Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Пугачёва Саратовской области»
Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва» __________ ________________________________
«__»________________2021 г. |
Утверждено Директор МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва» ___________________________ Приказ № ___ от «____»_____________2021 г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для обучающегося 5 «Б» класса
с нарушениями опорно -
двигательного аппарата, с задержкой психического развития
_________________________________
__________________
г. рождения
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель: Измайлова Марьям Рахимжановна, учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № __ от ________________2021 г.
Срок реализации программы – 1 год
2021/2022 учебный год
1. Пояснительная записка
2. Общие сведения о ребёнке
3. Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка
4. Индивидуальный учебный план
5. Содержание образования
5.1 Расписание занятий
5.2. Содержание учебных предметов
5.3. Планируемые результаты освоения СИПР
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изменениями от 01.06.2017 г. № 104-ФЗ);
- Постановление от 10 июля 2015 г. № 26, СанПиН, 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010, Пр.-
271);
- Специальный федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения концепции, 2010;
- Концепция специального федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект), 2013;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Приказов Минобрнауки России:
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 г. № 1598;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС начального общего образования» от 06.10. 2009 г. № 373;
- от 03.06.2011 №1994г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312»;
- от 20.08.2008 г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312»;
- от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в части сроков освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, организации и проведения коррекционных курсов (технологий), в том числе индивидуально-групповых коррекционных занятий);
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года в редакции Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013N 1342, от 28.05.2014 №598, от 17.07.2015
№734;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Приказ Минобрнауки России № 629 от 5 июля 2017 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
При разработке учебных планов, адаптированных для обучения учащихся с умственной недостаточностью, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школа использует следующие документы:
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»;
- Образовательная программа учреждения.
- Индивидуальный учебный план, утверждённый приказом директора;
- Годовой календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.
Цели и задачи программы
Цель:обеспечение доступного и качественного образования в условиях новых государственных стандартов, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи :
- создать условия для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, согласовав требования государственного образовательного стандарта и индивидуальные особенности и возможности обучающегося;
- создать комфортную обстановку для получения учащимся образования;
- учесть здоровьесберегающие технологии при планировании и проведении занятий.
-
Адресат
Программа разработана для учащегося 5 «Б» класса _________________________________ , с учетом состояния здоровья, возрастных и психологических особенностей развития учащегося, уровня его знаний и умений.
Срок реализации
Срок реализации индивидуальной образовательной программы – 1 год (2021-2022 учебный год).
ФИО: ..
Дата рождения: ..
Возраст: ..
Место жительства: РФ, Саратовская обл., Пугачевский р-н, пос.Пугачёвский, ..
Мать:
Год обучения в МОУ « СОШ № 2 г. Пугачева»: 6
Уровень образования: основной общий
Заключение ПМПК: По результатам комплексного психолого-педагогического обследования ребёнок имеет особенности в физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями в здоровье (таким образом, подтвержден статус ребенка с ОВЗ).
Комиссией ПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР. Нуждается в сопровождение специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врачей-специалистов по следующим направлениям:
Ø психолог - помощь в адаптации к условиям школьной среды, коррекця по формированию эмоциально-волевых и поведенчиских реакций;
Ø логопед – коррекция нарушений письменной речи; коррекция темпо-ритмической организации речи;
Ø дефектолог – коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения, коррекция зрительно-моторной координации, мелкой и общей моторики;
Ø социальный педагог – координация субъектов образовательного процесса;
Ø наблюдение у врача-ортопеда, невролога, офтальмолога, дообследование у врача-психиатра.
Выписка из ИПРА перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, к ориентации, к общению, к обучению, к контролю за своим поведением – 3 степень ограничения, способность к труду не рассматривается).
Ф.И.О. 2007 года рождения. В 2016 году поступил в 1 класс данного учебного заведения. В сентябре 2021 года решением территориальной ПМПК обучающемуся рекомендовано получение основного общего образования по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом психофизиологических возможностей детей с ЗПР. Заключение ПМПК: является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; отмечается несформированность письменной речи, нарушения темпо-ритмической организации речи, мелкой и общей моторики, пробелы в предшествующем обучении.
В выписке из ИПРА указаны основные виды стойких нарушений функций организма: значительно выраженные нарушения функций верхних и нижних конечностей, функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски, нарушения интеллекта.
Ребёнок находится на попечении родителей (мамы – …) и проживает в семье, где ещё двое младших детей и отчим. Семья проживает в частном доме, где созданы необходимые условия для продвижения в коляске ребенка-инвалида. Коридоры достаточно широкие и имеется на входе пандус. Для мальчика отведен уголок в своей комнате, где имеется письменный стол, учебные принадлежности, компьютер с доступом к Интернету.
Обучение ребёнка индивидуальное на дому. Учитель-дефектолог и учитель английского языка проводят занятия дома по утвержденному расписанию. Мальчик без проблем вступает в контакт со взрослыми. Мотивация к обучению отсутствует, но принимает занятия как что-то принудительно-необходимые. Характерно пассивное подчинение, требуется постоянное переключение деятельности. Эмоциональное состояние устойчивое.
Представления об окружающем сформированы, но в определенных рамках. Так как ребёнок всю сознательную жизнь проводит только в окружении семьи. Удерживает внимание при выполнении действий, но недолго. Поэтому занятия по предмету продуктивны только в течение 30 минут. После чего требуется отдых, физминутка, переключение внимания. Плохо сформированы регуляторные механизмы. Необходимо совместное с учителем поэтапное выполнение задания. Мышление не соответствует возрастной норме, но поддается развитию и дальнейшему формированию логического, образного и других видов мышления. Память кратковременная, к следующему занятию трудно вспоминает материал, требуется постоянное повторение. Из-за отсутствия мотивации считает ненужным хранение материала в памяти. Хотя способен к восприятию нового материала, усвоению на хорошем уровне, выполнению заданий под руководством учителя.
Речь сформирована, но из-за тонуса мышечной системы замедленная и нечеткая. Словарный запас не соответствует возрастной норме. Но мальчик стремится пополнять во время занятий, применяет изучаемые термины, понятия, названия географических объектов и т.д. Способен к логическим суждениям, умозаключениям.
Отмечается несформированность динамических движений, так как у мальчика присутствует нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Мелкая моторика пальцев правой руки не сформирована, так как рука с явными двигательными нарушениями. Направляющая рука - левая, но мелкая моторика несовершенна. Писать долго и много не может. Поэтому для письма учитель использует специальные тексты-тренажёры, где предполагается минимальная работа по письму (вставка букв, слов, подписывание морфологических признаков и т.д.). Письмо сочинений и изложений невозможно включать в программу обучения из-за физиологических проблем здоровья. Только в устной форме. Диктанты печатает на компьютере. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит и передвигается в инвалидной коляске.
Внешний вид ребенка опрятен, но есть недостатки в воспитании чувства стыда, так как мама может посадить мальчика-подростка перед учителем без штанов, в одних памперсах. С преподавателем ведет себя доброжелательно, адекватно реагирует на замечания. Но не всегда в срок выполняет домашнюю работу, особенно по устным предметам. Не любит читать, хотя техника чтения про себя сформирована на удовлетворительном уровне.
Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, но быстро устаёт. Из положительных черт характера ярко выражены дисциплинированность, честность, искренность. Ко всем педагогам относится с глубоким уважением, на замечания реагирует правильно, старается побыстрее исправиться.
Понедельник
|
Вторник
Учебные предметы |
Форма обучения |
Время |
ФИО учителя |
Математика |
очно |
15.00-15.30 |
Измайлова М.Р. |
Адаптивная физическая культура |
очно, 1 раз в 2 недели |
15.40-16.10 |
Измайлова М.Р. |
Русский язык |
очно |
16.20-16.50 |
Измайлова М.Р. |
История |
очно |
17.00-17.30 |
Измайлова М.Р. |
Технология |
заочно |
|
|
Литература |
заочно |
|
|
Среда
Учебные предметы |
Форма обучения |
Время |
ФИО учителя |
Математика |
очно |
15.00-15.30 |
Измайлова М.Р. |
Искусство |
Очно, 1 раз в 2 недели |
15.40-16.10 |
Измайлова М.Р |
История |
заочно |
|
|
Русский язык |
заочно |
|
|
Биология |
Заочно, 1 раз в 2 недели |
|
|
Иностранный язык |
заочно |
|
|
Четверг |
|||
Учебные предметы |
Форма обучения |
Время |
ФИО учителя |
Математика |
Очно, 1 раз в 2 недели |
15.00-15.30 |
Измайлова М.Р. |
Биология |
Очно, 1 раз в 2 недели |
15.40-16.10 |
Лаврухина Е.Ю |
Иностранный язык |
очно |
16.20-16.50 |
Измайлова М.Р. |
Искусство |
Заочно, 1 раз в 2недели |
|
|
Русский язык |
заочно |
|
|
География |
Заочно, 1 раз в 2 недели |
|
|
Адаптивная физкультура |
заочно |
|
|
Пятница
Учебные предметы |
Форма обучения |
Время |
ФИО учителя |
Литература |
очно |
15.40-16.10 |
Измайлова М.Р. |
Русский язык |
очно |
16.20-16.50 |
Измайлова М.Р. |
Иностранный язык |
заочно |
|
|
Математика |
Заочно |
|
|
Технология |
Заочно, 1 раз в 2 недели |
|
|
|
|
|
|
5.2 Содержание учебных предметов
1.Русский язык
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Морфемика. Орфография», «Морфология.Орфография»
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Слово. Морфемика
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Морфология.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по числам, родам и падежам. Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского, мужского, среднего рода единственного числа и прилагательных множественного числа.
Глагол. Изменение глаголов по числам, временам, родам (в прошедшем времени)
Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Второстепенные члены предложения. Дополнение, определение, обстоятельство.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение.
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. Слово о Н.В. Гоголе. ). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место».. Слово о НА. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Слово об И.С. Тургеневе .. История создания рассказа «Муму».. Слово о Л.Н. Толстом. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник».. Слово об А.П. Чехове. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Слово об И.А. Бунине. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Слово о П.П. Бажове. Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка Слово о К.Г. Паустовском. История страны в сказке «Теплый хлеб».). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Слово об Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста»
Из ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Словарная работа. Снежная королева и Слово о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Слово о Дж. Лондоне. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише».
3. Математика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
Умножение и деление натуральных чисел
Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи.
Обыкновенные дроби
Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.
Десятичные дроби
Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
4.Биология
Отличие живого от неживого
Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.
Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении.
Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимы для жизни.
Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.
Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом
Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие.
Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.
Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.
Жизнедеятельность организмов
Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого.
Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.
Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите.
Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов.
Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии.
Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.
Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма.
Дыхание – общее свойство живого.
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Первобытные собиратели и охотники. Первобытные земледельцы и скотоводы.Счет лет в истории
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древний Египет. Западная Азия. Индия и Китай.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
ДРЕВНИЙ РИМ
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Гражданские войны в Риме. Римская империя в первые века нашей эры. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Работа с пластилином |
Свойства пластилина, используемые в работе. Инструменты. Применение и назначение. Правила безопасной работы |
Работа с природными материалами |
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы. |
Работа с бумагой и картоном |
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой. (Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. |
Работа с проволокой
|
Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Виды проволоки. Свойства проволоки. Инструменты для работы с проволокой. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. |
Работа с металлоконструктором
|
. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. |
8. Искусство
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
9. Адаптивная физическая культура
Тестирование двигательных навыков
Упражнения для верхних конечностей
Упражнения с палкой
Укрепление мышц туловища
Упражнения на равновесие
Волейбол сидя
Метание сидя
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.
Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
У
обучающегося с НОДА и ЗПР будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, элементарное чувство гордости за
свою родину, российский народ и историю России на основе примера учителя;
- осознание социально-ориентированного взгляда на мир и элементарные навыки социального
поведения (в рамках школы-интерната и окружающего социума, взаимодействие с
которым необходимо для реализации планируемых результатов);
- осознание необходимости безопасного, здорового образа жизни, мотивация к
обслуживающему труду, бережное отношение к материальным и приобщение к духовным
ценностям (материальные ценности школы-интерната и собственных вещей,
приобщение к школьным традициям, и основным международным и Российским
праздникам).
- осознание нравственно-эстетических ценностей и экологических потребностей на
основе положительного примера.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях в условиях класса, школы-интерната и некоторых социальных объектов.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни (выполнение гигиенических
требований), мотивация к предметно-практической деятельности и
совершенствованию навыков самообслуживания.
Жизненные и социальные компетенции:
- принимать практическую и познавательную задачу (в рамках учебного материала),
под руководством учителя определять и удерживать цель, оценивать собственные
действия и своё поведение;
- работать по алгоритму, предложенному учителем для реализации поставленной
цели под контролем и с помощью учителя;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и действия с
точки зрения морально-этических норм под руководством учителя;
- использовать знаково-символические средства представления информации с учётом
программных требований;
при помощи учителя формулировать выводы и проводить элементарные рассуждения.
- применять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов (с
помощью учителя) в рамках программного материала;
- активно вступать в учебное сотрудничество с учителем
- ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, формулировать свои
затруднения;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач, регулировать конфликты ненасильственным путём.
- осознавать себя учеником;
- осознавать хорошие качества ученика, интересоваться внеурочной деятельностью,
совершенствованием навыков самообслуживания
Классный руководитель
учитель-дефектолог
учитель-психолог
социальный педагог.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелой умственной отсталостью путем организации проведения различных мероприятий.
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Составление карты семьи. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем. Оформление документов на бесплатное питание. |
Сентябрь. |
Соц. Педагог. Классн. руковод. |
2. |
Первичное обследование жилищных условий семьи. |
Сентябрь. |
Соц. Педагог. |
3. |
Изучение особенностей семьи ее целей, ценностных ориентаций. |
Сентябрь. |
Классный руководитель, соц. педагог. |
4. |
Проведение разъяснительной работы с родителями об использовании труда несовершеннолетних. Посещение семей первоклассников вместе со специалистами. Проведение первичное обследование детей. Обследование бытовых условий.
|
Сентябрь. |
Зам. директора по УВР. Классный руководитель. Специалисты. |
5. |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей): · Правильное питание – залог здоровья. · Роль родителей в воспитании и развитии ребенка. · Трудовые посильные поручения. |
Сентябрь. |
Специалисты |
6. |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации: - участие родителей в разработке СИПР; - присутствие родителей на уроках; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях: 1. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у ребенка. 2. Роль развивающих игр. 3. Особенности обучения и воспитания ребенка. |
Октябрь. |
Зам. директора по УВР. Классный руководитель. Специалисты.
|
7. |
Родительское собрание «Мотивация учащихся». |
Октябрь. |
Классный руководитель. |
8. |
Посещение семьи учащейся с целью изучения характера взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье. Изучение личностных особенностей членов семьи. |
Октябрь. |
Классный руководитель, соц. педагог. |
9. |
Посещение клуба «Мы вместе». |
Октябрь |
|
10. |
Индивидуальное консультирование родителей . |
Ежемесячно. |
Соц. педагог. |
11. |
Проведение классных родительских собраний по итогам I четверти. Реализация ФГОС ОУО: 1. Работа специалистов в условиях реализации ФГОС ОУО; 2. Специфика деятельности учителя – логопеда. Роль семьи в преодолении дефектов речи. |
Ноябрь. |
Зам. директора по УВР. Классный руководитель. Специалисты. |
13. |
Родительский всеобуч : -«Реализация СИПР в домашних условиях», - «Организация свободного времени дома», - «Соблюдение режима дня», «Формирование социально - бытовых навыков». |
1 четверть. 2 четверть. 3 четверть. 4 четверть. |
Классный руководитель, соц. педагог. |
14. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения: · личные беседы; · присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов. |
1 раз в четверть. |
Классный руководитель. Специалисты. Соц. педагог.
|
15. |
Приглашение на общешкольные мероприятия: 1. «Новогодний утренник». 2. «День Матери». 3. «8 Марта». 4. Спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья». |
В течение года. |
Классный руководитель, соц. педагог. |
16. |
Родительское собрание. Выполнение СИПРа. |
Декабрь. |
Классный руководитель. |
17. |
Выступление на родительских собраниях в классах. Результаты промежуточной диагностики обучающихся. |
Декабрь. |
Специалисты. |
19. |
Информирование родителя об его правах и обязанностях. |
В течение года. |
Соц. педагог. |
22. |
Консультации и беседы с родителями. |
В течение года. |
Специалисты. |
23. |
Семейный праздник «Традиции семьи». |
Февраль. |
Классный руководитель. |
25. |
Индивидуальные беседы с родителями (по ситуации). |
В течение года. |
Классный руководитель. |
27. |
Родительское собрание «Итоги года». |
Май. |
Классный руководитель. |
28. |
Результаты итоговой диагностики. |
Май. |
Специалисты. |
- клей, бумага (цветная, картон и др.); карандаши (простые, цветные), фломастеры, краски (акварель, гуашь); пластичные материалы (пластилин, соленое тесто); кисти, штампы, трафареты, индивидуальные доски; рабочие альбомы с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- спортивный инвентарь: мячи резиновые, гимнастическая палка, теннисные мячи
- технические средства: ноутбук, колонки, принтер;
- аудио и видеоматериалы, презентации.
Учитель: ___________________________________
Педагог-психолог: _______________________________
Социальный педагог ________________________
Кл.руководитель: _______________________________
Мать:_____________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.