Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в УВП
Оценка 4.6

Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в УВП

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
09.01.2021
Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в УВП
Психологическое просвещение для педагогов
Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в УВП.docx

"Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в УВП"

 

Необходимо признать, что педагогическое общение, педагогическое взаимодействие – это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности. Грамотное общение дает возможность ребенку и учителю предупредить возникновение противоречий во взаимодействии с другими членами коллектива. Поэтому совершенствование способов общения прямо или косвенно способствует профилактике конфликтов между людьми. Роль правильно организованного педагогического общения велика и потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно педагог. Однако, как бы ни старался педагог, он не может постоянно поддерживать идеальное бесконфликтное состояние, где взрослый и дети живут, учатся, работают в полной гармонии. Ничего идеального, как известно, нет. Конфликты возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.

Педагогический конфликт может затрагивать разные сферы педагогического взаимодействия. Это может быть и учитель–ученик, учитель–родители, учитель–учитель, учитель–администрация.

 

Учитель–ученик

Сейчас я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.

ü С чего будет начинаться взаимодействие учитель – ученик?

ü Что делает учитель, заходя в класс?

ü На что мы обращаем внимание в первую очередь?

Конечно, мы воспринимаем речь человека, его внешний вид, настроение. Происходит восприятие друг друга, ориентируясь на свои впечатления. Но всегда ли впечатления соответствуют действительности? Всегда ли они объективны? Может ли это являться проблемой?

И так из ваших высказываний можно сделать вывод, что конфликт - это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения.

По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными и стабилизирующий. Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте вспомнить примеры из своей жизни.

Важнейшее условие успешного взаимодействия – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Нередко педагог недоволен каким-либо ребенком, не замечая, что сам провоцирует его на нарушение дисциплины.

Так, постоянные угрозы подрывают авторитет учителя, приучают детей безразлично относиться к замечаниям старшего. Тяга взрослого к нравоучениям формирует равнодушие к словам, его просто перестают слушать. Грубость, бестактность, как правило, вызывают ответную грубость. Халатное отношение к выполнению домашних заданий, забывчивость, не исполнительность – результат низкой требовательности взрослого, отсутствие контроля.

Мы работаем с детьми с повышенной возбудимостью и агрессивностью. Они требуют особого внимания. Работая с ними, необходимо до минимума сократить замечания, исключив из арсенала упреки и угрозы. Выбить их из колеи, превратить из союзников во врагов можно очень быстро, позволив себе равнодушный взгляд, мимолетную ухмылку, язвительное замечание. Простое упоминание в присутствии других об их отрицательных чертах характера, демонстрация их слов и поступков, провоцирует их на грубость, нежелание заниматься делом, восстанавливают против педагога, т.е. создается конфликтная ситуация, которая затем должна каким-то образом разрешиться.

Учитель–учитель, учитель–администрация.

      Упражнение «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

 

        Учитель–родители

  Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

 

ТЕСТ "О чём говорят Ваши рисунки"

     Беседуя по телефону или участвуя в заседаниях/совещаниях, мы нередко, почти не отдавая себе в этом отчета, начинаем выводить на листке бумаги узоры, рожицы или геометрические фигуры. Не спешите выбрасывать свои чудачества! Как считают зарубежные психологи, каракули могут немало рассказать о вашем характере или настроении.

ü Спирали, круги, волнистые линии. Чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Возможно, вы переживаете легкий кризис. Сейчас вам необходимо следить за собой, чтобы не вспылить и не нанести собеседнику оскорбление.

ü Цветочки, солнце, гирлянды. На душе у вас вовсе не так весело, как это может показаться, скорее наоборот. Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности. Постарайтесь в ближайшее время побольше находиться среди людей.

ü Сетки. Вы чувствуете, что попали в рискованное или просто неловкое положение. Вы чаще склонны проглатывать обиду и раздражение.

ü  Переплетение сердец. Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Не надо держаться так холодно и скрывать свои чувства. Выскажите их!

ü Узоры, как на обоях.  Такой узор говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор, а может быть, вообще весь ваш образ жизни.

ü Человечки. Это изображение - признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности.

ü Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. Ясно одно: вас легко не проведешь. У вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения. Обычно вы сосредоточены, постарайтесь смотреть на вещи проще.

ü Пчелиные соты.  Такой рисунок говорит о стремлении к спокойствию, к гармонии, к упорядоченной жизни. Также он может означать и желание создать семейное гнездо.

ü Шахматные поля. По-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов.

ü Переплетение кругов. Мысль о стабильной связи? Возможно. Но чаще такой рисунок отражает желание участвовать в чем-то. В настоящий момент вы чувствуете, что находитесь вне событий.

 

И еще одно упражнение, которое хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Упражнение «Пословицы»

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

 

Итог

  Психолог на память дарит участникам памятки по бесконфликтному общению.

 

                                                     Памятка

Бесконфликтное общение

 

ü Спорьте, но не ссорьтесь.

ü Обговаривайте, но не наговаривайте.

ü Сужайте арену конфликта: не говорите " Ты всегда…"

ü Забудьте, что было вчера, не накапливайте в себе злость.

ü Остыньте!    Н.В. Гоголь советовал: "Где "кричат" эмоции – разум "молчит".

ü Будьте эмпатийными – умейте поставить себя на место другого.

ü В неприятностях ищите не истину, а согласие.

ü Не выясняйте отношения – создавайте их.


 

Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в

Способы эффективного решения конфликтных ситуаций в

Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас

Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас

Переплетение сердец. Вы переполнены чувствами

Переплетение сердец. Вы переполнены чувствами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2021