«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе».
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.
Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.
Начать свою статью я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят
громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
- Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Для оценки уровня функциональной грамотности и метапредметных достижений обучающихся проводятся комплексные работы. Комплексные работы содержат текст научно-популярного характера и включают задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также задания на межпредметной основе.
Из чего состоит функциональная грамотность
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Читательская грамотность Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Примеры.
Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Сочинение сказок «наизнанку».
Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Математическая грамотность
Работа должна вестись системно и поэтапно:
1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.
2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.
3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.
Пример. Задания 3 группы задач были такого вида:
«Аркадий Тихонович на даче решил поменять плинтус в комнате на полу. Сколько штук плинтуса ему надо купить, если каждый плинтус имеет длину 2 м. При этом длина комнаты 5 м, а ширина 4 м?». 5х4=20м2- площадь комнаты 20:2=10 штук
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Уже в 1 классе закладывается основа функциональной математической грамотности. Дети учатся ориентироваться в клетке при письме цифр или, например, моделировать, заменяя число фишкой.
Не все задачи имеют только один метод решения. Выслушивайте разные предложения детей и обсуждайте их, выбирая целесообразный способ.
Очень важны практические действия – чаще предлагайте ученикам измерять, взвешивать, сравнивать, а потом объяснять свои манипуляции.
Результаты диагностической работы показали, что у обучающихся наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Но задачи такого типа направлены на формирование математической грамотности, а значит мы не можем сводить их решение к минимуму, напротив, решение задач такого типа должно носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы.
Естественно-научная грамотность
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
В предметном содержании выделяются три основных составляющих, являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.
Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.
Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Я - мир (взаимосвязь природы и общества). Понимание обучающимися ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде. Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем связанных с естествознанием.
В начальной школе естественно-научная грамотность формируется не только на уроках окружающего мира, а в большей степени с помощью межпредметных связей, а также в процессе проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу. Младшие школьники активно защищают свои проекты, посещают кружок «Юный эколог», который рассчитан на практическую деятельность, участвуют в акциях «Помоги птицам», «Спасем елочку», «Сохраним родник», озеленение класса, проводятся экскурсии, наблюдения, опыты, способствующие развитию научного мышления, несущие предпосылки формирования метапредметных и личностных результатов обучения. Младшие школьники проводят мини-исследования экологического состояния территории, видового состава птиц, ведут наблюдения за муравьями, делают интересные фотографии.
Здесь также помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде.
Финансовая грамотность
Современные дети, подростки и молодёжь являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание различных торговых сетей ,производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления ,сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам ,за которые придётся расплачиваться в течение многих лет жизни.
Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики ,окружающего мира. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека .С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Организация обучения основам финансовой грамотности может осуществляться по одной или нескольким моделям:
·
в виде отдельного
курса, дисциплины (модуля) за счет часов
учебного плана;
· в рамках внеурочной деятельности;
· в рамках предметов математики, окружающего мира, литературного чтения и их интеграции;
· в рамках дополнительного образования;
· в рамках внеклассной воспитательной работы.
Рекомендуемые формы учебной деятельности: игровая деятельность, самостоятельная практическая работа, групповая поисковая деятельность, решение практических задач, мини-исследования, проекты, решение кроссвордов и анаграмм, творческая работа, графическая работа, решение кейсов и др.
Для активизации познавательной деятельности целесообразно использовать приемы: опора на жизненный опыт детей, решение финансовых задач, чтение бизнес – новостей, работа с пословицами и полезными высказываниями о деньгах, онлайн – уроки по финансовой грамотности и др.
В начальной школе можно провести игру «Денежки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее ребятам предлагается потратить полученные от родителей деньги. В этом возрасте мало кто из них задумывается над вопросом: А можно ли деньги приумножить?
По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Компьютерная грамотность
Необходимость формирования компьютерной грамотности учащихся начальной школы обусловлена, прежде всего, тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.
Учащиеся самостоятельно находят информацию для сообщений и докладов в интернете, обрабатывают ее, создают презентации к выступлениям, самостоятельно составляют задания на предложенные темы.
В результате применения методов и приёмов развивающего обучения с использованием компьютера происходит развитие умственных, интеллектуальных способностей детей, повышается интерес к обучению, улучшается качество знаний.
Глобальные компетенции – это интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения. Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую очередь наша задача- это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:
- Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят?
- Чему ты учишься и почему это важно?
Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или английский язык, а детям дается обширный вопрос.
- Как у тебя дела с учебой?
Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности.
Учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Наша задача, как педагогов подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.
Дидактические единицы для оценивания ГК:
-Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе)
- Здоровье как ценность
-Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)
- Права человека как ценность
- Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка).
Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Креативное мышление
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление - это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
Факторы, влияющие на креативность:
-уверенность в своих силах
-знание предмета, любознательность
- склонность к риску
- отсутствие боязни показаться странным
- развитое чувство юмора
- любовь к фантазированию и построению планов на будущее
-нацеленность на достижение результата.
Как научить креативному мышлению?
Читать, разговаривать и придумывать
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против. «Инопланетян нет».
Сочини рассказ по ключевым словам.
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.
«Что было бы, если…?»
- Солнце стало синим
- исчезли все горы
-Земля была плоской и т.д.
Как научить креативному мышлению?
-Решать головоломки и ребусы
-Использовать задачи ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
Что дает креативное мышление школьнику?
-Приобретение разнообразных навыков.
-Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
-Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
-Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
-Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
- Быть востребованным в современном мире.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
8
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.