«Станционный смотритель»
Оценка 5

«Станционный смотритель»

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
7 кл
05.01.2024
«Станционный смотритель»
«Станционный смотритель».docx

 «Станционный смотритель»

Цели: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе.

Дополнительная литература для учащихся: статья В. И. Коровина о «Станционном смотрителе» // А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М., 1999.

Теория литературы: повесть, сборник, вымышленный автор.

Словарная работа: притча, лубок, лубочная картинка

Оборудование: иллюстрации к «Повестям Белкина», репродукции лубочных картинок или репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына».

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Слово учителя.

Мы с вами познакомились с эпическими и драматическими произведениями А. С. Пушкина. Повесть, как вы помните, относится к эпическому роду литературных произведений. (Стр. учебника 409 (II-236, НИ). Пушкин написал и объединил под заглавием «Повести Белкина» пять повестей, об одной из которых — «Станционный смотритель» — мы сегодня будем говорить.

Во времена Пушкина, как вы знаете, передвижение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.

Учащиеся вслух читают начало повести, где описывается быт станционного смотрителя. Вводится понятие «маленького человека».

«Маленький человек» — это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

 

III. Сообщение об истории создания сборника «Повести Белкина»

Еще будучи в ссылке Пушкин сформулировал основной закон своего прозаического повествования «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Уже тогда он замышляет целый ряд прозаических произведений, который остались незаконченными. Пушкин в работе над повестями придумывает некоего мемуариста, от имени которого и ведет свой рассказ. Пять повестей объединены одним именем — некоего Белкина. (Здесь можно прочитать введение к повестям «От издателя»). Действия этих повестей происходят на фоне больших исторических событий, но главное содержание их — жизнь обыкновенных людей, их радости и печали.

— Для чего, как вы думаете, Пушкин придумывает образ Белкина, от имени которого, якобы, рассказываются все эти истории?

(Рассказ о «маленьких людях» ведется от имени «маленького человека», что придает повестям достоверность и дополнительную занимательность.)

 

IV. Словарная работа.

Выясняются по словарю понятия: повесть, сборник, вымышленный автор.

 

V. Ученики читают описание жилья станционного смотрителя.

Обращается внимание на присутствие лубочных картинок на стенах на сюжет блудного сына. Определения словарных слов записываются в словарик.

— К кому, по-вашему, относится эпиграф повести?

(К смотрителю станции Самсону Вырину.)

— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной властью. Нет, не соответствует. Вырин слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди. Пушкин часто использует слово «бедный», говоря о нем.)

 

VI. Рассказ подготовленного ученика о сюжете евангельской притчи.

(Можно сократить текст этой притчи и дать распечатку текста каждому ученику).

Лк. 15. 11-32: «Еще сказал <Иисус>: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю строну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же там он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад он был наполнить чрево свое рожками, которые ели свинье; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; и пропадал, и нашелся». И начали веселиться.. Старший же сын его был в поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся»

— Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести?

— Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?

(Оба оставляют отчий дом против воли отца, обоих отец прощает).

— Что отличает?

(Судьба девушки оказывается более счастливой, чем судьба героя притчи; она возвращается в родные места, когда отец уже умер.)

— Как меняется главный герой на протяжении повести?

(В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый», во второй — Вырин постарел: «...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как 3 или 4 года могла превратить бодрого мужчину в хилого старика».)

— Что же произошло с Выриным? Кто виновник таких перемен в главном герое?

(Проезжай гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер:»Старик не снес своего несчастья...».)

— Как относился Вырин к происшедшему с дочерью?

(Он горевал о ее печальной участи, и не мог поверить, что ее жизнь сложилась, вопреки его ожиданиям, счастливо.)

— Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?

(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин — маленький чин, бедный смотритель почтовой станции. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

— Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер?

(Он уверен, что ее ждет неминуемое несчастье, что Минский подержит и бросит Дуню.)

— Почему он сразу решил, что она будет несчастной?

(Потому что патриархальные традиции в подобной истории предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой).

— Разве смотритель не понимает этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?

(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, а не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)

— Что поддерживает Вырина в его убеждении? Прочитайте описание картинок, которые рассматривает рассказчик, первый раз появившись на станции.

(Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок...» до слов «...приличные немецкие стихи».)

Вместе с детьми делается предположение о том, что Пушкин хотел показать этой деталью. Дочь Самсона Вырина, приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним. «Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей». (По В. И. Коровину)

— Что вы можете назвать основой повести?

(Тему одиночества и страданий Самсона Вырина, которому не нашлось места рядом с любимой дочерью в мире знатных и богатых Минских.)

Вы рассмотрели главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная — станционного смотрителя.

— Для чего в повесть введена тема «блудного сына»? Каков основной композиционный прием, используемый автором при таком построении сюжета?

(Основной прием — противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная «блудная» Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин домой.)

 

V. Подведение итогов.

Один из интереснейших исследователей творчества А. С. Пушкина М. Гершензон писал, что Самсона Вырина погубило не какое- то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в “Станционном смотрителе”».

— Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? Почему?

— Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, — это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?

 

Домашнее задание.

1. Читать повесть до конца.

2. Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Жуковского, Державина, Пушкина.

3. Написать сочинение на одну из тем:

— «Мой любимый герой Пушкина»;

— «Мой Пушкин»;

— «Главная мысль в повести «Станционный смотритель».

 

 

 


 

Станционный смотритель» Цели: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе

Станционный смотритель» Цели: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе

К смотрителю станции Самсону Вырину

К смотрителю станции Самсону Вырину

Он горевал о ее печальной участи, и не мог поверить, что ее жизнь сложилась, вопреки его ожиданиям, счастливо

Он горевал о ее печальной участи, и не мог поверить, что ее жизнь сложилась, вопреки его ожиданиям, счастливо

Домашнее задание. 1. Читать повесть до конца

Домашнее задание. 1. Читать повесть до конца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024