п
ю
у
н
ь
л
а
н
о
и
с
с
е
ф
о
р
п
а
н
я
с
е
и
щ
ю
а
р
и
п
О профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной
педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной
науки и требованиями сегодняшнего дня.
Теоретический анализ психологопедагогической литературы позволил выделить пять критериев
профессиональной компетентности учителя начальных классов:
1. Общекультурный критерий.
2. Общепрофессиональный критерий.
3. Коммуникативный критерий.
4. Личностный критерий.
5. Критерий саморазвития и самообразования.
1. Общекультурный критерий
Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее
образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
Применительно к начальной школе это особенно актуально, так как учитель преподает младшим
школьникам несколько различных научных дисциплин. Таким образом, его общие познания
охватывают области языкознания, литературы и литературоведения, математики, различных
разделов естествознания и истории. Часто к этому списку добавляется изобразительное искусство
и музыка , основы физической культуры, информатика и даже иностранный язык. Причем речи
идет не о знании содержания учебного предмета, что само собой разумеется, а о широте кругозора
и возможности глубокого анализа разнообразных сторон окружающей действительности. Учителю
необходимо хорошо знать культурные и исторические объекты своего города, края, ориентироваться
в его истории и культуре, быть в курсе культурных событий. Широта кругозора, полнота и
тонкость мировосприятия – неотъемлемая черта человека культуры, которым не может не быть
учитель.
Постоянное увеличением объема окружающей нас интеллектуальной и культурной
информации сопровождается увеличением числа ее источников: это книги и средства массовой
информации, кино и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и Интернет.
Уже в младшем школьном возрасте ребенок может оказаться более информированным в
некоторых областях знания, чем учитель. Поэтому учитель вынужден постоянно пополнять свою
информированность, опираться на новые сведения, следить за культурными и интеллектуальными
новинками.
Важной составляющей общей культуры, несомненно, можно считать культуру речи учителя.
Речь для педагога является основным инструментом его профессиональной деятельности. Такие
свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость в начальной школе
обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми учебного материала. Эмоциональная
насыщенность речи не должна переходить в «разговор на повышенных тонах», сдержанность
негативных эмоций в высказываниях учителя – это правило, которое не должно нарушаться.
Постоянное бесконтрольное проявление в речи отрицательных эмоций в отношении к детям
говорит о низкой профессиональной культуре учителя.
Таким образом, выделяем три показателя профессиональной компетентности учителя по
общекультурному критерию:
общая образованность и широта кругозора;
информированность в области культурных новинок;
культура речи.
2. Общепрофессиональный критерий
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и
глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это
содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Применительно к
начальной школе содержание обучения обладает специфическими особенностями. С одной стороны,
оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала детьми
младшего школьного возраста. С другой стороны, конкретнообразный характер мышления детей,
недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме. Однако дидактическая переработка
материала не должна допускать упрощения и искажения научных данных. Кроме того, неверное
соотношение абстрактных и конкретных знаний может привести к отрыву теоретических знаний
детей от их практического опыта (например, знание формулировки правила, но неумение его
применить, или наоборот невозможность обобщить конкретные примеры). Все это говорит о том,
что учитель начальной школы должен не только полно и широко, но и гибко владеть содержанием
учебного материала.
Не менее важно учителю хорошо ориентироваться в современных теориях и технологиях
обучения, в том числе и развивающих. Реализуемые учителем технологии, методы и приемы учебно
воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического
воздействия, возможностям обучаемых и самого учителя.
Одной из важных составляющих профессионального мастерства учителя можно считать
знания и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность его деятельности. Это полные и
глубокие представления о возрастных особенностях младшего школьного возраста, умение выделят
и учитывать индивидуальные особенности детей, объективная оценка особенностей сложившейся
системы отношений между учителем и учащимися и т.п.
Наибольшее значение с этой точки зрения имеет умение педагога реализовать
преемственность начального обучения и дошкольной ступени образования. Ведь большинство детей
приходит в школу, имея индивидуальный познавательный и эмоциональный опыт, полученный в
детском саду, и от умения учителя опереться на этот опыт зависит эффективность обучения.
Кроме того, учитель начальных классов должен иметь представление о закономерностях
процесса адаптации ребенка к школе, а также уметь диагностировать индивидуальные проблемы
этой адаптации. Без этого педагог не сможет осуществлять компетентное психолого –
педагогическое сопровождение детей с нарушением протекания адаптационного периода.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному
критерию можно считать:
владение содержанием учебных дисциплин;
владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
3. Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А.
Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально
организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является
необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто
проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый
интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок
младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель
вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту,
поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Подобное общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к
детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости, открытости и
мобильности реакции на постоянно изменяющиеся условия ситуации педагогического общения.
Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным.
Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу
состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья
личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения
возрастает вдвойне, так как подобные «коммуникативные особенности» уродуют формирующиеся
детские души, невротизируют учащихся и в конечном итоге резко снижают эффективность учебно
– воспитательного процесса. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не
предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка. В основе педагогического
общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную
комфортную совместную деятельность с ребенком. Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных
классов по коммуникативному критерию:
потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
доброжелательный и конструктивный стиль общения.
4. Личностный критерий
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности,
во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для
успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и
качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
Вопервых, профессиональная педагогическая компетентность может сформироваться
только на основе профессиональной направленности личности учителя. Подобная направленность
предполагает достаточную степень социальной зрелости и гражданской ответственности,
гуманизм, как личностное свойство, наличие профессиональных идеалов, и даже определенную
степень самоотверженности в отношении учителя к своей специальности. Ведь не секрет, что
низкий социальный и экономический статус педагогической специальности в современном
российском обществе приводит к хронической нехватке компетентных педагогов в образовательных
учреждениях всех типов.
Вовторых, учителю требуется целая группа специфических для данной профессии свойств,
таких как организованность (применительно к своей деятельности и деятельности детей),
инициативность и интеллектуальная активность,
обеспечивающие активное развитие
познавательной и нравственной сфер личности младших школьников. Кроме того, учителю
профессионально необходимы такие качества как требовательность и справедливость. При этом с
позиции педагогической компетентности важно гибкость учителя в поведении и деятельности, а
также креативность, склонность к педагогическому творчеству и развитию творческих
способностей детей.
Втретьих,
учителю необходимо обладать специфическими психофизиологическими
свойствами. Профессиональный труд учителя тяжел и, несомненно, представляет собой огромную
нагрузку на нервную систему и психику педагога. Поэтому при отсутствии устойчивости нервной
системы, хорошей работоспособности и выносливости к психо эмоциональным нагрузкам
профессиональная педагогическая деятельность невозможна. Высокий эмоциональноволевой тонус
учителя также служит предпосылкой его профессиональной компетентности.
Из всего вышесказанного
следует, что можно говорить о трех показателях профессиональной компетентности
учителя по личностному критерию:
профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность,
профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность,
требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы,
высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо
эмоциональным нагрузкам.
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован
5. Критерий саморазвития и самообразования
однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической
деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения
педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале
выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя. Необходимость саморазвития и самообразования учителя продиктована также
особенностями современного социального опыта в области психолого – педагогической теории и
практики. Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание
психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения
учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в
гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою
квалификацию.
Такому самосовершенствованию способствует и сам объект приложения педагогических сил –
живой растущий постоянно меняющийся ребенок. Динамический характер учебно –
воспитательного процесса требует от учителя исключительной мобильности, которая
поддерживается, в том числе и постоянным самообразованием и саморазвитием педагога.
Знакомство с педагогическими инновациями обогащает деятельность учителя, позволяет ему
отобрать для себя те подходы, которые близки ему в силу личностных особенностей и реально
применимы к конкретной ситуации обучения и воспитания школьников. Кроме того, деятельность
современного учителя не может сводиться лишь к внедрению чужих педагогических идей и
разработок. Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и может
рассматривать свою учительскую работу как систематическую исследовательскую деятельность в
стенах школы.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по
критерию саморазвития и самообразования можно считать:
самокритичность, требовательность к себе;
потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической
деятельности, склонность к инновационной деятельности;
исследовательский стиль деятельности Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов
широта кругозора
Общекультурный
информированность в области культурных
новинок
культура речи
Общепро-
фессиональн
ый
Коммуникативный
владение содержанием учебных дисциплин
владение современными теориями и
технологиями обучения и воспитания
знание и учет факторов, влияющих на обучение
потребность в общении с детьми, интерес к
детям
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в
общении
доброжелательный и конструктивный стиль
общения
профессиональная направленность личности
Личностный
специфические профессиональные свойства
специфические психофизиологические свойства
Саморазвития
и
самообразова
ния
Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов
представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического
профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем
позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной
компетентности
учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных
критериев.
потребность в обновлении опыта, инновациях
самокритичность, требовательность к себе
исследовательский стиль деятельности
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.