ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С СНР
Н. А. Багаева
Учитель – логопед
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида
№ 135»
Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты коррекционной работы по формированию операций словообразования у младших школьников с умственной отсталостью и с системным общим недоразвитием речи. У младших школьников с умственной отсталостью и системным недоразвитием речи недостаточно сформированы операции словообразования. Поэтому поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методик и приёмов будет способствовать наиболее успешному и эффективному формированию у детей данной категории словообразовательных операций.
Ключевые слова: системное недоразвитие речи, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, операции словообразования.
У младших школьников с интеллектуальными нарушениями зачастую, более чем,89 % случаев страдает речь. При нарушениях устной и письменной речи этим детям выставляется диагноз – системное недоразвитие речи. В зависимости от сложности речевых нарушений выставляется степень данного нарушения. Специфика данного нарушения заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. Среди младших школьников с интеллектуальными нарушениями, дети с СНР составляют более 90%.
В современной науке словообразование принято рассматривать, как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей младшего школьного возраста и дошкольного возраста занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с СНР, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Проблемы диагностики и коррекции нарушений при системном и общем недоразвитии речи освещены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых: Л.Н. Бартенева, Л.А. Ефименкова, Р.А. Лалаева, Е.Н. Соботович, Л.Д. Спировой, В.В. Тарасун, Т.Б. Филичева, М.Н. Шевченко и др.
Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений - характерно для речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с СНР, вследствие чего отмечаются частые ошибки в словоизменении и словообразовании, что влечёт за собой нарушение синтаксической связи слов в предложениях.
У младших школьников с УО и СНР констатируется недостаточная сформированность словообразовательных навыков. В устной речи эта недостаточность проявляется в неиспользовании или в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия [3]. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как системное недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются , практически у всех младших школьников с УО и находятся на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания [4].
У младших школьников с УО и с СНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов [2].
В словообразовании, старшие школьники с УО с СНР III, в основном пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико.
Остаётся нерешённой проблема изучения состояния и развития словообразования у младших школьников с СНР; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с системным недоразвитием речи младшего школьного возраста.
Целью проведения исследования было изучение особенностей операций словообразования у младших школьников с УО с системным недоразвитием речи.
Исследование состояния словообразования и словарного запаса детей экспериментальной группы (ЭГ) проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида № 135».
В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста с УО. Все 12 детей имели заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – о наличии у них системного недоразвития речи с различной структурой речевого нарушения. Эти дети вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 12 детей с нормальной речью, без логопедического диагноза, вошли в контрольную группу (КГ).
В основу данной работы легли методики, предложенные авторами: Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. «Обследование умение словообразования» [5].
Данные методики предполагают индивидуальную работу с каждым ребёнком с использованием диагностических тестов М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой [1], которая включает в себя следующие задания:
Задание №1. «Кто у кого?». Цель: правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Задание №2. «Большой и маленький». Цель: проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание №3. «Кто он такой». Цель: проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Задание №4. «Правильно ли мы говорим?». Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Задание №5. «Игра со словами». Цель: умения образовывать слова:
В ходе констатирующего исследования, по методике «Обследование умения словообразования», были выявлены следующие результаты: дети КГ имели высокий результат. Они самостоятельно справились со всеми заданиями, правильно образовывали новые слова и составили 100% правильных ответов. Дети ЭГ справились с заданиями намного хуже. Только двое из них показали средний результат (10%). Эти дети смогли правильно образовать нужные формы слов. Основная часть детей (70%) справились с заданием только с помощью взрослого или имели значительные ошибки при словообразовании. (20 %) испытуемых ЭГ не смогли образовать новых слов и не справились с заданиями вообще. Данный процентный разброс можно охарактеризовать индивидуально типологическими особенностями детей. Трудности у детей возникали при выборе нормативного варианта из пары слов «кошкин - кошачий». Дети ЭГ испытывают значительные трудности и при образовании притяжательных прилагательных и при использовании суффиксов уменьшительно-ласкательной формы. Выполняя задание, они не проявляли большого интереса, не пытались исправить собственные ошибки. У многих детей задание вызвало затруднение. Некоторые не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не могу сказать». Некоторые дети, показавшие средний уровень выполняли задания, но только после неоднократного демонстрирования образца. Они с усилием исправляли допущенные ошибки, самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны. Их умения и навыки по словообразованию оказались фактически несформированными вследствие того, что не происходило самопроизвольного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы.
Выводы:
1.При проведении эксперимента по изучению особенностей операций словообразования у младших школьников с СНР установлено, что 20 % детей не смогли образовать новых слов, и не справились с заданиями. Дети испытывали значительные трудности при образовании притяжательных прилагательных и при использовании суффиксов уменьшительно-ласкательной формы.
2. Только с помощью взрослого большая часть детей (70%) справилась с заданием или имела ошибки при словообразовании.
3. Двое детей с УО (10%) с СНР показали средний результат.
4. Процесс формирования операций словообразования у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с СНР не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Список литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования / Н. Д. Арутюнова // Филологические науки. – 2003. – №2. – C. 6-9.
3. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. – 2004. – № 1. – C. 34-40.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, - 2005. – 254с.
5. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб.: 2001. – 321 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.