Статья Методика разработки детских образовательных туристских маршрутов
Оценка 4.7

Статья Методика разработки детских образовательных туристских маршрутов

Оценка 4.7
docx
09.04.2020
Статья Методика разработки детских образовательных туристских маршрутов
Статья Методика разработки детских образовательных туристских маршрутов.docx

А.Р. Шангариева

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО ЦДЮТиК г.Чита

 

Методика разработки детских образовательных туристских маршрутов

Одной из современных эффективных форм организации деятельности обучающихся является образовательный туризм. Данный вид туризма рассматривается педагогами как технология обучения и одновременно как форма организации учебного и воспитательного процесса. Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений [3].

Образовательный туристский маршрут (ОТМ) – маршрут, в котором обучающийся совмещает отдых с обучением.  Образовательные маршруты играют важную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении.  Они обеспечивают систематическую связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, что делает их еще более привлекательными и доступными для всех категорий детского и подросткового возраста [2].

В настоящее время, не смотря на наличие теоретических работ по детскому образовательному туризму, отсутствует практика реализации  образовательных туристских маршрутов, поскольку вопросы их разработки требуют совместной деятельности специалистов по туризму и педагогов. Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, она длительна во времени и занимает до нескольких месяцев.

Процедура разработки образовательного туристского маршрута включает следующие этапы:  

1.     Тема ОТМ и выбор района проведения

Начинать разработку образовательного туристского маршрута следует с выбора темы и района проведения похода. Тема является основой, которая объединяет все объекты изучения на маршруте в единое целое. Правильно выбранный район ОТМ позволит наилучшим образом выполнить образовательные задачи.

2.     Определение цели и задач ОТМ.

Цель и задачи определяют содержание, отбор объектов и нитку образовательного маршрута. Цель ОТМ заключается  в  создании (обеспечении) условий для формирования (развития) представлений, понятий, знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, и т.д. Задачи ОТМ соотносятся с планируемыми результатами и определяются, исходя из цели. Учебная суть маршрута определяет необходимость постановки образовательных, развивающих и воспитательных задач. Так же ОТМ выполняет  оздоровительную задачу, благодаря сочетанию умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

3.                 Изучение района ОТМ

Рассмотреть географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир в месте расположения ОТМ. Проложить примерную нитку маршрута на местности,  оценить транспортную инфраструктуру, средства размещения, питания, выявление возможных сложностей и угроз [4].

4.                 Изучение природных, краеведческих и других значимых объектов в районе ОТМ

Изучение объектов проводится для определения окончательной нитки маршрута, составления описания остановок и содержания маршрута,  которые позволят организовать с  обучающимися наблюдения на местности (метеорологические, гидрологические, фенологические, наблюдения развитием оврагов и др.), выполнение различных измерительные работ (например, простейших съемок местности), упражнения в ориентировании и прочее.

5.     Определение содержания ОТМ и возрастной категории участников

Информационная наполняемость – один из важных этапов маршрута. На протяжении ОТМ обучающиеся будут не только получать новые знания, но и применять умения и навыки, ранее полученные на уроках географии. Отбор элементов содержания определяется содержанием разных курсов школьной географии и зависит от возрастной категории участников ОТМ и района проведения маршрута. 

6.     Составление паспорта ОТМ

Специфика составления паспорта ОТМ прописана в работах по туризму и экскурсоведению.

7.     Разработка текста сопровождения ОТМ

Текст маршрута представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в план ОТМ. 

8.     Разработка путеводителя или карты-схемы ОТМ

Путеводитель определяет движение группы по маршруту. Путеводитель может быть оформлен в виде таблицы, схемы, карта-схемы, буклета, карты.

9.     Утверждение  маршрута

Готовый маршрут необходимо утвердить. Делается это в целях обеспечения безопасности. Подготавливаем пакет документов (заявка на ПВД, страховка от несчастного случая) и утверждаем у администрации школы. Затем отправляем пакет документов в МВД.  Если маршрут рассчитан на несколько дней, то уведомляем службу МЧС.

10. Обоснование актуальности создания данного маршрута.

В завершении проводится обоснование актуальности разработанного маршрута.

Таким образом, разработка детских образовательных туристских маршрутов – процедура, требующая основательной подготовки. ОТМ является одной из разновидностей проведения урока и позволяет на практике рассмотреть школьный материал.

Список литературы

1.     Методика преподавания географии / сост. О.Ю. Сушкова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009. 33 с.

2.     Образовательный туризм как инновационная форма педагогического опыта по формированию культуры здоровья у обучающихся [Электронный ресурс] / Образовательный портал Костромской области. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru

3.     Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф.  — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.

4.     Погодина В.Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма // СПО научно-методическая работа. – Санкт-Петербург, 2009. – С.58-61.

Научный руководитель – К.С. Козырева, кандидат географических наук, доцент кафедры Г,БЖиТ Забайкальского государственного университета


Скачано с www.znanio.ru

А.Р. Шангариева педагог дополнительного образования,

А.Р. Шангариева педагог дополнительного образования,

Тема ОТМ и выбор района проведения

Тема ОТМ и выбор района проведения

Определение содержания ОТМ и возрастной категории участников

Определение содержания ОТМ и возрастной категории участников

В завершении проводится обоснование актуальности разработанного маршрута

В завершении проводится обоснование актуальности разработанного маршрута
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020