Средства самореализации воспитанников с нарушением слуха
на занятиях творческого объединения «Очумелые ручки»
Какие проблемы возникают у детей с нарушением слуха в процессе социализации? Дефект слуха имеет свой социальный характер. У каждого дефекта есть свое лицо.
Есть это "лицо" и у глухоты и немоты. У Рафаэля есть картина под названием La Mutta - Немая. Художник очень точно изобразил маску немоты на лице красивой девушки. В данном случае немота является социальным последствием глухоты. Убрать эту печать с лица глухого учащегося - главная цель каждого педагога и школы в целом.
Какую роль в этом случае играет педагог дополнительного образования? Чем он может помочь ребёнку в ходе учебно-воспитательного процесса? У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего «выполнить себя». Педагог должен видеть резервы ребёнка и создать ему условия для их реализации, помочь раскрыть свою уникальную индивидуальность. Именно через занятия творческого объединения ребёнок ощущает себя самим собой, расширяет свои созидательные возможности, воспитывается потребность быть постоянно занятым. Опыт дополнительного образования убеждает в том, что это одно из самых эффективных средств создания благоприятных условий для рационального использования ребёнком своего свободного времени, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства.
Реализация индивидуальных возможностей детей осуществляется через деятельность дополнительной образовательной программы «Очумелые ручки» декоративно-прикладного направления и ориентирована на формирование эстетической и экологической культуры. Содержание программы включает несколько видов деятельности: природный материал и флористика, бумага и картон, лепка из солёного теста, изонить, папье – маше, бумажные цветы.
В своей практической деятельности использую элементы различных педагогических технологий: игровой, исследовательской, проблемного обучения, обязательным на занятиях является применение здоровьесберегающих, компьютерных и информационных технологий. Большое внимание уделяю физкультминуткам, которые проводятся в игровой форме и с элементами театрализации.
Все эти технологии неразрывно связаны с методами и формами обучения, стимулируют их художественную инициативу. Образовательный процесс строится на поисковой активности детей, творческом отношении к выполнению заданий, а также на повышение интереса детей к обучению через технологические карты, образцы рисунков, простейшему чертежу, собственному замыслу ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.
В своей педагогической деятельности опираюсь на авторскую концепцию личностно-ориентированного образования профессора И.С.Якиманской. Педагогическую систему воспитания выстраиваю на принципах: уважения к личности ребенка, доброжелательного общения, оценки его личностного роста и развития. Как показала практика, это создает творческую атмосферу на занятиях, обеспечивающую ребёнку психологический комфорт, чувство уверенности в себе, настраивает на общение, которое играет важную роль в обучающем процессе.
Например, в ходе обсуждения темы экскурсии «В гостях у природы» ребята знакомятся с природой родного края и его экологией. Поэтому подбирается материал, в котором заложен духовный потенциал постижения нравственных ценностей добра, красоты, чувства юмора, удивления перед чудесами мира и созерцание природы.
Занятия дают большие возможности для формирования эмоциональной сферы личности. Дети не просто изучают язык искусства, приобретают умения и навыки работы с различными материалами, инструментами, техническими средствами и учатся видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать ему, различать эмоциональную окраску окружающего мира, передавать пережитое в образах.
Многое из того, что усваивает учащийся, забывается, но остаётся навык работы с материалом, заложенный на занятиях, поэтому формы их проведения различны: дискуссия по теме: «Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха», деловая игра: составления слов из слова по определённой теме, самостоятельная работа, творческий отчёт.
Наиболее удачно проходят занятия – практикумы: конкурсы, защита проектов: «Твори, выдумывай, пробуй!», и экскурсии по темам: «Осенние мотивы», «Вальс цветов». По итогам обучения каждого учебного года проводится итоговое занятие, на котором каждый учащийся представляет свою творческую работу по одному из разделов программы, в той технике, которая ему понравилась больше - такой подход позволяет проявить способности наиболее ярко, неповторимо!
Одним из важнейших аспектов моей работы с детьми является диагностика результативности обучения. Три раза в год провожу мониторинг знаний, умений, навыков и творческого развития личности учащихся. Для определения уровня обученности мной разработан инструментарий (карточки, опросники, тесты, лото, кроссворды). Провожу исследование уровня развития креативных способностей, нравственных качеств, удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью. Формы и методы отслеживания результатов следующие: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, участие в творческих отчётах и выставках.
Динамика развития творческих способностей наблюдается на протяжении всего курса обучения.
Стабильный рост количества победителей. Сохранность контингента в творческом объединении составляет 96% по причине смены места жительства.
Результаты диагностических исследований подтверждают, что избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребёнка, дают возможность развить коммуникативные способности в творческой деятельности.
Соблюдение принципов организации личностно-ориентированного обучения позволяет достичь качественных результатов. Учащиеся творческого объединения «Очумелые ручки» неоднократно становились победителями конкурсов разного уровня.
За последние пять лет воспитанники творческого объединения получают стипендии Губернатора Новосибирской области, благотворительного фонда «Наш день».
В процессе дополнительного образования ребёнок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации в социуме. Публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.
Я считаю, главной задачей на сегодня, чтобы из стен школы выходили социально - адаптированные личности. Поэтому вся деятельность педагога направлена на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.
Занятия творческого объединения декоративно - прикладного искусства «Очумелые ручки» создают все условия для самореализации. Занятия – это тот мир, в котором живёт ребёнок.
В своей педагогической деятельности я следую словам В.А. Сухомлинского, «…у каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики, надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном». И наша роль – педагогов дополнительного образования, заключается в создании необходимых условий для того, чтобы этот «звон» становился все ярче и ярче в процессе развития творческого потенциала воспитанников, независимо от уровня их индивидуальных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.