Статья.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья - рассуждение молодого педагога на тему: "Психолого-педагогические основы условия адаптации и развития молодого учителя". В данной статье рассматриваются такие вопросы, как - с чем же сталкивается молодой педагог, придя в школу? Какие психолого-педагогические условия адаптации и развития возникают в жизни специалиста? Происходит рассуждение условий адаптации.Текстовый документ.
Иконка файла материала статья.doc
Миронова Екатерина Ильинична, учитель географии МАОУ Улётовская средняя общеобразовательная школа, село Улёты. Психолого-педагогические основы условия адаптации и развития молодого учителя.Учитель! Знай и верь, что ты  самый необходимый человек                                                                        на земле. М. Горький         В   мире   профессий   специальность   учителя   занимает   особое   место.   С помощью   учителя   формируется   требуемый   обществом   «тип   личности», подрастающие   поколения   приобщаются   к   тем   богатствам,   которые выработало   человечество,   учатся   постигать   себя,   готовятся   к   будущему творчески   созидательному   индивидуальному   способу   общественной жизнедеятельности и активно включаются в социальную практическую жизнь.      Особая роль в решении этих задач принадлежит молодым учителям.        С   чем   же   сталкивается   молодой   педагог,   прейдя   в   школу?   Какие   психолого­педагогические условия адаптации и развития возникают в жизни специалиста?      Для молодого специалиста, пришедшего в школу, этап выбора профессии, как и годы учения, остались позади. Начался новый период – утверждение себя  в  профессии.  Ещё  совсем   недавно  он  размышлял   над  тем,  кем   быть, какую   профессию   избрать,   быть   или   не   быть   учителем…   Сегодня   вопрос может решаться иначе: правильно выбрана его профессия или нет? Совпадёт ли этот выбор с тем, что называют обычно призванием?        Прежде всего, молодой педагог  сталкивается с несовместимостью той педагогической теории, которую учитель изучал на студенческой скамье с той реальной   ситуацией,   требующей   в   каждом   единичном   случае   своего специфического, индивидуализированного подхода.     Молодой педагог должен научиться совмещать теорию и практику, причём именно   практика   оказывается   далеко   не   та,   про   которую   рассказывал методист в университете.       Одновременно   начинающий   педагог   в   своей   жизнедеятельности   адаптируется   к   профессиональной   среде,   к   своему   нахождению   в педагогическом   коллективе.   Это   не   менее   серьёзная   проблема,   поскольку молодой   учитель   должен   активно   содействовать   воспитательному   иразвивающему   процессу.   Смена   микросоциального   окружения   неизбежно сопровождается   перестройкой   привычных   отношений,   изменением ценностных ориентаций. Для молодого учителя будет очень благоприятным условием,   если   у   него   появится   наставник,   который   имеет   большой жизненный и педагогический опыт. В известном утверждении говорится о том, что   учатся   только   на   своих   ошибках,  но   наставник   поможет   встретить   те трудности, которые возникают перед молодым педагогом более легче и мягче. Единственная проблема, которая присутствует в настоящее время – это то, что наставниками не все желают быть. Попросту, молодой учитель встречает все трудности и горести в одиночку и борется с ними тоже сам, как может.     Вновь пришедшему в коллектив молодому учителю требуется определённое время,   в   течение   которого   будет   накапливаться   его   собственный   опыт, устанавливаться  внутренняя связь со  старшими  коллегами, вытекающая  не просто   из   межличностного   общения,   а   из   совместных   педагогических решений, поиска, раздумий, преодоления трудностей.         Обилие больших и малых дел, напряжённый бюджет рабочего времени, продолжительный  и  нелёгкий  умственный   труд  делают  особо  актуальными для   молодых   людей   проблемы   самоорганизации,   поиск   преодоления конфликта между личной и профессиональной сферами жизни.          Совместить личную жизнь и новую захватывающе удивительную жизнь школы порой бывает очень трудно, даже психологически сложно. Тем более, если   у   молодого   педагога   уже   есть   семья   и   маленький   ребёнок.   Многие учителя выходят на работу, ещё не отдав ребёнка в детский сад (если есть с кем   оставить).   В   связи   с   этим   встаёт   проблема   наиболее   полной   и основательной подготовки к урокам, а о внеклассных мероприятиях уже и речи быть не может. И молодому педагогу психологически трудно пережить этот период.     Ещё одно условие адаптации – это связь с детским классным коллективом. Как воспримут учащиеся нового и тем более молодого педагога? Как стать авторитетом   для   ребят?   Встречается   очень   много   школ,   где   молодым педагогам   дают   именно   трудные   классы.   У   этих   классов   проблемы   с дисциплиной,   с   успеваемостью.   И   конечно   очень   трудно   работать   в   таких классах, одновременно изложить учебный материал и установить дисциплину. Поэтому   с   первых   шагов   самостоятельной   деятельности   особое   значение приобретает умение учителя быстро   ориентироваться, правильно оцениватьсложившуюся обстановку и принимать решения по организации необходимых воспитательных действий.          Молодой учитель приходит в школу учить детей. Но с первого же дня она   должна   стать   для   него   самого   школой,   своеобразным   педагогическим университетом. Процесс этого обучения развёрнут во времени. Он охватывает все периоды жизни учителя, углубляя от этапа к этапу его представления о своём «я». Но основа его оценки самого себя закладывается в первые годы профессиональной жизни.                 Среди   начинающих   свой   трудовой   путь   учителей   есть   подлинные энтузиасты,   способные,   талантливые   люди,   которые   не   придают   большого значения   той   маленькой   зарплате,   проблемам   с   классами,   с   показателями успеваемости и обучаемости , а также многим другим трудностям, которые возникают перед молодыми специалистами. Их глубокие знания, эрудиция, оригинальность мышления определяют их устойчивую самостоятельность в решении профессиональных задач. Школа остро нуждается в подобного рода учителях,   и   поэтому   необходимо   очень   осторожно   относиться   к   их самобытности,   оригинальности,   творческим   заявкам.   Их   надо   всячески поддерживать,   создавать   условия   для   творческого   самоутверждения, доверять   их   потенциальным   возможностям,   понимать   нестандартный   ход мышления, поощрять интересные начинания, поручать ответственные участки работы.   Яркая   индивидуальность   учителя   создаётся,   если   угодно, одержимостью,   неудовлетворённостью   сделанным,   постоянным   поиском средств,   поля   деятельности   в   школе,   порождается   неустанной   духовной деятельностью,   преданной   любовью   к   избранной   профессии   и   работой, работой, которая только и может совершенствовать педагогический талант.     Можно сказать, что это счастливая пора «учительского детства», когда всё по   силам,   всё   по   душе.   Верить   молодым   и   внушать   им   веру   в   себя, воодушевляться ими и их воодушевлять, что так необходимо в становлении личности   молодого   человека   и   Учителя.   В   отношении   к   таким   молодым кадрам может быть только одно наставление: дерзайте, вы талантливы!