Н.Н.Неклюдова,
учитель музыки МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
Е.Н. Рудакова,
учитель музыки ОБОУ «Суджанская школа-интернат» г. Суджа Курской области
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Способность мыслить нешаблонно делает нас находчивыми, успешными. Часто утверждают, что креативности, творческому мышлению научить невозможно. Но это не совсем так. Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее существующего продукта. Поэтому творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание для него новых ценностей. В жизни от нас часто требуется креативный подход в различных ситуациях.
Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещенные люди. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии.
Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Креативное мышление – это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Творчество является тем мостиком от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Находить и искать оптимальный выход из ситуации, преодолевать ее позволяет человеку креативность. Поэтому для педагога все дети должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках музыки – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. Урок – основная традиционная форма преподавания в общеобразовательной школе – является важнейшим показателем реализации учебной программы. Именно урок музыки предоставляет учителю простор для развития креативности учащихся. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.
Опираясь на ключевые принципы, можно вырастить по-настоящему креативного ребенка.
Использование творческих заданий помогает накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для развития креативности. В процессе приобщения к искусству роль учителя для учащихся является главной и ведущей. Ведь учитель на уроке не только ставит цели и организует между учащимися и художественными произведениями общение, но и создает эмоционально-образную атмосферу познания.
На уроках искусства осуществляется воспитание, образование, обучение и общее развитие детей, т.е. осуществляется процесс познания, что предполагает деятельность мышления. Для детей урок искусства – один из увлекательных, очень интереснейших уроков и самый любимый предмет в школе.
Учащиеся узнают самые необычные, интересные произведения или творения великих людей. Ведь, по мнению учащихся, искусство это не только знание чего-либо нового, это, прежде всего, путь к самореализации, особый способ познания и отражения действительности, познание идеологии мира. Общение с искусством дает возможность ощутить красоту, гармонию и вдохновение. У детей появляется интерес к природе, обществу. Знания по искусству развивают внутренний мир человека. Благодаря урокам искусства увидели множество картин великих художников и загорелись желанием увидеть все эти произведения искусства вживую.
Следовательно, возможности самой музыки развивают креативность (совокупность способностей к творчеству, Е.Торренс ) учащихся. А творческие открытия, которые обязательно сделают учащиеся на этом пути, станут тем самым продуктом творчества на уроке музыки.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» [4].
Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.
Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.
В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.
Важно отметить тот факт, что получить качественные положительные результаты любой деятельности возможно, если работа по развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно,
Искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Урок изобразительного искусства должен увлечь школьников, взволновать их, а взволновав, заставить задуматься.
Искусства должны воздействовать на детей целостно, системно, формируя у них все более высокий уровень эстетического восприятия, являясь новым условием для их продуктивной творческой деятельности. Именно взаимодействие искусств развивает художественно-образное мышление детей, их воображение, эмоциональную отзывчивость.
Музыка редко воспринималась без участия зрительных впечатлений. Трудно представить занятия по изобразительному искусству без использования музыкального ряда. Мало понимать, как важна, как необходима музыка с ее специфическими формами воздействия, важно попытаться определить ее функциональные нагрузки в контексте с тематикой, задачами уроков изобразительного искусства. Музыка, конечно, может звучать как фон для создания определенной обстановки, настроения у работающих детей, при этом важно учитывать ее настроение, силу звучания.
Можно сказать перед звучанием музыки несколько слов, чтобы настроить ребят на определенное восприятие, но возможно, что весь ход предыдущей работы на уроке уже несет в себе настроение музыки, и тогда не нужно объяснений и комментариев, но важно дать возможность ребятам вслушаться в музыку, всмотреться в картину, вдуматься в те жизненные ситуации, которые возникают при этом.
Важно обратить внимание ребят на настроение музыки, средства музыкальной выразительности, наиболее ярко представленные в данном произведении (характер мелодии, темп, ритмические особенности, яркие интонационные обороты, исполнители – оркестр или солисты, тембры инструментов, певцов). При этом сравнить, что общего есть в средствах музыкальной выразительности звучащей музыки и средствах художественной выразительности произведений в связи с темой урока.
Приведем примеры, подтверждающие возможность урока музыки в развитии креативности учащихся. Работая над темой урока «Цвет в произведениях живописи» шестиклассники рисовали осенний букет с разными настроениями – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и др.
В теме посвященной красоте осенней природы, акцентируем учащихся на восприятие прекрасного ковра из листьев золотой осени, и даем прослушать «Осеннюю песнь» П. Чайковского. Это произведение помогает рассмотреть красоту осеннего ковра и отметить красоту каждого отдельного листика, как простой, так и сложной формы.
Якименко Диана. Глуховская Анастасия
Следующим заданием для ребят было: нарисовать четыре больших прямоугольника, озаглавить каждый из них «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», закрасить каждый одним цветом, который больше всего подходит данному времени года. Работы поразили красочной цветовой палитрой. Но чаще всего встречались такие варианты: «Осень» – красный, «Зима» – синий, «Весна» – зеленый, «Лето» – желтый. Все дети объяснили свой выбор цветовой гаммы. Красный – осенняя листва, синий – цвет снега, темных ночей, вьюги, холода; зеленый – первая весенняя травка; желтый – жаркое солнышко.
Козлова Арина.
Затем данное задание было дополнено: закрасить прямоугольники сочетанием разных цветов, подходящих к данному времени года (это могут быть черточки, круги, линии и т.д.). Главное они должны отражать конкретное время года.
Дети подошли к этому заданию творчески, с фантазией. Они изобразили на каждом цветовом фоне самый яркий признак того или иного времени года. На желтом – осенний лист-осень, на синем фоне – снежинка-зима, на бирюзовом фоне – подснежник-весна, на голубом фоне – яркое солнце-лето. Дети выполнили свои творения, несомненно, удачно.
Бабкина Дарья.
Позднее задание усложнилось: глядя на свои рисунки, необходимо было проявить свою фантазию дальше, назвать музыкальные произведения или спеть «осенний», «зимний», «весенний», «летний» напевы. Дети не растерялись и привели примеры, как чувствовали себя в жаркий день, купающимися в реке и что при этом они испытывали? Как себя чувствовали хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ или провожая взглядом улетающую стаю птиц. И напев не был столь же восторженным и радостным, как в первом случае. Рассказали, что с ними было лютой зимой, когда мороз больно пощипывал озябшие пальцы. Ребята поделились впечатлениями о весенних радостных деньках, о прекрасном настроении, когда ярко зеленела травка, везде благоухали запахи тополиной листвы, и совсем по-иному солнце осветило мир.
Как правило, на уроках музыки или изобразительного искусства яркие художественные образы помогают глубже понять то, что пытался донести до нас художник, композитор. Музыка и изобразительное искусство, дополняя друг друга, как бы сливаясь воедино позволяют в слышимом увидеть, в видимом услышать. Дети легко определяют характер, содержание, настроение произведения при помощи дополнительных средств (музыки к изобразительному искусству и изобразительного искусства к музыке).
Итак, нам была предоставлена возможность увидеть, могут ли дети почувствовать настроение, характер мелодии, передать состояние композитора во время написания своего произведения. Проанализировав ситуацию, мы решили предложить детям задание меньшей сложности: прослушав музыкальный фрагмент (из цикла «Времена года» П. Чайковского), соотнести его с состоянием природы в то или иное время года. Для прослушивания были предложены произведения «Февраль», «Апрель», «Октябрь», «Август».
Прослушав отрывки, мы предложили детям изобразить красками то, что им представилось. Результаты были отличными. Практически все справились с этим заданием, смогли услышать главную, центральную тему мелодии. Об этом говорят рисунки детей.
Интересно, что у каждого возник свой неповторимый образ. Каждый сумел «увидеть» в музыке именно то состояние, которое попытался нам передать композитор. Одни объяснили свой выбор палитры так: голубой, бирюзовый, зеленый, желтый – состоянием природы весной, они услышали в музыке звучание капели, будто звон маленьких колокольчиков.
Зубкова Вероника.
Так же выбрали для себя мелодию, которая подарила им ощущение праздника, ясного морозного дня, поэтому рисунок был полон всех цветов спектра от красного до фиолетового. Это, по ее мнению, сверкает снег на солнышке. Ощущение знойного августа другие передали при помощи яркого желтого, оранжевого, зеленого и коричневого цветов, потому что в это время идет уборка урожая. Осень в изображении получилась дождливая, полная ярких красок, создающих великолепный ковер из листьев.
Якименко Диана. Глуховская Анастасия
Таким образом, музыка способствует уже более глубокому проникновению в своеобразие тех или иных природных явлений, состояния природы в различные времена года.
Ознакомление с искусством в школе развивает детскую восприимчивость и способность к восприятию прекрасного в действительности, не оказывая существенного влияния на характер и способы деятельности ребенка.
Достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи способна интеграция предметов эстетического цикла. Это касается объединения музыки и изобразительного искусство, которые гармонично дополняют друг друга.
Дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи, так как циклы базируются на искусстве – музыкальном и изобразительном. В этих случаях, целостным и глубоким становится художественный образ, воспринимаемый и создаваемый детьми.
Критерии творчества, имеющие наибольшее значение для урока музыки следующие: рефлексия как неотъемлемая часть любого познавательного творческого процесса, оригинальность, продуктивность, гибкость, воображение, интуиция. В конце урока дается задание: написать синквейн по пьесе П.И. Чайковского. Этот метод является одним из методов развития критического мышления. Он помогает учиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Времена года П.Чайковского
Астрономические, календарные
Приходят, уходят, удивляют
Я люблю времена года
Годовой цикл…
Особую роль в развитии творческих способностей играет подготовка и проведение внеклассных праздников. В современном мире много самых различных предложений проведения праздников, но самые запоминающимися являются те мероприятия, где дети сами являются актёрами. Ученики во время подготовки к праздникам становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы и делают декорации к сценкам, сочиняют конкурсы для своих одноклассников, родителей. Главная задача в данной работе – это привлечение к работе большего числа учащихся, чтобы никто не оставался в стороне.
Учащиеся проявляют свою активность, обращаясь к образам героического прошлого нашей Родины, создавая композиции на тему Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича.
Щербинина Кристина. Решетникова Мария.
Дети так же рисуют эскизы костюмом, иллюстрации к опере С.С. Прокофьева «Война и мир».
Воронина Анна. Иллюстрации к опере «Война и мир»
С.С. Прокофьева. «Вальс».
В наши дни много внимания надо уделять внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой.
Театральное творчество это еще один из способов творческой (креативной) деятельности, который несет значительный энергетический заряд, коллективообразующий результат и личностно развивающий эффект.
Эстетические интересы ребенка универсальны, что проявляется в многообразии его эстетической активности, жажде творческой деятельности. В.В. Зеньковский писал: «И в сказках, и в рисовании, и в играх, и в танцах, и в лепке, и в пении – всюду дитя ищет воплощение свих чувств. Оттого так много случайного в комбинации элементов образа – основным остается лишь то чувство, которое руководит творчеством и ищет через него своего выражения и питания» [3, с. 212].
Школьный театр организует в единое целое художественно-эстетическую деятельность детей разных возрастов. Это связано не только с сочинением сценария и исполнением ролей, но и с подготовкой музыкального сопровождения, костюмов, декораций, афиш, пригласительных билетов и т.д.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Дети с большим удовольствием создают свой собственный рисованный мультфильм, ориентируясь на звучащую музыку Е. Гладкова.
Поплавская Валерия. Ладоненко Анастасия.
Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир. Занятия в хоре вырабатывают у детей чувство ответственности за коллектив, в котором они участвуют.
В школе проводится множество тематических мероприятий. Благодаря росту музыкального и творческого развития детей, хоровой коллектив нашей школы является постоянным участником всех концертов. При подготовке к данным мероприятиям дети проявляют свои творческие способности. В репертуар входят детские песни разной направленности. Это песни и о России, о природе, о школе, об учителях, о маме, также песни гражданско-патриотической, военно-патриотической направленности и множество других.
Свои творческие достижения по предмету дети с удовольствием демонстрируют на вокальных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх и получают заслуженные награды. Кроме всего этого, занятия музыкой воспитывают в учащихся очень важное понимание того, что неточное, неаккуратное, фальшивое никогда не может быть ни хорошим, ни красивым. Они на своем опыте убеждаются в том, что эти два понятия внутренне связаны между собой.
Креативность – неотъемлемая часть человеческой духовности, творческого саморазвития личности. Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше, а еще это способность критически осмысливать и совершенствовать свои разработки.
Ведущая цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха. Детское творчество неисчерпаемо и безгранично. Нестандартное мышление ребенка стимулирует любое творчество. Мы стараемся научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.
Литература
Книжные издания:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы: [Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов] / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, З.У. Жантекеева. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 175,[1] с.; 21 см.; ISBN 5-625-00844-2.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 347 с.
4. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: адаптив. вариант / Е.Е. Туник. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 174, [1] с.: ил., табл.; 21 см. – (Комплексная психодиагностика).; ISBN 5-9268-0461-2
5. Утемов В.В. Развитие креативности учащихся основной школы [Текст]: решая задачи открытого типа / Вячеслав Викторович Утемов. – Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2012. – 186 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-3-659-12630-7
Книга из ЭБС (электронная библиотечная система):
1. Ермолинская Е.А. Взаимодействие искусств как дидактическая основа художественно-творческого развития детей и юношества // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №1. – 2006. –
URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ermolinskaya_10-12-2006.htm. – (дата обращения: 17.04.2022). – Режим доступа: для зарегистр. пользователей. – Текст: электронный
Статья из журнала:
1. Гладких З.И. Феноменология детства в проекции художественно-творческого развития личности // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. 2007. № 3 (47). С. 10–30.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.