Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 98»
«Принято» Руководитель МО Учителей начальных классов ________/ХХХХХХХХХХХХХ./ Протокол №__________от «______»_____________2020
|
«Утверждаю» Директор ____________ ХХХХХХХХ Приказ №____________
От «______»_____________2020 |
специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
3 класса (второй год обучения с 01.09.20 года).
Иванова Артёма
Составлена на основе авторской программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л. Б. Баряева., Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой., Н. Н. Яковлевой.-СПб.:ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011»
срок реализации: 1 год
срок реализации данной программы 1год (2020-21уч.год.)
Составитель: учитель начальных классов
Спиридонова Инна Викторовна
Барнаул 2020
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии]. СИПР составлена на основе авторской программы [Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л. Б. Баряева., Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой., Н. Н. Яковлевой.-СПб.:ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.], Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 22 декабря 2015 №4/15)
Цель данного курса (СИПР)позволяет ребенку с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии предоставить образование в соответствии с его потребностями и возможностями, обеспечить ребёнку возможность повысить свою социальную компетенцию(максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности),предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь, постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватное возможностям ребёнка содержание образования.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитание ,развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Структура СИПР
1.Общие сведение о ребенке
2.Педагогическая характеристика
3.Индивидуальный учебный план.
4.Базовые учебные умения
5.Содержание образования (речь и альтернативная коммуникация, математические представления, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия)
6.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества школы с семьей.
7.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Иванов Артём Иванович
Дата рождения :____________________
Адрес : г. Барнаул, _________________
Мать: ____________________________
Отец __________________________
Год обучения 2, вариант 2
Обучается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98» в 3классе (второй год обучения)
Поступил в образовательное учреждение на основании: заявления родителей, решения ПМПК № 151 от 15.12.19 г.
Образовательный процесс осуществляется по программе (адаптивная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью с индивидуальным учебным планом с ориентировкой на ФГОС О УОПриказ № 1599, вариант 2 с декабря 2019г
Режим учебного процесса:обучение на дому, заключение ВК АКПДД №777от 21.08.20 по 31.12.20г.
Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Артем зачислен во 2 класс общеобразовательной школы в конце декабря 2016 году в возрасте 9 лет. До поступления в школу мальчик не посещал детский сад, только некоторое время занимался с логопедом на дому. На начало 2018-19 уч года Артём 1.5 года занимается с педагогом-предметником, логопедом, психологом надому. Семья полная, состоит из 3 человек. Папа работает на заводе «Кристалл»ООО « Александров и К»-ювелир. Мама- находится дома по уходу за ребёнком-инвалидом. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Всеми вопросами обучения и воспитания мальчика занимается мама и папа в свободное от работы время..У Артема есть отдельная комната, в которой много развивающих игрушек, оборудовано спальное место и место для занятий. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК от 28.01 15 у Артема детская шизофрения с олигофреноподобным дефектом (до уровня имбицильности),нарушение коммуникативной функции речи. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Мальчик передвигается самостоятельно, достаточно быстро передвигаясь по дому на цыпочках, используя только 2 пальца на ноге. Вложенный в руку предмет удерживает, иногда зажимает с особым усилием, что высвободить его не просто. Взгляд на предмете фиксирует редко, нестабильно. Вложенный в руку карандаш не удерживает в нужном положении, только с помощью взрослого, при этом постоянно перекладывая карандаш то в левую, то в правую руку. Зачастую взгляд блуждающий, нецеленаправленный. Звук локализует, но реакцию практически не даёт. Наблюдается быстрая утомляемость, истощаемость. Внимание кратковременное, на несколько секунд и то когда объёкты обследования предъявляются в вертикальной плоскости. Поведение мальчика не стабильное- иногда может заинтересоваться предложенным заданием на короткое время и тут же без видимых причин может расплакаться , или наоборот рассмеяться, вскочить и убежать в другую комнату. Бывают вспышки агрессии. Ребенок не различает предметы по величине (большой, маленький), цвету, форме, не группирует предметы по признаку «такой/не такой». Не знает названия и не соотносит с картинкой фрукты, овощи, животных, предметы одежды, посуды, и т.д. На фотографиях не различает членов своей семьи.
Навыки самообслуживания не сформированы. При одевании и раздевании, приеме пищи, а также во время гигиенических процедур Артему необходима полная помощь взрослого. На занятиях, связанных с выполнением действий руками, необходима постоянная помощь.
Эмоциональное состояние ребенка не устойчивое. Артём не понимает обращенную речь, соотносит себя с именем редко. Артем при работе с красками, водой, сыпучими предметами не позволяет свои руки
Ребенок не контролирует выделения ( в туалет не просится). Ест мягкую пищу. Только в декабре2016 года отказались от соски, научился есть с ложки твёрдую пищу. Ложку самостоятельно не удерживает. Во время приема пищи, одевания, раздевания, умывании требуется полная помощь взрослого.
Очень часто Артём является только наблюдателем, а не участником. Тем не менее хочется отметить, что появилась заинтересованность со стороны Артёма, увеличилось время пассивных и активных занятий. Всё очень нестабильно и непредсказуемо, но наблюдается положительная динамика развития.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: у ребенка зрение снижено, имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Используются технические средства для преодоления двигательных нарушений: специальные кресла с фиксаторами, позволяющее удерживать верхнюю часть туловища ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии кресла. Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
1.Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
2. Основной этап. Создание проблемной ситуации.
1. 1.Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
2. 2.Повторение изученного, подача нового материала.
3. 3.Двигательная гимнастика.
4. 4.Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий. Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения учитывается ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым) .
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формированиеустановкинабезопасный, здоровыйобразжизни, наличиемотивации к труду, работенарезультат, бережномуотношению к материальным и духовнымценностям.
Возможные предметные результаты включают освоенныйобучающимися в ходеизученияучебногопредметаопытспецифическойдляданнойпредметнойобластидеятельностипополучениюновогознания и егоприменению.
Приоритетными образовательными областями и учебными предметами для мальчика являются:
1. Математические представления
2. Альтернативное чтение
3. Язык и практика речи
4. Окружающий мир
5. Адаптивная физкультура
6. Музыка и движение
7. Изобразительное искусство
Индивидуальный учебный план на обучающегося Иванова Артёма
№ |
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество на период обучения (с01.09.20-31.05.21) |
1 |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
68 |
2 |
Математика |
Математические представления |
2 |
68 |
3 |
Окружающий мир |
Человек |
0,25 |
8,5 |
Окружающий природный мир |
0,25 |
8,5 |
||
Окружающий социальный мир |
0,25 |
8,5 |
||
Домоводство |
0,25 |
8,5 |
||
4 |
Искусство |
Музыка и движение |
0,5 |
17 |
Изобразительная деятельность |
1,5 |
42,5 |
||
5 |
Физическая культура |
Адаптивная физкультура |
0,5 |
17 |
6 |
Коррекционно – развивающие занятия |
0,5 |
17 |
Нагрузка учебной недели в течение всех лет обучения –8часов+ занятия по внеурочной деятельности. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Иванова Артёма в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.( на, дай, иди, пока и т.п.).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 ч в неделю(68
ч за период)
№ |
Тема урока |
1. |
Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата . Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» |
2. |
Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами. Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» |
3. |
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами. Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» |
4. |
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами. Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» |
5. |
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами. Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» |
6. |
Привлечение внимания ребенка жестами. Чтение стихотворения «Мишка косолапый…» |
7. |
Привлечение внимания ребенка жестами. Чтение стихотворения «Мишка косолапый…» |
8. |
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» Чтение стихотворения «Мишка косолапый…» |
9. |
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» Чтение стихотворения «Мишка косолапый…» |
10. |
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» Чтение стихотворения «Мишка косолапый…» |
11. |
Привлечение внимания ребенка изображениями. Чтение стихотворения «Ехали медведи на велосипеде…» |
12. |
Привлечение внимания ребенка изображениями Чтение стихотворения «Ехали медведи на велосипеде…» |
13. |
Привлечение внимания ребенка речью. Чтение стихотворения «Ехали медведи на велосипеде…» |
14. |
Установление зрительного контакта со взрослым.Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Ехали медведи на велосипеде…» |
15. |
Установление зрительного контакта со взрослым.Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Ехали медведи на велосипеде…» |
16. |
Установление зрительного контакта со взрослым.Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка» |
17. |
Установление зрительного контакта со взрослым.Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка» |
18. |
Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка» |
19. |
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка» |
20. |
Установление зрительного контакта со взрослым. Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Идёт бычок качается…» |
21. |
Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Идёт бычок качается…» |
22. |
Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Идёт бычок качается…» |
23. |
Мимика и её роль в общении. Чтение стихотворения «Идёт бычок качается…» |
24. |
Установление зрительного контакта со взрослым. Мимика и её роль в общении. Чтение и повтор изученных стихотворений |
25. |
Мимика и её роль в общении. Чтение и повтор изученных стихотворений |
26. |
Мимика и её роль в общении. Чтение и повтор изученных стихотворений |
27. |
Установление зрительного контакта со взрослым. Мимика и её роль в общении. Чтение и повтор изученных стихотворений |
28. |
Поддержание зрительного контакта с говорящим Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Репка» |
29. |
Поддержание зрительного контакта с говорящим Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Репка» |
30. |
Поддержание зрительного контакта с говорящим Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Репка» |
31. |
Реагирование на собственное имя. Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки с инсценировкой «Репка» |
32. |
Реагирование на собственное имя. Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Колобок» |
33. |
Реагирование на собственное имя. Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Колобок» |
34. |
Приветствие собеседника. Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки «Колобок» |
35. |
Приветствие собеседника. Жесты и символы: «Основные нужды» Чтение сказки с инсценировкой «Колобок» |
36. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды». Повторение прочитанных стихотворений. |
37. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды» Повторение прочитанных стихотворений. |
38. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды» Повторение прочитанных стихотворений |
39. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды» Повторение прочитанных стихотворений. |
40. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды» Повторение прочитанных сказок. |
41. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Повседневные действия» |
42. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Повседневные действия» |
43. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Повседневные действия» |
44. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Повседневные действия» |
45. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Повседневные действия» |
46. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»). |
47. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»). |
48. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»). |
49. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»). |
50. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции .Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
51. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции .Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
52. |
Выполнение одного действия по словесной инструкции .Жесты и символы: «Я – ребёнок |
53. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»). Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
54. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»). Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
55. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»). Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
56. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции. Жесты и символы: «Я – ребёнок» |
57. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции. Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
58. |
Выполнение двух действий по словесной инструкции. Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
59. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»). Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
60. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции. Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
61. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции. Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
62. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»). Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
63. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»). Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
64. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»). Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
65. |
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»). Жесты и символы: «Ребёнок в семье» |
66. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды». Повторение прочитанных стихотворений. |
67. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды». Повторение прочитанных стихотворений. |
68. |
Обозначение желаний с использованием взгляда. Жесты и символы: «Основные нужды». Повторение прочитанных стихотворений. |
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий),умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления» 2 ч в неделю(68 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Установление визуального контакта с собеседником Выбрать названный предмет из двух |
2 |
Установление визуального контакта с собеседником. Выбрать названный предмет из двух |
3 |
Установление визуального контакта с собеседником. Выбрать названный предмет из двух |
4 |
Установление визуального контакта с собеседником. Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
5 |
Ориентация на лицо взрослого. Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
6 |
Ориентация на лицо взрослого. Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
7 |
Ориентация на лицо взрослого. Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
8 |
Ориентация на лицо взрослого. Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
9 |
Ориентация на лицо взрослого. Указать названную часть тела |
10 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя). Указать названную часть тела |
11 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Указать названную часть тела |
12 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Указать названную часть тела |
13 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Указать названную часть тела |
14 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
15 |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
16 |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
17 |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
18 |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
19 |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
20 |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
21 |
Работа с пирамидками |
22 |
Работа с пирамидками |
23 |
Работа с пирамидками |
24 |
Работа с пирамидками |
25 |
Различия понятий «много», «один» |
26 |
Различия понятий «много», «один» |
27 |
Различия понятий «много», «один» |
28 |
Различия понятий «много», «один» |
29 |
Различия понятий «много», «один» |
30 |
Ориентировка в пространстве |
31 |
Ориентировка в пространстве |
32 |
Ориентировка в пространстве |
33 |
Ориентировка в пространстве |
34 |
Ориентировка в пространстве |
35 |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
36 |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
37 |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
38 |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
39 |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
40 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: круг |
41 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: круг |
42 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: круг |
43 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: квадрат |
44 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: квадрат |
45 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: квадрат |
46 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: треугольник |
47 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание:треугольник |
48 |
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание:треугольник |
49 |
Сопоставление геометрических фигур с контуром |
50 |
Сопоставление геометрических фигур с контуром |
51 |
Сопоставление геометрических фигур с контуром |
52 |
Сопоставление геометрических фигур с контуром |
53 |
Сопоставление геометрических фигур с контуром |
54 |
Различия геометрических фигур по форме |
55 |
Различия геометрических фигур по форме |
56 |
Различия геометрических фигур по форме |
57 |
Различия геометрических фигур по форме |
58 |
Различия геометрических фигур по цвету |
59 |
Различия геометрических фигур по цвету |
60 |
Различия геометрических фигур по цвету |
61 |
Различия геометрических фигур по размеру |
62 |
Различия геометрических фигур по размеру |
63 |
Различия геометрических фигур по форме, цвету, размеру |
64 |
Различия геометрических фигур по форме, цвету, размеру |
65 |
Различия геометрических фигур по форме, цвету, размеру |
66 |
Составления узора из геометрических фигур по образцу |
67 |
Составления узора из геометрических фигур по образцу |
68 |
Составления узора из геометрических фигур по образцу |
Искусство.
Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка и движение» 0,5 ч в неделю(17 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Учимся сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение. |
2 |
Учимся сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение. Знакомство с простыми музыкальными инструментами. |
3 |
Учимся сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение. Знакомство с простыми музыкальными инструментами |
4 |
Учимся сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение. Знакомство с простыми музыкальными инструментами |
5 |
Знакомство с простыми музыкальными инструментами. Бубном поддерживать музыкальный ритм. |
6 |
Знакомство с простыми музыкальными инструментами. Бубном поддерживать музыкальный ритм. |
7 |
Знакомство с простыми музыкальными инструментами. Бубном поддерживать музыкальный ритм |
8 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку. Повторение движений под музыку. |
9 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку. |
10 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
11 |
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения . Погремушкой поддерживать музыкальный ритм. |
12 |
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения. Погремушкой поддерживать музыкальный ритм. |
13 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений под музыку подражая учителю. |
14 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений под музыку подражая учителю. |
15 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений под музыку подражая учителю. |
16 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений под музыку подражая учителю. |
17 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку. Повторение движений под музыку |
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
- формирование доступных сенсорных эталонов.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» 1,5ч в неделю (52,5 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Сминание бумаги. Сгибание и разгибание бумаги |
2 |
Сминание бумаги. Сгибание и разгибание бумаги |
3 |
Сминание бумаги. Сгибание и разгибание бумаги |
4 |
Сминание бумаги. Сгибание и разгибание бумаги |
5 |
Разрывание бумаги на части. Составление мозайки по контурам простых фигур. |
6 |
Разрывание бумаги на части. Составление мозайки по контурам простых фигур. |
7 |
Разрывание бумаги на части. Составление мозайки по контурам простых фигур. |
8 |
Разрывание бумаги на части. Составление мозайки по контурам простых фигур. |
9 |
Раскатывание пластилина. Изготовление конфеты-шарики разного цвета и размера |
10 |
Раскатывание пластилина. Изготовление колбасок разного цвета и размера |
11 |
Деление пластилина на части. Изготовление поделки бусы, колобок, фрукты |
12 |
Деление пластилина на части. Изготовление поделки «Колобок» |
13 |
Деление пластилина на части. Изготовление поделки «Фрукты» |
14 |
Деление пластилина на части. Изготовление поделки «Гусеница». |
15 |
Деление пластилина на части. Изготовление поделки «Человечек». |
16 |
Пальчиковая роспись. Гриб |
17 |
Пальчиковая роспись. Виноград. |
18 |
Пальчиковая роспись. Матрёшка |
19 |
Пальчиковая роспись. . Бабочка |
20 |
Штриховка. Яблоко. |
21 |
Штриховка. Груша.. |
22 |
Штриховка. Слива. |
23 |
Штриховка. Пирамидка. |
24 |
Штриховка. Неваляшка. |
25 |
Заполнение цветным рисом поделки по готовым контурам. |
26 |
Заполнение цветным рисом поделки по готовым контурам |
27 |
Заполнение цветным рисом поделки по готовым контурам |
28 |
Заполнение цветным рисом поделки по готовым контурам |
29 |
Размазывание пластилина на плоскости |
30 |
Размазывание пластилина на плоскости |
31 |
Размазывание пластилина на плоскости |
32 |
Работа с бумагой и фольгой.- Практическое знакомство с бумагой и фольгой. |
33 |
Работа с бумагой и фольгой.- Практическое знакомство с бумагой и фольгой |
34 |
Упражнения с бумагой и фольгой: сминание |
35 |
Упражнения с бумагой и фольгой разглаживание ладонью; разрывание; |
36 |
Упражнения с бумагой и фольгой разглаживание ладонью; разрывание; |
37 |
Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. |
38 |
Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, салфеток, выполнение с ними игровых действий. |
39 |
Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, салфеток, выполнение с ними игровых действий. |
40 |
Поделка из комочков бумаги. Снеговик |
41 |
Поделка из комочков бумаги. Дерево |
42 |
Поделка из комочков бумаги. Дети |
43 |
Поделка из комочков бумаги. Медвежонок |
44 |
Смешаная техника. |
45 |
Смешаная техника. |
46 |
Смешаная техника. |
47 |
Смешаная техника. |
48 |
Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое» |
49 |
Предметная аппликация из готовых форм: «Цветочек» |
50 |
Предметная аппликация из готовых форм: «Цветочная поляна» |
51 |
Предметная аппликация из готовых форм: «Домик» |
52 |
Предметная аппликация из листьев и лепестков цветов |
52,5 |
Составление портфолио поделок |
«Окружающий мир».
Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле;
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- отнесение себя к определенному полу;
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности;
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры;
- сообщать с использованием средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек» 0,25 ч в неделю(8,5 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Учимся выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками |
2 |
Учимся выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками |
3 |
Учимся надевать и снимать предметы одежды (обуви), класть вещи на место. |
4 |
Учимся надевать и снимать предметы одежды (обуви), класть вещи на место. |
5 |
Учимся во время еды правильно удерживать ложку, пить из чашки и из стакана |
6 |
Учимся во время еды правильно удерживать ложку, пить из чашки и из стакана |
7 |
Учимся пользоваться раковиной, водопроводным краном, умываться. |
8 |
Учимся пользоваться раковиной, водопроводным краном, умываться. |
8,5 |
Учимся выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками |
Окружающий природный мир:
Цель: Формирование представлений об окружающем мире, о живой и неживой природе, а также.смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формировать интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами( зонт, панама) при изменяющихся явлениях природы;
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия;
- представление об окружающем мире, явлениях природы, животных
- формирование бережного отношения к окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» 0,25 ч в неделю(8,5 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Учимся различать животных и птиц по звукоподражанию: Кто кричит: овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей |
3 |
Домашние животные. |
4 |
Дикие животные. |
|
Учимся различать животных и птиц |
5 |
. Кто чей детёныш. |
6 |
Овощи и фрукты |
7 |
Учимся обращать внимание на явления природы: солнышко светит, снег идет,ветер дует др. |
8 |
Заботливое и бережное отношение к растениям и животным. |
8.5 |
Экскурсия в природу |
Окружающий социальный мир:
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами;
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами;
- представление об учебной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них предметах и объектах;
- формирование навыков приветствия с взрослым
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир» 0,25ч в неделю(8,5 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Учимся здороваться при встрече и взаимодействовать со взрослыми (смотреть в глаза) |
2 |
Учимся играть в игры на улице, дома |
3 |
Учимся играть в игры на улице, дома |
4 |
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посудаи др.), о транспорте и т.д. |
5 |
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда и др.), о транспорте и т.д. |
6 |
Учимся соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности |
7 |
Учимся соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности |
8 |
Учимся содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. |
8,5 |
Учимся содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности |
Домоводство:
Цель: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Описание возможных результатов обучения:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов и др.
- формирование навыков пользования в домашнем хозяйстве бытовой техникой, химическими средствами, инструментами, соблюдая правила безопаности
Календарно-тематическое планирование по предмету «Домоводство» 0,25ч в неделю(8,5 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Знакомимся с предметами посуды, их назначением. |
2 |
Знакомство с продуктами питания. |
3 |
Знакомимся с предметами бытовой техники, их назначением. |
4 |
Учимся сервировать стол. |
5 |
Сервируем стол. Моем посуду. |
6 |
Учимся соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности |
7 |
Учимся чистить одежду, обувь, складывать вещи. |
8 |
Учимся выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами |
8,5 |
Учимся содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. |
Физическая культура.
Адаптивная физкультура:
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура» 0,5 ч в неделю(17 ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию. Пальчиковая гимнастика. |
2 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию. Пальчиковая гимнастика |
3 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию |
4 |
Учимся пользоваться невербальными средствами общения. Изменение позы в положении стоя. Ловля мяча. Пальчиковая гимнастика. |
5 |
Учимся пользоваться невербальными средствами общения. Изменение позы в положении стоя. Ловля мяча. Пальчиковая гимнастика. |
6 |
Учимся пользоваться невербальными средствами общения. Изменение позы в положении стоя. Ловля мяча. Пальчиковая гимнастика. |
7 |
Учимся пользоваться невербальными средствами общения. Изменение позы в положении стоя. Ловля мяча |
8 |
Учимся пользоваться невербальными средствами общения. Изменение позы в положении стоя. Ловля мяча |
9 |
Учимся вставать на четвереньки,ползать. Ловля мяча. |
10 |
Учимся вставать на четвереньки,ползать. Ловля мяча. |
11 |
Учимся вставать на четвереньки,ползать. Ловля мяча. |
12 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию |
13 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию |
14 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию |
15 |
Учимся следовать несложной словесной инструкции учителя. Выполнение движений головой, руками по подражанию |
16 |
Выполнение руками и изменение положения тела по подражанию |
17 |
Выполнение руками и изменение положения тела по подражанию |
Коррекционно – развивающие занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи
- развитие общей моторики и мелкой моторики
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия
Календарно-тематическое планирование по предмету «
Коррекционно – развивающие занятия»0,5 ч в неделю17ч за период)
№ |
Тема урока |
1 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
2 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
3 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся и на перемещающемся предмете |
4 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся и на перемещающемся предмете |
5 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
6 |
Упражнения для губ, языка. Логопедические игры |
7 |
Упражнения для губ, языка. Логопедические игры |
8 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
9 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
10 |
Упражнения для губ ,языка. Логопедические игры |
11 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся и перемещающемся предмете |
12 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся и на перемещающемся предмете |
13 |
Упражнения для губ, языка. Логопедические игры |
14 |
Упражнения для губ, языка. Логопедические игры |
15 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся и на перемещающемся предмете. |
16 |
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
17 |
Упражнения для губ, языка. Логопедические игры |
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР), разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениямиздоровья (ТМНР) адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
Критерии оценивания знаний, умений, навыков
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оцениватьреальные результаты имея в виду правильного действия. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Условные обозначения |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
пу |
Активное участие- действие выполняется ребѐнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
дд д ди |
ü По подражанию или по образцу ü Самостоятельно с ошибками ü самостоятельно |
до со с |
Сформированность представлений |
|
Представление отсутствует |
- |
Не выявить наличие представлений |
? |
Представление на уровне: ü Использования по прямой подсказке ü Использования с косвенной подсказкой (изображение) ü Самостоятельного использования |
пп п + |
Результаты освоения индивидуальной программы развития Булгакова Артёма
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). |
Оценка результативности освоения СИПР |
|
I |
II |
|
Предметные области и предметы |
||
Язык и речевая практика |
|
|
Речь и альтернативная коммуникация |
|
|
Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата |
||
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами |
||
Привлечение внимания ребенка жестами |
||
Привлечение внимания ребенка изображениями |
||
Привлечение внимания ребенка речью |
||
Установление зрительного контакта со взрослым |
||
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) |
||
Реагирование на собственное имя |
||
Приветствие собеседника |
||
Обозначение желаний с использованием взгляда |
||
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») |
||
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») |
||
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») |
||
Математика |
|
|
Математические представления |
||
Выбрать названный предмет из двух |
||
Выбрать названный предмет из двух |
||
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов по данному образцу |
||
Указать названную часть тела |
||
Ориентировка в пространстве |
||
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
||
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
||
Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание: |
||
- квадрат |
||
- круг |
||
- треугольник |
||
Навыки невербального общения: |
|
|
Установление визуального контакта с собеседником |
||
Ориентация на лицо взрослого |
||
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) |
||
Соблюдение коммуникативной и физической дистанции |
||
Адекватное использование мимики и выражения лица |
||
Искусство |
|
|
Изобразительная деятельность |
||
Сминание бумаги |
||
Сгибание и разгибание бумаги |
||
Разрывание бумаги на части |
||
Раскатывание пластилина |
||
Деление пластилина на части |
||
Размазывание пластилина на плоскости |
||
Музыка и движение |
|
|
Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение |
||
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
||
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения |
||
Реагирование на начало и конец музыки |
||
Реакция на учителя, воспитателя |
||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
||
Умение пользоваться невербальными средствами общения |
||
Окружающий мир |
||
Человек |
|
|
Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем) |
||
Чистка зубов |
||
Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой |
||
Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп |
||
Пользование раковиной, водопроводным краном |
||
Умение пить из чашки и из стакана |
||
Умение надевать и снимать предметы одежды (обуви) |
||
Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками |
||
Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик). |
||
Ежедневная гигиена тела |
||
Знание названий частей тела человека |
||
Окружающий природный мир |
||
Знания явлений окружающей действительности, умение обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.) |
||
Умение различать животных и птиц по звукоподражанию: Кто кричит: овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей |
||
Представления о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь |
||
Знание названий детенышей животных (у кошки - котята, у собаки - щенок) |
||
Представления о диких животных и их детенышах: заяц, медведь, волк, белка, еж |
||
Овощи и фрукты: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан |
||
Умение различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки |
||
Птицы - воробей, ворона, голубь, утки, курица с цыплятами, гуси |
||
Умение на прогулке обращать внимание на явления природы: солнышко светит, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев |
||
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека |
||
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт) |
||
Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними |
||
Окружающий социальный мир |
||
Умение здороваться при встрече |
||
Умение взаимодействовать со взрослыми (смотреть в глаза) |
||
Участие в играх на улице, дома |
||
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) |
||
Реакция на учителя, воспитателя |
||
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. |
||
Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности |
||
Правила поведения согласно социальной роли (девочка) |
||
Умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности |
||
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами |
||
Физическая культура |
||
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) |
|
|
Реакция на учителя, воспитателя |
||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
||
Умение пользоваться невербальными средствами общения |
||
Коррекционно – развивающие занятия |
|
|
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
||
Упражнения для языка |
||
Упражнения для губ |
||
Логопедические игры |
||
Коррекционные курсы |
|
|
Сенсорное развитие |
||
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека |
||
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете |
||
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него |
||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) |
||
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом |
||
Узнавание и различение цвета объекта |
||
Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый |
||
Предметно – практические действия |
|
|
Сминание бумаги |
||
Отрывание кусочков бумаги от целого листа |
||
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) |
||
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей |
||
Разминание пластилина |
||
Размазывание материала по плоскости |
||
Лепка шариков |
||
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета |
||
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») |
||
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») |
||
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями |
||
Пересыпание различных круп в емкости |
||
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях |
||
Переливание воды из одной ёмкости в другую |
||
Захватывание, удерживание предмета |
||
Опускание предмета в коробку |
||
Закрывание коробок разной величины |
||
Бросание мелких предметов в коробку |
||
Работа с пирамидками |
||
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) |
||
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) |
||
Вращение различных предметов |
||
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) |
||
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) |
||
Подтягивание предметов за веревочку |
||
Двигательное развитие |
|
|
Выполнение движений головой |
||
Выполнение движений руками |
||
Выполнение движений пальцами рук |
||
Выполнение движений плечами |
||
Обучение опираться на предплечья и кисти рук |
||
Бросание и ловля мяча |
||
Изменение позы в положении лежа |
||
Изменение позы в положении сидя |
||
Изменение позы в положении стоя |
||
Обучение вставать на четвереньки |
||
Обучение ползать |
||
Обучение сидеть ровно |
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества школы и семьи
Задачи |
Мероприятия |
||||||||||||||||||||||
|
|
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Учебно-методические средства обучения
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр.
Список литературы
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил.
3. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
5. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
6. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
8. Смирнова И. А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 160 с.
9. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
10. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.