М.Н. Симакина,
преподаватель, первая квалификационная категория,
ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж», Российская Федерация, г. Архангельск;
магистрант Института педагогики и психологии, ФГАОУ ВО
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова», Российская Федерация, г. Архангельск
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования социально зрелой личности в период обучения в колледже. Автор раскрывает понятие социальной зрелости, описывает ее структуру. Особое внимание обращается на уровни социальной зрелости личности.
Ключевые слова: социальная зрелость, структура социальной зрелости личности, уровни социальной зрелости личности.
Интенсивные изменения в нашей стране, касающиеся социально-экономических отношений, рыночных процессов, развития культурной среды, участие России в общемировом образовательном пространстве приводят к тому, что система образования страны должна видоизменяться, модернизироваться. В настоящее время перед системой образования стоит вопрос поиска новых путей профессиональной подготовки студентов, а также их социализации. Выпускники колледжей сегодня должны отвечать таким требованиям как высокая мобильность, новое профессиональное мышление, высокий уровень социальной зрелости личности.
В связи с этим особое внимание уделяется повышению социальной функции в процессе профессиональной подготовки студентов колледжей, обеспечивающей их готовность к умелому построению социальных отношений с людьми, пониманию смысла получаемого образования, определению перспектив личностного саморазвития, осуществлению жизненных планов, принимаемых молодежью значимых решений.
В научной литературе существует множество подходов к толкованию понятия «социальная зрелость». Это обусловлено тем, что данное явление сложно и многогранно, а также недостаточно изучено.
В психологии социальная зрелость нашла свое отражение в социальных установках и ценностных отношениях, в разработках проблем руководства и лидерства, социальных конфликтов, в теоретических представлениях о личностной зрелости, в становлении человека как субъекта познания, в становления взаимоотношений «Я - общество» и других. В педагогике социальная зрелость рассматривается преимущественно в контексте социализации, воспитательных систем.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.) [3, с. 139].
Анализ информационных источников, посвященных изучению феномена социальной зрелости личности, позволил выявить такое понятие (по А.В. Позднякову) социальной зрелости личности – комплексная характеристика личности студента колледжа, указывающая на успешное освоение и принятие им существующих в данном обществе нравственных, гражданских, коммуникативных, трудовых отношений, а также самостоятельное, ответственное определение своей социальной позиции, посредством которой творческий потенциал вступающего в жизнь человека реализовался бы в полной мере [5].
А что же входит в структуру социальной зрелости личности? Разные авторы указывают на различные составляющие. Так, например, по мнению В.Д. Семенова очень важным компонентом социальной зрелости является ответственность, а Б.Г. Ананьев говорит о трудовой и гражданской зрелости. По мнению автора, результатом социального взросления личности является именно трудовая и гражданская зрелость [1, с. 98–99].
А. В. Мудрик выделяет несколько стадий социализации и подчёркивает, что оптимальная социализация может протекать при самоутверждении взрослеющей личности, что предполагает достижение субъективной удовлетворенности от результата или процесса самореализации (реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений) [2].
По мнению А. В. Позднякова, совокупность основных компонентов социальной зрелости представляется в следующем виде:
- нравственный компонент: ответственное следование нравственным нормам и ценностям общества (наличие знаний основных нравственных норм и ценностей общества, познавательная активность, направленную на постижение сути и пополнение нравственных норм, эталонов; жизненные принципы студента, адекватную оценку собственных действий и поступков);
- гражданский компонент: гражданско-правовая ответственность личности студента колледжа (наличие знаний, необходимых для полноценного участия в демократических процессах общества, политический нонконформизм, рефлексию собственных поступков, уверенность в своих силах и возможностях);
- коммуникативный компонент: инициативность, предпочтение в важном деле и в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные, ответственные решения, настойчивость в деятельности, которая привлекает студента (наличие знаний способов и средств общения, природы конфликта; умение вступать во взаимодействие, определенный уровень организаторских склонностей, развитые эмпатические способности; умение находить общие точки соприкосновения в процессе общения; потребность в общении);
- трудовой компонент: ответственное действование по достижению социально значимого результата, настойчивость и инициативность в процессе трудовой деятельности (готовность к профессиональному самоопределению, знание своих возможностей в освоении тех или иных видов профессиональной деятельности, умения и навыки саморегуляции; знание требований, которые предъявляет та или иная профессия, трудолюбие; уверенность в выборе профессии; умение доводить начатое до конца, организовать работу) [5].
Анализ литературы по проблеме формирования социальной зрелости подтолкнул провести диагностическое исследование.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж». В анкетировании приняли участие 25 студентов, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис» данного учреждения. В основе исследования лежит методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников», разработанная Т. Н. Кожевниковой, Т. А. Сундуковой, Н. А. Стумбрис. Данная методика позволила определить три уровня социальной зрелости учащихся колледжа: оптимальный, допустимый, критический [4].
В ходе исследования были получены следующие результаты, которые отражены на рисунке 1.
Рисунок 1.
Среднее значение уровней сформированности социальной зрелости студентов колледжа
Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся наблюдается у 32% (8 чел.) опрошенных и предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентации в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих студентов относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
В мотивации учения студентов, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости (60% - 15 чел.), доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентации в образовательной и профессиональной сферах. Для данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой. Но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Для учащихся имеющих критический уровень социальной зрелости (8% - 2 чел.) характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентации этих студентов преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов на другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем они не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора [4].
Анализ результатов исследования студентов колледжа позволил выявить направления работы, способствующие развитию социальной зрелости личности. Программа работы с экспериментальной группой рассчитана на два курса обучения (сентябрь 2014 г. – май 2016 г.) и включает в себя элементы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Программа по формированию социальной зрелости у студентов колледжа (выдержки)
Курс, семестр |
Мероприятия по формированию социальной зрелости |
1 |
2 |
2 курс |
Проведение начальной диагностики. Создание мотивационных установок. Разработка и проведение классных часов: «Мораль и право», «Труд и Успех». Начало тренинговой деятельности, направленной на развитие коммуникативной сферы учащихся. Создание эффективной модели самоуправления в группе и обеспечение ее гармоничного взаимодействия в рамках колледжного самоуправления. Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме «вечеров вопросов и ответов», «круглых столов», «собраний» и т.д. Промежуточная диагностика. |
3 курс (1 семестр) |
Развитие вариативной части плана по воспитательной работе, включение дополнительного образования студентов. Введение курса классных часов «Введение в общество». Начало работы клуба «Я дипломат». Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме «вечеров вопросов и ответов», «круглых столов», «собраний» и т.д. Промежуточная диагностика. |
3 курс (2 семестр) |
Продолжение работы курса классных часов и клуба. Проведение социально-психологических тренингов с студентами. Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме «вечеров вопросов и ответов», «круглых столов» и т. д. Итоговая диагностика. |
В настоящий момент работа по программе формирования социальной зрелости у студентов экспериментальной группы ГБПОУ Архангельской области «АИПК» не закончена. В связи с тем, что по окончании определенного этапа осуществлялся замер промежуточных итогов, представим характеристику промежуточной диагностики (3 курс/1 семестр). Для определения уровня сформированности социальной зрелости личности была также использована методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников», разработанная Т. Н. Кожевниковой, Т. А. Сундуковой, Н. А. Стумбрис.
Результаты промежуточной диагностики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.
Среднее значение уровней сформированности социальной зрелости студентов колледжа по результатам промежуточной диагностики
Исходя из данных рисунка 2 видно, что на данном этапе работы по формированию социальной зрелости у студентов колледжа, студенты, ранее имевшие критический уровень социальной зрелости, перешли в группу студентов с допустимым уровнем, часть студентов, имевших ранее допустимый уровень, повысили его до оптимального.
Проанализировав результаты промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что образовательным учреждениям стоит включать в учебно-воспитательный процесс мероприятия, направленные на повышение уровня социальной зрелости обучающихся, что в свою очередь способствует формированию их активной жизненной позиции во всех сферах жизнедеятельности.
Список используемых источников
1. Громова, И. А., Иконникова, С. Н., Лисовский, В. Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи. / И.А. Громова, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский. – СПб., 1999. – 135 с.
2. Берстенева, С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zrelost-starsheklassnikov-kak-faktor-formirovaniya-sotsialno-aktivnoy-lichnosti
3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
4. Кожевникова Т.Н., Сундукова Т.А., Стумбрис Н.А. Методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников» / Т. Н. Кожевникова, Т. А. Сундукова, Н. А. Стумбрис. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yadi.sk/i/p7VxlmPKdu8aj
5. Поздняков, А. В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. пед. наук; ГОУ ВПО «Курский государственный педагогический университет». – Курск, 2002.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.