Статус школы, как фактор эмоционального благополучия
Проблема эмоционального благополучия является очень актуальной в современной психологии, так как положительное эмоциональное состояние, является одним из наиболее важных условий для развития личности. Эмоциональное благополучие, являясь компонентом психологического здоровья непосредственно связанно с удовлетворением потребности в общении, установлении теплых, доброжелательных отношений в семье, между детьми и родителями, создание благоприятной атмосферы в школе. В данной статье рассматривается вопрос зависимости эмоционального состояния обучающихся от статуса учебного заведения на базе средней школы, и двух гимназий города Чебоксары. В нем приняли участие 78 обучающихся седьмых классов. Из них 30 обучаются в школе, 22- в гимназии № 10, 26 - в гимназии № 11.
Эмоции — один из наиболее важных аспектов учебной деятельности. При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. «Эмоции и интеллект взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни» [1]. Они оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: повышают эффективность обучения, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность, стимулируют познавательную активность обучающихся. От эмоций во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.
«Использование понятия «эмоциональное благополучие» в качестве самостоятельной, полноценной категории психологической науки, во многом осложняется тем, что исследования этого феномена носят нечеткий и несистематизированный характер. В первую очередь трудности связаны с тем, что до сих пор не существует единства мнений о структуре данного явления» (7). Обзор литературы показывает, что к проблеме эмоционального благополучия, так или иначе обращаются практически все авторы, занимающиеся исследованиями эмоций. «На данный момент проблема эмоционального благополучия личности рассмотрена в психологии опосредованно и в целом остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления» (6).
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
Аффект является острым проявлением эмоции, обычно вызван воздействием извне. В состоянии аффекта человек действует и принимает решения на основании лишь испытываемой эмоции. В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», в котором субъект не управляет собой, а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии усиливает аффект. «Отрицательные эмоции вызывают негативные аффекты, и наоборот. Например, когда человек чувствует страх (аффект) за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект), но стоит человеку совладать с аффектом и не поддаться ему, реакция меняется на противоположную — уверенность (аффект) в себе, а отрицательная эмоция может смениться положительной» [3].
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. В первую очередь эта значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений. Например, вкус сытной пищи сопровождается приятными переживаниями, болевые ощущения — неприятными. Уже на этом уровне эмоции разделяются на два полярных класса: положительные (вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъект к их достижению и сохранению) и отрицательные (стимулируют избегание вредных воздействий). В дальнейшем вместе с эволюционным развитием нервной системы эмоции все более и более дифференцировались в различные типы, имеющие свои психофизиологические особенности. У человека помимо эмоций, непосредственно связанных с физиологическими потребностями его организма (голод, жажда, самосохранение и пр.), так называемых низших эмоций, развиваются и занимают исключительное место в его жизни эмоции, связанные с удовлетворением социальных потребностей (эстетических, моральных, интеллектуальных и др.), так называемые высшие эмоции. Эти сложные эмоции формируются с участием сознания в результате социокультурных влияний, они в значительной степени могут контролировать и тормозить низшие эмоции (в простейшем примере: голод может направлять наше поведение на поиск пищи, но если рядом есть кто-то более слабый или нуждающийся, то нравственные чувства подскажут, что сначала нужно поделиться пищей с ним). Эмоции необходимы как для организации поведения, основанного на инстинктах, так и для приобретения индивидуального опыта: осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и избеганию не оправдавших себя форм поведения. Таким образом, эмоции значительно влияют на нашу жизнь, при этом далеко не всегда сами эмоции и их влияние на поведение в достаточной мере осознаются человеком.
Эмоции можно разделить на положительные, отрицательные, нейтральные.
Положительные эмоции: радость, любовь, смех.
Отрицательные эмоции: грусть, злость, страх, скука, усталость, хвастовство, обида.
Нейтральные эмоции: спокойствие, удивление, смущение.
Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы, реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает «зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения» [5].
За последние 20 лет ученые узнали достаточно много о процессах в мозге, которые связаны с возникновением и переживанием различных эмоций. Мы не можем утверждать, что нейрофизиологические процессы являются причиной возникновения определенных эмоций, или, наоборот, что эмоции запускают те или иные определенные процессы в нашем мозге, но они совершенно точно протекают в связи друг с другом. Существуют внешние факторы, которые вызывают эмоции, и есть внутренние — мысли, воспоминания. Судя по всему, мы испытываем эмоции тогда, когда происходит что-то действительно важное. Позитивное или негативное. Большинство ученых согласны с тем, что возникновение эмоций у человека было связано с его эволюцией. Эмоции возникли для того, чтобы мы могли эффективно реагировать на нечто значимое.
Эмоции помогают нам в решении проблем, с которыми люди постоянно сталкивались в ходе эволюции. Ну, очевидный пример — страх. Если на нас сейчас в этой комнате выпрыгнет лев, мы испугаемся — и обратимся в бегство. Это пример того, как эмоции помогают нам мобилизоваться. Функции эмоций: оценочная — быстрая, обобщенная оценка происходящих событий; побудительная — формирование поведения на основе оценки собственных потребностей и происходящих событий; коммуникативная — мимика и пантомимика позволяют передать свои переживания и свое отношение к окружающему (невербальное общение). Функция эмоций, таким образом, заключается в том, чтобы помочь индивиду реализовать уже «заученную» в ходе эволюции адаптацию к окружающей среде. С другой стороны, они же могут нам и навредить, когда проявляются в неподходящих ситуациях..
В классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: «аффекты, собственно эмоции и чувства» [3]. С точки зрения К.Э. Изарда, у «человека существуют десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина» [4]. В отечественной психологии эмоции изучали П.К. Анохин, П.В. Симонов, С.Х, Раппопорт, А.Н. Леонтьев и другие.
Изучение литературы показало, что большинство работ посвящены способности эмоций оценивать отражаемые явления и изучению эмоционального интеллекта. Изучению связи между учебным заведением и самочувствием (по К.Изарду), уделяется мало внимания. Поэтому мы решили провести исследование с целью выявления влияния школы на эмоции обучающихся.
В процессе выполнения работы использовались эмпирические методы (наблюдение, опрос, тесты), сравнительный метод исследования. Методологическую основу исследования составили научные принципы: развития, единства личности, системности. Для диагностики эмоционального состояния использовалась методика «Шкала дифференциальных эмоций». Она разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины.
Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной.
Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т. п.
Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т. п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т. п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности.
Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т. п. и стремится продемонстрировать все это другим людям.
Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
Обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. Также вычисляется коэффициент самочувствия по формуле, приведенной в приложении 1. Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека, если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
Всего в тестировании участвовало 78 семиклассников. Из них 30 обучаются в 7А классе школы (20 девочек, 10 мальчиков), 22- в 7А классе гимназии № 10 (12 девочек, 10 мальчиков), 26 - в 7В классе гимназии № 11 (13 девочек, 13 мальчиков). Результаты практически от пола не зависят, поэтому акцентировать внимание на гендерной принадлежности мы не будем
Тестирование было анонимным. Результаты даны в таблице 1 «Общие результаты тестирования» и диаграмме 1 «Эмоции обучающихся».
Таблица 1 «Общие результаты тестирования»
Эмоция |
Школа (количество-проценты) |
Гимназия № 10 (количество-проценты) |
Гимназия № 11 (количество-проценты) |
Итого (количество-проценты) |
Интерес |
6-20% |
8-36% |
11- 42% |
25- 32% |
Радость |
17-57% |
14-64% |
9- 35% |
41- 53% |
Удивление |
3-10% |
3-14% |
2- 8% |
8- 10% |
Горе |
1-3% |
1-4% |
5- 19% |
7- 9% |
Гнев |
5-17% |
1-4% |
0- 0% |
6- 7% |
Отвращение |
1-3% |
1-4% |
2- 8% |
4- 5% |
Презрение |
0-0% |
0-0% |
0- 0% |
0- 0% |
Страх |
0-0% |
0-0% |
0- 0% |
0- 0% |
Стыд |
7-23% |
3-14% |
2- 8% |
12- 15% |
Вина |
3-10% |
3-14% |
0- 0% |
6- 7% |
Диаграмма 1 «Эмоции обучающихся»
Большинство протестированных - 41 ученик, что составляет 53%, испытывают радость, причем 64% обучающихся 10-ой гимназии и 57% - школы и 35% гимназии № 11. Втрое место занимает интерес. Его испытывают 25 человек- 32%, таких больше в 11 гимназии – 42%, в 10 гимназии-36%, и 20% обучающихся школы, участвовавших в тестировании. Ни один ребенок не отметил у себя чувства страха и презрения. Разница между ответами обучающихся есть по гневу: его больше испытывают ученики школы (5 человек- 17%), чем школьники 10 гимназии (1 человек- 4%) и ни одного в гимназии 11. Некоторое удивление вызывают результаты по шкале «радость»: ее больше испытывают ученики 10 гимназии- 64% протестированных, 57% учащихся школы и всего 35% обучающихся гимназии № 11.
Также вычислили коэффициент самочувствия. Результаты приведены в таблице 2 «Коэффициент самочувствия».
Таблица 2 «Коэффициент самочувствия»
Школа |
Коэффициент самочувствия
|
СОШ |
1,5
|
Гимназия № 10 |
1,7
|
Гимназия № 11 |
1,6
|
По Изарду, если он больше 1, то у человека преобладает повышенное настроение. Мы видим, что у обучающихся всех трех школ - положительный (гипертимный) тип акцентуации характера. Различие в количестве детей с коэффициентом больше 1,0, дано на диаграмме 3. Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека. Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека [4].
Диаграмма 2 «Самочувствие»
Таблица 3 «Настроение»
Коэффициент самочувствия |
Школа (количество-проценты) |
Гимназия № 10 (количество-проценты) |
Гимназия № 11 (количество-проценты) |
повышенное настроение |
24 - 80% |
20 - 91% |
23 – 89% |
пониженное настроение |
6 - 20% |
2 - 9% |
3 - 11% |
Из результатов видно, что разница по показателям «повышенное настроение» в школах есть, но она небольшая. Результаты обучающихся 11 гимназии совсем незначительно отличаются от результатов школы, в то время как у учеников 10 гимназии разница больше. Например, эмоции радости у них ощутимо больше, чем у обучающихся 11 гимназии (у них даже меньше, чем у учеников школы). Только по шкале «интерес» результаты обучающихся гимназий ощутимо больше, чем у учеников школы (40% гимназистов против 20% школьников).
Мы приходим к выводу, что эмоциональное благополучие не связанно со статусом образовательной организации. Некоторое отличие в позитивную сторону у обучающихся 10 гимназии, скорее всего, связано с тем, что в 11 гимназии эти дети обучаются уже седьмой год, а в 10 гимназии только второй. Интересно было бы посмотреть на результаты учеников 5 гимназии через 7 лет обучения в ней. Конечно, все результаты относятся только к ученикам данных классов.
Анализировать собственные результаты в сопоставлении с данными аналогичных работ других авторов не можем, так как таких исследований мы не нашли. Наша работа посвящена сравнительному исследованию эмоциональных состояний обучающихся гимназии и средней школы. В работе сделана попытка установить, как тот или иной статус учебного заведения влияет на эмоциональное благополучие учеников. В исследовании приняли участие 78 обучающихся седьмых классов, из них 48 обучающихся гимназии и 30 обучающихся школы.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
- больше всего обучающиеся испытывают радость;
- у обучающихся преобладают позитивные эмоции;
- наша гипотеза о том, что существует связь между статусом образовательного учреждения и особенностями эмоционального благополучия учеников не подтвердилась.
Новизна заключается в изучении зависимости эмоционального состояния обучающихся от статуса образовательной организации.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что проанализирована связь между школой и эмоциональными состояниями, преобладающими у обучающихся.
Список литературы.
1.Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.
2 Мацумото Д. Психология и культуры. СПб., 2003. С. 280.
3 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 470.
4 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2003. С. 214.
5. Изард К. Э. Психология эмоций. Питер, 2007. С. 464.
Интернет ресурсы:
6. Психологическое благополучие: теоретические подходы https://www.b17.ru/article/146279/
7.Структура эмоционального благополучия https://cyberleninka.ru/article/n/struktura- emotsionalnogo-blagopolu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.