Комитет Администрации Змеиногорского района Алтайского края
по образованию и делам молодёжи
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Змеиногорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Структурное подразделение Детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Змеиногорского района Алтайского края
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ Змеиногорская СОШ №3 Пр. №4 от « 26 » августа 2022г. |
СОГЛАСОВАНО Методист КП МБОУ «Змеиногорская СОШ № 3» « 26 » августа 2022г. _______Стрельцова А.Н. |
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Змеиногорская СОШ №3» От «26» августа 2022г. №___ ________ Приходько Л.М. |
|
|
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
для воспитанницы
с нарушениями ОДА
##########################
Программа рассчитана на весь период дошкольного обучения ребёнка
Программу разработали:
Стрельцова Анастасия Николаевна,
педагог-психолог,
первая квалификационная категория,
Зимина Ольга Борисовна,
учитель-логопед,
первая квалификационная категория,
Яковлева Виктория Вадимовна,
Муз. руководитель
г. Змеиногорск
2022
СТРУКТУРА СИПР
№ п.п. |
Раздел программы |
1 |
Общие сведения о ребенке |
2 |
Психолого-педагогическая характеристика |
3 |
Индивидуальный учебный план |
4 |
Пояснительная записка |
5 |
Индивидуальный план развития ребёнка – инвалида (учителя – логопеда) |
6 |
Индивидуальный план развития ребёнка – инвалида (педагога-психолога) |
7 |
Индивидуальный план развития ребёнка – инвалида (музыкального руководителя) |
8 |
Программа взаимодействия с семьей |
9 |
Приложения |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. ##########################
Дата рождения 14.06.2019 год.
Мать: #####################
Отец: #################################
Адрес проживания: сг. Змеиногорск, ###########################
Год обучения: -первый
Ступень обучения: дошкольное образование
Форма обучения: надомное обучение, дистанционные консультации
Режим обучения: по заключению ВК ЦРБ
Специальные условия образования: нуждается
Особенности физического и психического развития: ДЦП, ЗРР, снижен уровень развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы (неустойчивость внимания, слабо развита мелкая моторика).
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Семья полная, двое детей, первый ребёнок старше 18 лет. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
##################### посещает консультационный пункт Детского сада комбинированного вида «Улыбка» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Змеиногорская средняя школа №3» Змеиногорского района Алтайского края с апреля 2022 года. За данный период показала себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера. Самостоятельно проявляет активность в исследовании новых объектов. Регулярно проходят лечение в психоневрологическом санатории г. Барнаул.
Речевые инструкции понимает и выполняет, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. Хорошо копирует по предварительному показу или образцу. Работоспособность неравномерная. ######### быстро утомляется и переключает внимание на посторонние предметы. Собирает разрезную картинку из 4 и более фрагментов, знает цвета, геометрические фигуры, может посчитать до 5.
Запас знаний и представлений об окружающем мире не ограничен, соответствует возрастной норме. Ребенка привлекают настольно – печатные дидактические игры, крупный игровой материал. Крупные пазлы собирает самостоятельно (из 16-и, 20-и частей). По цвету, форме, величине различает. Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, конструированию. Ведущая рука – правая.
Внимание не устойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Восприятие фрагментальное. Мышление наглядно образное. Навыки самообслуживания сформированы частично.
Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрения адекватная. На замечание реагирует огорчением. В целом ребенок контактен, но требуется время для установления контакта, так как вступает с осторожностью.
Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребенка, интересуются динамикой развития, консультируются со специалистами, в том числе дистанционно, и следуют их рекомендациям.
Актуальный уровень психического развития на границе возрастной
норм.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Специалисты |
Направление |
Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю |
Количество занятий |
Учитель-логопед |
Развитие речи |
1 |
38 |
Педагог-психолог |
Развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы |
1 |
38 |
Музыкальный руководитель |
Эстетическое развитие |
1 |
38 |
Итого |
3 |
114 |
Индивидуальный учебный план СИПР разработан на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Индивидуальный учебный план направлен на коррекцию когнитивной, эмоционально волевой и коммуникативной сферы, развитие речи и эстетическое развитие ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности и осуществляются педагогами через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Змеиногорская СОШ № 3» (далее СОШ № 3) на основании положения об организации работы консультационного пункта и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» обеспечивает помощь семьям в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для работы с ребёнком – инвалидом с тяжелыми множественными нарушениями развития. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
СИПР ребенка-инвалида разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 -13, ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ «Реабилитация инвалидов» и представляет собой нормативный документ дошкольного учреждения, разработанный на основе следующих примерных программ:
· примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
· «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко;
· «Ступеньки развития. Коррекционное развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития», Н.Ю. Барякова.
Специальная индивидуальная программа развития ребёнка - инвалида – это комплекс специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, интеграцию инвалида в общество.
СИПР ребенка-инвалида не статична по своему характеру и является открытой для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей родителей, индивидуальных особенностей психо-речевого развития ребёнка – инвалида.
Данная СИПР обеспечивает создание оптимальных условий для:
· развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребёнка - инвалида;
· развития позитивных качеств личности;
· коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
· формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Основная форма работы – индивидуальные занятия и дистанционные консультации.
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка)
Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на весь период дошкольного образования на базе консультационного пункта. Педагогический эффект СИПР заключается в деятельностном подходе и во включении ребенка в разные виды игровой и обучающей деятельности, различные по содержанию, уровню сложности и степени социального опосредования.
Цель: обеспечение системного подхода для реализации мероприятий психолого-педагогический реабилитации ребёнка – инвалида и оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы.
Задачи:
1. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого -педагогическую помощь ребёнку – инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, направленную на коррекцию несформированных высших психических функций, речевых недостатков;
2. Обеспечить успешную социализацию ребёнка – инвалида;
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья ребёнка – инвалида, организации двигательной активности.
4. Консультационная работа с родителями.
· Общими принципами формирования Индивидуальной программы развития являются:
· индивидуальность,
· непрерывность,
· последовательность,
· преемственность,
· комплексность.
Настоящая СИПР разработана как документ, определяющий настоящее и будущее направление деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ребенка и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов.
Способы проверки усвоения ребёнком – инвалидом ИПР
Специалистами и педагогами консультационного пункта проводится мониторинг через утвержденные методики диагностирования стартовых и итоговых результатов усвоения программного материала детей дошкольного возраста:
· Педагоги проводят обследование воспитанника по методике Ю. А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей» (Волгоград: Учитель, 2015 год).
· Учитель – логопед проводит обследование воспитанника по методике И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (Москва, ГНОМ, 2004)
· Психологическая диагностика проводится педагогом – психологом по методикам, предложенным в пособии для специалистов «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Тесты. Методики. Опросники», составитель Е.В. Доценко (Вологоград, издательство «Учитель», 2014)
· Диагностика музыкального развития детей проводится музыкальным руководителем с использованием диагностической методики автора О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», Москва, «ГНОМ – ПРЕСС», 2009г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА (УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)
1. Речевая карта для обследования неговорящих детей
Исследование импрессивной речи.
Пассивный словарь.
2. Понимание целостных словосочетаний:
Сделай «Ладушки»
Потопай ногами
Открой рот
Закрой глаза
Сядь на стульчик
Помаши ручкой
3. .. Названия игрушек:
кукла машинка
зайка пирамидка
мишка мячик
слоник кубик
петушок собачка
котик
4. . Названия предметов, которыми пользуется в быту:
мыло зеркало карандаш
полотенце ножницы чашка
бумага зубная щетка тарелка
расческа зубная паста ложка
вилка
5. Части тела:
голова руки пальцы
глаза ноги щеки
рот живот плечи
нос спина волосы
уши пятки
Действия:
ест одевается
спит рисует
катается плачет
моет руки играет
Признаки:
красный большой
синий маленький
зеленый сладкий
желтый кислый
6. Понимание вопросов косвенных падежей:
Чем кушает девочка?
Что она кушает?
С чем она кушает суп?
На чем она сидит?
Что рисует мальчик?
Чем он рисует?
Где у него лежат краски?
Куда он повесит свою картинку?
Выполнение поручений по словесной инструкции:
Дай куклу. Принеси машинку.
Посади куклу. Покатай машинку.
Положи спать Поставь машинку на стул.
Покачай куклу Положи машинку в коробку.
Узнавание предметов по их назначению:
Что тебе нужно, чтобы есть кашу?
На чем ты будешь спать?
Чем можно рисовать?
Что нужно взять, когда идет дождь?
Чем можно копать?
Чем будем резать бумагу?
Что можно надеть на голову?
Что нужно, чтобы вымыть руки?
Во что мы будем играть?
Что нужно, чтобы позвонить?
Что нужно, чтобы почистить зубы?
Что нужно, чтобы подмести пол?
Понимание грамматических форм слов:
Единственное и множественное число существительных:
кот – коты карандаш – карандаши
мяч – мячи гриб – грибы
Предлоги:
Положи кубик на стол.
Положи кубик под стол.
Положи кубик в машинку.
Положи кубик за машинку.
Уменьшительно – ласкательная форма:
чашка – чашечка
кукла – куколка
стул – стульчик
дом – домик
мяч – мячик
гриб – грибок
Единственное и множественное число глаголов:
стоит – стоят
бежит – бегут
плывет – плывут
Исследование экспрессивной речи.
Характер экспрессивной речи:
Отсутствует
Лепетная
Однословная
Фразовая
Активный словарь.
Существительные:
кукла чашка рубашка кошка
зайка тарелка штаны собака
мишка ложка платье корова
машинка вилка шапка лиса
мячик ботинки утка
Глаголы:
идет стоит
спит сидит
ест играет
бегает рисует
Прилагательные:
красный большой
синий маленький
зеленый сладкий
желтый кислый
Грамматический строй.
Число существительных:
мяч – мячи
шар – шары
кукла – куклы
рука – руки
Винительный падеж существительных без предлога:
Вижу: дом
куклу
собаку
лису
зайца
Согласование прилагательных с существительными:
красный флаг
красная машина
синий шар
синяя чашка
Предложно - падежные конструкции:
В
НА
ПОД
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными с суффиксами:
стул - стульчик
стакан – стаканчик
шапка – шапочка
чашка – чашечка
Употребление глаголов в форме множественного числа:
Солдат идет. – Солдаты идут.
Мальчик поет. – Дети поют.
Самолет летит. – Самолеты летят.
Возвратные глаголы:
Мальчик одевается.
Девочка причесывается.
Исследование фонетической стороны речи.
Состояние звукопроизношения:
Гласные:
А У Ы
О И Э
Согласные:
м м’ п п’
б б’ д д’
т т’ н н’
в в’ ф ф’
к к’ г г’
х х’ й ц
с с’ з з’
л л’ р р’
ш ж ч щ
2. Возможности звукоподражания:
А-а-а Девочка плачет.
О-о-о У мальчика болит зуб.
У-у-у Гудит паровоз.
И-и-и Кричит ослик.
Уа-уа Плачет малыш.
Ау-ау Кричат дети.
Мяу-мяу Мяукает кошка.
Му- му Мычит корова.
Ав-ав Лает собака.
Пи-пи-пи Пищит цыпленок.
Ко-ко-ко Кудахчет курица.
Га-га-га Кричит гусь.
3. Исследование слоговой структуры слова:
Односложные слова:
дом мяч
кот сок
Двусложные слова:
мама вода коза Коля
папа вата муха Таня
Трехсложные слова:
машина молоко
панама утята
собака кубики
Исследование состояния фонематического восприятия:
Дифференциация на слух:
кот – кит стол – стул
бочка – дочка папа – баба
миска – киска косы – козы
Индивидуальная карта – план коррекционных занятий с ребенком
|
|
· |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА (ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения - 2-3 мин;
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы), крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и развивающие игры и упражнения.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
· Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
· Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
· Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
· Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Продолжительность занятия: 15-25 мин, 1 раз в неделю.
Дифференцированные требования в соответствии с уровнями развития:
· выполнять произвольные целенаправленные действия;
· фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
· выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
· обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
· соотносить два одинаковых предмета;
· выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
· выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
· группировать по форме предметы двух контрастных форм;
· выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
· использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
· выполнять постройки из детского строительного материала по образцу
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема |
Планируемые мероприятия, Игры и упражнения |
Дата проведения |
1 |
Первичная диагностика: развитие когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. |
Диагностический инструментарий. Матрицы Равена, диагностические ситуации Смирновой, диагностик познавательных процессов, диагностика тревожности, агрессивности. |
Сентябрь- |
2 |
Установление эмоционального контакта, восприятия |
Стереотипная игра ребенка. Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик» |
октябрь |
3 |
Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. |
Игра «Ручки», «Смешиваем краски», «Повтори» |
октябрь |
4 |
Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений |
«Поводырь» «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки» |
ноябрь |
5 |
Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции |
Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии» |
ноябрь |
6 |
Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. |
Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки» |
декабрь |
7 |
Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. |
Шнуровка, игры с кинестетическим песком |
январь |
8 |
Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. |
Игры с ватой: «Снег идет», «Снежки», «Сугробы» |
февраль |
9 |
Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. |
«Послушай звуки», «Игры с ритмами» |
февраль |
10 |
Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. |
«Погладь Зайку», «Плетем коврик» |
март |
11 |
Развитие аналитико-синтетической сферы |
«Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд» |
март |
12 |
Развитие памяти мышления |
«Запомни слова», «Найди отличия», «Запомни расположение предметов» |
апрель |
13 |
Развитие подвижно – соревновательных игр.
|
Игра «Строим домик для друзей», Игра «самый ловкий» |
апрель |
14 |
Диагностика эмоциональной сферы. Познавательных процессов. Готовности к обучению в школе. |
|
Май |
15 |
Итоговое занятие. |
Игры «Что я могу», «угадай-ка», «цветик-семицветик» |
май |
Календарно
– тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы с ребенком
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Занятие № 1. «В гостях у сказки Маша и Медведь» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. 3. Развитие слуховой и зрительной памяти. 4. Совершенствование навыков счета. 5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Мотивация – путешествие в сказку · Рассматривание иллюстраций к сказке «Маша и медведь» · Упр. «Найди, зачеркни, сосчитай» · Упр. «Дикие животные – домашние животные» · Упр. «Построим домик» · Динамическая пауза · Упр. «Выбери дорожку» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
1 неделя декабря |
Занятие №2. «Мышкины задачки» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Совершенствование элементарных математических представлений. 4. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Мотивация – «Сказочники: новый конец старой сказки» · Упр. «Теремки» · Упр. «Мышкина задачка» · Упр. «Соедини точки по порядку» · Игра «Зайцы и волк» · Упр. «Лисичкины задачки» · Упр. «Грибы и шишки» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
2 неделя декабря |
Занятие №3. «Кто самый внимательный» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной и слуховой памяти. 4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. Запомни фигуры и знаки» · Упр. «Дом и сад» · Упр. «Задачка» · Упр. «Кто самый внимательный» · Упр. «Раздели и собери: часть и целое» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
3 неделя декабря |
Занятие №4. «Развитие речи и мышления» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. «Осенние приметы» · Упр. «Найди, дорисуй, зачеркни» · Разучивание стихотворения · Рассматривание картины · Упр. «Перелетные птицы» · Упр. «Любимое животное» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
4 неделя декабря |
Занятие №5. «Развитие внимательности и наблюдательности» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. «закончи предложение» · Упр. «Четвертый лишний» · Упр. «Сходства и различия» · Упр. «Найди ворон» · Упр. «Стихотворные задачки» · Упр. «Продолжи ряд» · Игра «Пятнашки по кругу» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
2 неделя января |
Занятие № 6. «времена года» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. «Времена года» · Упр. «Раскрась зонтик» · Упр. «Найди фигуру, поставь знак» · Упр. «Стихотворная задачка» · Упр. «Последовательные картинки» · Упр. «пожалуйста · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
3 неделя января |
Занятие № 7. «Развитие познавательных процессов» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. «Запомни и нарисуй» · Упр. «Рассказы – загадки» · Упр. «Расскажи о предмете» · Упр. «Раскрась то, что нравится» · Упр. «Вкусная задачка» · Упр. «Сказочные герои» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
4 неделя января |
Занятие № 8. «Слушай и рисуй» |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
· Встреча с игровым персонажем. Упр. «Комплименты» · Упр. «Разминка для ума» · Упр. «Четвертый лишний» · Упр. «Рассмотри, запомни, назови» · Упр. «Слушай и рисуй» · Упр. «Последовательные картинки» · Игра «Пятнашки по кругу» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
1 неделя февраля |
Занятие № 9. «красная шапочка на свой лад» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (с заменой персонажей) · Инсценирование «правильной сказки» с помощью кукол настольного театра · Упр. «Закончи предложение – твой конец истории» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия. Выход из сказочной страны. |
2 неделя февраля |
Занятие № 10 «красная шапочка в гостях» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Сочиняем старую сказку на новый лад «Красная шапочка» · Инсценировка сказки с помощью кукол. · Упр. «Рисуем радость». · Выставка работ. Рефлексия · Ритуал окончания занятия. Рефлексия. Выход из сказочной страны |
3 неделя февраля |
Занятие № 11 «Ходит сказочка по кругу» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Упр. «Ходит сказочка по кругу» · Рассказывание сказки «Обида» · Игра «Мышь и мышеловка» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия. · Выход из сказочной страны |
4 неделя февраля |
Занятие № 12 «Сказочная история» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Упр. «Моя сказочная история» · Упр. «Салют» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия. Выход из сказочной страны |
1 неделя марта |
Занятие № 13 «сказка лиса и журавль» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Чтение сказки «Лиса и журавль» · Инсценировка сказки · Упр. «Определи на ощупь» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия. Выход из сказочной страны. |
2 неделя марта |
Занятие № 14 и 15 «путешествие в сказочную страну» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну «Волшебный цветок» · Упр. «Я – сказочный герой» · Проблемная ситуация. · Упр. «Я спешу на помощь» · Игра «Колечко» · Ритуал окончания занятия. · Рефлексия. Выход из сказочной страны. |
3 и 4 неделя марта |
Занятие № 16 «гуси - лебеди» |
1. Развитие внимания и восприятия. 2.Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4.Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну · Чтение р.н.с. «Гуси-лебеди» · Инсценирование отрывка сказки · Упр. «Я – взрослый» · Ритуал окончания занятия. Рефлексия |
1 неделя апреля |
День смеха |
1Развитие познавательных процессов 2.Развитие мимики и пантомимики. 3. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
· Ритуал вхождения в сказочную страну «Волшебный цветок» · Упр. «Я – смешной герой» · Проблемная ситуация. · Упр. «весёлый и грустный» · Игра «Колечко» · Ритуал окончания занятия. · Рефлексия. Выход из сказочной страны. |
2 неделя апреля |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА (МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ)
Основные задачи музыкального воспитания:
---развивать музыкальные и творческие способности детей (с учѐтом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
---заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
---формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры;
---приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
--развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
ü развитие музыкально-художественной деятельности;
ü приобщение к музыкальному искусству;
ü развитие музыкальности детей.
Цели и задачи определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Виды муз. деятельности |
Образовательные задачи |
Слушание |
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, развивать осознанное отношение к музыке. Формировать навыки культурного слушания музыки. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах сексты, септимы. |
Пение |
Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). |
Песенное творчество |
Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?", «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. |
Музыкально-ритмические движения |
Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег). |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество |
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. |
Игра на детских музыкальных инструментах |
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. |
Формы проведения занятий:
· Традиционное
· Комплексное
· Интегрированное
Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
· музыкально – ритмические движения
· развитие чувства ритма, музицирование,
· пальчиковая гимнастика
· слушание, импровизация
· распевание, пение
· пляски, хороводы
· игры.
Тематическое планирование занятий музыкального руководителя
Сентябрь
Темы |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
День знаний (1-я неделя)
Осень (2-я – 4-я недели) |
Музыкально-ритмические движения
|
Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу, менять движения в соответствии со сменой частей музыки. |
упр. «Пружинки» рус. нар. мелодия упр. «Прыжки» муз. Кабалевского упр. «Качание рук с лентами». муз. Жилинского «Марш» муз. Тиличеевой «Барабанщик» муз. Кабалевского, «Колыбельная» муз. С. Левидова «Большие и маленькие ноги» муз. Агафонникова, |
Слушание
|
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца. |
«Марш» муз. Дунаевского «Полянка» рус. нар. мелодия «Колыбельная» муз. Левидова |
|
Распевание и пение |
Формировать умение петь напевно, спокойно, вместе начинать и заканчивать песню, выразительно Развивать чувство ритма и правильную артикуляцию. Развивать импровизационное творчество
|
«Андрей-воробей» рус. нар. прибаутка «Петушок» рус. нар. прибаутка Распевка «Котя» распевка «Мяу-мяу» «Чики-чикалочки» рус. нар. прибаутка «Барабанщик» муз. Красевой «Котик» муз. Кишко «Кто проснулся рано?» муз. Гриневича «Колыбельная зайчонка» муз. Карасёва |
|
Пальчиковая гимнастика |
Развивать мелкую моторику, Вырабатывать умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. |
«Побежали вдоль реки» «Тики-так» «Семья» «Две тетери» «Коза» «Кот-Мурлыка» «Мы платочки постираем» «Бабушка очки одела» «Прилетели гули» |
|
МДИ |
Продолжать развивать звуковысотное восприятие, Закрепить понятие о жанрах: марш, колыбельная, танец. |
«Птица и птенчики» «Чудесный мешочек» «Угадай-ка!» «Прогулка» |
|
Развитие чувства ритма, музицирование |
Развивать чувство ритма. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. |
«Андрей-воробей» рус. нар. прибаутка «Петушок» рус. нар. прибаутка «Котя» «Плясовая для кота» «Зайчик ты, зайчик» рус. нар. песня |
|
Пляски, игры, хороводы |
Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, качание рук, кружение; менять их в соответствии с изменением характера. Учить детей выразительно передавать игровые образы. |
«Кот Васька» муз. Лобачева «Нам весело» укр. нар. мелодия «Заинька» рус. нар. песня «Петушок» рус. нар. песня |
Октябрь
Темы |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Я в мире человек (1-я – 3-я недели)
Мой город, моя страна (4-я неделя) |
Музыкально-ритмические движения
|
Продолжать совершенствовать навыки основных движений: бег легкий, стремительный, ходьба Учить детей слышать, различать и отмечать в движении двух и трех частей музыкального произведения
|
«Лошадки» муз. Банниковой, «Упражнения с лентами». муз. Шуберта «Мячики» муз. Сатуллиной «Хлопки в ладоши» англ. нар.мелодия «Марш» муз. Шуберта «Марш» муз. Тиличеевой «Качание рук». «Вальс» муз. Жилина «Притопы с топотушками» рус.нар.мел. |
Слушание
|
Учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке. Развивать эмоциональную отзывчивость детей при восприятии пьесы веселого, радостного характера |
«Полька» муз. Глинки «Грустное настроение» муз. Штейнвиля «Марш» муз. Дунаевского «Полянка» рус. нар. плясовая
|
|
Распевание, пение |
Развивать умение детей брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз. Формировать умение сочинять мелодию на слог, импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос
|
«Петушок» рус. нар. прибаутка распевка «Мяу-мяу» «Осенние распевки» муз. Сидоровой «Игра с лошадкой» муз. Кишко «Лошадка Зорька» муз. Ломовой «Котик» муз. Кишко «Осень» муз. Филиппенко, «Чики-чикалочки» рус. нар. прибаутка «Барабанщик» муз. Красева «Кто проснулся рано?» муз. Гриневича |
|
Пальчиковые игры |
Улучшение координации и мелкой моторики, развитие памяти
|
«Раз, два, три, четыре, пять» «Побежали вдоль реки» «Тики-так» «Прилетели гули» «Семья» «Кот Мурлыка» «Коза» «Бабушка очки надела» |
|
МДИ |
Развивать музыкально-сенсорные способности. |
«Птица и птенчики», «Три медведя»,«В лесу» |
|
Развитие чувства ритма, муз-е |
Формировать ритмический слух детей, через игру на ударных инструментах. Развивать звуковысотный слух детей
|
«Пляска для лошадки». «Всадники» муз. Витлина «Божьи коровки» «Нам весело» укр. нар. мелодия «Где наши ручки?» муз. Тиличеевой «Концерт для куклы» любая вес. музыка «Зайчик ты, зайчик» рус. нар. песня «Петушок» рус. нар. песня «Андрей-воробей» рус. нар. песня |
|
Пляски, игры, хороводы
|
Учить детей двигаться парами по кругу и в хороводе, инсценировать песни, менять движение в соответствии с изменениями темпа, динамики в двухчастном произведении Продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала. |
«Огородная хороводная» Можжевелова «Ловишки с лошадкой» муз. Гайдна «Заинька» рус. нар. песня «Танец осенних листочков» муз. Гречанинова «Петушок» рус. нар. песня «Кот Васька» муз. Лобачёва «Пляска парами» муз. Попатенко |
Ноябрь
Темы |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Мой город, моя страна (1-я – 2-я недели)
Новогодний праздник (3-я – 4-я недели) |
Музыкально -ритмические движения
|
Учить детей ходить и бегать под музыку по кругу друг за другом и врассыпную, выполнять кружение и махи руками. Слышать смену музыкальных фраз и частей, соответственно менять движения.
|
«Ходьба и бег» латв.нар.мелодия «Марш» муз. Тиличеевой «Марш» муз. Шуберта «Притопы с топотушками» рус.нар. мел. «Прыжки». «Полечка» муз. Кабалевского «Мячики» муз. Сатуллиной «Кружение парами» обр. Иорданского, «Упражнение для рук» муз. Жилина «Хлопки в ладоши» англ.нар.мелодия «Лошадки» муз. Банниковой «Кружение парами» латв. нар.полька «Вальс» муз. Шуберта |
Слушание |
Учить детей слушать и понимать музыку танцевального характера и изобразительные моменты в музыке. |
«Вальс» муз. Шуберта «Кот и мышь» муз. Рыбицкого «Полька» муз. Глинки |
|
Пение
|
Учить детей выразительно исполнять песни спокойного характера, петь протяжно, подвижно, согласованно. Уметь сравнивать песни и различать их по характеру. Предлагать детям самостоятельно придумывать простейшие интонации. |
«Варись, варись, кашка» муз. Туманян «Первый снег» муз. Филиппенко «Осень» муз. Филиппенко «Котик» муз. Кишко «Кто проснулся рано?» муз. Гриневича «Колыбельная зайчонка» муз. Карасева «Лошадка Зорька» муз. Ломовой |
|
Пальчиковая гимнастика |
Развивать мелкую моторику. |
«Капуста» «Коза» «1, 2, 3, 4, 5» «Две тетери» «Наша бабушка идёт» «Побежали вдоль реки» «Тик-так» «Листопад» |
|
МДИ |
Развивать музыкально-сенсорные способности. |
«Три цветка» «Сладкий колпачок» «Весёлые гудки» |
|
Развитие чувства ритма, музицирование |
Формировать звуковысотный слух детей развивать Развивать тонкость и остроту тембрового слуха и слуховое воображение |
«Летчик» муз. Тиличеевой «Веселый оркестр» любая вес. мелодия «Я люблю свою лошадку» «Танец игрушек» любая 2-х ч. мелодия «Самолет», «Котя» «Плясовая для кота» «Где наши ручки» муз. Тиличеевой «Андрей-воробей» рус.нар. песня «Зайчик, ты, зайчик» рус.нар. песня «Петушок» рус.нар. прибаутка |
|
|
Пляски, игры, хороводы
|
Продолжать совершенствовать навыки основных движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Формировать умение творчески передавать движения игровых персонажей. |
«Танец осенних листочков» муз. Филиппенко «Огородная-хороводная» муз. Можжевелова «Ищи игрушку» рус.нар. мелодия «Хитрый кот» «Колпачок» рус.нар. песня «Заинька» рус.нар. песня «Нам весело» укр. нар.мелодия «Прогулка с куклами» Ломова «Ловишки» муз. Гайдна «Кот Васька» Лобачев |
Декабрь
Тема |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Новогодний праздник (1-я – 4-я недели) |
Музыкально-ритмические движения
|
Формировать умение детей самостоятельно останавливаться с окончанием музыки, бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Развивать быстроту реакции, умение двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки. |
«Шагаем как медведи» муз. Каменоградского Упр. «Качание рук» «Вальс» муз. Жилина «Елочка-елка» муз. Попатенко «Мячики» муз. Стулиной Упр. «хороводный шаг» рус.нар. мелодия «Веселый Новый год» муз. Жарковского «Всадники» муз. Витлина Упр. «Кружение парами» латв. нар. полька «Полечка» муз. Кабалевского «Вальс» муз. Шуберта «Танец в кругу» финск. нар. Мелодия «Игра с погремушками» муз. Жилина «Большие и маленькие ноги» муз. Агафонникова |
Слушание |
Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное. Выражать свои чувства словами, рисунком, движениями. |
«Бегемотик танцует» «Вальс-шутка» муз. Шостаковича «Кот и мышь» муз. Рыбицкого |
|
Пение
|
Формировать умение детей петь протяжно, четко произнося слова, вместе начиная и заканчивая пение. Осваивать ритм плясовой и колыбельной. Играть на бубне танец мышки и зайки |
«Веселый новый год» муз. Жарковского «Котик» муз. Кишко «Варись, варись, кашка» муз. Туманян «Лошадка Зорька» муз. Ломовой «первый снег» муз. Герчик «Елочка-елка» муз. Попатенко |
|
Пальчиковая гимнастика |
Развивать мелкую моторику |
«Снежок» «Капуста» «Кот мурлыка» «Коза» «Тики-так» «Наша бабушка идет» |
|
Муз.-дид. игры |
Развивать умение определять высокие и низкие звуки. |
«Кто по лесу идёт» «Ну-ка, угадай-ка» |
|
Развитие чувства ритма, музицирование |
Развивать чувство ритма |
«Сорока» Игра «Узнай инструмент» «Пляска для куклы» любая веселая мелодия «Паровоз» «Всадники» муз. Витлина «Пляска лисички» рус. нар. мелодия «Летчик» муз. Тиличеевой «Зайчик ты, зайчик» рус. нар. песня |
|
Пляски, игры, хороводы
|
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения сценок, используя мимику и пантомиму |
«дети и медведь» муз. Верховенца «Мишка пришел в гости» муз. Раухвергера «Вальс» муз. Шуберта «Пляска с султанчиками» хорв. нар.мел. «Вальс снежинок» любой вальс Игра «Зайцы и лиса» «Зайчики» муз. Рожавской «Танец клоунов» «Полька» муз. Штрауса Игра с погремушками «Экосез» муз. Жилина «Шагаем как медведи» муз. Бетховена |
Январь
Тема |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Зима (1-я – 4-я недели) |
Музыкально– ритмические движения |
Развивать чувство ритма, Учить ориентироваться в пространстве. Учить выполнять шаг с носка. Формировать правильную осанку детей. Формировать умение точно останавливаться с окончанием музыки.
|
«Марш» муз. Ф. Шуберта Упр. «Выставление ноги на носочек» 2-х ч. мел. «Мячики» муз. М. Сатулиной. Упражнение «Хороводный шаг».р.н.м. Упражнение «Ходьба и бег» лат.н.м. Упражнение для рук «Вальс» А. Жилина «Саночки» А. Филиппенко «Марш» Е. Тиличеевой |
Развитие чувства ритма, музицирование |
Формировать умение выкладывать ритмические формулы. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие. Продолжать закреплять понятия о коротких и долгих звуках. Формировать активность детей. Развивать слух, внимание, наблюдательность. |
«Андрей-воробей» р.н.п. «Барашеньки» р.н.п. Игра «Паровоз» «Всадники» В.Витлина Игра «Веселый оркестр» Игра «Лошадка» |
|
Пальч. гимнастика |
Уметь показывать упражнения без слов. Проговаривать текст разным голосом: четко, ритмично, шепотом, с разной интонацией
|
«Овечка» «Мы платочки постираем» «Кот Мурлыка» «Бабушка очки надела» «Коза» «Наша бабушка идет» «Капуста» «1,2,3,4,5» «Снежок» |
|
Распевание, пение |
Учить детей вслушиваться и понимать текст песен, отвечать на простые вопросы. Учить детей протягивать длинные звуки. Развивать внимание. Повышать интерес детей к пению. Закреплять понятия «длинные и короткие звуки» через движения. |
«Песенка про хомячка» муз. Л. Абелян «Саночки» муз. А. Филиппенко Игра «Музыкальные загадки» «Лошадка Зорька» муз. Т. Ломовой «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса «Машина» муз.Т. Попатонко |
|
Слушание музыки |
Развивать слух, внимание, доброе отношение друг к другу. Развивать речь, фантазию. Закреплять понятия: плавная, спокойная, неторопливая музыка. Закреплять понятия характерные для той или иной пьесы. Поощрять творческие проявления. |
«Немецкий танец» Л.Бетховена «Два петуха» С.Разоренова «Вальс-шутка» Д.Шостоковича «Бегемотик танцует»
|
|
Игра, пляски, хороводы |
Упражнять детей в легком беге по круг парами. Учить самостоятельно выполнять танцевальные движения. Развивать звуковысотный слух, внимание, ориентирование по звуку, быстроту реакции.
|
Игра «Паровоз» Г. Эрнесакса Игра «Покажи ладошки» лат.н.м. «Игра с погремушками». «Экосез» А.Жилина «Пляска парами» лит.н.м. Упражнение «Хороводный шаг» р.н.п. «Полянка» р.н.п. Игра «Колпачок» р.н.м. |
Февраль
Темы |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
День защитника Отечества (1-я – 3-я недели)
8 марта (4-я неделя) |
Музыкально – ритмические движения |
Учить детей слушать окончания фраз и делать четкую установку. Развивать координацию движений. Учить слышать смену частей музыки. Учить ориентироваться в пространстве. Доставить детям радость от собственного выступления. Учить выполнять шаг с носка, держать круг, держаться за спиной впередиидущего. Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой характера музыки. Учить детей самостоятельно различать 2-х частную форму. Развивать музыкальный слух. Вызывать у детей эмоциональный отклик и интерес. |
Упражнение «Хлоп-хлоп» муз. И.Штрауса «Марш» муз. Е. Тиличеевой «Машина» муз. Т. Попатенко «Всадники» муз. В. Витлина «Мячики» муз. М. Сатулиной Упражнение «Хороводный шаг» р.н.м. Упр. «Выставление ноги на пятку, » р.н.м. Упражнение «Ходьба и бег» лат.н.м. «Марш» муз. Ф. Шуберта «Зайчики». «Полечка» муз. Д. Кабалевского |
Развитие чувства ритма музицирование |
Развивать звуковысотный, динамический слух и чувство ритма. Развивать внимание. Доставить детям радость от собственного исполнения. Учить самостоятельно проговаривать ритмические формулы.
|
«Я иду с цветами» муз Е. Тиличеевой «Сорока» р. н. попевка «Ой, лопнул обруч» укр.н.м. «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса «Полька для куклы». укр.н.м. «Зайчик» «Паровоз» «Где же наши ручки?» муз. Тиличеевой «Летчик» муз. Е. Тиличеевой «Петушок» р.н.п. «Пляска для петушка». «Полька» М. Глинки «Барашеньки» р.н.п. «Пляска для котика» укр.н.м. |
|
Пальч. гимнастика |
Согласовывать движения с текстом потешки. Рассказывать эмоционально, ритмично. |
«Шарик» «Кот Мурлыка» «Тики-так» «Мы платочки постираем» «Семья» «Две тетери» «Коза» «Прилетели гули» «Овечка» |
|
Слушание музыки |
Учить детей вслушиваться и понимать музыкальное произведение, различать части музыкальной формы, эмоционально отзываться на музыку. Развивать воображение, мышление, речь, расширять словарный запас, музыкальную память, умение характеризовать музыку, соотносить её с определенным действием. Закреплять понятие «танец» |
«Смелый наездник» муз. Р. Шумана «Маша спит» муз. Г. Фрида «Два петуха» муз. С. Разоренова «Немецкий танец» муз. Л. Бетховена
|
|
Распевание, пение |
Учить детей петь эмоционально, согласованно, петь всем вместе, по подгруппам и сольно с музыкальным сопровождением и без него. Учить детей вслушиваться в музыку и отвечать на простые вопросы. Развивать внимание, умение слушать пение других детей. Учить вовремя начинать пение. |
«Песенка про хомячка» муз. Л. Абелян «Саночки» муз. А. Филиппенко «Машина» муз. Т. Попатонко «Мы запели песенку» муз. Р. Рустамова «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса |
|
Игры, пляски, хороводы |
Развивать двигательное творчество, умение сочетать музыку с движением и менять его в соответствии с изменением музыки. Формировать коммуникативную культуру. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Учить детей фантазировать в движении, проявлять свое творчество, доставлять огромное удовольствие.
|
«Пляска парами» лит.н.м. Игра «Ловишка» И.Гайдна Игра «Колпачок» р.н.м. Игра «Покажи ладошки» лат.н.м. Игра «Петушок» «Заинька» р.н.п. «Игра с погремушками». муз. А. Жилина «Пляска с султанчиками» хорват.н.м. Игра «Кот Васька» или «Хитрый кот» «Дети и медведь» муз. В. Верховенца. |
Март
Тема |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
8 марта (1-я неделя)
Знакомство с народной культурой и традициями (2-я – 4-я недели) |
Музыкально – ритмические движения |
Учить детей выполнять поскоки с ноги на ногу, стараться двигаться легко. Следить за осанкой детей, за координацией движения рук и ног. Учить внимательно слушать четкую, ритмическую музыку и останавливаться с её окончанием. Развивать творческое мышление. Отрабатывать легкий бег и прыжки, слегка пружинить ногами. Развивать двигательное творчество, наблюдательность. |
«Скачут по дорожке» муз. А. Филиппенко «Марш» муз. Ф. Шуберта Упражнение «Ходьба и бег» лат.н.м. «Хлоп-хлоп». «Полька» муз. И. Штрауса «Мячики» муз. М. Сатулиной «Упражнение для рук». «Вальс» А. Жилина «Зайчики». «Полечка» Д. Кабалевского «Лошадки» муз. Л. Банниковой. Упражнение «Выставление ноги» р.н.м. |
Развитие чувства ритма и музицирование |
Закрепить понятие «аккорд» Учить слышать и различать 2-х частную форму музыкального произведения. Развивать внимание, быстроту реакции, активность. Учить детей различать смену частей музыки. Учить детей слушать игру других детей и вовремя вступать. Учить детей играть в оркестре. |
«Спой и сыграй свое имя» «Ежик» Игра «Узнай инструмент» «Пляска для собачки и ежика». укр.н.м. «Где же наши ручки?» муз. Е. Тиличеевой «Зайчик, ты, зайчик» р.н.п. «Пляска для зайчика» любая мелодия 2-х ч. ф. «Лошадка». «Пляска для лошадки» «Паровоз» |
|
Пальч. гимнастика |
Учить детей угадывать потешки по показу, без речевого сопровождения. Учить проговаривать четко, выразительно Развивать активность, уверенность. |
«Две ежа» «Тики-так» «Шарик» «Капуста» «Овечка» «Мы платочки постираем» «Наша бабушка идет» «Кот Мурлыка» |
|
Слушание музыки |
Продолжить знакомство с жанром «вальса». Развивать речь, воображение, музыкальную память, умение слушать музыку, фантазию, желание двигаться под красивую музыку и получать удовольствие от собственного исполнения. Учить детей эмоционально отзываться на характерную музыку, передавать музыкальные впечатления в движении. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Закрепить знания детей о средствах музыкальной выразительности. |
«Вальс» муз. А. Грибоедова «Ежик» муз. Д. Кабалевского «Смелый наездник» муз. Р. Шумана «Маша спит» муз. Г. Фрида
|
|
Распевание, пение |
Учить детей внимательно слушать музыку до конца, отвечать на вопросы. Развивать речь, расширять словарный запас, знакомить с окружающим миром. Развивать звуковысотный и тембровый, мелодический слух. Развивать память, внимание, фантазию. Выразительно проговаривать текст. Учить детей правильно интонировать мелодию песен, четко артикулировать гласные звуки в словах. Петь выразительно, передавая ласковый, добрый характер. Повышать интерес детей к музыке. Учить петь группами и сольно, согласованно. |
«Воробей» муз. В. Герчик «Мы запели песенку» муз. Р. Рустамова «Машина» муз. Т. Попатенко «Песенка про хомячка» муз. Л. Абеляна «Ежик» «Новый дом» муз. Р. Бойко Игра «Музыкальные загадки» «Лошадка Зорька» муз. Т. Ломовой
|
|
Игры, пляски, хороводы |
Приучать детей прислушиваться к музыке. Учить согласовывать движения в соответствии с правилами игры. Учить выполнять движения с платочком. Вызывать у детей эмоциональный отклик. Развивать творчество детей в подборе слов для характеристики ребенка. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать внимание. |
«Игра с платочком» р.н.м. «Игра с платочком» хорват.н.м. «Игра с ежиком». М.Сидоровой «Кто у нас хороший?» р.н.п. Игра «Колпачок» р.н.п. «Свободная пляска». Любая веселая мелодия. Пляска «Покажи ладошки» лат.н.п. «Заинька» р.н.п. Игра «Ищи игрушку» р.н.п. |
Апрель
Тема |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Весна (1-я – 3-я недели)
День Победы (4-я неделя) |
Музыкально – ритмические движения |
Развивать координацию рук, внимание. Развивать мелкую моторику. Выполнять упражнения эмоционально, выразительно. Учить детей самостоятельно выполнять упражнения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить реагировать на смену звучания музыки. |
«Дудочка» муз. Т. Ломовой «Мячики» муз. М. Сатулиной «Марш» муз. Ф. Шуберта «Скачут по дорожке» муз. А. Филиппенко «Упражнение с флажками» муз. В. Козырева «Хлоп-хлоп». «Полька» муз. И. Штрауса «Марш и бег под барабан» «Лошадки» муз. Л. Банниковой Упр. «Выставление ноги на пятку» Ф.Лещинской |
Развитие чувства ритма и музицирование |
Учить слушать и четко проигрывать ритмическую формулу. Учить детей играть на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма. Учить выкладывать ритмический рисунок.
|
«Божья коровка» Игра «Веселый оркестр» р.н.м. «Из-под дуба» Зайчик, ты, зайчик» р.н.п. «Танец зайчика» мелодия по выбору «Танец собачки» мелодия по выбору. «Летчик» Е.Тиличеевой «Самолет» М.Могиденко «Петушок» р.н.п. «Паровоз» «Веселый концерт» музыка по выбору «Я иду с цветами» Е.Тиличеевой. «Марш» Ф.Шуберта «Пляска зайчика». «Полечка Д.Кабалевского |
|
Пальч. гимнастика |
Учить отгадывать упражнения без речевого сопровождения. Развивать воображение. Формировать интонационную выразительность. Развивать мелкую моторику, память. Формировать выразительную речь |
«Замок» «Шарик» «Кот Мурлыка» «Коза» «Овечка» «Тики-так» «Мы платочки постираем» «Два ежа» «Две тетери» «Наша бабушка»
|
|
Слушание музыки |
Закреплять понятия о жанровой танцевальной музыке. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать умение выражать характер музыки в движении. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на характер пьесы. Развивать воображение, двигательное творчество. |
«Полечка» муз. Д. Кабалевского «Марш солдатиков» муз. Е. Юцевич. «Вальс» муз. А. Грибоевдова. «Ежик» муз. Д. Кабалевского
|
|
Распевание, пение |
Учить проговаривать текст с паузой. Правильно артикулировать гласные звуки. Приучать эмоционально отзываться на веселую музыку. Расширять знания детей об окружающем мире. Активизировать словарный запас. Учит детей петь слаженно, не отставая и не опережая друг друга. Учить передавать в пении характер музыки. Учить передавать игровой образ. Учить детей начинать пение после муз. вступления всем вместе. |
Распевка «Солнышко» «Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой «Воробей» муз. В. Герчик «Машина» муз. Т. Попатенко «Три синички» р.н.п. «Кто проснулся рано?» муз. Г. Гриневича «Самолет» муз. М. Могиденко «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса «Барабанщик» муз. М. Красева «Летчик» муз. Е. Тиличеевой |
|
Игры, пляски, хороводы |
Создавать радостную, непринужденную атмосферу.
|
«Веселый танец» лит.н.м. Игра «Жмурки» из оперы «Марта» Ф.Флотова «Кто у нас хороший?» р.н.п. Игра «Ловишки с собачкой» муз. И. Гайдна «Свободная пляска» укр.н.м. «Ой, лопнул обруч» «Летчики, на аэродром!» муз. М. Раухвергера |
Май
Тема |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
День Победы (1-я неделя)
Лето (2-я – 4-я недели) |
Музыкально – ритмические движения |
Подводить детей к выполнению подскоков. Учить детей самостоятельно играть на барабане в ритме марша. Учить детей двигаться хороводным шагом с носка. Учить изменять движения в соответствии с 2-х частной формой. Учить детей договариваться друг с другом. Развивать детское творчество. Развивать мелкую моторику, дыхание. Упражнять в ходьбе с флажками бодрым шагом и в легком беге. Следить за осанкой детей. |
Упражнение «Подскоки» франц.н.м. «Марш под барабан» Упражнение «хороводный шаг» р.н.м. «Упражнение с флажками» В.Козыревой Скачут лошадки». «Всадники» В.Витлина. Упражнение для рук. «Вальс». А.Жилина. «Дудочка». Т.Ломовой. «Мячики» М.Сатулиной |
Развитие чувства ритма и музицирование |
Развивать звуковысотный слух. Учить подражать на фортепиано коту и мышкам, играть в разных октавах, играть на одном звуке. Учить детей играть на музыкальных инструментах по очереди в соответствии с 2-х частной формой произведения. Учить детей ритмично прохлопывать, пропевать протопывать и проигрывать цепочки на разных музыкальных инструментах и выкладывать их на фланелеграфе. Развивать умение угадывать инструмент на слух. Развивать навыки игры на различных инструментах. Развивать творчество детей, желание придумывать свою музыку. Запоминать названия долгих и коротких звуков, учить ощущать ритмические формулы. |
«Два кота» польская н.п. «Полька для зайчика» любая музыка в 2-х ч. форме. «Веселый концерт» любая музыка в 2-х ч. форме. «Зайчик ты, зайчик» р.н.п. «Игра «Узнай инструмент» «Полечка» Д.Кабалевского «Я люблю свою лошадку» «Петушок» р.н.попевка «Мой конек» чеш.нар.мелодия «Андрей-воробей» р.н.попевка Игра «Паровоз» («Этот удивительный ритм» стр.7) «Ой, лопнул обруч» укр.н.м. |
|
Пальч. гимнастика |
Учить отгадывать упражнения без речевого сопровождения. Учить проговаривать текст с разной интонацией. Формировать интонационную выразительность, проговаривать шепотом. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику, память. |
«Шарик» «Пекарь» «Замок» «Кот Мурлыка «Два ежа» «Наша бабушка идет» «Овечка» «Тики-так» «Две тетери» «1,2,3,4,5» |
|
Слушание музыки |
Знакомить детей с колыбельной. Учить обращать внимание детей на характер музыки, динамически оттенки. Развивать творческое мышление. Учить сравнивать разные по характеру произведения. Учить детей выражать свое отношение к музыке. Закреплять понятия: нежная, ласковая, теплая, быстрая, задорная, озорная. |
«Колыбельная» муз. В. А. Моцарта «Шуточка» муз. В. Селиванова «Марш солдатиков» муз. Е. Юцевич.
|
|
Распевание, пение |
Учить четко и выразительно проговаривать текст с паузой. Учить узнавать песни по мелодии. Учить петь хором и сольно. Учить подбирать инструменты в соответствии с характером песни.
|
«Зайчик» М.Срарокадоского «Барабанщик» М.Красева «Три синички» р.н.п. «Лошадка Зорька» Т.Ломовой. «Хохлатка» А.Филиппенко «Самолет» М.Могиденко «Собачка» М.Раухвергера |
|
Игры, пляски, хороводы |
Учить проговаривать разными интонациями и в разном ритме. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Учить использовать знакомые танцевальные движения. Учить самостоятельно реагировать на смену характера музыки. Развивать четкость движений. |
Игра «Ловишки с зайчиком» муз. И. Гайдна «Вот так вот» бел.н.м. Игра «Кот Васька» муз. Г. Лобачева «Заинька» р.н.п. «Свободная пляска». Музыка по выбору педагога. «Покажи ладошки» лат.н.м. Игра «Жмурки» из оперы «Марта» муз. Ф. Флотова «Летчики, на аэродром!» муз. М. Раухвергера Игра «Паровоз» «Как на нашем на лугу» муз. Л. Бирнова Пляска с платочками» р.н.м. «Свободная пляска». «Колпачок» р.н.п. «Пляска парами» лат.н.м. |
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Работа с родителями включает несколько направлений:
Просветительский блок (информирование об особенностях детей и подростков с РДА, структуре нарушения, этиологии, возможностях психокоррекции, лечебных центрах, куда можно обратиться за помощью и др.);
Консультативно-методический (разработка рекомендаций, методическое обеспечение, консультативная поддержка семьи по воспитанию подростка с ранним детским аутизмом);
Психокоррекционный и психопрофилактический (оказание профилактической и психокоррекционной помощи самим родителям, у которых возникают психологические проблемы, связанные с воспитанием в семье ребенка с ранним детским аутизмом). В этом блоке проводятся особые сессии для родителей в виде психокоррекционных тренинговых групп, на которых они могут поделиться с окружающими о своей проблеме, рассказать о своих страхах в отношении дальнейшего развития своего ребенка, увидеть, что они не одиноки, получить эмоциональную поддержку других родителей.
Цель работы с родителями - создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, педагоги помогают им:
1. Преодолевать:
· отрицание реального состояния ребенка;
· искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
· дезадаптивное защитное поведение;
· разобщенность с другими членами семьи;
· беспомощность;
· чувство вины, неполноценности;
· страхи.
2. Осознавать и понимать:
· актуальное состояние и развитие ребенка, его здоровья;
· работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;
· других.
3. Разрешать себе:
· меняться;
· моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
· непосредственно воспринимать реальность;
· выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
· принимать ребенка и других членов семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
· диагностика детско-родительских отношений;
· совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком;
· индивидуальные консультации родителей;
· тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
· родительские собрания;
· тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и другими членами семьи.
№ |
|
Формы работы с родителями |
Ответственные |
1. |
|
Наглядная информация: «Семья – мой дом |
Воспитатели |
|
|
родной. Влияние семьи на развитие ребёнка», |
|
|
|
Режим дня; сетка занятий; возрастные |
|
|
|
характеристики детей. |
|
2. |
|
Анкетирование с целью изучения |
Воспитатели |
|
|
индивидуальных особенностей и потребностей |
|
|
|
семьи. Создание социального паспорта семьи. |
|
3. |
|
Диагностика детско-родительских отношений |
Педагог-психолог |
4. |
|
Консультации «Психологические особенности |
Педагог-психолог |
|
|
ребенка, его актуальная ситуация развития», |
|
|
|
«Особенности семейного воспитания, и |
|
|
|
взаимодействия с ребенком с РДА» |
|
5. |
|
Консультация: «Об особенностях речевых |
Учитель - логопед |
|
|
нарушений у детей с ранним детским аутизмом» |
|
6. |
|
Совместные занятия с ребенком и родителями |
Педагог-психолог |
7. |
|
Тренинговые занятия для групп родителей по |
Педагог-психолог |
|
|
коррекции детско-родительских отношений на |
|
|
|
основе результатов диагностики |
|
8. |
|
Индивидуальные консультации (по актуальным |
Педагог-психолог |
|
|
вопросам, по запросу ) |
|
9. |
|
Мастер – класс «Игровые упражнения, |
Воспитатели |
|
|
развивающие мелкую моторику ребенка |
|
10. |
|
Практическое занятие: «В гостях у веселого |
Учитель - логопед |
|
|
язычка» (обучение выполнению упражнений для |
|
|
|
развития артикуляционного аппарата) |
|
11. |
|
Консультация «Играем вместе с мамой» |
Воспитатели |
12. |
|
Памятка «Дети с ограниченными |
Воспитатели |
|
|
возможностями здоровья. 10 заповедей для |
|
|
|
родителей» |
|
13. |
|
Консультация – практикум: «Использование |
Воспитатели |
|
|
пальчиковой гимнастики в работе с детьми с |
|
|
|
ОВЗ» с показом упражнений, выставкой |
|
|
|
литературы |
|
14 |
|
Консультация: «Как пополнить словарный запас у детей» |
Учитель - логопед |
15 |
|
Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом |
Учитель - логопед |
|
|||
|
|
||
|
|
||
16. |
|
Консультация – практикум: «Развитие эмоций |
Воспитатели |
|
|
через творческую деятельность» |
|
17. |
|
Семинар-практикум для родителей на тему: |
Учитель - логопед |
|
|
«Игры и игровые упражнения для развития |
|
|
|
правильного речевого дыхания» |
|
18. |
|
Встреча за круглым столом «Чему мы научились за год» – итог (состояние развития ребёнка) |
Педагоги и специалисты группы |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.