Статья "КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 30.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья по логопедии
Иконка файла материала Статья Багаева.doc

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Н. А. Багаева

Учитель – логопед

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида

№ 135»

 

Аннотация: в статье раскрыты причины возникновения стертой дизартрии у детей и особенности проявления в речи данного дефекта. Представлен оригинальный и эффективный метод коррекции нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики Масловой Е.Н.  при  работе с детьми со стёртой формой дизартрии. Данный опыт работы будет полезен учителям-логопедам, занимающимся коррекцией фонетических и фонематических нарушений, в образовательных дошкольных учреждениях любого типа для работы с детьми, имеющими любые, в том числе самые сложные речевые нарушения.

Ключевые слова: дизартрия, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, цели, принципы, задачи, методы логопедической работы

 

Вопрос о речевых нарушениях у детей встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания, и другими причинами. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, страдает стёртой дизартрией. В первую очередь при дизартрии нарушается звукопроизношение. Любое речевое расстройство, в том числе и дизартрия, влечет за собой определенные изменения в состоянии ребенка, что потом отражается на успешности ребенка в образовательной деятельности. Таким образом, проблема формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является актуальной. В связи с этим, одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как. Архипова Е. Ф, Винарская Е. Н., Волкова Л. С., Лопатина Л. В., Правдина О. В. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.  и др.

Целью нашего исследования была апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией. Данная методика базируется на комплексном воздействии, включающем в себя: логопедический массаж языка, коррекцию общей моторики, ручной моторики, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания и голоса, фонематического слуха и восприятия, что способствует устранению ведущих дизартрических расстройств.

Нарушения речи у детей со стертой формой дизартрии носят системный характер, затрагивая как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, поэтому фонетические нарушения речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, часто приводят к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Неправильное звукопроизношение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность, поэтому быстрое и своевременное исправление неправильного звукопроизношения является одной из основных задач коррекционной логопедической работы, проводимой в детских дошкольных учреждениях.

Базой эксперимента явилось Государственное бюджетное образовательное учреждение  Луганской Народной Республики «Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида № 135»

В ходе эксперимента была использована балльно - уровневая система оценки, которая включает в себя речевые пробы, предложенные ведущими логопедами современности Нищевой Н.В., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Эта система удобна для диагностики, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

По результатам обследования детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента, видно из сравнительных результатов диагностики, уровни успешности в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении приближены и составляют 58,5% и 58% соответственно.

В ходе дальнейшего исследования на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по поиску и апробации эффективных методик устранения речевых нарушений у дошкольников со стертоё формой дизартрии.

Для коррекции фонетической стороны речи применялась уникальная методика ускоренной постановки звуков Масловой Е..Н. Эта методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков, работа над которыми проводится одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционных логопедических программах.

Коррекционная работа проводилась в 3 этапа.

I этап - Предварительный. На данном этапе основной целью коррекционной работы является подготовка слуховой, моторной и зрительной систем к последующей работе над звуками. На предварительном этапе коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

-  Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

- Развитие ручной и речевой моторики. Комплексы артикуляционных гимнастик.

-  Массаж. Применение логопедического массажа у детей с дизартрией необходимо для нормализации тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшения проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; снижения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы, судороги); стимуляции проприоцептивных ощущений; увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, формирования произвольных, координированных движений органов артикуляции.

-  Развитие ритма, использование логоритмических упражнений.

- Развитие дыхания и голоса.

II этап - Уточнение артикуляторного и акустического образа звука. Основным содержанием этого этапа является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этом этапе логопедическая работа проводилось в следующих направлениях: развитие артикуляторной моторики: упражнения для губ, щек, челюсти и языка. Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных логопедических игр и игровых приемов.

III этап – Коррекция нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики. Согласно методики Масловой Е.Н., постановка звуков проходила по следующей схеме:

1.Коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л».

2. Автоматизация свистящих звуков и звука «Л».

3. Дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звука «л»: «л».

4. Коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».

5. Автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».

6. Дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».

7. Автоматизация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).

8. Дифференциация всех звуков в речи.

Результатами проведенной коррекционной работы на этапе формирующего эксперимента стали улучшенное звукопроизношение, активизация словарного запаса детей со стёртой формой дизартрии, улучшение состояния грамматического строя речи.

Эти результаты отчетливо видны в экспериментальной группе, где использовалась ускоренная методика постановки звуков, которая показала более высокие результаты. Общегрупповой показатель уровня успешности возрос до 64,5% (в контрольной группе – 58,5%). У детей экспериментальной группы повысились результаты по всем показателям: значительно улучшилось звукопроизношение, возросли показатели сформированности фонематических процессов, усовершенствовались операции звукового анализа и синтеза.

Поскольку динамика обучения показывает, что ускоренная методика коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии является эффективной, рекомендуем и дальше продолжать вести коррекционное воздействие при помощи методики Масловой Е.Н. для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения.

Список использованной литературы

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова.  М. : АСТ Астрель ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 640 c.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова.  М. : Астрель, 2008. – 564 c.

3. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян.  –  М. : Академия, 2003. – 678 c.

4. Беккер, К. П. Логопедия /  К. П. Беккер, М.C. Совак.  М. : ЭКСМО Пресс, 1981. – 633 c.

5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. М. : ВЛАДОС, 2009. – 668 c.

6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н.  Винарская.  М. : АСТ: Астрель, 2009. –595 c.

7. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. интов по спец // Дефектологи/  ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова.  М. : Просвещение, 1989. – 655 c.

8. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В. А. Киселева. М. : Школьная пресса, 2007. – 410 c.

9.Логопедия. Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия /  ред. Л.С. Волковой. М. : ВЛАДОС, 2003. – 580 с.

10. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина. СПб. : 2000. – 527 c.

11. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. СПб. : 2008. 275 с.

FORMATION AND THE CORRECTION OF ZVUKOPROIZNOSHENIYA IN PRESCHOOLERS WITH THE EFFACED FORM OF DYSARTHRIA

N. A. Bagaeva

Annotation: in the article the reasons for the appearance of effaced dysarthria in children and special feature of manifestation in the speech of this defect are opened. Is represented the original and effective method of the correction of the disrupted phones with the application of the accelerated procedure of oil E.N.  with the work with the children – by dizartrikami. This work experience will be useful to teachers - to logopedicians, who carry out the correction of phonetic disturbances in the educational pre-school establishments of any type for the work with the children, who have any, including most complex vocal disturbances.

The keywords: dysarthria, logopedicheskiy massage, articulatory gymnastics,goals, principles, task, the methods of the logopedicheskoy work.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Нифонтов В. И. От реферата ‑ к научно-исследовательской работе : методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И.Нифонтов, Е.Ю.Козымина. ‑ Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. ‑ 88 с. (Глава 1. Подготовка и написание научно-исследовательской работы. – С. 32-47).

В методическом руководстве подробно и в популярной форме рассматриваются цели, задачи, структура и содержание научно-исследовательской работы. Описаны современные требования, предъявляемые к научно-исследовательской работе. Выделены основные этапы подготовки научно-исследовательской работы. Сформулированы требования по проведению экспериментальной работы по исследуемой теме. Указаны особенности эксперимента и его планирования. Даны рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Книга адресована студентам и педагогам - научным руководителям исследовательских работ, а также всем, кто занимается исследовательской деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также