Сравнение долей (Урок введения нового знания)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля». 2. Продолжать учиться читать и записывать доли. 3. Формировать представления об алгоритме сравнения долей. 4. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа. 5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_ur41-42.doc
Математика, 3­ий класс. Урок 41 (§ 1.37).  Тема:   Сравнение долей  (Урок введения нового знания) Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».             2. Продолжать учиться читать и записывать доли.             3. Формировать представления об алгоритме сравнения долей.             4. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.             5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. а) – Реши примеры, установив предварительно порядок действий.         6 • 10 – 40 : 10           (37 – 21 : 3) : 10        27 + (19 + 3)                 9 • 4 + 32 : 4        94 – (6 + 5)                  (18 + 33) – 4 • 2 б). Реши задачу. (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   средиII. Постановка  проблемы  (знакомимся…). • Бобр может откусывать от ствола щепки, длина которых в 3 раза  больше, чем 5 см. Какова длина этих щепок?  • В магазин привезли 72 кг конфет по 12 кг в коробке и 60 кг печенья по 6 кг в коробке. Сколько всего коробок кондитерских изделий  привезли в магазин? 3  4  5  2   1. Работа в парах. Задача № 1, с. 80. ­ Прочитайте задачу. ­ Какая часть растений приготовлена для Вени? А для Алисы? ­ Подумайте и обсудите, какая часть больше?  ­ А как это узнать, объяснить? Мы умеем это делать? ­ Какой основной вопрос урока?  Текст со знаком ?!. Цель работы: постановка проблемы. ­ Сформулируйте ответ на основной вопрос урока. 3   7   5  2 ­ Давайте посмотрим, как это узнала Алиса. Задание № 2, с. 80. ­ Одинаковые ли полоски взяла Алиса? ­ Какая доля полоски получилась у Алисы больше? Почему? 2. Фронтальная работа. Задание № 3, с. 80. ­ Объясните, как найти доли каждого из этих чисел. ­ Давайте сравним получившиеся числа. ­ Какой вывод можно сделать? ­ Проверьте в учебнике. предложенных словарей,   справочников.   учителем энциклопедий,     ­ 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения;III. Первичное  закрепление  (применяем…). IV. Тренинг  (выбираем…). 3   7   5 Работа с объяснением и проверкой. Задания № 4, 5, с. 80. ­ Сравните размеры прямоугольников. ­ Найдите самую маленькую закрашенную долю прямоугольника. ­ Назовите все доли в порядке возрастания. ­ Запишите доли в порядке убывания. Проверка решения  индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? 4   5   5 1. Самостоятельная работа. Задание № 6 (1­я строка). Задача № 7а, с. 81. Проверка решения  индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;   ТОУУ     определять 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; в ТОУУ– Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 4   5   5 2. Фронтальная работа. Задача № 7в, с. 81. ­ Прочитайте задачу. ­ Какие числовые данные вы нашли? ­ Как взаимосвязаны эти величины? ­ Какая модель поможет понять условие задачи? (схема). ­ Как обозначить на схеме 1/3 часть всех планет?  ­ Прочитайте вопрос задачи? ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. ( 45 + 54 ) : 3 = 30 (п.) 4   5   5 Задача № 8, с. 81. ­ Прочитайте задачу. ­ Какие числовые данные можно увидеть на рисунке? ­ Для чего они нужны? ­   Вспомните   формулу   нахождения   объёма   прямоугольного параллелепипеда. ­ Что сказано об объёме шкафа с коллекцией? ­ Прочитайте вопрос задачи? 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  2. – в созданных совместно с  педагогом на уроке ситуациях  общения и сотрудничества,  опираясь на общие для всех  простые правила поведения,  делать выбор, как себя вести. сотрудничатьV. Итог урока. VI. Возможное домашнее задание. ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. ( 2 ∙ 2 ∙ 6 ) : 4 = 6 (м3) ­ С какими новыми знаниями вы познакомились  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задача № 7б, с. 81. Задание № 6 (2­я строка). По желанию задание № 9, с. 81. Решение: Из таблицы видно, что условия задачи выполняются только для второй строки. Ответ: кристалл уронил Веня. Урок 42 (§ 1.38).  Тема:   Нахождение числа по доле  (Урок введения нового знания) Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».             2. Продолжать учиться читать и записывать доли.             3. Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.4. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.             5. Начать рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.             6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Задания № 1, 2, с. 82. ­ Прочитайте и обсудите задания.  ­ Найдите заданные доли и сравните их. ­ Какое правило сравнения долей вам помогло? ­ Как нашли 1/3 долю данного отрезка? (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди предложенных учителем   словарей, энциклопедий,   справочников.   II. Постановка  2   3 3  ­   добывать   новые   знания: информацию, извлекатьпроблемы  (знакомимся…). III. Открытие  нового (узнаём  новое) IV. Первичное  закрепление  (применяем…). Задача № 3. Цель   работы:  создание   проблемной   ситуации   и   организация диалога.  ­ Прочитайте задачу. ­ Какую часть составляют 3 снурика? ­ Знаете ли вы, как найти всех снуриков? ­ Какой возникает вопрос? ­ Сравните свой вопрос с текстом со знаком ?!. ­ Предложите свой способ. 7.   5 ­ Алиса предложила найти число по­своему. 1. Задание № 4. Цель   работы: связанного с нахождением числа по его доле. ­ Сколько долей по 3 см получила Алиса? ­ Как найти целое число по его известной доле? 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. 4   5   5   2   Работа в парах. Задания № 5, 6. ­ Используя новое правило, решите задачи. а). 16 ∙ 5 = 80 (лет) б). 80 : 10 = 8 (лет) – Алисе;      89 + 8 = 97 (лет) – гному Вене. в).  3 ∙ 12 = 36 (дн.) – собрался провести;       36 – 3 = 33 (дн.) – уже провёл на Земле.  помочь   детям   уяснить   смысл   действия, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений.   ­ 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом;V. Тренинг  (выбираем…). Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2   3   5 Самостоятельная работа. Уравнения № 8, с. 83 Проверка решения  индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Фронтальная работа. Задание № 10, с. 83 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;   ТОУУ     определять 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; в ТОУУ 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться­ Прочитайте задачу. ­ Рассмотрите чертёж куска ткани. ­ Предложите свой способ составления выкройки носового платка. Решение: VI. Итог урока. VII. Возможное домашнее задание. ­ С какими новыми знаниями вы познакомились  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задания № 7,   9   с. 83 Возможны задания из дидактического материала. принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  сотрудничать     2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести.