Статья Детское экологическое объединение "Зеленая волна" как фактор развития и социализации личности школьника
Оценка 4.6

Статья Детское экологическое объединение "Зеленая волна" как фактор развития и социализации личности школьника

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
10.12.2020
Статья Детское экологическое объединение "Зеленая волна" как фактор развития и социализации личности школьника
В статье рассматривается роль детского экологического объединения "Зеленая волна" города Нижний Тагил в развитии и социализации личности школьника
Детское экологическое объединение «Зеленая волна.docx

Г.В. Еремина

Е.Н. Кадочникова

педагоги-организаторы

МАУ ДО « Городская станция юных натуралистов»

622036, Россия, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 18

orgmassnt@yandex.ru

Детское экологическое объединение «Зеленая волна» как фактор развития и социализации личности школьника

В статье раскрывается роль детского экологического объединения «Зеленая волна» города Нижний Тагил в развитии и социализации личности школьника.

Ключевые слова: детское общественное объединение, развитие, рефлексия, социальная активность, социализация, воспитание, личность.

Ни для кого не секрет, что детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. Являются некой базой, помогающей ребятам реализовать свои возможности, способствующей формированию у них активной позиции — деятельного отношения к жизни, развитию способности рефлексировать, делать правильный выбор в области социальных и общечеловеческих ценностей и установок. В самом общем виде детское общественное объединение может быть охарактеризовано как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации и развитию личности ребенка. Педагогическая сущность детских и молодежных объединений проявляется, прежде всего, в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности подрастающего поколения. Так, в Уставе детского экологическое объединение «Зеленая волна» нашего города записано, что целью этого общественного объединения является создание условий для формирования у детей и молодежи экологической культуры, мышления, активной гражданской позиции и комплексного научного подхода к решению экологических проблем; всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, развитие творческих и интеллектуальных способностей, потребности к эмоционально-чувственному общению с природой на основе толерантности и эмпатии, активной гражданской позиции по сохранению окружающей среды.

Детское экологическое объединение «Зеленая волна» было создано на базе городской станции юных натуралистов в 1994 году и по настоящее время успешно функционирует. В 2020-2021 учебном году в состав Детского экологического объединения «Зеленая волна» входит 2630 юных экологов из 36 образовательных учреждений города. Реализация программы «Зеленой волны» осуществляется через определенные формы деятельности: проекты, акции, природоохранные операции, конкурсные мероприятия, экспедиции, экскурсии, игры, школу актива. Выбранные формы деятельности позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности школьников, удовлетворяют интересам каждого ребенка. Учащиеся вступают в объединение на добровольной основе соответственно возрасту и согласно своим потребностям в самореализации. В процессе педагогически организованной деятельности, школьники естественным образом вовлекаются в систему взаимоотношений, включающих различные сферы взаимодействий:

1. «Человек-природа» (изучение, наблюдение природных объектов, сбор и обработка природного материала, опытническая, учебно-исследовательская и проектировочная деятельность).

2. «Человек-техника» (работа с приборами и учебным оборудованием, техника безопасности при работе).

3. «Человек – знаковая система» (работа со справочно-информационными материалами).

4. «Человек – художественный образ» (выражение своих впечатлений о природе художественными средствами).

5. «Человек – человек» (общение с другими членами объединения, педагогами, коммуникативные умения и навыки, публичная защита учебно-исследовательских проектов).

Юные экологи ежегодно становятся участниками многочисленных мероприятий. Конкурсов: «Приведи в порядок свой город», «Охраняемые представители фауны и флоры Урала», «Природные феномены родного края», «Зеленый щит города», «Расцветай наш славный город ради жизни на Земле» и других. Флэш-мобов: «Тагил – наш общий дом», «Вода - источник жизни» посвященного Международному Дню водных ресурсов. Принимают активное участие в рейдах по выявлению торговли хвойными деревьями в неустановленных местах и местах возможной вывозки елей «Оставим елочку в лесу». В ходе многочисленных природоохранных операций ребята изготавливают и развешивают в парках, скверах, на пришкольных территориях, около жилых домов ежегодно более 500 птичьих столовых, 150 искусственных гнездовий для птиц, очищают от бытового мусора берега рек города Нижний Тагил и Пригородного района. В ходе городской экологической акции «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами» ежегодно собирают и сдают в пункты приема втор - сырья более 100000 кг макулатуры, 200 кг полиэтилена Паки и ПЭТ бутылок, 100 кг пластика, батареек. По сложившейся традиции юные экологи выращивают и передают растения эйхорнии и писции управлению охраны окружающей среды ЕВРАЗ НТМК для биореабилитации прудка осветлителя на реке Вязовке. Выполняя областной проект «Родники» Юные тагильчане изучают и улучшают экологическое состояние источников нецентрализованного водоснабжения. В 2020 году в сфере постоянной шефской работы ребят стали 96 источников: 48 родников, 29 шахтных колодцев, 19 трубчатых колодцев (скважин). Деятельность членов ДЭО была посвящена Году памяти и славы, Году народного творчества, Году отца, десятилетию детства. Члены объединения провели 525 работ по благоустройству наиболее часто используемых источников нецентрализованного водоснабжения (выращивание рассады и высаживание ее на территориях, прилегающих к источникам; очистка и поддержание чистоты и порядка в зонах санитарной охраны источников; утилизация твердых бытовых отходов; углубление отводных каналов для свободного оттока воды от родников; ремонт навесов над источниками; ремонт скамеек возле источников; разбивка и выравнивание дорожек; очистка санитарных зон родников от высокой травы и сухостоя; укрепление чаши родников камнями, установление аншлагов у источников, покраска сооружений у источников и др.). Совместно с взрослыми обустроили три источника. Организовали и провели шефскую работу по доставке питьевой родниковой воды из источников нецентрализованного водоснабжения 3646 ветеранам, труженикам тыла, пожилым людям. 989 юных экологов из 20 экологических отрядов стали участниками 97 краеведческих экспедиций по поиску и описанию новых родников,

Члены «Зеленой волны» ежегодно являются победителями и призерами областного экологического форума, областной экологической акции «Марш парков» и других многочисленных конкурсов разного уровня: Всероссийской олимпиады «Созвездие», Всероссийской научной экологической конференции, посвященной Всемирным дням Воды и Земли «Вода - источник жизни на Земле» в городе Санкт-Петербург, Международной научной конференции «Глобальные экологические проблемы: локальное решение» в городе  Борисоглебск и др.

Детское экологическое объединение «Зеленая волна» на наш взгляд способствует развитию личности школьников, формированию у них навыков цивилизованного общения, проявлению и развитию таких качеств, как активность, самообладание, самостоятельность, организованность. Ребята приобретают новые знания, умения, навыки, полезные для личностного самоопределения; стремление к дальнейшему достижению успехов; удовлетворенность полученными результатами индивидуальной и коллективной деятельности.


 

Г.В. Еремина Е.Н. Кадочникова педагоги-организаторы

Г.В. Еремина Е.Н. Кадочникова педагоги-организаторы

Человек – знаковая система» (работа со справочно-информационными материалами)

Человек – знаковая система» (работа со справочно-информационными материалами)
Скачать файл