Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С СНР"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья по дефектологии, логопедии
Иконка файла материала Статья 2 Багаева.doc

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С СНР

 

Н. А. Багаева

Учитель – логопед

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида

№ 135»

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты коррекционной работы по формированию операций словообразования у младших школьников с умственной отсталостью и с системным общим недоразвитием речи. У младших школьников с умственной отсталостью и системным недоразвитием речи недостаточно сформированы операции словообразования. Поэтому поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методик и приёмов будет способствовать наиболее успешному и эффективному формированию у детей данной категории словообразовательных операций.

Ключевые слова: системное недоразвитие речи, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, операции словообразования.

 

            У младших школьников с интеллектуальными нарушениями зачастую, более чем,89 % случаев страдает речь. При нарушениях устной и письменной речи этим детям выставляется диагноз – системное недоразвитие речи. В зависимости от сложности речевых нарушений выставляется степень данного нарушения. Специфика данного нарушения заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. Среди младших школьников  с интеллектуальными нарушениями, дети с СНР составляют более 90%.

В современной науке словообразование принято рассматривать, как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей младшего школьного возраста и дошкольного возраста занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с СНР, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Проблемы диагностики и коррекции нарушений при системном и общем недоразвитии речи освещены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых: Л.Н. Бартенева, Л.А. Ефименкова, Р.А. Лалаева, Е.Н. Соботович, Л.Д. Спировой, В.В. Тарасун, Т.Б. Филичева, М.Н. Шевченко и др.

Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений - характерно для речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с СНР, вследствие чего отмечаются частые ошибки в словоизменении и словообразовании, что влечёт за собой нарушение синтаксической связи слов в  предложениях.

У младших школьников с УО и СНР констатируется недостаточная сформированность словообразовательных навыков. В устной речи эта недостаточность проявляется в неиспользовании или в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия [3]. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как системное недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются , практически у всех младших школьников с УО и находятся на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания [4].

У младших школьников с УО и с СНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов [2].

         В словообразовании, старшие школьники с УО с  СНР III, в основном пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико.

Остаётся нерешённой проблема изучения состояния и развития словообразования у младших школьников с СНР; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с системным недоразвитием речи младшего школьного возраста.

Целью проведения исследования было изучение особенностей операций словообразования у младших школьников с УО с системным недоразвитием речи.

Исследование состояния словообразования и словарного запаса детей экспериментальной группы (ЭГ) проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида № 135».

В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста с УО. Все 12 детей имели заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – о наличии у них системного недоразвития речи с различной структурой речевого нарушения. Эти дети вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 12 детей с нормальной речью, без логопедического диагноза, вошли в контрольную группу (КГ).

В основу данной работы легли методики, предложенные авторами: Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. «Обследование умение словообразования» [5].

Данные методики предполагают индивидуальную работу с каждым ребёнком с использованием диагностических тестов М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой [1], которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Кто у кого?». Цель: правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.

Задание №2. «Большой и маленький». Цель: проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание №3. «Кто он такой». Цель: проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Задание №4. «Правильно ли мы говорим?». Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Задание №5. «Игра со словами». Цель: умения образовывать слова:

В ходе констатирующего исследования, по методике «Обследование умения словообразования», были выявлены следующие результаты: дети КГ имели высокий результат. Они самостоятельно справились со всеми заданиями, правильно образовывали новые слова и составили 100% правильных ответов. Дети ЭГ справились с заданиями намного хуже. Только двое из них показали средний результат (10%). Эти дети смогли правильно образовать нужные формы слов. Основная часть детей (70%) справились с заданием только с помощью взрослого или имели значительные ошибки при словообразовании. (20 %) испытуемых ЭГ не смогли образовать новых слов и не справились с заданиями вообще. Данный процентный разброс можно охарактеризовать индивидуально типологическими особенностями детей. Трудности у детей возникали при выборе нормативного варианта из пары слов «кошкин - кошачий». Дети ЭГ испытывают значительные трудности и при образовании притяжательных прилагательных и при использовании суффиксов уменьшительно-ласкательной формы. Выполняя задание, они не проявляли большого интереса, не пытались исправить собственные ошибки. У многих детей задание вызвало затруднение. Некоторые не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не могу сказать». Некоторые дети, показавшие средний уровень выполняли задания, но только после неоднократного демонстрирования образца.  Они с усилием исправляли допущенные ошибки, самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны. Их умения и навыки по словообразованию оказались фактически несформированными вследствие того, что не происходило самопроизвольного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы.

Выводы:

1.При проведении эксперимента по изучению особенностей операций словообразования у младших школьников с СНР установлено, что 20 % детей не смогли образовать новых слов, и не справились с заданиями. Дети испытывали значительные трудности при образовании притяжательных прилагательных и при использовании суффиксов уменьшительно-ласкательной формы.

2. Только с помощью взрослого большая часть детей (70%) справилась с заданием или имела ошибки при словообразовании.

3. Двое детей с УО (10%) с СНР показали средний результат.

4. Процесс формирования операций словообразования у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с СНР не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.

Список литературы

1. Алексеева  М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования / Н. Д. Арутюнова  // Филологические науки. – 2003. – №2. – C. 6-9.

3. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. 2004. № 1. C. 34-40.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, - 2005. – 254с.

5. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб.: 2001. – 321 с.


Посмотрите также