Статья "Использование компьютера на музыкально - ритмических занятиях
Оценка 5

Статья "Использование компьютера на музыкально - ритмических занятиях

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
дефектология
18.03.2020
Статья "Использование компьютера на музыкально - ритмических занятиях
Использование компьютера на музыкально - ритмических занятиях.doc

                                               Билинзон  Любовь Анатольевна

                                                                учитель музыкально-ритмических занятий

                                                ГБОУ  НСО  «КШИ вида»

                                                                Новосибирская область, город Куйбышев

Использование компьютера на музыкально-ритмических занятиях

        Обучение восприятию музыки неслышащих детей является неотъемлемой частью уроков музыкальной ритмики. Формирование восприятия музыки у детей с нарушенным слухом осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия.

        Может ли ребёнок, имеющий нарушения слуха, воспринимать музыку? Возможно ли с помощью специального обучения развивать у него необходимые для этого навыки?

        Современные слуховые аппараты позволяют максимально задействовать остаточный слух при обучении неслышащего ребёнка, научить его эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Нужно помнить, что дети, имеющие остаточный слух, как правило, не умеют им пользоваться, но в процессе занятий овладевают первоначальными приёмами восприятия музыкальных звуков. Ведущим анализатором у неслышащих детей является зрительный, именно на него и следует опираться педагогу.

       Основные задачи обучения восприятию музыки:  

·        учить определять в прослушанной пьесе характер (радостный, грустный, торжественный, взволнованный и т. д.);

·        учить различать музыкальные пьесы разного характера;

·        формировать умение подбирать к прослушанной музыке близкие по настроению произведения изобразительного искусства;

·        учить эмоционально откликаться на музыку.

 Большим подспорьем в решении этих трудных задач, как нам кажется, может стать использование компьютера на уроках музыкальной ритмики. Компьютер позволяет при прослушивании музыкального произведения опираться не только на слух ребёнка, но и на его зрение.

       Педагог отбирает музыкальный материал, используемый на занятиях, который должен быть художественным, соответствовать возрасту и интересам учащихся, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.

       Так, например, в 5 классе при прослушивании пьесы «Октябрь» из сборника «Времена года» П.И. Чайковского мы предлагаем следующий ход работы.  Педагог составляет в электронном виде подборку репродукций картин в таком порядке: 1) Г. Мясоедов «Осеннее утро»; 2) И. Остроухов «Золотая осень»; 3) В. Бялыницкий – Бируля «Задумчивые дни осени»; 4) И. Бродский «Опавшие листья»; 5) М. Абакумов «Улетают», «Идут золотые дожди»; 6) Е. Волков «Октябрь»; 7) М. Нестеров «Абрамцево»; 8) И. Лапин «В конце октября».

       Учитель настраивает детей перед прослушиванием произведения: «Слушайте музыку внимательно. Постарайтесь понять, о чём музыка».

Далее педагог включает пьесу П.И. Чайковского «Октябрь». Учащиеся слушают произведение. Как правило, к пятому классу у всех детей сформированы навыки слушательской культуры. Ребята внимательно вслушиваются в музыкальное произведение, стараются провести элементарный анализ музыки: определить характер, доступные средства музыкальной выразительности. Учащиеся с большой потерей слуха следят за реакцией педагога и слабослышащих учеников. После первого прослушивания проводится обсуждение произведения:

«Ребята, спросите меня о музыке» - «…, о чём музыка?» - «Музыка об осени»; «Назовите осенние месяцы» - «Сентябрь, октябрь, ноябрь»; «Как вы думаете, о каком месяце эта музыка?» После вариантов ответов учитель говорит: «Эту музыку написал композитор П.И. Чайковский и назвал её «Октябрь». Какая музыка?» - «Музыка печальная, грустная. Звучит тихо и громко и т.д.» Далее педагог подводит итог беседе: «Пьеса называется «Октябрь», она из сборника композитора П.И. Чайковского «Времена года». Ребята, осень называют «унылая пора», поэтому можно сказать, что музыка унылая, грустная, печальная. Природа готовится к зиме. В музыке мы слышим шум дождя и ветра,  крики улетающих на юг птиц».

        Направление и содержание беседы должно соответствовать замыслу композитора. Во время беседы учитель объясняет новые слова, предъявляет их на табличках, дети читают их, затем проговаривают самостоятельно. Если школьники затрудняются в ответах на вопросы, педагог помогает им.

       Затем проводится повторное прослушивание, но уже с использованием компьютера. Во время звучания музыкального произведения учитель предъявляет на компьютере репродукции картин художников, обращая внимание учеников на темп, тембр, силу звучания музыки и изображение на репродукции.

        После повторного прослушивания, педагог возвращается к теме беседы о музыке, он задаёт учащимся вопросы и по ответам оценивает уровень освоения материала. На следующих занятиях неслышащие школьники должны узнать пьесу, самостоятельно провести анализ музыки, выбрать пьесу из 3 – 5 музыкальных произведений различного характера.

        Другой вариант работы –  учитель предлагает каждому ученику отобрать в предложенных слайдах близкие по настроению к прослушанной музыке произведения изобразительного искусства. Репродукции должны быть контрастными по настроению. Ученик показывает свою слайдовую презентацию, учащиеся вместе с учителем проводят анализ его работы. Итогом урока становится совместная работа по подбору репродукций к музыкальному произведению.

       Использование компьютера как вспомогательного средства на музыкально–ритмических занятиях помогает педагогу научить детей с нарушениями слуха не только слушать, но и слышать музыку, рассуждать о ней, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.                               

  


Билинзон Любовь Анатольевна учитель музыкально-ритмических занятий

Билинзон Любовь Анатольевна учитель музыкально-ритмических занятий

Педагог отбирает музыкальный материал, используемый на занятиях, который должен быть художественным, соответствовать возрасту и интересам учащихся, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения

Педагог отбирает музыкальный материал, используемый на занятиях, который должен быть художественным, соответствовать возрасту и интересам учащихся, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения

Природа готовится к зиме. В музыке мы слышим шум дождя и ветра, крики улетающих на юг птиц»

Природа готовится к зиме. В музыке мы слышим шум дождя и ветра, крики улетающих на юг птиц»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020