"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)
Оценка 4.8

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
16.11.2018
"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)
Публикация является частью публикации:
Иван Сусанин.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ 4 класс по теме «Иван Сусанин. О подвигах, о доблести, о славе…» Цель: познакомить   учащихся   с   образом   защитника   Отечества   через различные   виды искусств. Задачи:  показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;  осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи;  развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;  формировать умение давать эмоционально­образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;  совершенствовать вокально­хоровые навыки;  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;  воспитывать нравственно­эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок­дискуссия. Оборудование: сборники   песен,   репродукции   картин,   портреты   композиторов, аудиозапись. Организация урока: вход в класс под хор «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева из кантаты «Александр Невский», музыкальное приветствие. Эпиграф.  Нету счастья выше, нету чести выше, Чем любимой Родине служить! А.С. Ерикеев Ход урока I. Организационный момент.Слайд №1 Музыкальное приветствие. Распевание. ­ Сегодня я хочу начать урок с исполнения хорошо известной вам песни.  ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Как подрасту так стану я военным» ­ Какое настроение вы почувствовали в этой музыке? ­ О чем или о ком это произведение? ­ Каким изображает мелодия защитника Отечества? Вступительное слово учителя. У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов «отец», «отчий дом», «отчий край»,  «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто  защищает нашу Родину, есть защитник Отечества. Я думаю, вы догадались, что на этом  уроке мы будем говорить о защитниках Отечества Слайд №2Тема нашего урока «О подвигах, о доблести, о славе» О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины.  Каких вы знаете защитников отечества? II. Изучение нового материала. ­ Образы героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941­1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему? С чем это связано? Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались   завладеть   нашими   землями,   богатствами   поработить   наш   народ.   Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. ­ Сегодня мы познакомимся с оперой русского композитора М. Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя».  Слайд №3    Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. Давайте вспомним: 1. кто воспитывал мальчика? 2. Какое любимое занятие было у М.И.Глинка? 3. Что он любил слушать часами? 4. Во сколько лет его поместили в благородный пансионат? 5. Почему он стал писать русскую музыку? 6. Кто говорил такие слова: «Глинка? Уж не Глинка, а форфор?  Слайд № 4 Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера М.И.Глинки в 4 актах с эпилогом. Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал её в дирекцию  императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два условия ­ отказаться от  денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать её «Иван  Сусанин» но его заставили назвать произведение «Жизнь за царя». Премьера состоялась в  1836 г. в Петербурге. В опере описано подлинное историческое событие – подвиг костромского крестьянина села Домнина Ивана Осиповича Сусанина.   Москва уже была освобождена от польской армии, но  отряды шляхтичей  ещё бродили по  русской  земле. Один  из  таких  отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь». Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что  соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними в заснеженный  лесс ­ дремучий, непроходимый. «Эту сцену в лесу я писал зимой, ­ вспоминал Глинка, ­  всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо  переносился в положение моего героя, что волосы у меня самого становились дыбом и  мороз подирал по коже». Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают привал и засыпают Сусанин остаётся один со  своими мыслями. Он исполняет  арию. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре.  Слайд № 5                           АРИЯ СУСУНИНА Анализ произведения: ­ Ребята, кто­нибудь уже может сказать мне, что такое ария? ­ Как музыка передаёт внутреннее состояние главного героя? ­ Какие строчки помогают нам понять и почувствовать, что происходит на душе у героя? ­ Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина? ­ О чем поет Иван Сусанин? ­ Правильно, ребята, конечно, я согласна с вами! Ведь на самом деле Иван Сусанин поёт о  том, что умирая, он переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем  закончится война. Но знает, что пожертвуя собой весь русский народ объединится, станет еще сильнее. Начинается метель. Они чувствуют беду и начинают допрашивать Сусанина: «Признайся  сейчас ­ ты хитришь или нет!» На что русский крестьянин с достоинством отвечает:  «Хитрить мне нужды нет». Последние мысли Сусанина о Родине. Последнее объяснение крестьянина с захватчиками трагично. На вопрос: «Куда завёл ты нас?» ­ он отвечает:  «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и чёрный враг костей не  заносил». Победным торжеством звучат последние слова Сусанина: «Родной край  спасён! О, Русь моя, живи вовек!» Так завершается сюжет оперы.  Вопросы для закрепления: 1. Что нового внёс Глинка в оперу? 2. Какое подлинное историческое событие легло в основу сюжета оперы? 3. Как была названа опера при премьере? Почему? 4. Раскрой основную идею произведения Глинки. 5. Как можно определить жанр оперы? 6. Какова роль эпилога оперы? ­ Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что  даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между  работой на заводах, они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали  концерты, после которых обязательно происходили танцы. Каждая воинская часть имела свой коллектив, и почти каждый коллектив свое «Яблочко». МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА Слайд № 6 И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат». Слайд № 7 В далеком 1875 году Россию облетела весть. Во время мятежа в Каканде, мученическую  смерть за веру принял унтиафицер Фома Данилов. От попавшего в плен русского солдата  требовали отречься от Христа и принять Ислам обещая за это не только сохранить ему  жизнь, но и наградить деньгами. Но Фома решительно отверг эти предложения. 21 ноября  на праздник введение во Храм Пресвятой Богородицы, после третьего отказа сменить  веру, палачи, связав Данилова, стали стрелять в него наносив мучительные раны, от  которых 29 летний герой, умирал в течении часа. Пощады он не просил и по  свидетельству туземцев, умер, как батыр. Фома Данилов, был обыкновенным человеком,  может быть и не каждый день молился, любил погулять, и вдруг велят ему переменить  веру, а не то мученическая смерть. Но не смотря на то что его ожидает, этот не  приметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив  состязателей.  Спустя век, подвиг Фомы Данилова повторил другой русский парень Евгений Родионов. О время Чеченской войны он был призван в пограничные войска, стоявшие на границе Ингушетии и Чечни. В феврале 1996 года вместе с другими пограничниками, Евгений  Родионов попал в плен к Чеченским боевикам. Как потом выяснилось, после 100 дней  неволи и жестоких пыток, сослуживцы Евгения были расстреляны, а сам он обезглавлен за отказ снять нательный крест и принять Ислам. Пострадать за веру, воину Евгению  Родионову, выпало в день своего рождения. 23 мая 1996 года, ему исполнилось лишь 19  лет, день жестокой казни совпал еще и со светлым праздником Вознесение Господне.  Старание его матери, тело было выкуплено у мучителей и захоронено близ деревни  Сатино­Русское, Московской области возле церкви Вознесения Христово. Здесь лежит  русский солдат Евгений Родионов защищавшись Отечество и не отрекшився от креста,  такие слова начертаны на могильном кресте в память о воине мученике. Так два простых  воина Фома Данилов и Евгений Родионов явили пример удивительного мужества приняв  мученическую смерть за православную веру, первый во времена царской России, второй в  наше время. Роднит их то, что оба были достойны церковного прославления. Десятки  портретов его находятся в храмах, пишутся иконы.  Таким   образом,   в   русской   классической   музыке   представлено   много патриотических   произведений,   раскрывающих   образ   защитника   Отечества   с   разных сторон. И сегодня, мы с вами разучим песню «Сыны России»   РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. IV. Итог урока. Повышенный интерес к Родине и проблеме ее защиты возникает у писателей, художников, музыкантов   в   связи   с   военными   событиями   современности   или   памятными   датами героического   прошлого.В   заключение   нашей   встречи   мне   хочется   пожелать   стать   вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке. Мы прошли столетия с Россией От сохи до звездного крыла, И взгляни – все то же небо синее И над Волгой та же тень орла. И еще немало будет пройдено Коль зовут в грядущее пути, Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живет и умирает с ним. Все пройдет, а Родина –Останется, Если мы то чувство сохраним.                                                                  В.Фирсова «Чувство родины» Выход под музыку. Звучит хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)

"Старый замок" М.П.Мусоргский (4 класс, музыка)
Скачать файл
Бесплатно для учителей.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб.
10 документов.