«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Оценка 4.8

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
5 кл
11.02.2017
«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»
Авагина 408 статья №1.docx
Авагина Елена Николаевна лицей№408 учитель первой квалификационной категории Куратор:Филичева Ирина Владимировна 16.12.2015г.выступление на районном семинаре по теме: «Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»      С этого года все школы России успешно перешли на преподавание русского языка и  литературы в системе ФГОС. Я работаю второй год с  участниками образовательного  процесса, прошедших обучение в начальной школе по новым государственным  стандартам. В процессе работы с 2014г. по новым стандартам,  я определила для себя 4 основные проблемы: 1 Составление программы, а именно структура: форма и содержание  2 Методика построения и проведения урока 3 Разработка технологических карт к урокам русского языка и литературы 4 Организация внеурочной деятельности по предмету русский язык Помимо всего эти проблемы обусловлены тем, что:  Русский язык и литература — одни из главных школьных предметов, которые на всю жизнь у человека  определяет его мышление,  способ общения, способность объясниться и понимать другого.   Вопрос личности учителя, авторитета, с которым учащийся учится говорить, читать, обсуждать прочитанное и написанное, так как язык — это предмет, который сам программирует учителей и учеников, и задача учителя — помочь ученику осознать это.  В связи с большой миграцией населения в Санкт­Петербурге  и в других крупных городах России — новая проблема: для многих детей в классах русский   язык   не   родной.   Это   новый   вызов:   из   такого   соседства разноязыких   людей   можно   извлечь   пользу   для   всех,   а   можно   всем сделать хуже. Но бывает и так, что говоришь с выпускником русской школы, а он говорит вроде бы по­русски, но как иностранец, с трудом выбирая слова из довольно скудного лексикона. Значит, язык в его школе и   в   семье   не   был   ценностью.   И   тут   мы   возвращаемся   к   главной проблеме, с которой начался наш разговор.       Итак,   обучение   русскому   языку   в  5   классе  в   образовательном   учреждении реализуется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, разработанной и утвержденной образовательным учреждением.         Целевые   установки   и   цели   изучения   русского   языка   в   школе,   обозначенные   в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Примерной программе по русскому языку для 5­9 классов», определяют следующие приоритетные направления в его преподавании:                                                     1  формирование   представления   о   русском   языке   как   государственном   языке Российской   Федерации,   форме   выражения   национальной   культуры, национальном достоянии русского народа;  освоение   лингвистических   понятий,   особенностей   функционирования языковых и речевых явлений;  усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой   основе   формирование   навыков   нормативного,   целесообразного   и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;  развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;  овладение   важнейшими   общепредметными   умениями   и   универсальными способами деятельности (извлечение информации из различных источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста и др.). Таким   образом,   процесс   обучения   должен   быть   ориентирован   не   только   на формирование   навыков   анализа   языка,   способности   классифицировать   языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных   умений,   как   :   использование   различных   видов   чтения,   информационная переработка   текстов,   различные   формы   поиска   информации   и   разные   способы   ее передачи   в   соответствии   с   речевой   ситуацией,   нормами   литературного   языка   и этическими нормами общения. В соответствии с целями определяется содержание языкового образования. При отборе   содержания   учебного   предмета   «Русский   язык»   в  5   классе  следует ориентироваться   на   «Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования»1, Примерную   программу   по   русскому   языку2,   программы   курса   «Русский   язык»   к действующим   УМК.   Наша   школа   работает   по   УК   Разумовской   Маргариты Михайловны. В курсе русского языка в основной школе четко выделяются 3 содержательные линии:   сознательное   формирование   навыков   речевого   общения   (содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции);  устройство языка и особенности функционирования его единиц (содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций);  раскрытие   связи   языка   с   культурой   народа,   с   национальной   системой ценностей   (содержание,   обеспечивающее   формирование   культуроведческой компетенции). Перечисленные  содержательные   линии  тесно  взаимосвязаны,  интегрированы,  и поэтому   при   изучении   каждого   раздела   курса   обучающиеся   не   только   получают 1 Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –  М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­023147­3. 2 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5­9 классы: проект. – 3­е изд., дораб.  – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­025243­0 предметные   знания,   но   и   совершенствуют   виды   речевой   деятельности,   развивают коммуникативные   умения,   углубляют   представления   о   русском   языке   как   о национально­культурном феномене. При составлении программы  необходимо обратить внимание, что по сравнению с базисным   учебным   планом   2004   года   на   ступени   основного   общего   образования количество часов на изучение русского языка не изменилось. В 5 классе на изучение курса русского языка отводится 170 часов (из расчета 5 часов в неделю).       Для увеличения учебного времени при реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку, могут быть использованы часы из части, формируемой участниками образовательного процесса.«Примерная программа по русскому языку. 5­9 классы»1 определяет   инвариантную   часть   –   90   %,   что   в   5   классе   составляет  157,5   часа. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного   примерной   программой   (10   %,   в   5   классе   –  17,5  часа).   Принципы построения   вариативной   части   курса   определяются   либо   авторами   программ   к конкретному УМК, либо самостоятельно учителем.     Следовательно,   учитель,   составляя   рабочую   программу   на   основе   «Примерной программы по русскому языку» и авторских рабочих учебных программ к конкретному УМК, имеет право менять не более 10 % материала в рамках вариативной части курса2.        Обучение   русскому   языку   в   5   классе   строится   на   основе  коммуникативно­ деятельностного подхода, что предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Поэтому каждый раздел курса русского языка в 5 классе в рабочей программе должен быть представлен в виде двух блоков:  перечень лингвистических понятий (языковые, речевые явления и особенности их функционирования);  основные виды деятельности, формируемые в процессе изучения понятий. Это является важнейшим условием формирования функциональной грамотности, показателем которой является сформированность  универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных. Необходимо при этом осознавать, что формирование функциональной грамотности строится на основе знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления. Требования   к   результатам   освоения   курса   русского   языка   включают   в   себя предметные,   метапредметные  и  личностные  результаты,   что   должен   учитывать педагог   при   составлении   рабочей   программы.   Перечень   всех   видов   результатов представлен в следующих материалах: 1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5­9 классы: проект. – 3­е изд., дораб.  – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­025243­0. 2 Например, определять последовательность изучения материала, изменять количество часов на изучение той или иной  темы, детализировать содержание изучаемой темы, определять пути формирования системы знаний, умений и способов  деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся (Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык. 5­9 классы: проект. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­ 020562­7. – С. 3)  Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования3;   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения2;  Примерная программа по русскому языку3.  Рабочая   программа   по   русскому   языку   в   5   классе   составляется   учителем   в соответствии   с   «Положением  о  рабочей   программе  учебных   курсов,   предметов, дисциплин   (модулей)  общеобразовательного   учреждения»,   в   котором   определены структура и требования к разработке рабочей программы. Выбор   учебника   для   5   класса  осуществляется   в   соответствии   с   приказом Министерства   образования   и   науки   РФ   от   «27»   декабря   2011   г.   №   2885   «Об утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных   учреждениях, реализующих   образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://минобрнауки.рф/) .  В соответствии с федеральным перечнем учебников по предмету «Русский язык» в 5 классе   может   использоваться   10   учебно­методических   комплектов,   входящих   в завершенные предметные линии, содержание которых соответствует ФГОС ООО. Краткая характеристика данного учебника представлена в приложении 1 к настоящему письму.            При составлении рабочих программ и тематического планирования по русскому языку в 5 классе важным является выделение часов по развитию речи и часов для итогового контроля.( представлено в презентации) Количество  специальных часов по развитию речи  в 5 классе определяется выбранным   учебно­методическим   комплектом   и   авторской   программой   к   данному УМК.   Вместе   с   тем   развитие   речи   является   обязательным   компонентом, пронизывающим   всю   систему   обучения   русскому   языку,   следовательно,   на   каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти (триместра) и учебного года. Ее цель – оценить уровень знаний,   сформированность   предметных   и   метапредметных   умений   и   навыков   за определенный учебный период. Рекомендуем   в   5   классе   проводить   в   год   следующее   количество  итоговых контрольных работ (см. таблицу 1). Таблица 1 3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011,  рег. № 19644 / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588  2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /  [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­ 5­09­019043­5. – С. 36­44 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400) 3 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5­9 классы: проект. – 3­е изд., дораб.  – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­025243­0. – С.  6­9. Рекомендуемое1 количество итоговых контрольных работ в 5 классе Диктант Изложение Количество – не менее 3 2 Тип работы Сжатое изложение 1 Сочинение 2 Контрольное тестирование 1 Используемое2 количество итоговых контрольных работ в 5 классе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Таблица 2 Диктан Изложение Сжатое Сочинение Развитие Тип работы т 4 изложение 4 6 Количеств  не о   – менее речи 33 9 Соч.­ миниатюр­2 Соч.­рассужд.­2 Соч.­пов.­2 Соч.­опис.­2 Соч.­ редактирование по картинке 1 Контрольное тестирование 4       Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения  превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»,поэтому сегодня важно не  столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его  общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным  умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых  образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал  начального общего  образования.  Опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет  учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении  возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности  каждого.   Я использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает  пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно  1 Ключевое слово – рекомендуемый. Предложенный материал должен обязательно соотноситься с  конкретной программой, по которой ведётся преподавание русского языка в 5 классе. 2 Ключевое слово – рекомендуемый. Предложенный материал должен обязательно соотноситься с  конкретной программой, по которой ведётся преподавание русского языка в 5 классе. результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и  способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в  группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый  ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету. Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно ­  воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно  изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных  методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая  сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции: 1. Контролирует ход работы в группе.         2. Отвечает на вопросы. 3.Регулирует споры, порядок работы. 4. В крайнем случае, оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе. Как я подбираю группы. Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость,  зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало.  Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии,  антипатии, готовность к сотрудничеству). В своей практике я широко использую на разных этапах урока : 1.Работа в парах, при изучении и закреплении нового материала,       Работу   в   группах   удобно   практиковать   на   уроках   обобщения   закрепления, полученных   ЗУН.,   причём   важно,   чтобы   все   участники   группы   были   включены   в учебный процесс и получили оценки. 2. Игровые технологии и их элементы,(эта тема несколько лет являлась темой по  самообразованию),  материалы размещены на сайте Социальной сети работников  образования nshrtal.ru  http://nsportal.ru/avagina­elena­nikolaevna Например такие как: при проверке д.з. « толстые и тонкие» вопросы, различные виды диктантов «Минутки», «плюс­минусники», цифровые, буквенные диктанты…Игра « В сапёров» при изучении различных видов орфограмм,  «Да­нетка», «Лови ошибку»,Игра «Я   работаю   волшебником».Игра   не   только   пробуждает   интерес   к   работе,   но   и формирует   умение   применять   полученные   знания   в   новых   ситуациях.Например: превратить имена нарицательные в собственные.     Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм(город Изюм). 3.   Проектная   деятельность.   Оформляется   стенд   по   окончанию   месяца,   где выставлялись интересные творческие работы учеников 4. Использование ИКТ технологий 5.   Здоровьесберегающие   технологии   (физкультминутки,   в   зависимости   от   степени усталости детей, зарядка для глаз) 6.Внеурочная   деятельность   для   5   классов,   «Учись   говорить   и   писать   правильно» разработана исходя 1 час в неделю, программа размещена на сайте.      «Время есть величайший из новаторов», ­ говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически   требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми   стандартами   «войти»   нельзя.   Как   показала   массовая   практика,   задача формирования   новой   личности   неосуществима   традиционными   подходами   к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  ­ это веяние времени. Наименование  учебника 8.   Разумовская   М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и   др.   Русский   язык.   5 класс: для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа учеб.     Характеристика УМК по русскому языку для 5 класса ФГОС ООО Приложение 1 Краткая характеристика Примечание Учебник   (и   курс   в   целом)   имеет   ярок   выраженную   речевую   направленность курса. В связи с этим расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена   к   потребностям   практики;   она   вводится   для   того,   чтобы   помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.  Речевая   направленность   курса   усилена   и   в   языковых   разделах:   уделяется внимание семантическому аспекту в изучении фактов и явлений языка.  Новый   материал   вводится   на   фоне   уже   известного,   как   его   развитие   и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний.  Подробную   информацию об   УМК,   программу курса «Русский язык. 5­9 классы»   можно   найти   на официальном сайте издательства   «Дрофа» (http://www.drofa.ru)      На всех этапах обучения в учебнике реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом. Учебник   включает   не   только   обязательное   содержание   обучения   русскому языку,   но   и   дополнительное,   углубляющее   и   расширяющее,   что   позволяет организовать дифференцированное обучение.

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания русского языка в 5 классах общеобразовательных учреждений в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

«Специфика преподавания   русского языка  в 5 классах общеобразовательных учреждений  в условиях перехода на Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017