Здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день.
В основы здорового образа жизни входят факторы, помогающие сформировать здоровый организм и стабильную психику. На сегодняшний день известно множество патологических заболеваний, которые вызываются окружающей средой. Это рождает необходимость в укреплении организма.
статья Формирование ЗОЖ школьников в научной работе-1.docx
Автор работы: Гуацаева Ирина Валерьевна,
учитель начальных
классов,
МБОУ СОШ № 1 г.Ардона
Формирование здорового образа жизни школьников
в научной исследовательской работе
Здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний,
но и совокупность социального, физического и душевного благополучия.
Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем
здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ,
появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день.
В основы здорового образа жизни входят факторы, помогающие
сформировать здоровый организм и стабильную психику. На сегодняшний
день известно множество патологических заболеваний, которые вызываются
окружающей средой. Это рождает необходимость в укреплении организма.
Формирование у школьников установки на здоровый образ жизни в
научной деятельности становится одной из самых актуальных задач в
настоящее время. Выбор технологий, методов и приемов работы с учащимися
по формированию у школьников установки на здоровый образ жизни в
научной деятельности, является приоритетной задачей в настоящее время.
Отправляя детей в школу, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок
хорошо учился, научился продуктивно общаться со сверстниками и
учителями, становился самостоятельным. И порой мы совсем забываем о
здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального
внимания. Поступление в школу – один из сложнейших переходных периодов в
жизни человека. К первокласснику предъявляются уже совсем не те
требования, что раньше: в его обязанности входит учеба, дополнительные
занятия дома, посещение секций, музыкальной или художественной школы. К
тому же сами по себе школьные уроки представляют собой нечто совершенно
новое для него: необходимо тихо сидеть, слушать учителя и не отвлекаться,
отвечать перед всем классом. Необходимость соблюдать дисциплину даже на
переменах также может восприниматься как трудновыполнимое требование.
В дополнение к внешним условиям в организме ребенка происходит
серьезная физиологическая перестройка. Снижается активность вилочковой
железы, увеличивается продукция гормонов половых желез, гипофиза,
надпочечников. Интенсивное развитие нервной системы с преобладанием
процессов возбуждения затрудняет усидчивость и объясняет высокую
эмоциональность. Нередко именно в этот период характер ребенка может
неожиданно измениться как в лучшую, так и в нежелательную сторону.
Модель деятельности педагога по формированию у школьников
установки на здоровый образ жизни в научной деятельности направлена на
мотивацию детей (желание заботиться о своем здоровье). Основными
подходами к созданию данной модели явились системный и деятельностный.
«Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности
объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых
нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта,
как говорят, системообразующую связь» [3, с.11]. Системный подход к
формированию установки на здоровый образ жизни в научной деятельности
заключается в необходимости осуществлять научную деятельность, которая
способствует взаимосвязи усвоенных знаний о здоровье, здоровом образе
жизни, об основных способах укрепления и сохранения здоровья и их
практическим освоением. «Деятельностный подход ориентирует на анализ структуры учебной,
общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников,
изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие
субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена;
средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и еѐ результаты.
Вовторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной
работы по выбору и организации деятельности ребѐнка, по активизации и
переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и
обоснованному планированию деятельности, еѐ организации и регулированию,
контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности» [3, с.11].
Методологическую основу данной модели составили принципы
научности, природосообразности, сознательности и активности.
Системообразующим блоком в модели является целевой блок. Основная
цель – формирование у школьников установки на здоровый образ жизни в
научной деятельности. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
информировать учащихся о значимости здорового образа жизни;
формировать мотивацию к здоровому образу жизни;
выработать у учащихся практические навыки сохранения и
сбережения здоровья;
воспитать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью.
Способы реализации этих задач отражены во втором блоке модели –
модели лежат
содержательно
здоровьесберегающие технологии. Н.К. Смирнов трактует это понятие как все
деятельностном.
В основе
те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных
качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни[4, с.1]. Здоровьесберегающие технологии предполагают
применение различных форм и методов работы с учащимися.
Содержательнодеятельностный блок модели содержит также тематику
мероприятий, направленных на формирование у школьников установки на
здоровый образ жизни. Она представлена двадцатью восьмью занятиями,
которые включают проведение спортивных праздников, эстафет, конкурсов,
экскурсий, формирующих у учащихся интерес к занятиям спортом.
Данная модель обеспечивает единство физического, психологического,
духовнонравственного и социального здоровья учащихся.
Психическое здоровье человека является важной составной частью
общего здоровья человека, поэтому мы включили темы, формирующие
данный вид здоровья. На таких занятиях детям дается представление о
душевном здоровье человека, выясняется, какое у учащихся бывает
настроение, рассказывается, каким образом сделать настроение хорошим. С
целью формирования у школьников умения контролировать и анализировать
свое поведение и эмоции, умение снимать раздражительность, усталость и
недовольство, проводятся психотренинги.
Духовнонравственное и социальное здоровье понимается как система
ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде, поэтому имы
включили темы, формирующие представление о добре, доброте, о хороших,
добрых поступках, показывающих их ценность, а также формирующих у
учащихся дружелюбие и чувство справедливости.
Мероприятия, направленные на формирование у школьников установки
на здоровый образ жизни в научной деятельности, содержат досугово
развлекательную деятельность (участие в викторинах и конкурсах, игры и
т.п.).
Последний блок модели – диагностикорезультативный блок, который
содержит следующие критерии:
когнитивный,
эмоциональный и
поведенческий. Данный блок дает возможность оценить эффективность
мотивационный,
реализации модели и сформированность у школьников установки на
здоровый образ жизни в научной деятельности. Блок включает такие средства
диагностики как анкета «Представления о здоровье», тесты «Отношение
детей к своему здоровью», «О правильном питании», а также валеологические
ситуации, которые помогают детям овладеть нормами и правилами
поведения.
Результатом реализации данной модели является сформированность у
школьников установки на здоровый образ жизни в научной деятельности.
Здоровый образ жизни школьника в научной деятельности – это основа
гармоничного развития личности, поэтому не стоит жалеть усилий на
создание оптимальных условий для ребенка.
Список литературы
1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной
школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /
Е.А. Менчинская. М.: ВентанаГраф, 2018. 112 с. (Педагогическая
мастерская).
2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших
учебных заведений [Текст]/ И.П. Подласый. М.: Дрофа, 2016. 576с.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.
(Под редакцией В.А. Ядова) Л., «Наука», 2017. 264 с
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст].Г.К.
Селевко. М.: Просвещение, 2018. 156с.
5. Сиденко, А.С. Метод проектов: История и практика [Текст]/А.С.
Сиденко//Завуч. 2016.№ 6. С.96111.
6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе[Текст]. / Н.К. Смирнов. М.: АПК и ПРО,2017.121с. 7. Сергеева, О. А. Применение здоровьесберегающих технологий
[Текст]. /О. А. Сергеева//Интернет журнал "Социальная сеть работников
образования". 2018. Режим доступа www.
nsportal.ru
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.