Информационная компетентность современного педагога.
Жангабулова А.А.-учитель русского языка
КГКП детский сад «Нәзік».
Современный период жизни в Республике Казахстан характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с запросами общества, переходящего к новому этапу своего развития – информационному. Обнаружение дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их внедрение в образовательный процесс, развитие сети Интернет и предоставление новых сетевых сервисов актуализируют непрерывное совершенствование информационной компетентности педагога.
Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс обучения и воспитания более динамичным.
Информационная компетентность педагога – это способность педагога использовать цифровые технологии, средства коммуникации или компьютерных сетей для доступа, управления, интегрирования, оценки и создания информации образовательного назначения в целях эффективного профессионального функционирования в существующей информационно-образовательной среде, иными словами, под информационной компетентностью педагога следует понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования ИКТ – компетентности необходимо:
· наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
· овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice;
· использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
· формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Компьютер – это инструмент, который способствует достижению поставленных целей и задач урока или внеклассного мероприятия. Он не заменяет педагога, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Включение в ход занятия, мероприятия ИКТ делает процесс обучения и воспитания интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к обучению. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.
Использование в обучении и воспитании новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать учебно-воспитательный процесс более наглядным и динамичным.
Современные дети родились и живут в информационном обществе, где информационно-образовательная среда уже активно формируется и функционирует, начиная с первого звена непрерывного образования – дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Главная задача информационно-образовательной среды в ДОУ - это заложить потенциал интеллектуального развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе. Для этого, учитывая специфику дошкольного детства, необходимо познакомить детей с первоначальными основами информационной культуры. Важно развивать их интерес к современной технике, важнейшим научным открытиям, постепенно обогащать их представления в области ИКТ, развивать умения и навыки, формировать потребность для использования современной техники и передовых технологий в разных видах деятельности.
В образовательном процессе дошкольников необходимо использовать наглядности, еще лучше, если эти наглядности будут интерактивными, чтоб ребенку было интересно и занимательно.
Сейчас, когда все быстро меняется и совершенствуется информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развитии ребенка-дошкольника, в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, интерактивные носители, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Свои навыки я применяю в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Всвязи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по изучению русского языка интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
способствует повышению качества образования.
На занятиях по обучению русскому языку исходя из сквозных тем применяю мультимедийные презентации: «Моя семья» «Моя Родина – Казахстан», «Домашние животные», «Профессии и их атрибуты», «Комнатная мебель», «Одежда. Мой гардероб». Также составлены презентации с использованием элементов игры. Так из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается, или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию.
Дидактические игры с использованием ИКТ закрепляют умение преобразовывать существительное в прилагательное на основе наглядности. Формировать представление об обобщающих понятиях. Это игры по темам: «Овощи и фрукты», «Домашние животные», «Транспорт» и т.д.
Также использую варианты игр с применением ИКТ это:
1.Составление предложений из слов по картинке;
2.Для развития фонематического слуха выдеоение картинок на заданный звук;
3.Рассказы по цепочке;
4. Упражнения «Чего не хватает?», «Что лишнее?»
Дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов. Тренируют наглядно- образное мышление, словесно- логическое мышление, активный словарь.
Занятия с использованием ИКТ способствуют высокой степени эффективности проводимых занятий, вовлекают детей в развивающую деятельность, повышают интерес к обучению и служат для всестороннего развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключевые
компетенции и образовательные стандарты. Доклад А.В. Хуторского на отделении
философии образования и теоретической педагогики РАО 24.04.2002. - Центр
«Эйдос», http:// www.eidos.ru/news/compet.htm
2.Колин К.К. Информационная цивилизация. М., 2002
3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года.//Высшее образование сегодня.-2002. - №2
4.Семенюк
Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики.//НТИ: Сер.1-1994.
- №1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.