Статья "Как развивать речь детей"
Оценка 4.9

Статья "Как развивать речь детей"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
02.05.2021
Статья "Как развивать речь детей"
«Как развивать речь детей».doc

 

 

«Как  развивать  речь  детей

 

Чему и как  нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться. Этот вопрос  самый важный для меня, так как существует речевой барьер у учащихся.  Речь многих детей, к сожалению, бедна. Бедна потому, что они не стремятся говорить ярко, выразительно и разнообразно. Их словарный запас скуден, и у них не хватает слов, чтобы разнообразить свою речь, сделать её яркой и выразительной, а самое главное - грамотной. Малый объем словарного запаса объясняется тем, что

·                                 интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объём новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

·                                 трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщённостью материала.      

Наблюдая за речью учащихся, я  заметила существующие различия в  речевом развитии:

- успешное обучение на уроках русского языка и литературы,

- природные особенности их речи,

- уровень общего развития, влияние речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся.

Учитывая эти факторы, я как учитель-словесник работаю по развитию речи школьников и совершенствованию ее культуры. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда это семья, класс, школа, взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживаются стремление к высокой культуре речи. Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышления на основе личных размышлений и социального взаимодействия.

Учителя, которые придерживаются принципов коммуникативного метода обучения (Карран, 2006), менее обеспокоены грамматической стройности языка и соблюдением грамматических норм, чем способностью использовать язык для общения. Суть коммуникативного метода обучения состоит в том, что основные языковые навыки (устная и письменная речь, грамматика, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения. Быстрое усвоение изучаемого материала происходит за счет того, что лексика и грамматические структуры второго языка преподносятся ученику в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации. Между учеником и учителем возникает приятное общение, благодаря которому разговаривать на втором языке становится проще. Позитивный эмоциональный настрой, работа в парах и группах, участие в дискуссиях на интересующие темы, игровые элементы позволяют учителям учесть индивидуальные особенности учащихся, усилить их мотивацию, сделать занятия творческими и увлекательными.

 

             

 

         Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Естественный и коммуникативный подходы признают важность благоприятной учебной среды, в которой учащиеся чувствуют себя в состоянии совершать ошибки и рисковать, так как они учатся и практикуют новые слова, структуры и произношение. Оба подхода опираются на мотивацию учащихся в обучении. 

Учитывая это, я сосредоточиваю  все внимание не на собственном преподавании, а на развитии  речи у обучающихся и умения обучатся.

С этой целью  создаю образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Для этого на своих уроках создаю мини–группы разными способами. Например, используя «Коллаж», я мотивирую учащихся и создаю группы. По картинкам дети находят друг друга и объединяются в группы.

Утверждением Выготского о центральной роли речи  в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс подтвердил 1971 году, что обучение происходит не только посредством пассивного  слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения,  аргументации.

Частью того, чтобы быть «катализатором» обучения является мотивирование учащихся таким образом, чтобы они обучались русскому языку как родному. Учащиеся, как правило, хотят хорошо учиться в школе, но некоторые теряют мотивацию и интерес. В идеале учащиеся должны быть внутренне мотивированы, так чтобы у них было желание и соответствующие инструменты обучения, а не вынужденная необходимость учиться. Часто это достигается путем обучения, активного, сложного и значимого, насколько это возможно. Учащиеся, изучающие русский язык как второй находят мотивацию к обучению, когда они видят практическое применение усвоенных ими новых знаний и навыков, и они положительно реагируют на задачи, связанные с их повседневным опытом, который основан на реальных жизненных ситуациях.

           Активные формы обучения используются для того, чтобы сохранить и даже увеличить внутреннюю мотивацию ученика. Я на уроках  стараюсь использовать следующее:

                        создавать интересные, увлекательные уроки, поощряя учащихся к активному участию, чтобы улучшить свои навыки общения;

                        использовать реальные жизненные ситуации, где это возможно;

                        использовать соответствующие возрастным особенностям тексты и темы, которые имеют отношение к интересам учащихся;

                        помогать учащимся развивать идеи национально-культурной специфики русского языка, о культуре русского, казахского и других народов;

                        создавать положительный имидж самих учащихся и давать им уверенность в использовании языка;

                        поощрять самостоятельность учащихся так, чтобы учащиеся объясняли свой успех или провал.

        Необходимо обратить внимание, что для мотивации учащихся, необходимо избегать поощрения (в том числе похвалы), наказания или обратной связи, которые вызывают у учащегося чувства, что:

                        он способен в меньшей степени выполнить задачу;

                        не стоит до конца завершать задачу;

                        для выполнения этой задачи требуется ограниченное количество действий или усилий;

                        ему дано меньше заданий.

                        Внешнее стимулирование используется в ситуациях, где имеется низкая начальная внутренняя мотивация. В идеале учитель устанавливает высокие ожидания и использует похвалу, чтобы укрепить чувство учащегося в собственной компетентности. Подчеркивает внутренние мотивы (например, его собственные интересы, симпатии в теме, достижение личных целей и т.д.).

Неудача ученика в изучении часто происходит из-за неудачной попытки отказа учителя мотивировать. Жизненно важная роль учителя - это понять многие факторы, определяющие мотивированы ли учащиеся или нет, в стремлении педагога узнать что-либо о фактах мотивации каждого ученика.

Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи ( 2008) называют «самоцелью» и, что Райан и Деки ( 2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию – стремление и любознательность.

В свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

Игра «Корректор»

1.     Найди ошибку в выборе слова.

2.     Кто быстрее и точнее отредактирует?

3.     Найди лишнее слово.

Игра «Бумеранг».
1. Найди синоним (или антоним) к слову.

2. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
 

Берёзка высокая (кудрявая , стройная, тоненькая).

 Игра «Вставь слово». Вместо вопросов нужно вставить слова.

(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка.

 

         Продолжи рассказ по его началу… Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

 

 Распространите предложения День осени. Показалось солнце.

8. На уроках русского языка использую поэзии», помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.

Например, на доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

Для повышения мотивации использую игры, кроссворды, логические задания, стратегии критического мышления. Из опыта, хочу сказать, что  на развитие речи детей и на изучение русского языка большую роль влияют просмотр телепередач на русском языке.

Моя дочь научилась русскому языку по телепередачам «Карусель», «Nickоlodeon», «Детский мир». На каждом уроке ученики–политинформаторы готовят новости из газет или телепередач и др.   

Дети младших классов любят рисовать, делают книжечки с пословицами, загадками, сказками, а также сочиняют их. С целью развития метапознавательных способностей учащимся поручила завести портфолио. Уделяю внимание на то, чтобы неуспевающие ученики работали в ЗБР (Л.Выготский), где успевающие  с интересом помогают и объясняют учебный материал. Выготкий утверждает, что когнетивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайщего развития»(ЗБР).

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Таким образом, роль учителя в социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Этот процесс повышает мотивацию у учеников.  На сегодняшний день доказано, что совместное беседа в классе приносит большую пользу, так как:

- позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

- содействует аргументированию учениками своих идей;

- помогает учителям, понять на какой  стадии находится  их ученики в процессе своего обучения.

Неуспевающие ученики завели тетради для контрольного списывания, которых проверяют  в парах сами или успевающие ученики. При таком виде работы происходит взаимооценивание. Задаю опережающее задание составить вопросы по пройденным темам, составить тесты.

С целью совершенствования устной и письменной речи использую опережающие диктанты, которых задаю на дом, чтобы дети хорошо и внимательно прочли текст. На следующем уроке провожу диктант, которого дети проверяют в парах. Это стратегия развивает речь, зрительную  память, способствует когнетивному развитию.

Используя на своих уроках методы критического мышления такие, как  Конэз, Паук, диаграмма Венна, кластеры, синквейн, я увидела продуктивность работы учащихся.

В процессе выполнения этих заданий по этим методам достигается такие цели, как умение выражать свои мысли ясно и уверенно; умение работать и сотрудничать в группе; способность заниматься своим обучением самостоятельно.

 

Использованная литература

1."Руководство для учителя" АОО "Назарбаев - Интеллектуальные школы" 2012 [стр.112-152]

2. «Руководство для учителя»  второе издание.

Образовательная программа курсов повышения квалификации кадров по

предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках

обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. 2015  [стр.8 - 11]

3. Опыт работы учителя русского языка и литературы, Амановой С.Э.,

школы-лицея  № 76  имени Алихана Бокейхана  города Нур-Султан.

 


Как развивать реч ь детей ?»

Как развивать реч ь детей ?»

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке

Необходимо обратить внимание, что для мотивации учащихся, необходимо избегать поощрения (в том числе похвалы), наказания или обратной связи, которые вызывают у учащегося чувства, что: он…

Необходимо обратить внимание, что для мотивации учащихся, необходимо избегать поощрения (в том числе похвалы), наказания или обратной связи, которые вызывают у учащегося чувства, что: он…

Например, на доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст

Например, на доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст

Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования

Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021