Статья "Балготворительные концерты в залах Санкт-Петербурга"
Оценка 4.6

Статья "Балготворительные концерты в залах Санкт-Петербурга"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
искусство
Взрослым
20.04.2021
Статья "Балготворительные концерты в залах Санкт-Петербурга"
Выступление на Открытой международной конференции Научно-исследовательских проектлов "Царскосельские старты"
Статья благотворительные концерты.docx

 

 

 

 

                    XXVI открытая проектно-исследовательская конференция     

                                                          школьников

«Царскоселькие старты»

ГБОУ  Гимназия № 406              

 

 

 

 

          Тема: Благотворительные концерты в залах

 Санкт-Петербурга

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

                              Педагог ОДОД  гимназии №406

                             Аксентова Татьяна Маргаровна

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Санкт-Петербург,

г. Пушкин

2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концертные  залы Санкт-Петербурга

мариинка2.jpg

 Каждый из вас может не только найти любимое дело, но и подумать, каким образом делать так, чтобы его плоды были востребованы другими людьми. Я думаю, многие из вас знают про благотворительные, общедоступные  концерты. Мне стало интересно, а есть ли в нашем городе такие концерты,  и в каких залах их устраивают.

 Традиция благотворительности в области культуры в нашей стране имеет многовековую историю. Всему миру известны имена таких меценатов как С.Т.Морозов, П.М.Третьяков, С.Г.Строганов, С.И.Мамонтов, М.П.Беляев, С.П.Дягилев. В XX веке в силу целого ряда различных исторических событий эта традиция в нашей стране была размыта. В советский период истории деятели культуры находились в привилегированном положении. Профессия музыканта, например, была очень уважаемой и, как сказали бы сегодня, «престижной». Телевидение и радио ежедневно транслировали концерты классической музыки. Государство само являлось меценатом культурной сферы, субсидировала её, и потребность в благотворителях в этой области в те годы временно стала не так остра.... Искусство, по сути, является питательной средой для развития в человеке нравственного и духовного начала. 2018 год объявлен президентом, годом добровольчества, волонтерства и сейчас мы можем наблюдать возрождение многовековой традиции благотворительности в области культуры и искусства. Многие профессиональные музыканты, известные деятели искусств, а также студенты и учащиеся консерватории, училищ и колледжей, ДМШ и ДШИ участвуют в благотворительных акциях, концертах, фестивалях.

 Впервые традиция общедоступных музыкальных концертов (собраний), возникшая в России еще во второй половине XIX века, возрождается не в филармонических залах, а на музейной территории, в залах картинных галерей.Форма общедоступных концертов имеет глубокие исторические корни и впервые была инициирована Русским музыкальным обществом в 1860-х годах. Большая заслуга в продвижении подобных концертов для широкого слушателя всех сословий принадлежала пианисту-виртуозу, дирижеру, основателю московской консерватории Николаю Рубинштейну и князю Николаю Петровичу Трубецкому. Именно он выступил инициатором проведения общедоступных концертов, в том числе и в Московском Манеже, вмещающем до 12 тысяч слушателей. В 19 веке любой концертант, желающий устроить концерт, должен был изначально согласовать дату и получить разрешение от полицейского начальства и Дирекции императорских театров. Ибо при существовавшей тогда государственной монополии на зрелища законодательные нормы регулирования концертов как вида публичных зрелищ были представлены в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений. Только благодаря первому Уставу Русского музыкального общества члены организации наконец смогли проводить концерты более свободно, не испрашивая разрешения на то у Дирекции императорских театров. Это стало возможным исключительно благодаря замене термина «концерт» на термин «музыкальное собрание».   

images (8).jpg

Розовый павильон - памятник русской истории и культуры первой четверти XIX века. Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех районов: Парадного поля Новой Сильвии и Белой березы недалеко от самого большого пруда названного Розовопавильоным.

Первоначальное здание являлось до 1812 года дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну, тем более что в эти годы она уже находилась на территории расширившегося Павловского парка. Архитектор Андрей Воронихин, являвшийся в это время главным архитектором Павловска перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. Павильон был окружен замечательным розарием, откуда и пошло название павильона. Над главным фронтоном была надпись по-французски "Павильон роз".

В годы войны павильон был уничтожен. С конца 1970-х гг. по инициативе А.И.Зеленовой на основе исторических документов были начаты восстановительные работы. Сейчас павильон восстановлен. 25 июня 2014 года по инициативе директора оркестра «Corpus Medicorum» (Мельбурн) Ф. Антиппы состоялся концерт и благотворительный бал в Павильоне Роз. Собранные средства были переданы одному из медицинских учреждений Санкт-Петербурга, специализирующемуся на лечении больных раком лёгких. Ежегодно проводятся такие фестивали как «Музыкальный марафон» , «Классика без границ» и т.д. В этих концертах выступают как именитые артисты , так и студенты, выпускники музыкальных училищ, а также ученики музыкальных школ и гимназий. Наша гимназия им. Ахматовой тоже участвовала в марафоне к 240-летию Павловска.

images.jpg 

История Певческой капеллы Санкт-Петербурга началась задолго до основания города на Неве: в 1479 году по указу Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков. 27 мая 1703 года этот хор пел при закладке Петропавловской крепости, и с тех пор остался в Петербурге. Хор, состоящий только из мужчин и мальчиков, славился сильными голосами: певчих отбирали по всей России. Уже при Петре I капелла превратилась в крупнейший профессионально-музыкальный центр: царь принимал участие в судьбе капеллы, а иногда даже пел в хоре, исполняя партию баса. Хоровое пение считалось неотъемлемой частью придворной культуры: с участием хора проходили церковные службы, торжественные церемонии, государственные праздники и знаменитые петровские ассамблеи. Статус придворного певчего был очень почетен, а некоторые из участников хора даже пользовались особой благосклонностью царского дома: например, украинский певчий Алексей Розум стал морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны, и ему был пожалован титул графа Разумовского.

На том месте, где сегодня стоит здание капеллы, раньше находился великолепный трехэтажный особняк зодчего Ю. Фельтена. В 1808 году здание было приобретено государственной казной для размещения в нем придворных певчих, но вскоре стало очевидно, что особняк Фельтена с трудом удовлетворяет потребностям капеллы: не хватало концертного зала, учебных студий для мальчиков-певчих, да и просто жилых комнат для всех воспитанников. После многочисленных достроек и перестроек дома Фельтена, которые не дали желаемого результата, было решено полностью перестроить Капеллу. В 1886-1889 годах проект по сооружению новой Капеллы был осуществлен архитектором Л. Бенуа. В здании, выполненном в формах итальянского Возрождения и русского классицизма, разместился один из лучших в акустическом отношении залов Европы.0bnTDK1v4mw.jpg

История Государственной академической капеллы тесно переплетена с историей развития русской музыкальной культуры: с ней связано возникновение первого русского хора, первой специальной музыкальной школы, первого русского симфонического оркестра. На ее сцене многие музыкальные произведения прославленных композиторов были исполнены впервые, и именно здесь формировались традиции русской профессиональной музыки.

В конце 19 века капелла стала одной из крупнейших в Европе, объединяя в себе хор, симфонический оркестр, учебное заведение и великолепный зал с органом. В программах концертов капеллы звучали шедевры мировой классики и произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова и многих других. По инициативе Римского-Корсакова в 1885 году при капелле был создан Придворный оркестр, ставший первым государственным симфоническим оркестром.

В 1927 году в зале капеллы был установлен орган, перенесенный из голландской церкви на Невском проспекте: с этого времени в капелле стали регулярно проводиться органные концерты. 

Сегодня Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга сохраняет за собой статус одного из крупнейших музыкальных центров не только в России, но и во всем мире. Ее репертуар включает в себя музыкальные произведения великих русских и зарубежных композиторов: В. Моцарта, П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Баха, Г. Доницетти и многих других. Кроме того, многие современные российские композиторы доверяют впервые сыграть свои музыкальные произведения именно оркестру Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Специально ко Дню Победы была подготовлена новая музыкальная программа. По словам Дмитрия Когана, это прекрасная возможность выразить благодарность и отдать дань памяти  подвигу участников Великой Отечественной Войны. Почетными гостями  концерта станут ветераны Великой Отечественной войны, жители и труженики блокадного Ленинграда. Вход бесплатный.

малый зал филармонии.jpg

Следующий зал-малый зал Филармонии

История Певческой капеллы Санкт-Петербурга началась задолго до основания города на Неве: в 1479 году по указу Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков. 27 мая 1703 года этот хор пел при закладке Петропавловской крепости, и с тех пор остался в Петербурге. Хор, состоящий только из мужчин и мальчиков, славился сильными голосами: певчих отбирали по всей России. Уже при Петре I капелла превратилась в крупнейший профессионально-музыкальный центр: царь принимал участие в судьбе капеллы, а иногда даже пел в хоре, исполняя партию баса. Хоровое пение считалось неотъемлемой частью придворной культуры: с участием хора проходили церковные службы, торжественные церемонии, государственные праздники и знаменитые петровские ассамблеи. Статус придворного певчего был очень почетен, а некоторые из участников хора даже пользовались особой благосклонностью царского дома: например, украинский певчий Алексей Розум стал морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны, и ему был пожалован титул графа Разумовского.

На том месте, где сегодня стоит здание капеллы, раньше находился великолепный трехэтажный особняк зодчего Ю. Фельтена. В 1808 году здание было приобретено государственной казной для размещения в нем придворных певчих, но вскоре стало очевидно, что особняк Фельтена с трудом удовлетворяет потребностям капеллы: не хватало концертного зала, учебных студий для мальчиков-певчих, да и просто жилых комнат для всех воспитанников. После многочисленных достроек и перестроек дома Фельтена, которые не дали желаемого результата, было решено полностью перестроить Капеллу. В 1886-1889 годах проект по сооружению новой Капеллы был осуществлен архитектором Л. Бенуа. В здании, выполненном в формах итальянского Возрождения и русского классицизма, разместился один из лучших в акустическом отношении залов Европы.

История Государственной академической капеллы тесно переплетена с историей развития русской музыкальной культуры: с ней связано возникновение первого русского хора, первой специальной музыкальной школы, первого русского симфонического оркестра. На ее сцене многие музыкальные произведения прославленных композиторов были исполнены впервые, и именно здесь формировались традиции русской профессиональной музыки. Каждый год в филармонии устраивают благотворительные концерты  для детей с ограниченными возможностями «Шаг на встречу». Вход свободный.

 .HHh2A3IoV-0.jpg

 

. images (1).jpg 

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга.

Дворянское собрание-сословная организация дворянства СПб.

Создана для сословного единения и обеспечения прав дворян. Занималась формированием и использованием благотворительных капиталов. Проводило концерты, маскарады, балы.

Имело орган самоуправления с выборными членами. Правом голоса пользовались потомственные дворяне не моложе 25 лет, имевшие чин и доходную недвижимость. 

После 1917 г. Дворянское собрание ликвидировано.

 Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Г.Малер, А. Рубинштейн, К.Шуман, П.Виардо, П.Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова...

12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии. Симфоническим концертом дирижировал первый директор филармонии Э. Купер - талантливый дирижер и отличный организатор. Программа концерта была посвящена творчеству П. И. Чайковского. В короткое время Филармония развернула многостороннюю концертную, музыкально-лекционную и издательскую деятельность, чему способствовало наличие фундаментальной библиотеки. Основным исполнительским коллективом стал симфонический оркестр Филармонии (ныне Заслуженный коллектив России). В течение полувека (1938-1988) этим оркестром руководил выдающийся отечественный дирижер Е.А.Мравинский, с 1988 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестра является один из самых известных и ярких современных дирижеров Ю.Х.Темирканов.

 

Репертуар филармонических концертов расширялся за счет отечественной и зарубежной музыкальной классики, а также произведений выдающихся композиторов ХХ века: Шенберга, Стравинского, Бартока, Хиндемита (все они в свое время выступали в Большом зале). Расширялся и круг гастролеров. В Большом зале давали концерты известнейшие музыканты современности: О. Клемперер, Б. Вальтер, Э. Ансерме, Э. Кляйбер, Л. Стоковский, А. Корто, А. Шнабель, Ар. Рубинштейн, В. Горовиц, Б. Бриттен, Д. Фишер-Дискау, С. Рихтер, Э. Гилельс, А. Б. Микеланджели, Г. Гульд, И. Менухин, М. Ростропович и многие другие. На эстраде Большого зала играли Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры, оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, амстердамский оркестр "Концертгебау". Здесь начинались великие судьбы. 12 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича. Много лет великому композитору аплодировали в этом зале. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская филармония устраивает их для всех желающих

Для того, чтобы воспитать собственную аудиторию и вдохновить новых ценителей классической музыки, время от времени Филармония проводит общедоступные концерты. Это превосходная возможность познакомиться с Большим залом Филармонии, с его правилами, приобщиться к культурной жизни социума. К сожалению, даже в Большом зале количество мест ограничено. Здесь может поместиться до полторы тысячи человек. Поэтому общедоступные концертные представления не проводятся без оплаты. Однако стоимость билетов значительно снижена. Что позволяет всем желающим попасть в храм музыки. Входной билет позволяет  выбрать понравившееся место, как на хорах, так и в партере.

Мариинский  театр

мариинка3.jpg

 

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение и балетной  трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства.  Русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр .Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер и балетов А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов.
После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке..
Проект «Открытая среда в Мариинском» – это еженедельные бесплатные концерты, которые дают возможность многим любителям музыки ближе познакомиться с артистами оркестра Мариинского театра и другими молодыми инструменталистами, насладиться прекрасной музыкой разных эпох и направлений – от Баха и Моцарта до Бриттена и Гершвина. 
Все концерты проходят в Фойе Стравинского. Вход свободный.  

 Музыканты, художники , писатели, поэты, хореографы являются учередителями, вдохновителями и основателями благотворительных концертов, поскольку музыка оказывает влияние на внутренний мир человека, его душу, а поэтому их отношение и участие в благотворительной деятельности является особенно важным

Такие концерты пользуются большим успехом у ветеранов ВОВ, инвалидов и воспитанников детских домов. Они в равной степени помогают поднять настроение и поверить в себя как тяжелых больных, так и инвалидов. В данном случае речь не идет о  выделении каких-то денежных средств, но эмоциональная составляющая данного мероприятия является не менее важной. Музыка помогает воспрянуть духом тех, кто потерял надежду или разочаровался в собственных силах. Она позволяет взглянуть на мир по-новому и вновь ощутить радость жизни.

Таким образом, музыканты оказывают большую помощь обществу в осуществлении благотворительной деятельности. Часто их действия становятся примером для окружающих, побуждая и других заняться благотворительностью. Благие намерения, стоящие в основе проводимых мероприятий, без сомнения, делают честь музыкантам, а тех, кто участвуют в подобных концертах в качестве зрителей, согревает мысль о том, что и они внесли свой вклад в оказание помощи нуждающимся людям.


 

Статья "Балготворительные концерты в залах Санкт-Петербурга"

Статья "Балготворительные концерты в залах Санкт-Петербурга"

Концертные залы Санкт-Петербурга

Концертные залы Санкт-Петербурга

Русским музыкальным обществом в 1860-х годах

Русским музыкальным обществом в 1860-х годах

В годы войны павильон был уничтожен

В годы войны павильон был уничтожен

После многочисленных достроек и перестроек дома

После многочисленных достроек и перестроек дома

В 1927 году в зале капеллы был установлен орган, перенесенный из голландской церкви на

В 1927 году в зале капеллы был установлен орган, перенесенный из голландской церкви на

Алексей Розум стал морганатическим супругом императрицы

Алексей Розум стал морганатическим супругом императрицы

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни

Здесь выступали известные музыканты

Здесь выступали известные музыканты

К сожалению, даже в Большом зале количество мест ограничено

К сожалению, даже в Большом зале количество мест ограничено

В годы Великой Отечественной войны театр находился в

В годы Великой Отечественной войны театр находился в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021