Стили речи. Учебно-научный стиль
Название стиля речи |
Сфера употребления(где употребляются) |
Лексика (слова, которые употребляются) |
Синтаксис (как строится предложение) |
Отличительные признаки |
Цель употребления |
1.Научный |
В учебной литературе, научные статьи |
Общеупотребительные слова и профессионализмы |
Информация излагается чётко и конкретно |
Использование терминов, научных определений и формул |
Дать представление о явлении, предмете, объяснить суть чего-нибудь |
2.Официально- деловой |
Обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности |
Наличие значительного количества слов, относящихся к профессиональной речи |
Четкость и последовательность изложения материала, а также сочетание полноты и краткости текста |
Отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения |
Используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде |
3.Публицистический |
Выступления, доклады, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение). |
Имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы |
Большое количество эмоционально-оценочных слов, нанизывание родительных падежей |
Использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис). |
Донесении важной общественно-политической информации, а также побуждении слушателя к активным действиям |
4.Художественный |
Функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе |
Может быть как литературной, так и вбирать в себя разговорные (иногда даже бранные) выражения, архаизмы, историзмы, научную терминологию, неологизмы |
Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств: повествовательные, вопросительные, восклицательные Предложения; цитаты, прямая речь, причастные, деепричастные обороты |
В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов |
Воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей |
5.Разговорный |
Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке |
Слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями |
Использование простых предложений (чаще всего сложносочиненных и бессоюзных), неполных предложений (в диалоге), широкое употребление восклицательных и вопросительных предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов в предложениях, использование слов-предложений (отрицательных, утвердительных, побудительных и др.) |
Характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи |
Непосредственное повседневное общение, обмен информацией по бытовым вопросам |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.