«Станционный смотритель»
Цели: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе.
Дополнительная литература для учащихся: статья В. И. Коровина о «Станционном смотрителе» // А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М., 1999.
Теория литературы: повесть, сборник, вымышленный автор.
Словарная работа: притча, лубок, лубочная картинка
Оборудование: иллюстрации к «Повестям Белкина», репродукции лубочных картинок или репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Слово учителя.
Мы с вами познакомились с эпическими и драматическими произведениями А. С. Пушкина. Повесть, как вы помните, относится к эпическому роду литературных произведений. (Стр. учебника 409 (II-236, НИ). Пушкин написал и объединил под заглавием «Повести Белкина» пять повестей, об одной из которых — «Станционный смотритель» — мы сегодня будем говорить.
Во времена Пушкина, как вы знаете, передвижение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.
Учащиеся вслух читают начало повести, где описывается быт станционного смотрителя. Вводится понятие «маленького человека».
«Маленький человек» — это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
III. Сообщение об истории создания сборника «Повести Белкина»
Еще будучи в ссылке Пушкин сформулировал основной закон своего прозаического повествования «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Уже тогда он замышляет целый ряд прозаических произведений, который остались незаконченными. Пушкин в работе над повестями придумывает некоего мемуариста, от имени которого и ведет свой рассказ. Пять повестей объединены одним именем — некоего Белкина. (Здесь можно прочитать введение к повестям «От издателя»). Действия этих повестей происходят на фоне больших исторических событий, но главное содержание их — жизнь обыкновенных людей, их радости и печали.
— Для чего, как вы думаете, Пушкин придумывает образ Белкина, от имени которого, якобы, рассказываются все эти истории?
(Рассказ о «маленьких людях» ведется от имени «маленького человека», что придает повестям достоверность и дополнительную занимательность.)
IV. Словарная работа.
Выясняются по словарю понятия: повесть, сборник, вымышленный автор.
V. Ученики читают описание жилья станционного смотрителя.
Обращается внимание на присутствие лубочных картинок на стенах на сюжет блудного сына. Определения словарных слов записываются в словарик.
— К кому, по-вашему, относится эпиграф повести?
(К смотрителю станции Самсону Вырину.)
— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?
(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной властью. Нет, не соответствует. Вырин слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди. Пушкин часто использует слово «бедный», говоря о нем.)
VI. Рассказ подготовленного ученика о сюжете евангельской притчи.
(Можно сократить текст этой притчи и дать распечатку текста каждому ученику).
Лк. 15. 11-32: «Еще сказал <Иисус>: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю строну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же там он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад он был наполнить чрево свое рожками, которые ели свинье; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; и пропадал, и нашелся». И начали веселиться.. Старший же сын его был в поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся»
— Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести?
— Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?
(Оба оставляют отчий дом против воли отца, обоих отец прощает).
— Что отличает?
(Судьба девушки оказывается более счастливой, чем судьба героя притчи; она возвращается в родные места, когда отец уже умер.)
— Как меняется главный герой на протяжении повести?
(В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый», во второй — Вырин постарел: «...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как 3 или 4 года могла превратить бодрого мужчину в хилого старика».)
— Что же произошло с Выриным? Кто виновник таких перемен в главном герое?
(Проезжай гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер:»Старик не снес своего несчастья...».)
— Как относился Вырин к происшедшему с дочерью?
(Он горевал о ее печальной участи, и не мог поверить, что ее жизнь сложилась, вопреки его ожиданиям, счастливо.)
— Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?
(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин — маленький чин, бедный смотритель почтовой станции. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
— Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер?
(Он уверен, что ее ждет неминуемое несчастье, что Минский подержит и бросит Дуню.)
— Почему он сразу решил, что она будет несчастной?
(Потому что патриархальные традиции в подобной истории предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой).
— Разве смотритель не понимает этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?
(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, а не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)
— Что поддерживает Вырина в его убеждении? Прочитайте описание картинок, которые рассматривает рассказчик, первый раз появившись на станции.
(Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок...» до слов «...приличные немецкие стихи».)
Вместе с детьми делается предположение о том, что Пушкин хотел показать этой деталью. Дочь Самсона Вырина, приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним. «Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей». (По В. И. Коровину)
— Что вы можете назвать основой повести?
(Тему одиночества и страданий Самсона Вырина, которому не нашлось места рядом с любимой дочерью в мире знатных и богатых Минских.)
Вы рассмотрели главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная — станционного смотрителя.
— Для чего в повесть введена тема «блудного сына»? Каков основной композиционный прием, используемый автором при таком построении сюжета?
(Основной прием — противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная «блудная» Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин домой.)
V. Подведение итогов.
Один из интереснейших исследователей творчества А. С. Пушкина М. Гершензон писал, что Самсона Вырина погубило не какое- то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в “Станционном смотрителе”».
— Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? Почему?
— Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, — это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?
Домашнее задание.
1. Читать повесть до конца.
2. Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Жуковского, Державина, Пушкина.
3. Написать сочинение на одну из тем:
— «Мой любимый герой Пушкина»;
— «Мой Пушкин»;
— «Главная мысль в повести «Станционный смотритель».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.